Гражданское дело № 2-823/2018 В окончательном виде решение изготовлено 29 декабря 2018 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Г. Кировград 26 декабря 2018 года Кировградский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Доевой И.Б., при секретаре Турчевой Е.В., с участием истца ФИО1, представителя ответчика Родченко Е.И., действующей на основании доверенности от 06 марта 2018 года № 15, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-823/2018 по иску ФИО1 к территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Кировграду о признании незаконным отказа во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», установил: ФИО1 обратилась с иском к территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Кировграду (далее по тексту - Управление социальной политики по городу Кировграду) о признании незаконным решения от 06 марта 2018 года № 8 об отказе во включении ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» (далее по тексту – Список), возложении обязанности на ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда». В обоснование исковых требований истец указала, что в марте 2018 года обратилась в Управление социальной политики по городу Кировграду с заявлением о включении его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», представив необходимые для этого документы, в том числе, о награждении ее приказом ФСИН России от 05 октября 2016 года № 748-лс Почетной грамотой. В удовлетворении заявления истцу отказано решением Управления социальной политики по городу Кировграду от 06 марта 2018 года № 8 со ссылкой на то, что имеющаяся у истца награда не подлежит учету при присвоении звания «Ветеран труда». Отказ во включении в список претендентов на присвоение звания «Ветеран труда» истец считает незаконным, поскольку он противоречит положениям Конституции Российской Федерации. Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала; просила исковые требования удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Управления социальной политики по городу Кировграду – Родченко Е.И., действующая на основании доверенности от 06 марта 2018 года № 15, представила в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении иска отказать, настаивая на правомерности обжалуемого решения. Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в совокупности, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено и следует из материалов дела, 01 марта 2018 года ФИО1 обратилась в Управление социальной политики по городу Кировграду с заявлением о включении в списки претендентов на присвоение звания «Ветеран труда», представив в подтверждение права на получение указанного звания документы о награждении ее приказом ФСИН России от 05 октября 2016 года № 748-лс Почетной грамотой. Решением Управления социальной политики по городу Кировграду от 17 06 марта 2018 года № 8 в удовлетворении заявления ФИО2 о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», отказано в связи с несоблюдением условий присвоения данного звания. Инициируя настоящий спор, истец указала, что наличие Почетной грамоты ФСИН России предоставляет ей право на присвоение звания «Ветеран труда». Оценивая доводы истца в указанной части, суд приходит к выводу о том Согласно пунктам 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ, действующей с 01 июля 2016 года, т.е. на момент возникновения спорных правоотношений) ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ) порядокучреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации; порядокучреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. На территории Свердловской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяется Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области», утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05 июня 2006 года № 458-УГ (далее по тексту – Положение). Поскольку реализация права на присвоение звания «Ветеран труда» носит заявительный порядок (пункт 3 Положения), право истца подлежит оценке по нормам законодательства, действующего на дату подачи заявления о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». Деятельностью ФСИН России руководит не Правительство Российской Федерации, что следует из Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314. ФСИН России подведомственна Минюсту России (пункт 1 указанного Положения), руководство деятельностью Министерства юстиции Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации (пункт 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313). С учетом изложенного, именно самой ФСИН России определяется порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» и награждения такими знаками. Согласно Приказа ФСИН России от 23 декабря 2014 года № 770 Почетная грамота отнесена к ведомственной награде ФСИН. Как следует из Приказа ФСИН России от 05 апреля 2011 года № 201 «О Почетной грамоте Федеральной службы исполнения наказаний и благодарности директора Федеральной службы исполнения наказаний» (вместе с «Положением о Почетной грамоте Федеральной службы исполнения наказаний и об объявлении благодарности директора Федеральной службы исполнения наказаний») награждение Почетной грамотой Федеральной службы исполнения наказаний и объявление благодарности директора Федеральной службы исполнения наказаний являются формой поощрения: за заслуги в обеспечении исполнения уголовных наказаний, развитии уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), повышении престижа службы, способствующие укреплению законности и правопорядка; за организацию работы и достижение высоких показателей в служебной и трудовой деятельности учреждений и органов УИС; за продолжительную и безупречную службу, высокий профессионализм, инициативу и усердие, образцовое исполнение служебных обязанностей, служебного долга (пункт 1); Почетной грамотой Федеральной службы исполнения наказаний награждаются работники УИС, федеральные государственные гражданские служащие ФСИН России, работники УИС, уволенные на пенсию (далее - работники, служащие и пенсионеры УИС); Почетной грамотой Федеральной службы исполнения наказаний также могут награждаться иные граждане Российской Федерации и иностранные граждане (далее - иные граждане), им может объявляться благодарность директора Федеральной службы исполнения наказаний (пункт 2). Между тем, во исполнение пункта 1.1. статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ) издан приказ ФСИН России от 21 августа 2017 года № 823, которым установлено, что медаль «За отличие в службе» I или II степени медаль «За отличие в труде» являются ведомственными знаками отличия Федеральной службы исполнения наказаний, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда»; данный приказ вступил в силу 19 сентября 2017 года. Таким образом, на момент обращения истца к ответчику с заявлением о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» - 01 марта 2018 года, действовал указанный приказ ФСИН России, который не относит почетную грамоту к наградам, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Истец, будучи награжденный не той ведомственной наградой, которая названа в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ), подпункта 1 пункта 1 Положения, не вправе претендовать на присвоение ему звания «Ветеран труда». Не имеется правовых оснований и для признания за истцом права на присвоения звания «Ветеран труда» в силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», поскольку согласно этой норме за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, тогда как из материалов дела следует, что награждение истца почетной грамотой имело место после 30 июня 2016 года. Кроме того, в силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Избранный истцом способ защиты права должен приводить к восстановлению нарушенного (оспариваемого) права. Суд полагает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, так как заявленные требования не могут восстановить нарушенное право истца. Первое требование о признании решения ответчика от 06 марта 2018 года № 8 незаконным само по себе не восстанавливает право истца, так как не предполагает возложения на ответчика какой бы то ни было обязанности, положение истца остается прежним. Второе требование о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» заявлено к ненадлежащему ответчику, так как в силу пункта 2 Положения звание «Ветеран труда» присваивается не ответчиком, а указом Губернатора Свердловской области (на основании подготовленного Министерством социальной политики Свердловской области проекта указа – пункт 11 Положения), к компетенции ответчика отнесено лишь принятие решения о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» (пункты 3, 9 Положения). Требований, соответствующих компетенции ответчика, в иске не заявлено, а потому указанные требования, в любом случае, не могут быть удовлетворены судом. Исходя из установленных обстоятельств, учитывая приведенные нормы права, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования ФИО1 к территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Кировграду о признании незаконным отказа во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда» оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Кировградский городской суд Свердловской области. Судья И.Б. Доева |