УИД: 11RS0001-01-2021-013194-39
Дело № 2-8229/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Никитенковой Е.В.,
при секретаре Комаровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 1 декабря 2021 года гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Почта России» о признании нарушения прав, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к АО «Почта России» о признании нарушения его прав, взыскании компенсации морального вреда, в обоснование которого указал, что 23.04.2021 им была подана на отправку почтовая корреспонденция – заявление с пакетом документов, адресованная Уполномоченному по правам человека в Республике Коми. Согласно ответу Уполномоченного по правам человека в Республике Коми, в марте и апреле 2021 года заявлений от него не поступало, из чего истец делает вывод о том, что направленная им корреспонденция не была доставлена адресату органом почтовой связи.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования.
АО «Почта России», третье лицо ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми в судебное заседание представителя не направили, извещены надлежащим образом, возражений по существу иска ими не представлено.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 отбывает уголовное наказание по приговору суда в ... России по Республике Коми.
Как следует из представленной истцом расписки о принятии обращения, ФИО1 23.04.2021 передано сотруднику ФКУ ... УФСИН России по Республике Коми обращение в закрытом конверте, адресованное Уполномоченному по правам человека в Республике Коми.
Согласно ответу АО «Почта России» на претензию ФИО1, истцу предложено в соответствии с п. 6 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» в целях проверки по вопросу порядка пересылки, доставки и вручения почтового отправления представить данные о виде почтового отправления, штриховой почтовый идентификатор, сведения о дате и месте приема, адресе и полном наименовании отправителя и адресата.
Как следует из объяснений ФИО1, почтовое отправление, переданное им 23.04.2021 для направления Уполномоченному по правам человека в Республике Коми, было отправлено простой почтовой корреспонденцией, в связи с чем почтовый идентификатор у него отсутствует.
По запросу суда Уполномоченным по правам человека в Республике Коми представлены все обращения ФИО1 за 2020-2021 годы, в числе которых имеется заявление ФИО1, датированное им 22.04.2021 и поступившее 11.05.2021, в котором он просит дать ему ответ на обращения, направленные им ранее 18.03.2021 и 15.04.2021.
17.05.2021 Уполномоченным по правам человека в Республике Коми дан ФИО1 ответ исх. № ..., согласно которому его обращений в марте-апреле 2021 года не поступало.
Поскольку истцом не представлено суду доказательств, что в апреле 2021 года им направлялись в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Коми какие-либо иные заявления, в представленных Уполномоченным по правам человека в Республике Коми документах иные обращения ФИО1, датированные апрелем или более ранним месяцем 2021 года, отсутствуют, суд приходит к выводу о том, что заявление ФИО1 от 22.04.2021 и является тем отправлением, которое было им передано через администрацию ФКУ ... УФСИН России по Республике Коми 23.04.2021 для пересылки Уполномоченному по правам человека в Республике Коми.
Сам истец данное обстоятельство в ходе производства по делу также не оспаривал.
Согласно ст. 62 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» пользователь услугами связи вправе передать сообщение связи, отправить почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств, получить сообщение электросвязи, почтовое отправление или почтовый перевод денежных средств либо отказаться от их получения, а также пользоваться иными установленными настоящим Федеральным законом правами, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Защита прав пользователей услугами связи при оказании услуг электросвязи и почтовой связи, гарантии получения этих услуг связи надлежащего качества, право на получение необходимой и достоверной информации об услугах связи и об операторах связи, основания, размер и порядок возмещения ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих из договора об оказании услуг связи, а также механизм реализации прав пользователей услугами связи определяется настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, почтовые отправления подразделяются на следующие категории:
а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил;
б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.
На основании ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Для возложения на лицо имущественной ответственности за причиненный вред необходимо установление фактов наступления вреда, его размера, противоправности поведения причинителя вреда, его вины (в форме умысла или неосторожности), а также причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.
При этом на истце лежала обязанность доказать факт наступления вреда и наличие причинно-следственной связи между неправомерными действиями (бездействием) ответчика и наступившим вредом.
Между тем, истцом в ходе производства по делу не представлено суду доказательств, подтверждающих, что направленная им 23.04.2021 корреспонденция была утеряна, повреждена или по иным причинам не доставлена адресату по вине АО «Почта России».
Напротив, как следует из материалов дела и не опровергнуто истцом, его заявление, переданное 23.04.2021 для направления Уполномоченному по правам человека в Республике Коми, адресатом получено, на него дан ответ.
Указанное отправление направлялось простой почтовой корреспонденцией, в связи с чем на АО «Почта России» не лежала обязанность подтверждения факта получения его адресатом.
Учитывая изложенное, суд признает исковые требования ФИО1 к АО «Почта России» о признании нарушения его прав и взыскании компенсации морального вреда не доказанными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении иска ФИО1 к АО «Почта России» о признании нарушения прав ФИО1, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.В. Никитенкова
Мотивированное решение изготовлено 24.12.2021.