РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля 2020 года г.Тула
Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Михайловой Г.М.,
при секретаре Пушкине Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело
№2-822/2020 по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к ФИО1 об освобождении самовольно занятого участка,
у с т а н о в и л:
истец Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к ФИО1 об освобождении земельного участка, мотивируя свои требования тем, что дата на земельном участке с кадастровым номером *, расположенном по адресу: <адрес>, участок * (далее - Участок) на основании распоряжения заместителя министра имущественных и земельных отношений Тульской области К. от дата № * проведено выездное мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, в отношении ФИО1 с целью подтверждения либо опровержения нарушения земельного законодательства, признаки которого были выявлены в ходе обследования территории.
В ходе проведения данных мероприятий по контролю установлено (согласно акту № * от дата) установлено следующее: обследуемый земельный участок прилегает с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером *, расположенному по адресу: <адрес>, участок *. На участке установлено ограждение из сетки рабица на металлических столбах. Земельный участок с кадастровым номером * площадью 457 кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для садоводства, состоит на государственном кадастровом учете, границы данного земельного участка учтены в местной системе координат МСК-71.1. Земельный участок с кадастровым номером * принадлежит на праве собственности ФИО1, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о государственной регистрации права от дата № *. В результате произведенных главным консультантом отдела контрольной работы министерства имущественных и земельных отношений Тульской области М. совместно с консультантом отдела контрольной работы министерства имущественных и земельных отношений Тульской области У. измерений с использованием специальных технических средств – аппаратура геодезическая спутниковая ЕFТ М1 GNSS, Госреестр № * (свидетельство о поверке от дата № *, действительно до дата), аппаратура геодезическая спутниковая ЕFТ М1 GNSS, Госреестр № * (свидетельство о поверке от дата № *, действительно до дата), рулетка измерительная металлическая Fisco TC30/5, Госреестр № * (свидетельство о поверке от дата № *, действительно до дата), с последующей обработкой полученных измерений с использованием программного обеспечения Gredo DAT4, AutoCAD 2016 LT, определена площадь земельного участка, прилегающего с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером *, занимаемого посредством размещения ограждения из сетки рабица, которая составила 5 кв.м. Фактически на местности земельный участок с кадастровым номером * и земельный участок площадью 5 кв.м находятся в едином ограждении и образуют между собой единый массив.
Исходя из общедоступных кадастровых сведений с интернет сервиса «Публичная кадастровая карта» (<...>) самовольно занятый земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учёт, его граница не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Законные основания (правоустанавливающие документы), подтверждающие правомерность занятия и пользования земельными участками (землей) площадью 5 кв.м. у ФИО1 отсутствуют. Министерство не принимало решений о предоставлении в собственность или в аренду ФИО1 земельных участков площадью 5 кв.м. Таким образом, гражданин ФИО1 самовольно, без законных оснований, использует земельный участок, нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также законные интересы Министерства, которое уполномочено распоряжаться самовольно занятым земельным участком. Действия ответчика препятствуют Министерству в реализации данных полномочий.
Просит суд обязать ФИО1 за свой счет в 14-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу, освободить путем сноса земельный участок, площадью S = 5 кв.м., прилегающий с юго-западной стороны к земельному участку, расположенному по адресу: *, расположенному по адресу: <адрес> участок * от ограждения из сетки Рабица на металлических столбах, координаты поворотных точек земельного участка, а именно: точка 1 Х,м *, Y,м * длина линии 5.61 м.; точка 2 Х,м *, Y,м * длина линии 0.97 м.; точка 3 Х,м *, Y,м * длина линии 5.27 м.; точка 4 Х,м *, Y,м * длина линии 1.06 м.; точка 1 Х,м *, Y,м *, система координат МСК-71.1.
Представитель истца министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени разбирательства дела извещена надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства ходатайство не заявляла, отзыв, возражения на заявленные требования не представила.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив содержание искового заявления, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно положениям Конституции Российской Федерации разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и, соответственно, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов (статья 72, пункты "г", "к" части 1).
Согласно ст.10.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ЗК РФ) полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с п.3 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области от 13 октября 2016 года Министерство является правопреемником министерства экономического развития Тульской области в части реализации полномочий по управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом области, предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области.
К основным принципам земельного законодательства, декларированным положениями ст.1 ЗК РФ относится, в том числе, принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости ".
Как следует из положений пункта 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу п/п.1 п.1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст.39.2 ЗК РФ).
Пунктом 1 ст.69 ЗК РФ предусмотрено, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Согласно п. 7 ст. 69 ЗК РФ порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п. 1, п. 2 ст. 264 ГК РФ).
