ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-823/2017 от 17.01.2002 Староминской районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-823/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Станица Староминская Краснодарского края 15 ноября 2017 года

Староминский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Бондаренко К.Ю.,

при секретаре Бут О.Н.,

с участием представителя истца помощника прокурора Староминского района Краснодарского края Фанян Л.А.,

представителя ответчика администрации МО Староминский район – Гавриш О.В., представившей доверенность №138-2489/17-01-02 от 14.09.2017 года,

представителя ответчика МБОУ СОШ №10 МО Староминский район – Ульянова В.Ю.,

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Староминского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Староминский район и МБОУ СОШ №10 МО Староминский район о возложении обязанности по приведению здания и территории образовательного учреждения в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, а также по финансированию данных мероприятий,

У С Т А Н О В И Л:

Во исполнение п.п.2.1, 2.2. выписки из протокола заседания межведомственной рабочей группы по взаимодействию в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних от 05.09.2017 г. прокуратурой района проведена проверка обеспечения администрацией муниципального образования Староминский район своевременного и качественного капитального ремонта зданий и сооружений подведомственных образовательных учреждений (в том числе ремонта кровли, пищеблоков), по результатам которой выявлены нарушения законодательства, в том числе факты не устранения нарушений, указанных в представлениях прокурора района от 04.10.2016 № 21-1-2016/33608, от 30.12.2017 № 21-1-2016/35265, от 18.08.2017 № 21-1-2017/39455. В 2016 году прокуратурой района в ходе проверки готовности образовательных организаций Староминского района к учебному году установлено, что в МБОУ СОШ № 10 необходимо проведение ремонта твердых покрытий прилегающей территории (п.п. 3.8, 12.1 СанПиН 2.4.2.2821-10), фасада здания школы (п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10), а также заменить линолеум в коридоре на 2 этаже здания образовательной организации (п. 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10). В связи с этим, 04.10.2016 прокуратурой района главе администрации муниципального образования Староминский район внесено представление об устранении нарушений № 21-1-2016/33608. В текущем году в ходе проверки готовности образовательных организаций к началу нового учебного года прокуратурой района выявлено, что в МБОУ СОШ № 10 необходим ремонт асфальтного покрытия территории образовательной организации (п.п. 3.8, 12.1 СанПиН 2.4.2.2821-10), помещения лестничного проема школы (п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10), фасада здания школы (п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10). Изложенное свидетельствует, что, несмотря на внесенное прокуратурой района 04.10.2016 района главе администрации муниципального образования Староминский район представления об устранении нарушений № 21-1- 2016/33608, органом местного самоуправления полномочия по обеспечению содержания зданий и сооружений подведомственных образовательных организаций, обустройству прилегающих к ним территорий, должным образом не исполнялись и в 2017 году. В связи с этим, 18.08.2017 прокуратурой района главе администрации муниципального образования Староминский район внесено представление об устранении нарушений № 21-1-2016/39455. Вместе с тем, указанные нарушения до настоящего времени не устранены. У названной образовательной организации не имеется средств для проведения перечисленных ремонтных работ в связи с ненадлежащим финансированием муниципального задания. Так, согласно информации централизованной бухгалтерии управления образования администрации МО Староминский район, полученной прокуратурой района в ходе проверки в 1 квартале текущего года, в 2017 году потребность образовательных организаций для надлежащего выполнения ими муниципальных заданий в финансировании за счет местного бюджета составила 173 605, 6 тыс. рублей. Вместе с тем, решением о бюджете района на 2017 год было предусмотрено выделение субсидии лишь в размере 137 796, 7 тыс. руб., что составляет 79,3 % от необходимой суммы. Данные обстоятельства свидетельствуют о некачественном планировании бюджета муниципального образования Староминский район на 2017 год, что стало причиной ненадлежащего исполнения муниципальными бюджетными учреждениями муниципальных заданий, является нарушением требований ч. 2 ст. 69.2, ч. 1 ст. 78.1, ч. 3 ст. 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и привело к нарушению санитарных правил, прав и свобод неопределенного круга лиц из числа несовершеннолетних, в том числе на безопасное пребывание в образовательных организациях, что является недопустимым. Просит суд обязать администрацию муниципального образования Староминский район не позднее первого полугодия 2018 года обеспечить финансирование мероприятий по приведению здания и территории МБОУ СОШ №10 МО Староминский район в соответствие с требованиями санитарных норм и правил, в том числе по проведению ремонта асфальтного покрытия территории образовательной организации, помещения лестничного проема и фасада здания школы, для чего предусмотреть в проекте решения Совета муниципального образования Староминский район «О бюджете на 2018 год» средства на указанные мероприятия в полном объеме. Обязать МБОУ СОШ № 10 МО Староминский район принять исчерпывающие меры, направленные на приведение здания и территории школы в соответствие с требованиями санитарных норм и правил, в том числе на проведение ремонта асфальтного покрытия территории образовательной организации, помещения лестничного проема и фасада здания школы.

