Дело № 2-8234/202114RS0035-01-2021-016509-51
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 15 сентября 2021 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Новиковой Н.И., при секретаре Скрябиной В.Е., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения об отказе от 19.07.2021 и признании права на установлении пенсии за выслугу лет с момента первого обращения,
установил:
Истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия). В обоснование иска указывает, что 19.06.2021 решением Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) истцу было отказано в установлении пенсии за выслугу лет со ссылкой на п. 1 Порядка условий установления, определения размера, установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента РС(Я) от 09.10.2010 N 292 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия)". Считает, что в данном случае подлежит применению нормативный правовой акт, действовавший на момент возникновения права на установление данной выплаты, а именно Постановление Правительства РС(Я) от 26.10.2001 N 561 "О внесении дополнений и изменений в Положение об установлении и выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и государственные должности республиканских государственных служащих, утвержденное постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2000 года N 193". В соответствии с п 1.1 указанного Положения ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в том числе лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) на постоянной основе, получавшим денежное содержание (денежное вознаграждение) за счет средств республиканского бюджета, предусмотренные Перечнем государственных должностей Республики Саха (Якутия), утвержденным Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2001 года N 1536, и уволенным в связи с прекращением полномочий. Просит признать решение об отказе от 19.07.2021 незаконным, признать право истца на установление пенсии за выслугу лет с момента первого обращения, т.е. с 09.10.2020.
На основании определения суда от 17.08.2021 исковое заявление ФИО1 к Комиссии при Правительстве РС (Я) о признании решения об отказе в установлении пенсии за выслугу лет рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.
Определением от 17.08.2021 по данному спору в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социального развития по Республике Саха (Якутия).
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчики в судебное заседание не явились, извещены о времени и дате рассмотрения дела посредством направления повестки, в материалах дела имеется письменное ходатайство заместителя министра ФИО3 о рассмотрения дела без их участия.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке сторон.
Суд, заслушав пояснения истца, представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия) и лиц, замещавших государственные должности Республики Саха (Якутия), а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения ее размера установлены Законом Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года N 433-III "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года N 433-III) и Порядком установления выплаты, определения размера и условия установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 года N 63 (далее - Порядок).
Размер пенсии за выслугу лет определяется на основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2010 года N 292 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия)". Настоящим Указом закреплен перечень государственных должностей, предусмотренных ранее действовавшим законодательством, и устанавливает их соотношение, применительно к денежному вознаграждению, по которому исчисляется пенсия за выслугу лет, с государственными должностями, существующими в настоящее время в соответствии с действующим законодательством, а также утвержден Порядок условий установления, определения размера, установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия (далее - Порядок).
Согласно п. 1. Порядка право на установление пенсии за выслугу лет распространяется только на лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия) на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности Республики Саха (Якутия) при наличии следующих условий: стаж замещения государственной должности Республики Саха (Якутия) не менее одного года; освобождение от государственной должности Республики Саха (Якутия) в связи с прекращением полномочий независимо от оснований, за исключением случаев, связанных с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что согласно записи №20 от 28.02.1991 г. в трудовой книжке, на основании постановления Верховного Совета Якутской-Саха ССР от 28.02.1991 г., ФИО1 назначен министром лесного хозяйства Якутской-Саха ССР.
Приказом Управления лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) №16а от 29.02.1992, Министерство лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) реорганизовано в Управление лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Приказом Министерства экологии и природопользования РС (Я) № от 06.02.1992, согласно записи № 06.02.1992 г., ФИО1 был назначен ___ Республики Саха (Якутия).
12.12.2006 ФИО1 назначена пенсия по старости.
Согласно решению от 19.07.2021 № 1732 истцу было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием выполнения условий, установленных пунктом 1 Порядка условий установления, определения размера, установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента РС (Я) от 09.10.2010 N 292 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия)", поскольку право на установление пенсии за выслугу лет распространяется только на лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия) на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста …., при наличии стажа замещения государственной должности Республики Саха (Якутия) не менее одного года.
Из письменного отзыва следует, что в период замещения должности «министр» ФИО1 не достиг пенсионного возраста, а также стаж работы в указанной должности составил менее одного года.
Оснований для признания обжалуемого решения от 19.07.2021 незаконным суд не усматривает.
