ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-823/2021 от 05.04.2021 Ставропольского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2021 года г. Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Лазаревой Н.В.,

с участием:

истца Пышагиной Т.М., ее представителя - Борисовой С.В.

представителя ответчика МП «СтавропольРесурсСервис» - Черновой С.Н. по доверенности

при секретаре Ивановой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-823/2021 по иску Пышагиной Татьяны Михайловны к МП м.р. Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» о возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Пышагина Т.М. обратилась в Ставропольский районный суд Самарской области с иском к МП «СтавропольРесурсСервис» о перерасчете размера оплаты по коммунальным услугам, взыскании излишне уплаченных денежных средств, штрафа и компенсации морального вреда, в котором, с учетом уточнения, просит:

обязать муниципальное предприятие муниципального района Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» произвести перерасчет размера платы за жилищно-коммунальные услуги: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с временным отсутствием потребителя.

Также просит:

взыскать с муниципального предприятия муниципального района Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» в пользу Пышагиной Татьяны Михайловны излишне уплаченные денежные средства в размере 6246,1 рублей за жилищно-коммунальные услуги: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; штраф в размере 3123,05 рублей, что составляет 50 % величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить; моральный вред в размере 5000 рублей.

Заявленные требования мотивированы тем, что Пышагина Т.М. и члены ее семьи в жилом помещении по адресу: <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не проживали, соответственно, коммунальными услугами в виде: холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения не пользовались. До ДД.ММ.ГГГГ Пышагиной Т.М. начисление платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение и водоотведение производилось исходя из нормативов потребления. В октябре 2018 года Пышагина Т.М. обратилась к слесарю Фрундину с просьбой установить в спорном жилом помещении индивидуальные приборы учета ХВС, ГВС, на что получила отказ в связи с началом отопительного сезона и невозможностью отключения водоснабжения. Соответственно, в связи с отказом ответчика, у Пышагиной Т.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствовала техническая возможность установить индивидуальные приборы учета ХВС, ГВС. ДД.ММ.ГГГГ в спорном жилом помещении были установлены индивидуальные приборы учета ХВС , ГВС , показания ИПУ составляли 000,1м3. года ФИО1 обратилась с заявлением к ответчику с просьбой произвести перерасчет платежей за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение и водоотведение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на что получила отказ. Таким образом, переплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 6246,1 рублей. Сумма штрафа составляет 3123,05 рублей. Учитывая нравственные страдания истца, связанные с отказом в удовлетворении законных требований в добровольном порядке, вынужденным обращением за восстановлением своего нарушенного права в судебном порядке, обращением истца за медицинской помощью в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 5000 рублей.

Истец и ее представитель в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. Представила в суд отзыв на исковое заявление, согласно которому в соответствии с 4.1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за холодное водоснабжение горячее водоснабжение, водоотведение по адресу: <адрес> рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг из расчета 1 человек. Истец, требует произвести перерасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что она не зарегистрирована и не проживала в вышеуказанной квартире в этот период. Истец Пышагина Т.М. является собственником жилого помещения по указанному выше адресу. Согласно п. 11 ст. 155 ГК РФ -неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти». Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке... перерасчет не производится...». То есть законодатель определяет условие, при котором возможен перерасчет в связи с не проживанием потребителей в жилом помещении, а именно отсутствие технической возможности установки прибора учета. Акт об отсутствии технической возможности установки ИПУ воды составляется и подписывается управляющей организацией на основании обследования жилого помещения. Форма акта и критерии отсутствия технической возможности установки ИПУ утверждены Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 г. N 627. Никаких заявлений от абонента Пышагиной Т.М. об установки прибора учета в принадлежащем ей жилом помещении в адрес предприятия не поступало. Слесарь Фрундин, на которого ссылается истец, сотрудником МП м.р.Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» никогда не был. Акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета истцом суду не представлен, в адрес ответчика, также, не поступал. В связи с этим, оснований для перерасчета за предоставленные коммунальные услуги в соответствии с п.86 Правил, в данном случае не имеется. Кроме того, при отсутствии постоянного и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. В связи с этим считает, что начисления за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение рассчитаны верно на одного человека, как собственника жилого помещения.