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей регламентированы положениями п.1ст.8 ГК РФ.
Как следует из материалов дела в период с дата по дата года на земельном участке с кадастровым №*, расположенном по адресу: адресу: <адрес>, участок *, на основании распоряжения министра имущественных и земельных отношений Тульской области К. от дата № * проведено выездное мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, с целью подтверждения либо опровержения нарушения земельного законодательства, признаки которого были выявлены в ходе обследования территории.
В ходе проведения мероприятия по контролю установлено, что обследуемый земельный участок прилегает с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером *, расположенному по адресу: <адрес>, участок *.
На участке установлено ограждение из сетки Рабица на металлических столбах (фото №1-2 в фототаблице).
Земельный участок с кадастровым номером * площадью 457 кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для садоводства, состоит на государственном кадастровом учете, границы данного земельного участка учтены в местной системе координат МСК-71.1, что подтверждено сведениями из Единого государственного реестра недвижимости (выписка от дата № *).
Земельный участок с кадастровым номером * принадлежит на праве собственности ФИО1, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о государственной регистрации права от дата № * (выписка № * от дата).
В результате произведенных главным консультантом отдела контрольной работы министерства имущественных и земельных отношений Тульской области М. совместно с консультантом отдела контрольной работы министерства имущественных и земельных отношений Тульской области У. измерений с использованием специальных технических средств - аппаратура геодезическая спутниковая ЕFТ М1 GNSS, Госреестр № * (свидетельство о поверке от дата № *, действительно до дата), аппаратура геодезическая спутниковая ЕFТ М1 GNSS, Госреестр № * (свидетельство о поверке от дата № *, действительно до дата), рулетка измерительная металлическая Fisco TC30/5, Госреестр № * (свидетельство о поверке от дата № *, действительно до дата), с последующей обработкой полученных измерений с использованием программного обеспечения Gredo DAT4, AutoCAD 2016 LT, определена площадь земельного участка, прилегающего с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером *, занимаемого посредством размещения ограждения из сетки Рабица, которая составила 5 кв.м.
Фактически на местности земельный участок с кадастровым номером дата и земельный участок площадью 5 кв.м находятся в едином ограждении и образуют между собой единый массив.
Таким образом, в ходе проведения мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, выявлено, что земельный участок площадью 5 кв.м с координатами, указанными в обмере площади земельного участка, на котором размещено ограждение из сетки Рабица на металлических столбах, прилегающий с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером *, расположенному по адресу: <адрес>, участок *, используется ФИО1 без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, в связи с чем, в действиях названного лица усматриваются признаки нарушения требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 «Самовольное занятие земельного участка» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, полномочиями по распоряжению таким земельным участком наделено министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
Сведения о предоставлении ответчику спорного земельного участка в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанный земельный участок используется ФИО1 самовольно, без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В силу ч.2 ст.76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
В силу ч.2 ст.62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств) (ч.2 ст. 62 ЗК РФ).
Оценивая, собранные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области об освобождении земельного участка, поскольку достоверно установлено, что действиями ответчика ФИО1 нарушены положения земельного законодательства, действующего на момент спорных правоотношений, при этом доказательств оформления земельно-правовых отношений относительно использования спорного земельного участка суду не представлено.
В силу положений ч.1, 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, с учетом вышеприведенной процессуальной нормы, суд считает возможным установить разумный и реальный срок для исполнения возложенной на ответчика ФИО1 обязанности по освобождению земельного участка- в течение 30 календарных дней с даты вступления в законную силу решения суда.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствие с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку Министерство имущественных и земельных отношений тульской области было освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, по данному делу с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования город Тула госпошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования министерства имущественных и земельных отношений Тульской области удовлетворить.
Обязать ФИО1 за свой счет в 14-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу, освободить путем сноса земельный участок, площадью S = 5 кв.м., прилегающий с юго-западной стороны к земельному участку, расположенному по адресу: *, расположенному по адресу: <адрес>, участок * от ограждения из сетки Рабица на металлических столбах, координаты поворотных точек земельного участка, а именно: точка 1 Х,м *, Y,м * длина линии 5.61 м.; точка 2 Х,м *, Y,м * длина линии 0.97 м.; точка 3 Х,м *, Y,м * длина линии 5.27 м.; точка 4 Х,м *, Y,м * длина линии 1.06 м.; точка 1 Х,м *, Y,м *. Система координат МСК-71.1.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования город Тула государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Г.М. Михайлова