Доводы истца сводятся к тому, что в данном случае при рассмотрении вопроса об установлении пенсии за выслугу лет подлежит применению нормативный правовой акт, действовавший на момент возникновения права на установление данной выплаты - Постановление Правительства РС(Я) от 26.10.2001 N 561 "О внесении дополнений и изменений в Положение об установлении и выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и государственные должности республиканских государственных служащих, утвержденное постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2000 года N 193". С указанными доводами стороны истца нельзя согласиться ввиду следующего.
Действительно, на момент возникновения у истца права на получение пенсии по выслуге лет (12.12.2006), действовало Постановление Правительства РС(Я) от 03.04.2000 N 193 "О реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 1999 года З N 135-II "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О государственной службе", утвердившее Положение об установлении и выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и государственные должности республиканских государственных служащих.
Согласно п. 1.1. данного Положения 1.1. ежемесячная доплата к пенсии устанавливается, в том числе, лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) на постоянной основе и получавшим денежное содержание (денежное вознаграждение) за счет средств республиканского бюджета предусмотренные Перечнем государственных должностей Республики Саха (Якутия), утвержденным Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 5 октября 1996 года N 1488, и уволенным в связи с прекращением полномочий.
Вместе с тем, в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Стороной истца не учтено, что Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" и пунктом 4 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определены критерии, при которых субъект Российской Федерации вправе устанавливать за счет собственных средств доплату к страховой пенсии по старости либо досрочно, назначаемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", а именно: лицо должно замещать государственные должности Российской Федерации на постоянной основе; получать денежное вознаграждение за счет бюджета субъекта Российской Федерации; быть освобожденным от указанных должностей в связи с прекращением полномочий; достигнуть пенсионного возраста. Одновременное наличие этих условий является основанием для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации.
Федеральным законодательством предоставлено право субъектам Российской Федерации предоставлять дополнительные социальные гарантии в виде пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим государственные должности, только при достижении пенсионного возраста или потери трудоспособности в период осуществления ими полномочий, доплата к установленным законами основным пенсиям за выслугу лет не может устанавливаться без учета требований Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 446-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (статья 11, часть 2); в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (статья 72, пункт "н" части 1); субъекты Российской Федерации устанавливают систему своих органов государственной власти самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (статья 77, часть 1).
При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не определяет статус лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, которые для беспрепятственного и вместе с тем ответственного осуществления возложенных на них полномочий наделяются специальным публично-правовым статусом (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2013 года N 7-П), - как следует из взаимосвязанных положений ее статей 72 (пункт "н" части 1) и 76 (части 2 и 5), данный вопрос, как относящийся к общим принципам организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежит разрешению федеральным законодателем, принимающим федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, и законодателями субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты которых принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить. Реализуя конституционные предписания, федеральный законодатель в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определил систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 2) и закрепил отдельные элементы правового статуса лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (статья 2.1).
Федеральный закон от 30 декабря 2015 года N 446-ФЗ дополнил статью 2.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" пунктом 4, предусматривающим условия, при соблюдении которых на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в случае принятия соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации могут распространяться предусмотренные в нем дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий, в том числе досрочно (пункт 1 статьи 1).
Как следует из материалов, связанных с разработкой и принятием названного Федерального закона, он направлен на урегулирование порядка и условий установления дополнительных гарантий лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, на основе принципов справедливости, разумности и учета финансовых возможностей субъекта Российской Федерации, гармонизацию законодательства субъектов Российской Федерации в указанной сфере и обеспечение его соответствия федеральному законодательству о противодействии коррупции.
Согласно пункту 4 названной статьи в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 данного Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 данного Федерального закона.
Пенсии за выслугу лет (ежемесячные доплаты к пенсиям) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, по своей правовой природе являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением данной категории граждан.
Установление данных выплат относится к дискреционным полномочиям законодателя субъекта Российской Федерации, который, однако, принимая такое решение, должен учитывать конституционные предписания и действовать таким образом, чтобы оно не противоречило нормам федерального законодательства, регулирующих указанные правоотношения.
Ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, по своей правовой природе является дополнительным социальным обеспечением в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), которое реализуется в рамках пенсионных отношений и направлено на компенсацию утраченного заработка, а не частью пенсионного обеспечения, и условия его получения должны соответствовать федеральному законодательству.
С учетом вышеуказанных положений, оснований для удовлетворения исковых требований истца у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска ФИО1 к Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения об отказе от 19.07.2021 и признании права на установлении пенсии за выслугу лет с момента первого обращения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья п/п Н.И. Новикова
Копия верна, судья Н.И. Новикова
Секретарь с/з В.Е. Скрябина
Решение изготовлено 21.09.2021