ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8235/2021 от 29.09.2021 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29.09.2021 года г. Тольятти

Автозаводский районный суд города Тольятти Самарской области в составе:

судьи Ивановой О.Б.,

при секретаре Шеленкове В.А.,

с участием представителя истца – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело а-8235/2021 по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ЖСК «Татищев-2» об обязании устранить нарушения требований законодательства о долевом (жилищном) строительстве,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, предъявил в Автозаводский районный суд <адрес> иск к ЖСК «Татищев-2», в котором просит обязать ЖСК «Татищев-2» в установленном законодательством порядке направить в министерство строительства <адрес>, а также разместить в единой информационной системе жилищного строительства на сайте «Наш.дом.рф» отчетность за III и IV кварталы 2020 года в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование искового заявления указал, что прокуратурой района, в связи осуществлением надзора за исполнением законодательства о защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, исполнением приказа прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов», проанализированы сведения министерства строительства <адрес> об исполнении застройщиками обязанности по ежеквартальному предоставлению в уполномоченный орган соответствующей отчетности выявлены факты нарушения требований законодательства о долевом (жилищном) строительстве. С привлечением денежных средств граждан, участников долевого строительства, ЖСК «Татищев-2» на территории района ведется строительство объект капитального строительства — многоэтажный 6-ти секционный жилой дом с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой, <адрес>, квартал 3-А северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а. Таким образом, ЖСК «Татищев-2» является застройщиком. Следовательно, в соответствии с ч. 3.1 ст. 23.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства. Установлено, что ЖСК «Татищев-2» не соблюдается требование законодательства о необходимости предоставления отчетности посредством личного кабинета в ЕИСЖС в виде электронного документа. Данная обязанность не исполнена, отчетность за 3,4 кварталы 2020 года в указанном порядке в ЕИСЖС на официальном сайте - https://наш.дом.рф не размещена, иным способом в уполномоченный орган не представлена. Таким образом, ЖСК «Татищев-2» нарушены требования законодательства, связанного со строительством многоквартирных домов. В связи с выявленными нарушениями законодательства в адрес ЖСК «Татищев-2» ДД.ММ.ГГГГ за внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства и законодательства о долевом участии в строительстве. Согласно ответа ЖСК «Татищев-2» от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное представление рассмотрено, нарушения законодательства не устранены.

Ответчик исковые требования не признал, в возражениях на иск указал, что ЖСК «Татищев-2» не является субъектом, имеющим обязанность исполнять предъявляемые в иске требования. ЖСК «Татищев-2» не являлся застройщиком с привлечением денежных средств граждан участников долевого строительства в указанный в иске в период III и IV кварталы 2020 года. В данный период у ЖСК «Татищев-2» отсутствовало действующее разрешение на строительство. Денежные средства граждан не привлекались. Договора долевого участия на объекте ЖСК «Татищев-2» не зарегистрированы. Эти обстоятельства неоднократно установлены вступившими в силу судебными актами. Решением Автозаводского райсуда по делу от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлено: «Суд соглашается с доводами заявителя, о том, что юридическое лицо ЖСК «Татищев-2» не является специальным субъектом, ответственность которого предусмотрена ч.З ст. 14.28 КоАП РФ, т.е. не является субъектом долевого строительства, что подтверждается п.4 выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому у ЖСК «Татищев-2» договоров участия в долевом строительстве не зарегистрировано». Полагает, что к иску не приложено каких-либо документов, опровергающих установленные в суде факты и доказывающих, что ЖСК «Татищев-2» в III и IV кварталах 2020 года являлся застройщиком с привлечением денежных средств граждан участников долевого строительства. В связи с чем у ЖСК «Татищев-2» отсутствует обязанность направлять в министерство строительства <адрес> и размещать в ЕИСЖС на сайте «Наш.дом.рф» какую-либо отчетность за III и IV кварталы 2020 года. Просил в иске отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал по вышеизложенным доводам, просил удовлетворить. Пояснил, что ответчик заключал договоры долевого участия в строительстве с гражданами, привлекал денежные средства. Следовательно, ответчик обязан представить информацию о текущем состоянии обязательств, чтобы Минстрой мог запускать механизм контроля. В связи с допущенными нарушениями со стороны ответчика Минстрой не имеет необходимой ему информации, не может учитывать её в работе. Срок действия разрешения на строительство у ответчика истекал, но разрешение продлевалось. Прекращение строительства объекта не снимает обязательства перед пайщиками. Полагает, что ссылки на решение Автозаводского районного суда по результатам обжалования постановления Минстроя о привлечении к административной ответственности ответчика не состоятельна, поскольку в решении указано, что юридическое лицо не является субъектом долевого строительства. Законом установлено, что если лицо привлекает денежные средств, у него возникают обязательства по предоставлению информации в контролирующий орган.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 14).

Выслушав представителя истца, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд считает заявленные требования прокурора <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

ЖСК «Татищев 2» является застройщиком объекта капитального строительства - жилого дома с нежилыми помещениями и инженерно-техническим обеспечением, расположенного по адресу: <адрес>, 9 квартал, на основании разрешений на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мэрией г.о. Тольятти и от ДД.ММ.ГГГГ, выданного министерством строительства <адрес> с привлечением денежных средств граждан, участников долевого строительства.

