ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-823/2023 от 24.07.2023 Ужурского районного суда (Красноярский край)

24RS0054-01-2023-000599-93

дело № 2-823/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июля 2023 года г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Семенова А.В.,

при секретаре Михеевой Д.Г.,

с участием заместителя прокурора Ужурского района Максименко И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Крутоярского сельсовета Ужурского района Красноярского края о возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ужурского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Крутоярского сельсовета Ужурского района Красноярског края о возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в 2021 году проведена проверка соблюдения администрацией Крутоярского сельсовета жилищного законодательства, в ходе которой выявлен нарушения, выразившиеся в непринятии мер к созданию маневренного фонда территории муниципального образования Крутоярский сельсовет.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, па необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Исходя из положений п. 3, 6, 8 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Как следует из содержания п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда на территории муниципального образования Крутоярский сельсовет Ужурского района относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления, т.е. к компетенции администрации Крутоярского сельсовета Ужурского района.

Проверкой, проведенной прокуратурой района, установлено, что маневренный жилищной фонд на территории муниципального образования Крутоярский сельсовет отсутствует.

В связи с выявленным нарушением 14.05.2021 прокуратурой района главе Крутоярского сельсовета Ужурского района внесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого администрацией Крутоярского сельсовета мер к созданию маневренного фонда не принято, то есть нарушение фактически не устранено.

Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Крутоярский сельсовет создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным ст. 95 ЖК РФ.

Со гласно информации администрации Крутоярского сельсовета от 15.05.2023 № 231 на территории Крутоярского сельсовета маневренный жилой фонд о тсутствует.

Решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 10.03.2023 № 3 утвержден реестр населенных пунктов па территории Красноярского края, подверженных различным гидрологическим и гидродинамическим явлениям и процессам. В данный реестр включены населенные пункты, входящие в состав муниципального образования «Ужурский район», в том числе с. Крутояр включено в Перечень населенных пунктов, попадающих в зоны возможного затопления (подтопления), в связи с чем, имеется необходимость организации маневренного фонда.

Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, предусматривающие, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права па жилище, заключающееся в создании на территории муниципального образования специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений (помещения), а также системное толкование приведенных выше положений Жилищного кодекса РФ можно сделать вывод о необходимости возложения обязанности по созданию маневренного жилищного фонда на администрацию Крутоярского сельсовета, как на собственника муниципальной собственности поселения.

Кроме того, не требуется возникновение реальной нуждаемости в создании в конкретном муниципальном образовании маневренного жилищного фонда, так как выполнение администрацией обязанности по его созданию прямо предусмотрено законом, и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости в конкретный период времени.

На основании изложенного прокурор Ужурского района Красноярского края просит возложить на администрацию Крутоярского сельсовета Ужурского района Красноярского края обязанность по созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Крутоярский сельсовет не позднее 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Заместитель прокурора Ужурского района Максименко И.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации Крутоярского сельсовета Можина Е.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, просит отказать в удовлетворении исковых требований.

В представленном возражении Можина Е.В. указывает, что Жилищный кодекс Российской Федерации разделяет полномочия между федеральным уровнем власти (ст. 12), властью субъектов Российской Федерации (ст. 13) и органами местного самоуправления (ст. 14). Исходя из системного толкования положений ЖК РФ (ст. 88, 95, 106) следует, что помимо полномочий, определенных ст. 14 ЖК РФ, органы местного самоуправления (далее ОМСУ) в отношении жилых помещений маневренного фонда обладают лишь следующим - при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, ОМСУ обязан предоставить гражданам на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда.

Таким образом, важными обстоятельствами, подлежащими установлению по делу, являются наличие предоставленных жилых помещений по социальному найму гражданам на территории сельсовета; если имеются такие помещения, то подлежит ли дом, в котором они находятся, капитальному ремонту или реконструкции.

Поскольку на территории Крутоярского сельсовета гражданам не предоставлялись жилые помещения по социальному найму, то требования прокурора считает несостоятельными. Ссылки прокурора Ужурского района на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не могут рассматриваться в качестве правовых норм, которые возлагают на органы местного самоуправления обязанности создавать маневренный фонд, не имея на территории муниципального образования жилых помещений, предоставленных гражданам по социальному найму. Таким образом, приведенные нормы законодательства не обязывают органы местного самоуправления создавать маневренный фонд без указанных в ст. 88 ЖК РФ обстоятельств.

