РЕШЕНИЕ
ИФИО1
18 октября 2019 года <адрес>
Автозаводский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Разумова А.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «ЩИТ» к ИП ФИО2 о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, прекращении противоправных действии, прекращении противоправных действии,
УСТАНОВИЛ:
Тольяттинская общественная организация по защите прав потребителей «ЩИТ» обратилась в Автозаводский районный суд <адрес> с иском к ИП ФИО4 о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, прекращении противоправных действии, в обоснование указав, что в целях обеспечения защиты прав неопределенного круга потребителей, членами ТООЗПП «ЩИТ» было проведено мероприятие общественного контроля ДД.ММ.ГГГГ в период с 13:40 до 14:30 ИП ФИО2, расположенного по адресу: <адрес>, бульвар Космонавтов, торговая сетка 49 в ТЦ «Гостиный двор».
В ходе проведения мероприятий общественного контроля были выявлены нарушения, затрагивающие права неопределенного круга потребителей, а именно:
-До сведения потребителей не доведена информация о юридическом адресе торгующей организации.
-Отсутствует свидетельство о государственной регистрации;
-Не предоставлена Книга Отзывов и предложений по требованию потребителя для произведения в ней записи;
-Знакомится с информацией, находящейся в уголке Потребителя продавец запрещал:
-Отсутствуют единообразные и четко оформленные ценники:
-В реализации находятся табачная продукция в ассортименте, которая находится на витрине в доступе для обозрения, что является рекламой и стимулированием продажей табака, с нарушением ст.,16 ФЗ от 23.02.2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
-Демонстрация (реклама) стимулирование продажи табачных изделии производилась продавцом на торговой точке ИП ФИО2 более 7 минут.
В это время потребителями не приобретались табачные изделия, продавец производил реализацию товара в присутствии несовершеннолетнего ребенка, в отсутствие покупателей на торговой точке витрина так же открыта, что подтверждается видео/записью.
При этом, на уголке потребителя находится информация о запрете рекламы табака.
Факт выявленных нарушений оформлен Актом о проведенных мероприятиях общественного контроля за соблюдением прав потребителей № от ДД.ММ.ГГГГ Была осуществлена видео/фотосъемка.
Продавец на торговой точке ИП ФИО2 вела себя агрессивно, представиться отказалась.
Книга Отзывов и предложений для проведения в ней записи, по просьбе потребителя не предоставлена.
Запись о проведенном мероприятии общественного контроля была сделана инспекторами ТООЗПП «Щит»: ФИО5 и ФИО9 в журнале Администрации рынка ТЦ «Гостиный Двор».
От подписи в акте проведения мероприятия представитель Продавца отказался, что зафиксировано в акте № от 06.05.2019г. Копня акта была предоставлена представителю продавца, что подтверждается видео/записью от 06.05.2019г.
На основании изложенного заявитель просит признать противоправными действия Ответчика в отношении неопределенного круга потребителей по факту осуществления торговой деятельности:
-с отсутствием обязательной информации о торгующей организации /Продавце/: её юридическом адресе, с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 8,9 ФЗ «О ЗПП», п.10 «Правил продажи отдельных видов товаров»;
-с отсутствием информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, с нарушением требований, предусмотренных ст.9 ФЗ «О ЗПП», Правил продажи отдельных видов товаров;
-не предоставлением Книги Отзывов и предложений по требованию потребителя для ведения в ней записи, с нарушением требований, предусмотренных п.8 «Правил продажи отдельных видов товаров»;
-с отсутствием единообразных и четко оформленных ценников с обязательной информацией о реализуемом товаре, наименование товара, стоимость в рублях, с нарушением требований, предусмотренных ст.10 ФЗ «О ЗПП», п.п.11, 19 «Правил продажи отдельных видов товаров»;
-нахождением Уголка потребителя в недоступном для Потребителя месте /запрет свободного доступа потребителю к ознакомлению с информацией, находящейся в уголке Потребителя, с нарушением требований, предусмотренных ст.8,9 ФЗ «О ЗПП», п.п.8,9,10 «Правил продажи отдельных видов товаров».
-реклама и стимулирование продажи табачной продукции, с нарушением обязательных требований к организации и осуществлению торговой деятельности.
Обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по факту осуществления торговой деятельности:
-с отсутствием обязательной информации о торгующей организации /Продавце/: её юридическом адресе, с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 8,9 ФЗ «О ЗПП», п.10 «Правил продажи отдельных видов товаров»;
-с отсутствием информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, с нарушением требований, предусмотренных ст.9 ФЗ «О ЗПП», Правил продажи отдельных видов товаров;
-не предоставлением Книги Отзывов и предложений по требованию потребителя для ведения в ней записи, с нарушением требований, предусмотренных п.8 «Правил продажи отдельных видов товаров»;
-с отсутствием единообразных и четко оформленных ценников с обязательной информацией о реализуемом товаре, наименование товара, стоимость в рублях, с нарушением требований, предусмотренных ст.10 ФЗ «О ЗПП», п.п.11, 19 «Правил продажи отдельных видов товаров»;
-нахождением Уголка потребителя в недоступном для Потребителя месте /запрет свободного доступа потребителю к ознакомлению с информацией, находящейся в уголке Потребителя, с нарушением требований, предусмотренных ст.8,9 ФЗ «О ЗПП», п.п.8,9,10 «Правил продажи отдельных видов товаров».
-реклама и стимулирование продажи табачной продукции, с нарушением обязательных требований к организации и осуществлению торговой деятельности.
3.Обязать Ответчика довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда, в полном объеме, в течение 10 дней, с момента вступления решения в законную силу, через печатное издание средств массовой информации <адрес> и уведомить Истца о совершении исполнения в части публикации (размещения) в течение 10 дней со дня опубликования (размещения).
4.В соответствии с пунктом 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если Ответчик не исполнит решение суда по публикации судебного решения в полном объеме, в течение 10 дней с момента вступления в законную силу, предоставить Истцу право довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда путем опубликования данного решения на сайте по адресу: http: sudebnik-tlt. ru за счет Ответчика, с взысканием с нег о убытков (расходов) в размере стоимости публикации.
В судебном заседании представитель истца ФИО6, действующая на основании доверенности, требования, заявленные в иске, поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ФИО2, представитель ответчика ФИО7, допущенный к рассмотрению гражданского дела по устному ходатайству истца, с иском согласились в части непредоставления книги отзывов и предложений, отсутствием единообразных ценников, и действия по организации рекламы табачной продукции, а также отсутствии информации об индивидуальном предпринимателе, в удовлетворении требований о публикации решения суда просил отказать, поскольку заявленные требования не соответствуют действующему законодательству.
Допрошенная в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля ФИО8 суду пояснила, что является членом ТООПЗПП ЩИТ уже более 10-ти лет. Ответчик свидетелю не знакома. 06 мая, в районе 14.00ч. в «Гостином дворе» по адресу б-р Космонавтов, 3. ИП ФИО2 было написано над сеткой, и в администрации «Гостиного двора» подтвердили, что данная сетка ИП ФИО2. В сетке не было информации о регистрации. Сетка чай, кофе, табак. Были выявлены нарушения в ходе проверки, они были зафиксированы в акте, не было единообразных ценников, уголок потребителя был в недоступном месте, подойти прочитать было не возможно. Висело все очень высоко. Когда коллега свидетеля взяла оттуда книгу отзывов и предложений поднялся скандал. Продавец сначала говорила, что она вообще там не работает. Акт составляли в Администрации Гостиного двора. Книга отзывов была в файле заклеена. Все это время была открыта витрина с табачными изделиями, что зафиксировано на видео. Никаких действий с витриной табака продавец не производила, просто она была открыта. Продавец сказала, что витрина с табаком была сломана, и она закрыть её не может. На момент проверки продавец что-то продавала.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО9 суду пояснила, что является членом ТООПЗПП ЩИТ. Ответчик свидетелю не знакома. Организацией проводилось мероприятие общественного контроля в отношении ИП ФИО2, свидетель была его участником. ДД.ММ.ГГГГ свидетель совместно с ФИО5 пришли в «Гостиный двор» в отдел, где продавались кофе, чай. В отделе была открыта витрина с сигаретами, витрина не закрывалась в течении 7-ми минут. После этого свидетели подошли, представились. На что продавец начала кричать очень громким голосом. После этого свидетели пошли к охране, спросить, где находится администрация, в администрации и составили акт, после возвращения опять витрина с табаком была открыта. Столпилось много народа, подошли продавцы. Все начали кричать. Затем подошел охранник, сообщил, что он видел все удостоверения, тогда люди разошлись. Были выявлены нарушения- уголок потребителя висел слишком высоко, сказали, что вообще туда нельзя заходить. Затем, некоторые документы там отсутствовали. Книга отзывов тоже была с журналом. Не единообразные ценники и витрина с сигаретами была открыта. Продавец сказала, что витрина сломана.
