К делу № 2 – 822/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"04" апреля 2016 года г. Ейск
Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Отрошко В.Н.
при секретаре Грибановой Н.М.
с участием прокурора Лобашовой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Ейский район, Муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования Ейский район «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», третье лицо: Управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития о понуждении юридического лица к созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, -
У С Т А Н О В И Л:
Ейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Ейский район, Муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования Ейский район «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» о понуждении юридического лица к созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Просит суд обязать Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования Ейский район «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» устранить в полном объеме допущенные нарушения, а именно:
перед пандусом и внутренней лестницей, разместить тактильные напольные указатели, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей;
установить средства информации, обозначение помещений внутри здания;
оборудовать откидными поручнями, штангами, системой тревожной сигнализации санитарно-бытовое помещение;
разместить указатели направления движения.
Представитель ответчика МО Ейский район «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствии. С исковые требования признает в полном объеме, последствия признания иска в соответствии со ст. 173 и ст.220 ГПК РФ.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствии.
Выслушав помощника Ейского межрайонного прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении требований и просил суд учесть, что Ейской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры на территории города Ейска и Ейского района, по результатам которой установлено нарушение требований закона условия для беспрепятственного доступа инвалидов на объект МБУ МО Ейский район «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», расположенный по адресу: ул. Армавирская, 45/2 г. Ейск, Краснодарский край, не обеспечены. Так, при обследовании объекта указанного выше установлено, что перед пандусом и внутренней лестницей отсутствуют тактильные напольные указатели, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей; откидные поручни, штанги, системы тревожной сигнализации в санитарно-бытовом помещении; средства информации (л.д. 7-8).
Допущенные нарушения препятствуют реализации гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества и реализации гражданских прав, число которых постоянно меняется, что служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Суд считает, что иск следует удовлетворить в полном объеме.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181 – ФЗ Правительство Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации не зависимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Аналогичные требования законодательства предусмотрены ст.ст. 5, 11 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 г. № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае», организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Юридические лица и должностные лица за уклонение от исполнения требований по созданию условий маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства. К объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения, к которым также относится МБУ МО Ейский район «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», расположенный по адресу: ул. Армавирская, 45/2 г. Ейск, краснодарский край. В силу п. 5.2.12 СНиП 35-01-200 следует применять различный по цвету материал ступеней лестниц и горизонтальных площадок перед ними. Тактильные напольные указатели перед лестницами следует выполнять по ГОСТ Р 52875.
Согласно п. 5.2.14 СНиП 35-01-2001 по продольным краям маршей пандусов для предотвращения соскальзывания трости или ноги следует предусматривать колесоотбойники высотой не менее 0,05 м. Поверхность марша пандуса должна визуально контрастировать с горизонтальной поверхностью в начале и конце пандуса. Допускается для выявления граничащих поверхностей применение световых маячков или световых лент. Тактильные напольные указатели перед пандусами следует выполнять по ГОСТ Р 52875.
В соответствии с п. 5.5.8 СНиП 35-01-2001 информирующие обозначения помещений внутри здания должны дублироваться рельефными знаками и размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки и крепиться на высоте от 1,3 до 1,4 м. Требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп содержатся и в «ГОСТ Р 51261-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 13.04.1999 № 123. Настоящий стандарт распространяется на стационарные опорные реабилитационные устройства (далее - опорные устройства), устанавливаемые в доступных для инвалидов общественных зданиях, сооружениях и средствах общественного пассажирского транспорта. Опорные устройства предназначены для инвалидов, в том числе инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски. Стандарт устанавливает типы опорных устройств и технические требования к опорным устройствам.
Согласно с п. 5.3.3 СНиП 35-01-2001 доступная кабина в общей уборной должна иметь размеры в плане не менее, м: ширина - 1,65, глубина - 1,8, ширина двери - 0,9. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство не менее 0,75 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу. Примечание Габариты доступных и универсальных (специализированных) кабин могут изменяться в зависимости от расстановки применяемого оборудования. В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений. Размеры универсальной кабины в плане не менее, м: ширина - 2,2, глубина - 2,25. ФИО1 из писсуаров следует располагать, на высоте от пола не более 0,4 м или применять писсуар вертикальной формы. Следует применять унитазы, имеющие опору для спины.
В силу п. 5.3.6 СНиП 35-01-2001 дверей санитарно-бытовых помещений или доступных кабин (уборная, душевая, ванная и т.п.) следует предусматривать специальные знаки (в том числе рельефные) на высоте 1,35 м. Доступные кабины должны быть оборудованы системой тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с помещением постоянного дежурного персонала (поста охраны или администрации объекта). Над входом в доступные кабины рекомендуется устанавливать световые мигающие оповещатели, срабатывающие при нажатии тревожной кнопки.
В соответствии с П.5.5.1 СНиП 35-01-2001 доступные для МГН элементы здания и территории должны идентифицироваться символами доступности в следующих местах: парковочные места; зоны посадки пассажиров; входы если не все входы в здание, сооружение являются доступными; места в общих санузлах; гардеробные, примерочные, раздевалки в зданиях, в которых не все подобные помещения являются доступным; лифты и другие подъемные устройства; зоны безопасности; проходы в других местах обслуживания МГН, где не все проходы являются доступными. Указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу, могут предусматриваться при необходимости в следующих местах: недоступные входы в здание; недоступные общественные уборные, душевые, ванные; лифты, не приспособленные для перевозки инвалидов; выходы и лестницы, не являющиеся путями эвакуации инвалидов.
В силу п. 5.5.3 СНиП 35-01-2001 система средств информации зон и помещений (особенно в местах массового посещения), входных узлов и путей движения должна обеспечивать непрерывность информации, своевременное ориентирование и однозначное опознание объектов и мест посещения. Она должна предусматривать возможность получения информации об ассортименте предоставляемых услуг, размещении и назначении функциональных элементов, расположении путей эвакуации, предупреждать об опасностях в экстремальных ситуациях и т.п. Здание или сооружение по заданию на проектирование может быть дополнительно оборудовано радиомаяками (радиометками) для слепых или слабовидящих посетителей, имеющих радиоинформаторы. Радиомаяки устанавливаются над дверными проемами и на стенах помещений.
Согласно с п. 5.5.4 СНиП 35-01-2001 визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения, быть увязана с художественным решением интерьера и располагаться на высоте не менее 1,5 м и не более 4,5 м от уровня пола. Кроме визуальной должна быть предусмотрена звуковая сигнализация, а также по заданию на проектирование - стробоскопическая сигнализация (в виде прерывистых световых сигналов), сигналы которой должны быть видимы в местах скопления людей. Максимальная частота стробоскопических импульсов - 1 – 3 Гц.
Согласно ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
Названные нормы законодательства ответчиком МБУ МО Ейский район «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» не выполнены, отсутствует беспрепятственный доступ инвалидам к объекту по адресу: <...>, что подтверждается справкой о результатах проверки от 29.02.2016 г. (л.д. 7-8).
При таких обстоятельствах иск Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Ейский район, Муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования Ейский район «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» о понуждении юридического лица к созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры следует удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования Ейский район «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» обустроить перед пандусом и внутренней лестницей, разместить тактильные напольные указатели, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей, установить средства информации, обозначение помещений внутри здания, оборудовать откидными поручнями, штангами, системой тревожной сигнализации санитарно-бытовое помещение, разместить указатели направления движения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ейский городской суд в срок один месяц.
Председательствующий ……………. В.Н. Отрошко