Особое внимание следует уделить другим положениям Жилищного кодекса РФ, в частности п. 3 ст. 2, где указано, что не только ОМСУ обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, но и органы государственной власти. Так, предоставление жилого помещения гражданам, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств является государственной гарантией и предоставляется данная гарантия федеральными/региональными органами государственной власти о чем свидетельствует, например, Закон Красноярского края от 31.10.2019 № 8-3261 «О порядке предоставления жилых помещений гражданам, лишившимся жилья в результате пожара, произошедшего 24 мая 2017 года в городском поселке Стрелка городского округа город Лесосибирск, и о наделении органа местного самоуправления городского округа город Лесосибирск отдельными государственными полномочиями по предоставлению указанным гражданам жилых помещений». При указанных обстоятельствах требования прокурора Ужурского района не подлежат удовлетворению.

Также, прокурор Ужурского района требует возложить обязанность создать маневренный жилищный фонд не позднее 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу. Между тем, фактическим обстоятельством по данному делу является отсутствие свободных жилых помещений пригодных для проживания. Статьей 13 ГПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В свою очередь, в случае удовлетворения заявленных требований, учитывая обязательность судебных решений, администрации Крутоярского сельсовета будет необходимо осуществить мероприятия, обеспечивающие наличие в муниципальном образовании жилищного фонда (например, строительство муниципальных жилых помещений в виду их отсутствия), соответствующего требованиям к предъявляемым к специализированным жилым помещениям в течение 12- месячного срока. Однако исполнение данной обязанности неизбежно влечет необходимость несения муниципальным образованием финансирования расходов. В частности расходов на подготовку документации, подготовку территории строительства, строительство основных объектов, при необходимости сооружений водоснабжения и теплоснабжения, прочие работы и затраты.

Поскольку бюджет на 2023 год (и плановый период 2024, 2025 годы) сформирован и в нем не предусмотрено строительство жилого дома, то исполнить решение суда в срок 12 месяцев будет невозможно.

Кроме того, следует принимать во внимание и необходимость соблюдения органами местного самоуправления закупочных процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Вместе с тем, как неоднократно отмечалось Конституционным Судом РФ, общий принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П)"

Исполнимость, как требование к судебным актам, является залогом возможности его реального исполнения, то есть реальной защиты нарушенных прав.

При указных обстоятельствах, принятие решения суда о понуждении администрации Крутоярского сельсовета в срок 12 месяцев создать муниципальный маневренный фонд, очевидно, будет являться незаконным в виду его неисполнимости, что свидетельствует о невозможности удовлетворения заявленных требований в требуемый прокурором Ужурского района срок.

Заслушав прокурора, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно п. 2, 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно содержанию ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Как следует из содержания п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

На основании ст. 95 ЖК РФ, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.

На основании п. 4, 7, 12, 13 указанных Правил, жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами. Для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы: а) заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда; б) документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение; в) технический паспорт жилого помещения; г) заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

На основании п. 3, 6, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» К вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ч. 3, 4 ст. 14 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с п. «в, е» ч. 1, 2 ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Органы местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, закрепленных за ними в соответствии с настоящим Законом, за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В судебном заседании установлено, что администрация Крутоярского сельсовета Ужурского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Таким образом, их совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относится к компетенции исполнительного органа местного самоуправления и применительно к рассматриваемому спору - к компетенции администрации Крутоярского сельсовета Ужурского района Красноярского края.

Из материалов дела следует, что в мае 2021 года прокуратурой Ужурского района проведена проверка соблюдения администрацией Крутоярского сельсовета требований жилищного законодательства в части создания маневренного жилищного фонда. В ходе проверки установлено, что согласно оперативной информации Единой диспетчерской службы Ужурского района на 10.04.2021, на территории с. Крутояр талыми водами подтоплено 2 жилых приусадебных участка, расположенных по <адрес>, в домах которых проживают 4 человека, 1 ребенок. Указанное свидетельствует о прямой угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в виду природных условий на территории Крутоярского сельсовета, в результате которой жилое помещение будет непригодным для проживания. В нарушение норм закона, на территории Крутоярского сельсовета отсутствует специализированный маневренный фонд. Администрацией Крутоярского сельсовета не принимаются меры по созданию маневренного жилого фонда, не используются иные возможности, отнесенные к ведению поселения, в том числе по организации строительства муниципального жилищного фонда, реконструкции других объектов муниципальной собственности для последующего создания маневренного жилого фонда.

По результатам проверки, в связи с выявленными нарушениями, прокуратурой Ужурского района в адрес главы администрации Крутоярского сельсовета Ужурского района вынесено представление от 14.05.2021 об устранении нарушений требований жилищного законодательства.