Выслушав представителя истца, ответчика, заслушав пояснения свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Часть 2 ст. 45 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает, что общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Согласно ст. 46 Закона «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
В судебном заседании установлено, что в целях обеспечения защиты прав неопределенного круга потребителей, членами ТООЗПП «ЩИТ» было проведено мероприятие общественного контроля ДД.ММ.ГГГГ в период с 13:40 до 14:30 ИП ФИО2, расположенного по адресу: <адрес>, бульвар Космонавтов, торговая сетка 49 в ТЦ «Гостиный двор».
В ходе проведения мероприятий общественного контроля были выявлены нарушения, затрагивающие права неопределенного круга потребителей, а именно:
-До сведения потребителей не доведена информация о юридическом адресе торгующей организации.
-Отсутствует свидетельство о государственной регистрации;
-Не предоставлена Книга Отзывов и предложений по требованию потребителя для произведения в ней записи;
-Знакомится с информацией, находящейся в уголке Потребителя продавец запрещал:
-Отсутствуют единообразные и четко оформленные ценники:
-В реализации находятся табачная продукция в ассортименте, которая находится на витрине в доступе для обозрения, что является рекламой и стимулированием продажей табака, с нарушением ст.,16 ФЗ от 23.02.2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
-Демонстрация (реклама) стимулирование продажи табачных изделии производилась продавцом на торговой точке ИП ФИО2 более 7 минут.
Факт выявленных нарушений оформлен Актом о проведенных мероприятиях общественного контроля за соблюдением прав потребителей № от ДД.ММ.ГГГГ Была осуществлена видео/фотосъемка (л.д. 10).
Продавец на торговой точке ИП ФИО2 вела себя агрессивно, представиться отказалась.
Книга Отзывов и предложений для проведения в ней записи, по просьбе потребителя не предоставлена.
Запись о проведенном мероприятии общественного контроля была сделана инспекторами ТООЗПП «Щит»: ФИО5 и ФИО9 в журнале Администрации рынка ТЦ «Гостиный Двор».
От подписи в акте проведения мероприятия представитель Продавца отказался, что зафиксировано в акте № от 06.05.2019г. Копня акта была предоставлена представителю продавца, что подтверждается видео/записью от 06.05.2019г.
Согласно п.2 «Правил продаж отдельных видов товаров» утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№: продавцом является организация независимо от организационно-правовой формы, потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с п.1 ст.1. ФЗ О ЗПП: ношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил продаж отдельных видов товаров»: Продавец при осуществлении ей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению совой деятельности, установленные нормативными правовыми актами РФ. В соответствии со ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей»:
Потребитель имеет право на предоставление ему необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах.
Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при учении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 10 «Правил продаж отдельных видов товаров» утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ продавец обязан довести до сведения покупателей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения, (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименование регистрировавшего его органа, данная информация размешается в удобном для ознакомления покупателя месте.
Согласно п. 9 «Правил продаж отдельных видов товаров» Настоящие Правила в наглядной и доступной фирме доводятся продавцом до сведения покупателей.
В соответствии с п. 8 «Правил продаж отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию
Согласно ст.10 «Закона о защите прав потребителя» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах. услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, а также информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг).
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: лену в рублях; п.11 «Правил продаж отдельных видов товаров»: Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; цену в рублях.
Согласно п. 19 «Правил продаж отдельных видов товаров» Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара.