Представитель третьего лица - Государственной жилищной инспекции в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, об уважительной причине неявки суду не сообщил.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие оснований для отложения судебного разбирательства по настоящему гражданскому делу, которое может повлечь за собой нарушение сроков его рассмотрения, предусмотренных процессуальным законодательством, суд в соответствии с ч.3, 4 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие третьего лица.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 39 ЖК РФ Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В соответствии с ч.1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Как следует из ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги, которая согласно ч.4 ст. 154 ЖК РФ

включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с положениями ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дел, что Пышагиной Т.М. на праве собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН

ДД.ММ.ГГГГ между Пышагиной Т.М. и МП «СтавропольРесурсСервис» заключен договор на водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась за перерасчетом размера платы за жилищно-коммунальные услуги: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение по адресу: <адрес> за период с октября 2018 года, мотивируя это тем, что в квартире она не проживала и коммунальными услугами не пользовалась.

ДД.ММ.ГГГГ Пышагина Т.М. направила претензию в адрес МП «СтавропольРесурсСервис», в которой также произвести перерасчет размера платы за жилищно- коммунальные услуги: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по июль 2019 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

Согласно пункту 86 Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 Правил (абзац первый).

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы (абзац второй).

То есть законодатель определяет условие, при котором возможен перерасчет в связи с не проживанием потребителей в жилом помещении, а именно отсутствие технической возможности установки прибора учета.

Акт об отсутствии технической возможности установки ИПУ воды составляется и подписывается управляющей организацией на основании обследования жилого помещения.

Форма акта и критерии отсутствия технической возможности установки ИПУ утверждены Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627.

Доказательств, безусловно свидетельствующих и подтверждающих факт того, что Пышагина Т.М. обращалась МП «СтавропольРесурсСервис» с просьбой установки в ее квартире индивидуальных приборов учета, равно как и получение отказа, ввиду отсутствия технической возможности их установки, материалы дела не содержат.

Гражданин Фрундин, на которого ссылается истец, сотрудником МП м.р.Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» не является, что подтверждается справкой МП м.р.Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно он не имел полномочий на осуществление отказа в установке индивидуальных приборов учета в квартире истца ввиду технической невозможности.

Акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета истцом суду не представлен. С соответствующим заявлением истец в адрес ответчика не обращалась.

Свидетель ФИО3, допрошенная в судебном заседании пояснила, что в ее квартире установлены приборы учета. Раз в неделю истец и ее супруг, появлялись в квартире по адресу: <адрес>. Они занимались уборкой, травили тараканов. Трубы в квартире истца были очень ветхие и не возможно на них было установить счетчики. Хотели поставить счетчик не смогли, слесарь Фурундин отказался ставить счетчик так как начался отопительный сезон. Прежние владельцы проживали в этом жилом помещении.

Суд при оценке показаний свидетеля, суд учитывает тот факт, что свидетель не является специалистом в соответствующей области и не может с достоверностью обладать информацией об отсутствии технической возможности установки прибора учета.

Суд приходит к выводу о том, что истец имела возможность пользоваться коммунальными ресурсами, поскольку периодически пребывала в квартире. Кроме того, до момента приобретения квартиры истцом, в ней проживали предыдущие владельцы и использовали помещение как жилое. Доказательств иного материалы дела не содержат.

Согласно п.56.2 Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (Далее Правил...: пи отсутствии постоянного и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Как следует из справки администрации с.п. Пискалы муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о лицах, зарегистрированных в жилом доме по адресу: <адрес>, по указанному адресу никто не зарегистрирован.

С учетом изложенного суд считает, что начисления за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение рассчитаны, верно, на одного человека - собственника жилого помещения.

На основании вышесказанного, суд приходит к выводу о том, что начисление платы за жилищно-коммунальные услуги: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение по адресу: <адрес> произведено законно.

В связи с этим, оснований для перерасчета за предоставленные коммунальные услуги суд не усматривает.

Согласно п. 155(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 02.03.2021) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. (ст. 15 Закона «О защите прав потребителей»).

Ввиду отсутствия оснований для удовлетворения основного требования истца, суд отказывает в удовлетворении требований из него вытекающих.

Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика излишне уплаченных денежных средств за жилищно-коммунальные услуги: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, штрафа в размере 50% и компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

Доводы истца, о ее нестабильном психическом состоянии и обращении в связи с этим за медицинской помощью никоим образом с действиями ответчика не связано. Причинно-следственной связи между обращением истца за медицинской помощью и действиями ответчика суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Пышагиной Татьяны Михайловны к МП м.р. Ставропольский «СтавропольРесурсСервис» о возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.

Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2021 года.

Судья подпись Н.В. Лазарева

Копия верна.

Судья Н.В. Лазарева