Как следует из ответа администрации Крутоярского сельсовета от 02.06.2021 на вынесенное прокуратурой Ужурского района представление, на данный период времени в собственности администрации числится одна квартира, переданная из администрации Ужурского района в 2020 году как специализированное жилье. В целях экономии бюджетных средств Крутоярского сельсовета, данная квартира временно отдана для проживания молодым специалистам МБУ «Крутоярская COLLI», с условием оплаты коммунальных услуг. На территории Крутоярского сельсовета ни разу не возникало такой ситуации, при которой бы возникла необходимость временного расселения людей. На случай возникновения такой ситуации у администрации есть устная договоренность с руководством Андроновской участковой больницей и СПК «Андроновский» о временном расселении пострадавших. Ведущий специалист администрации привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Как следует из информации, представленной администрацией Крутоярского сельсовета Ужурского района от 15.05.2023, на территории Крутоярского сельсовета маневренный жилой фонд не создан, мер к созданию не принято; принятых НПА, регулирующих порядок предоставления жилых помещении в маневренном фонде нет; на учете в качестве нуждающихся в жилье по договору социального найма состоит одна семья из 5 человек; граждан, обеспеченных по договору социального найма по состоянию на 01.05.2023 на территории Крутоярского сельсовета нет; граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий и имеющих заболевание, инвалидность на территории Крутоярского сельсовета нет.

Решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности № 3 от 10.03.2023 утвержден реестр населенных пунктов на территории Красноярского края подверженных различным гидрологическим и гидродинамическим явлениям и процессам. В данный реестр включены населенные пункты, входящие в состав муниципального образования «Ужурский район», в том числе с. Крутояр включено в Перечень населенных пунктов, попадающих в зоны возможного затопления (подтопления).

Судом установлено, что 26.06.2023 администрацией Крутоярского сельсовета Ужурского района в адрес главы Ужурского района направлено письмо о выделении администрации Крутоярского сельсовета из бюджета администрации Ужурского района денежных средств в размере 1500000 рублей на приобретение квартиры для маневренного жилищного фонда.

Принимая во внимание, что создание маневренного жилищного фонда на конкретной территории муниципального образования относится к ведению исполнительных органов местного самоуправления для целей предотвращения нарушений жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения, а назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение, гражданам оставшимся без жилья вследствие, в частности капитального ремонта, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств, при этом отсутствие маневренного жилищного фонда на территории с. Крутояр Ужурского района создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте, когда в силу определенных обстоятельств, перечисленных в ст. 95 ЖК РФ, они остаются без жилья, а также учитывая, что наличие маневренного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания граждан на случай наступления непредвиденных, внезапно наступивших обстоятельств, является необходимой гарантией конституционного права на жилье, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Ужурского района.

Доводы администрации Крутоярского сельсовета об отсутствии реальной нуждаемости и необходимости создания маневременного фонда, являются несостоятельными, поскольку создание такого фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе текущей нуждаемости, необходимости, целесообразности, количества лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

Довод о том, что нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не обязывают органы местного самоуправления к созданик маневренного фонда несостоятелен, в связи с тем, что из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления. Именно на эти органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище заключающееся в создании специализированного маневренного жилого фонда.

Довод о том, что предоставление жилого помещения гражданам, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельства является государственной гарантией и предоставляется федеральными/региональными органами также не может быть принят во внимание, поскольку возможность органа местного самоуправления предоставлять нуждающимся гражданам жилое помещение по указанным основаниям не исключает наличие обязанности иметь маневренный жилищный фонд на случай возникновени ситуаций, предусмотренных ст. 95 ЖК РФ.

Вместе с тем, с учетом особенностей бюджетного процесса, с учетом объема необходимых действий и процедур для создания на территории г. Ужура маневренного жилищного фонда, срок, который прокурор Ужурского района просит установить для создания маневренного жилищного фонда (12 месяцев со дня вступления решения в законную силу), суд признает не разумным и не достаточным для того, чтобы создать маневренный фонд (строительство, приобретение), в связи с чем суд полагает установить срок для исполнения решения - 2 года со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ужурского района Красноярского края удовлетворить.

Возложить на администрацию Крутоярского сельсовета Ужурского района Красноярского края обязанность в срок не позднее 2 лет после вступления настоящего решения в законную силу создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Крутоярский сельсовета Ужурского района Красноярского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края.

Председательствующий А.В. Семенов

Решение в окончательной форме составлено и подписано 24 июля 2023 года.