В ходе судебного разбирательства ответчик ФИО2 факт отсутствия единообразия ценников, документов, относительно торгующей организации, не оспаривала, возражений относительно заявленного, не представила суду. Также не отрицала тот факт, что продавцом по требованию потребителей не была представлена книга отзывов и предложений. Более того, из представленных в материалы дела документов усматривается, что в отношении продавца, грубо нарушившего права потребителей, был вынесен выговор, что подтверждается представленным в материалы дела приказом № от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, судом установлено, что указанные нарушения правил продаж отдельных видов товаров истцом были установлены правомерно, в связи с чем, заявленные требования в указанной части обоснованы и подлежат удовлетворению.
1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:
1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе:
а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;
б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;
в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;
д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;
е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;
ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);
з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;
Вместе с тем, как установлено судом, в ходе проведения проверки табачные изделия, находящиеся в продаже на торговой точке, находились в продаже в открытом виде, что запрещено согласно действующему законодательству.
Указанные обстоятельства ответчика также не оспаривала, требования, в заявленной части признала.
Не обоснованными по мнению суда являются и требования истца о признании противоправными действия ответчика по факту реализации продукции с отсутствием необходимой и достоверной информации о товаре, обеспечивающей возможность правильного выбора товара и подтверждающей его.
Факт реализации такого товара установлен судом и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Однако, в настоящее время данная продукция снята с реализации, таким образом права потребителя в настоящее время не нарушены.
Согласно п.20 Правил договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не установлено федеральным законом или договором между продавцом и покупателем.
Как установлено судом и не оспаривалось ответчиком, кассовый, товарный чек на покупку продукции ответчиком выдан не был.
Таким образом, требования истца в части признания противоправными действий ответчика, требования об обязании прекратить указанные действия суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 46 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает, что при удовлетворении иска общественной организации суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Закон в данном случае не конкретизирует способ доведения решения суда до сведения потребителей, а исходя из смысла вышеуказанной нормы, ее целью является доведение сведений о факте нарушения со стороны торгующей организации до максимально широкого круга потребителей.
Кроме того, требования о размещении решение суда в течение 10 (десяти) дней со дня вступления решения в законную силу путем опубликования его полного текста на сайте истца, по мнению суда, по своей природе являются требованиями о понуждении в судебном порядке к совершению коммерческой сделки с определенными юридическими лицами, что является неправомерным.
В связи с чем, суд считает возможным отказать истцу в требовании об опубликовании полного текста решения на сайте ТООЗПП «ЩИТ» и обязать ответчика довести до сведения потребителей решение суда в полном объеме в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу путем его размещения через любое на его усмотрение средство массовой информации <адрес> или иным доступным способом.
Данный способ доведения информации до потребителя о выявленном нарушении и принятом по нему решению, по мнению суда, будет наиболее справедливым, не ставящим в созависимость ответчика от воли истца и в свою очередь действенным для нарушителя с целью недопущения нарушений в дальнейшем.
В соответствии с п. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
При этом, суд считает не обоснованными требования истца о предоставлении ему права доведения до сведения неопределенного круга потребителей решение суда через средства массовой информации за счет ответчика с взысканием с ответчика стоимости производимых работ, поскольку судом в решении не определено средство массовой информации, а совершение истцом действий по доведению решения суда через средство массовой информации по собственному выбору нарушит права ответчика.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «ЩИТ» к ИП ФИО2 о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, прекращении противоправных действии, прекращении противоправных действии – удовлетворить частично.
Признать противоправными действия (бездействия) ИП ФИО2 в отношении неопределенного круга потребителей по факту осуществления торговой деятельности:
-с отсутствием обязательной информации о торгующей организации;
-с отсутствием информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;
-не предоставлением книги отзывов и предложений по требованию потребителя для ведения в ней записи;
-с отсутствием единообразных и четко оформленных ценников с обязательной информацией о реализуемом товаре, наименование товара, стоимость в рублях;
-нахождением уголка потребителя в недоступном для потребителя месте;
-реклама и стимулирование продажи табачной продукции.
Обязать ИП ФИО2 прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей.
Обязать ИП ФИО2 довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в полном объеме в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу через любое средство массовой информации на его усмотрение или иным доступным способом.
В остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать с ИП ФИО2 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес> с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Разумов