Объектом капитального строительства, в соответствии с проектной документацией является многоэтажный 6-ти секционный дом с нежилыми помещениями на 1-ом этаже с инженерной инфраструктурой <адрес> квартал 3-А северо-западнее пересечения <адрес> и <адрес>а.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 23.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ) жилищно-строительные кооперативы являются субъектами информации, то есть лицами, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС).

В соответствии с подп. 6 п. 6 ст. 23 Закона № 214-ФЗ контролирующий орган ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.1 ст. 23.3 Закона № 214-ФЗ жилищно-строительные кооперативы обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную Жилищным кодексом Российской Федерации (далее-ЖК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Согласно ст. 123.1 ЖК РФ жилищно-строительный кооператив, осуществляющий за счет средств членов кооператива строительство многоквартирного дома, обязан размещать в ЕИСЖС, предусмотренной Законом № 214-ФЗ, устав кооператива, а также иные документы и информацию, предусмотренные данной нормой.

В соответствии со ст. 123.2 ЖК РФ контроль за деятельностью ЖСК, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением ЖСК требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса осуществляется контролирующим органом.

Согласно пп. 3.3 п. 2 ст. 123.2 ЖК РФ контролирующий орган при осуществлении контроля вправе ежеквартально получать от ЖСК отчетность об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства ЖСК многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр «О внесении изменений в порядок предоставления жилищно-строительным кооперативом отчетности об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно- строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр», внесены изменения, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ отчетность с прилагаемыми к ней документами (при их наличии), предоставляется ЖСК в контролирующий орган посредством личного кабинета ЖСК в ЕИСЖС (официальный сайт - https://наш.дом.рф в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью председателя правления жилищно-строительного кооператива.

В соответствии с приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр «Об утверждении формы отчетности об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, и порядка предоставления жилищно-строительным кооперативом указанной отчетности в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» утверждена форма отчетности об осуществлении деятельности ЖСК, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива, порядок представления ЖСК указанной отчетности в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно п. 3 приложения к приказу Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр ЖСК обязаны ежеквартально представлять в Главное управление отчетность об осуществлении деятельности не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за 4 квартал, которая представляется не позднее 60 дней после окончания 4 квартала.

Установлено, что ЖСК «Татищев-2» не соблюдается требование законодательства о необходимости предоставления отчетности посредством личного кабинета в ЕИСЖС в виде электронного документа. Установлено, что данная обязанность не исполнена, отчетность за III и IV кварталы 2020 года в указанном порядке в ЕИСЖС на официальном сайте - https://наш.дом.рф не размещена, иным способом в уполномоченный орган не представлена.

Данные обстоятельства ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривались.

Таким образом, в нарушение Порядка предоставления жилищно-строительным кооперативом отчетности об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утвержденного Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр, отчетность за спорный период не представлена.

Истец утверждает, что нарушения законодательства стали возможными по причине несоблюдения требований законодательства сотрудниками ЖСК «Татищев-2» в условиях отсутствия должного контроля со стороны руководителя и правления кооператива, что повлекло нарушение гарантированных законодательством РФ прав членов этого кооператива на получение достоверной и полной информации о жилищно-строительном кооперативе, возникновение препятствий для контроля со стороны уполномоченных органов.

Установлено, что в связи с выявленными нарушениями законодательства в адрес ЖСК «Татищев-2» ДД.ММ.ГГГГ за внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства и законодательства о долевом участии в строительстве.

Согласно ответа ЖСК «Татищев-2» от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное представление рассмотрено, нарушения законодательства не устранены.

Доводы ответчика о том, что решение Автозаводского районного суда по делу от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ЖСК «Татищев-2» не является специальным субъектом, ответственность которого предусмотрена ч.З ст. 14.28 КоАП РФ, т.е. не является субъектом долевого строительства, а следовательно не имеет обязанности размещать отчетность за 3, 4 кварталы 2020 года в ЕИСЖС на официальном сайте - <адрес> суд находит не состоятельными по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 14.28 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме влечет административную ответственность.

В определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-ЭС19-8750 по делу №А32-33507/2018 указано, что из совокупности и взаимосвязи норм КоАП РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Порядка предоставления жилищно-строительным кооперативом отчетности об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утвержденного Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр, в аналогичных ситуациях в действиях кооператива имеются признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от ДД.ММ.ГГГГ № 51-ФЗ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

При указанных обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав граждан, и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обязав ответчика в установленном законодательством порядке направить в министерство строительства <адрес>, а также разместить в единой информационной системе жилищного строительства на сайте «Наш.дом.рф» отчетность за III и IV кварталы 2020 года в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче юридическим лицом искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, составляет 6000 рублей.

В случае удовлетворения требований истца, понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании положений абзаца 8 части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

Таким образом, подлежащая взысканию с ответчика в местный бюджет сумма государственной пошлины должна составить 6000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ЖСК «Татищев-2» в установленном законодательством порядке направить в министерство строительства <адрес>, а также разместить в единой информационной системе жилищного строительства на сайте «Наш.дом.рф» отчетность за III и IV кварталы 2020 года в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ЖСК «Татищев-2» в местный бюджет сумма государственной пошлины должна составить 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г.о. Тольятти.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.Б. Иванова