Помощник прокурора поддержал заявленные исковые требования.

Представители ответчиков администрации МО Староминский район, и МБОУ СОШ №10 МО Староминский район, не возражали против заявленных исковых требований, в судебном заседании пояснили, что в МБОУ СОШ №10 асфальтное покрытие территории отремонтировано, изготовлена ПСД на ремонт фасада здания школы на сумму 197281 рублей, подана заявка на изготовление ПСД на ремонт лестничного проема, расходы на ремонт фасада здания школы и лестничного проема будут заложены в бюджет МО Староминский район на 2018 и на плановый 2019-2020 годы. Также кредиторская задолженность за 2017 год по Управлению образования администрации МО Староминский район по состоянию на 01.11.2017 г. составляет 58974741,96 руб., в том числе просроченная кредиторская задолженность за 2017 год составляет 28920602,31 руб., что подтверждается справкой №693 от 15.11.2017 года.

Исследовав материалы дела, суд находит заявление законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению полностью.

В судебном заседании с достаточной достоверность установлено следующее.

Во исполнение п.п. 2.1, 2.2. выписки из протокола заседания межведомственной рабочей группы по взаимодействию в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних от 05.09.2017 прокуратурой района проведена проверка обеспечения администрацией муниципального образования Староминский район своевременного и качественного капитального ремонта зданий и сооружений подведомственных образовательных учреждений (в том числе ремонта кровли, пищеблоков), по результатам которой выявлены нарушения законодательства, в том числе факты не устранения нарушений, указанных в представлениях прокурора района от 04.10.2016 № 21-1- 2016/33608, от 30.12.2017 № 21-1-2016/35265, от 18.08.2017 № 21-1-2017/39455. В 2016 году прокуратурой района в ходе проверки готовности образовательных организаций Староминского района к учебному году установлено, что в МБОУ СОШ № 10 необходимо проведение ремонта твердых покрытий прилегающей территории (п.п. 3.8, 12.1 СанПиН 2.4.2.2821-10), фасада здания школы (п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10), а также заменить линолеум в коридоре на 2 этаже здания образовательной организации (п. 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10). В связи с этим, 04.10.2016 прокуратурой района главе администрации муниципального образования Староминский район внесено представление об устранении нарушений № 21-1-2016/33608. В текущем году в ходе проверки готовности образовательных организаций к началу нового учебного года прокуратурой района выявлено, что в МБОУ СОШ № 10 необходим ремонт асфальтного покрытия территории образовательной организации (п.п. 3.8, 12.1 СанПиН 2.4.2.2821-10), помещения лестничного проема школы (п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10), фасада здания школы (п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10). Изложенное свидетельствует, что, несмотря на внесенное прокуратурой района 04.10.2016 района главе администрации муниципального образования Староминский район представления об устранении нарушений № 21-1- 2016/33608, органом местного самоуправления полномочия по обеспечению содержания зданий и сооружений подведомственных образовательных организаций, обустройству прилегающих к ним территорий, должным образом не исполнялись и в 2017 году. В связи с этим, 18.08.2017 прокуратурой района главе администрации муниципального образования Староминский район внесено представление об устранении нарушений № 21-1-2016/39455. Вместе с тем, указанные нарушения до настоящего времени не устранены. У названной образовательной организации не имеется средств для проведения перечисленных ремонтных работ в связи с ненадлежащим финансированием муниципального задания. Так, согласно информации централизованной бухгалтерии управления образования администрации МО Староминский район, полученной прокуратурой района в ходе проверки в 1 квартале текущего года, в 2017 году потребность образовательных организаций для надлежащего выполнения ими муниципальных заданий в финансировании за счет местного бюджета составила 173 605, 6 тыс. рублей. Вместе с тем, решением о бюджете района на 2017 год было предусмотрено выделение субсидии лишь в размере 137 796, 7 тыс. руб., что составляет 79,3 % от необходимой суммы. Данные обстоятельства свидетельствуют о некачественном планировании бюджета муниципального образования Староминский район на 2017 год, что стало причиной ненадлежащего исполнения муниципальными бюджетными учреждениями муниципальных заданий, является нарушением требований ч. 2 ст. 69.2, ч. 1 ст. 78.1, ч. 3 ст. 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и привело к нарушению санитарных правил, прав и свобод неопределенного круга лиц из числа несовершеннолетних, в том числе на безопасное пребывание в образовательных организациях, что является недопустимым.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52- ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона № 52-ФЗ в организациях дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться мерь: по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Частью 3 статьи 39 Закона № 52-ФЗ установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

К вопросам местного значения муниципального района, согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3), относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Однако, согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-03 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования, в том числе, относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЭ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Как следует из анализа приведенных выше норм законодательства, муниципальные бюджетные образовательные учреждения являются некоммерческими организациями, финансируемыми учредителем за счет средств бюджета на основе муниципального задания.

Администрация муниципального образования Староминский район, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления осуществляет финансовое обеспечение оказываемых образовательными организациями услуг в сфере образования и осуществляет финансирование поддержания имущества, переданного в оперативное управление образовательным организациям, в надлежащем состоянии.

Однако результаты проверки свидетельствуют о непринятии администрацией муниципального образования Староминский район должных мер к обеспечению надлежащего содержания здания и прилегающей территории МБОУ COШ № 10, что стало причиной неосуществления указанным учреждением мер по охране жизни и здоровья несовершеннолетних в период их нахождения в образовательной организации. Грубые нарушения санитарных норм и правил могут привести к угрозе жизни и здоровью несовершеннолетних.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, исходя из вышеизложенного суд считает необходимым обязать администрацию муниципального образования Староминский район не позднее первого полугодия 2018 года обеспечить финансирование мероприятий по приведению здания и территории МБОУ СОШ №10 МО Староминский район в соответствие с требованиями санитарных норм и правил, в том числе по проведению ремонта асфальтного покрытия территории образовательной организации, помещения лестничного проема и фасада здания школы, для чего предусмотреть в проекте решения Совета муниципального образования Староминский район «О бюджете на 2018 год» средства на указанные мероприятия в полном объеме. Обязать МБОУ СОШ № 10 МО Староминский район принять исчерпывающие меры, направленные на приведение здания и территории школы в соответствие с требованиями санитарных норм и правил, в том числе на проведение ремонта асфальтного покрытия территории образовательной организации, помещения лестничного проема и фасада здания школы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Староминского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Староминский район и МБОУ СОШ №10 МО Староминский район о возложении обязанности по приведению здания и территории образовательного учреждения в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, а также по финансированию данных мероприятий, удовлетворить полностью.

Обязать администрацию муниципального образования Староминский район не позднее первого полугодия 2018 года обеспечить финансирование мероприятий по приведению здания и территории МБОУ СОШ №10 МО Староминский район в соответствие с требованиями санитарных норм и правил, в том числе по проведению ремонта асфальтного покрытия территории образовательной организации, помещения лестничного проема и фасада здания школы, для чего предусмотреть в проекте решения Совета муниципального образования Староминский район «О бюджете на 2018 год» средства на указанные мероприятия в полном объеме.

Обязать МБОУ СОШ № 10 МО Староминский район принять исчерпывающие меры, направленные на приведение здания и территории школы в соответствие с требованиями санитарных норм и правил, в том числе на проведение ремонта асфальтного покрытия территории образовательной организации, помещения лестничного проема и фасада здания школы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Староминский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий