Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2018 года пос. Лежнево
Ивановский районный суд Ивановской области в составе судьи Бородачевой С.И.,
при секретаре Лосевой Н.П.,
с участием истца ФИО1 и его представителя адвоката Комарова Д.А.,
представителя ответчика – администрации Лежневского муниципального района Ивановской области ФИО2,
представителя ответчика – администрации Новогоркинского сельского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, администрации Новогоркинского сельского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области о признании права муниципальной собственности на объекты недвижимости отсутствующим и признании права собственности на объекты недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Новогоркинского сельского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области о признании права муниципальной собственности на объекты недвижимости отсутствующим и признании за ним права собственности на объекты недвижимости.
В исковом заявлении с учетом уточнений указано, что 17.10.2008 года между ФИО1 и СПК «Н» в лице конкурсного управляющего Ш.Е. был заключен договор купли-продажи имущества, на основании которого истец приобрел в собственность комплекс имущества СПК «Н», среди которого были следующие объекты недвижимого имущества: водопроводные линии, находящиеся по адресу: <адрес>, 1991 года постройки, кадастровый №; артезианская скважина, насосная над скважиной, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №; водонапорная башня, находящаяся по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый №. Указанный договор был исполнен сторонами, имущество было передано истцу, что подтверждается актом приема-передачи, и оплачено им в полном объеме, что подтверждается договором о задатке от 08.10.2008 года и платежным поручением от 22.10.2008 года. 13.06.2017 года истец обратился в Управление Росреестра по Ивановской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности на обозначенные выше объекты недвижимого имущества. Однако в государственной регистрации права собственности было отказано, поскольку все три объекта недвижимости по заявлению администрации Новогоркинского сельского поселения были приняты на учет в качестве бесхозяйного имущества 30.12.2015 года. В настоящее время администрацией Лежневского муниципального района зарегистрировано право собственности на водопроводные линии и артезианскую скважину с насосной, водонапорная башня состоит на учете как бесхозяйный объект недвижимого имущества. Указанные обстоятельства не позволяют истцу зарегистрировать за собой право собственности на правомерно приобретенные им объекты недвижимости. Еще одним препятствием для регистрации права собственности на приобретенные им объекты недвижимости является отсутствие регистрации права собственности на них за СПК «Н», который стал собственником имущества в порядке реорганизации совхозов. Так, решением Исполкома Лежневского районного Совета народных депутатов от 25.10.1991 года № 164-2 совхоз «Н» был преобразован в КСХП «Н», за которым были закреплены земли и имущество бывшего совхоза. После этого Постановлением главы администрации Лежневского района Ивановской области от 26.01.1993 года № 21 в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990 года было зарегистрировано АООТ «Н». А 13.03.2000 г. постановлением главы администрации Лежневского района Ивановской области № 169 был зарегистрирован СПК «Н», который, являясь правопреемником совхоза «Н», КСХП «Н», АООТ «Н», стал собственником своего имущества в порядке реорганизации указанного совхоза в 1991 году. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. В силу ч. 2 названной нормы, государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества. Аналогичные нормы закреплены в ч. 1 и ч. 3 ст. 69 действующего в настоящее время Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Исходя из изложенного, у СПК «Н» не возникало необходимости в государственной регистрации прав на принадлежащее ему недвижимое имущество, поскольку его права являлись юридически действительными и без такой регистрации. С момента признания СПК «Н» банкротом и введения в отношении него процедуры конкурсного производства все имущество указанного юридического лица составило конкурсную массу и подлежало реализации с публичных торгов. По итогам торгов между конкурным управляющим СПК «Новогоркинский» и истцом был заключен договор купли-продажи имущества № 1 от 17.10.2008 года, на основании которого истец приобрел в собственность комплекс имущества СПК «Н», в том числе спорные объекты. В настоящее время СПК «Н» ликвидирован на основании определения Арбитражного суда Ивановской области от 14.04.2009 года и исключен из ЕГРЮЛ. В настоящее время единственным способом защиты прав истца является обращение в суд с требованием об оспаривании зарегистрированного права собственности ответчика на объекты недвижимости. В связи с изложенным истец просит суд:
- признать отсутствующим право собственности Лежневского муниципального района Ивановской области на водопроводные линии, находящиеся по адресу: <адрес>, 1991 года постройки, кадастровый №;
- признать отсутствующим право собственности Лежневского муниципального района Ивановской области на артезианскую скважину, насосную над скважиной, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №;
- признать право собственности ФИО1 на водопроводные линии, находящиеся по адресу: <адрес>, 1991 года постройки, кадастровый №;
- признать право собственности ФИО1 на артезианскую скважину, насосную над скважиной, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №;
- признать право собственности ФИО1 на водонапорную башню, находящуюся по адресу: <адрес>, кадастровый №.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель Комаров Д.А. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить. ФИО1 пояснил, что в 2008 году и до 2011 года являлся председателем СПК «Н», в 2008 году по результатам торгов приобрел комплекс недвижимого имущества СПК. Приобретенные им артезианская скважина и водонапорная башня располагаются возле теплой стоянки СПК, водопроводные линии, согласно техническому плану, проходят от скважины до <адрес> и заканчиваются вводами в жилые дома граждан. Деятельностью по водоснабжению населения он не занимался, имущество по договорам каким-либо лицам не передавал. Он использовал артезианскую скважину, водопроводные линии и водонапорную башню до 2014 года для производственных нужд. Полагает, что право муниципальной собственности на приобретенные им объекты зарегистрировано необоснованно.
Представитель ответчика – администрации Лежневского муниципального района Ивановской области ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных ФИО1 требований. Пояснила, что спорные объекты недвижимости в установленном законом порядке были поставлены на учет как бесхозяйные, поскольку данное имущество было брошено собственником, никто расходов по его содержанию не нес. Вместе с тем спорные объекты представляют собой комплекс водоснабжения холодной питьевой водой жителей <адрес>, в связи с чем администрацией Новогоркинского сельского поселения были приняты меры по постановке имущества на учет как бесхозяйного с целью дальнейшего оформления на них права муниципальной собственности. Владение и пользование данными объектами, их содержание осуществляла администрация Новогоркинского сельского поселения. Никто никаких прав на данные объекты не предъявлял. В связи с передачей полномочий по водоснабжению населения в ведение муниципального района, право собственности на водопроводные линии и артезианскую скважину с насосной были оформлены за Лежневским муниципальным районом. Истец указанным имуществом не владел и не пользовался, расходов по его содержанию не нес, затрудняется в указании точного местоположения объектов, которые он приобрел по договору. Поскольку в районе <адрес> располагается несколько артезианских скважин и водонапорных башен, полагает, что истец мог приобрести иные объекты, чем те, которые были поставлены на учет как бесхозяйные и на которые зарегистрировано право муниципальной собственности. Относительно водопроводных линий указывает, что их технические характеристики, указанные в договоре купли-продажи имущества, не совпадают с характеристиками водопроводный линий, находящихся в муниципальной собственности. Кроме того, при заявлении требований о признании права отсутствующим полагает, что истцом выбран неверный способ защиты права. В удовлетворении заявленных требований просила истцу отказать.
Представитель ответчика – администрации Новогоркинского сельского поселения ФИО3 с заявленными ФИО1 требованиями не согласился. Пояснил, что поскольку собственник спорных объектов недвижимости в д. Коровиха был неизвестен, а объекты имели социальную значимость как комплекс водоснабжения населения холодной питьевой водой, администрация вступила во владение и пользование ими, несла расходы по содержанию этих объектов. С 2011 года в соответствии с решением Совета Новогоркинского сельского поселения от 27.11.2011 года № 42 «О принятии на временное обслуживание объектов социального назначения до момента признания этих объектов бесхозяйными», артезианская скважина и магистральные сети водоснабжения <адрес> были переданы администрацией сельского поселения в доверительное управление ООО «Комсети», а затем с 2015 года – в доверительное управление ООО «Акватранс». До 2011 года скважина и водопроводные сети находились в ведении МП «Водоканал». С 2011 года неоднократно производился ремонт указанных объектов, заменялись участки водопроводных труб, произведен капитальный ремонт артезианской скважины и насосной, установлено новое оборудование. Посредством данного комплекса осуществляется водоснабжение населения в <адрес>. Водонапорная башня в связи с установкой нового насосного оборудования утратила свое назначение и не используется. ФИО1 данным имуществом не владел и не пользовался, расходов на его содержание не нес. За все эти годы никто прав на данное имущество не предъявлял. При этом вблизи <адрес> находится 3 артезианских скважины, 2 водонапорных башни, и ФИО1 точно не может определить, на какие из них он претендует. Требования ФИО1 находит не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Суду представлен отзыв на исковое заявление ФИО1, в соответствии с которым Управление сообщает, что в ЕГРН содержатся сведения о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества – водопроводная линия протяженностью 4049 м, год завершения строительства – 1970, с КН №, расположенная по адресу: <адрес>, на основании заявления главы администрации Новогоркинского сельского поселения о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи от 18.12.2015 года. Запись о регистрации внесена 30.12.2015 года. На государственный кадастровый учет данный объект поставлен 01.10.2015 года, заказчиком кадастровых работ также выступала администрация Новогоркинского сельского поселения. 01.12.2017 года на данный объект в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права собственности Лежневского муниципального района на основании решения Лежневского районного суда от 15.09.2017 года. Также в ЕГРН содержатся сведения о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества – сооружение, глубиной 76 м, год завершения строительства – 1970, с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании заявления главы администрации Новогоркинского сельского поселения о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи от 18.12.2015 года. Запись о государственной регистрации внесена 30.12.2015 года. Данный объект поставлен на государственный кадастровый учет 14.09.2015 года, заказчиком кадастровых работ выступала администрация Новогоркинского сельского поселения. 16.01.2017 на сооружение в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права собственности Лежневского муниципального района на основании решения Лежневского районного суда от 15.09.2017 года. Также в ЕГРН содержатся сведения о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества - водопроводная башня, объемом 23 куб.м, год завершения строительства – 1970, с кадастровым номером 37:09:030426:126, расположенного по адресу: <адрес>, на основании заявления главы администрации Новогоркинского сельского поселения о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи 18.12.2015 года. Запись о государственной регистрации внесена 30.12.2015 года. Данный объект поставлен на государственный кадастровый учет 18.09.2015 года, заказчиком кадастровых работ выступала администрация Новогоркинского сельского поселения. В ЕГРН сведения о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – водопроводная башня отсутствуют. В июне 2017 года в Управление обратился ФИО1 с заявлениями о государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости. В связи с наличием вышеуказанных оснований в государственной регистрации права собственности ФИО1 на данные объекты было отказано. Иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. В указании года завершения строительства спорных объектов имеются противоречия. Суду необходимо индентифицировать спорные объекты недвижимого имущества с объектами, указанными в договоре купли –продажи имущества № 1 от 17.10.2008. Управление, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, оставляет вынесение решения по заявленным требованиям на усмотрение суда (т. 1 л.д. 165-167).
С учетом отсутствия возражений участников процесса суд счел возможным рассмотреть дело без участия представителя Управления Росреестра по Ивановской области.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 549 ГК РФ, по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Частью 1 ст. 551 ГК РФ предусмотрено, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
17 октября 2008 года между СПК «Н» (Продавец) в лице конкурсного управляющего Ш.Е. и ФИО1 (Покупатель) заключен договор купли-продажи имущества № 1, в соответствии с которым Продавец передает в собственность Покупателя, а Покупатель принимает и оплачивает на условиях настоящего договора имущество СПК «Н», в том числе: значащиеся под № 3 водопроводные линии, находящиеся по адресу: <адрес>, г/п 1991, кадастровый № стоимостью 24276 рублей; значащиеся под № 17 и поименованные как «водоснабжение»: 1) артезианская скважина, насосная над скважиной (строение № 8, кадастровый №), 2) водонапорная башня (строение № 8, кадастровый №), находящиеся по адресу: <адрес>, г/п 1970, стоимостью 9588 рублей. Общая цена договора составила 647147 рублей 16 копеек. Согласно п. 3 Договора, указанное недвижимое имущество принадлежит Продавцу на праве собственности. Согласно п. 4 Договора, оплата по договору производится Покупателем в срок до 24 октября 2008 года путем перечисления денежных средств на расчетный счет Продавца. Пунктом 5 Договора предусмотрено, что стороны пришли к соглашению акт приема-передачи путем оформления отдельного документа не составлять. Моментом передачи имущества является дата окончания расчетов по договору. Договор подписан сторонами (т. 1 л.д. 14-17, 118-121, 194-197).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, СПК «Н» зарегистрировано 13.03.2000 года. 24.04.2008 года внесена запись о признании должника банкротом, открытии конкурсное производство. 14.04.2009 года внесена запись о завершении конкурсного производства (т. 1 л.д. 68-72).
Решением исполкома Лежневского районного Совета народных депутатов № 164-2 от 25.10.1991 года совхоз «Н» преобразован в КСХП «Н» (т. 1 л.д. 76).
Постановлением главы администрации Лежневского района Ивановской области № 21 от 26.01.1993 года зарегистрировано АООТ «Н» (т.1 л.д. 77).
Постановлением главы администрации Лежневского района Ивановской области № 169 от 13.03.2000 года зарегистрирован СПК «Н» как правопреемник АООТ «Н» (т. 1 л.д. 78).
Сведений о том, что АООТ «Н» являлось правопреемником КСХП «Н», и соответственно что СПК «Н» является правопреемником совхоза «Н», суду не представлено.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 17.03.2008 года № А17-1955/2007 СПК «Н» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство (т. 1 л.д. 177-179)
Имущество, указанное в договоре купли-продажи от 17 октября 2008 года было включено конкурсным управляющим СПК «Н» в конкурсную массу (т. 1 л.д. 100-113, 180-189, 203-216).
17 октября 2008 года были проведены открытые торги в форме аукциона по продаже недвижимого имущества СПК «Н».
Регламент проведения торгов был утвержден конкурсным управляющим СПК «Н» Ш.Е. 30.08.2008 года. В лом № 2 входили водопровод 1991 г. потройки и водоснабжение (артскважина, насосная над скважиной, водонапорная башня) в <адрес> 1970 г. постройки и другое имущество (всего 18 наименований) (т. 1 л.д. 79-82, 114-117, 190-193).
В соответствии с Протоколом заседания Комиссии об итогах (определении победителя) открытых торгов от 17 октября 008 года, по окончании торгов победителем торгов по продаже имущества СПК «Н», лот № 2, состоящего из 18 наименований, в том числе водопровод, водоснабжение признан ФИО1 (т. 1 л.д.83-87, 122-126, 198-202).
Согласно договора о задатке № 2 от 08 октября 2008 года, ФИО1 как участник торгов по продаже недвижимого имущества СПК «Н» перечислил задаток в сумме 63445 рублей 80 копеек организатору торгов – СПК «Н» (т. 1 л.д. 18-21).
Согласно платежным поручениям, 14 октября 2008 года ФИО1 перечислил на счет СПК «Н» 63445 рублей 80 копеек, 22 октября 2008 года - 583701 рубль 36 копеек (т. 1 л.д. 22,23).
Уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области от 20.09.2017 года ФИО1 отказано в государственной регистрации недвижимого имущества - водопроводных линий и двух сооружений в <адрес>, в связи с тем, что лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такие объекты недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права обратилось ненадлежащее лицо; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. ФИО1 сообщено, что заявленные им объекты недвижимого имущества по заявлению администрации Новогоркинского сельского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области приняты на учет в качестве бесхозяйного имущества 30.12.2015 года (т. 1 л.д. 24-35).
Согласно выписке из ЕГРН, сооружение коммунального хозяйства – водопроводная башня, расположенная по адресу: <адрес>, 1970 года постройки, с кадастровым <адрес>, объемом 23 куб.м, правообладатель – Новогоркинское сельское поселение Лежневского муниципального района, принята на учет как бесхозяйный объект недвижимости 30.12.2015 года (т. 1 л.д. 36-39, 135-140).
Согласно выписке из ЕГРН, сооружение коммунального хозяйства, расположенное по адресу: <адрес> глубиной 76 м, 1970 года постройки, с кадастровым №, находится в собственности Лежневского муниципального района, дата регистрации права собственности – 16.01.2018 года ( т. 1 л.д. 41-45, 129-134).
Согласно выписке из ЕГРН, сооружение коммунального хозяйства – водопроводная линия, расположенная по адресу: <адрес>, протяженностью 4049 м, 1970 года постройки, с кадастровым № находится в собственности Лежневского муниципального района, дата регистрации права собственности – 01.12.2017 года (т. 1 л.д. 46-67, 141-163).
Согласно ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии ч ч. 2 и ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Решением Лежневского районного суда Ивановской области № 2-206 от 15.09.2017 года за Лежневским муниципальным районом Ивановской области признано право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - артезианскую скважину глубиной 76 м, площадь застройки 12,5 кв. м, с КН № расположенную по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 244-245).
Решением Лежневского районного суда Ивановской области № 2-205 от 15.09.2017 года за Лежневским муниципальным районом Ивановской области признано право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - водопроводную линию протяженностью 4049 м с КН № расположенную по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 246-247).
Истец в обоснование своих доводов ссылается на технические паспорта на объекты недвижимости от 27 июля 2004 года, указывая, что приобрел по договору купли-продажи имущества объекты, технические характеристики которых указаны в данных паспортах.
Согласно техническому паспорту на водопроводные линии по адресу: <адрес>, местоположение: от водонапорной башни, расположенной строение № 8 вблизи <адрес> до <адрес> и по улицам деревни <адрес>, они имеют инвентарный №, условный №, предназначены для снабжения водой <адрес>, общая протяженность линий 4261 м, выполнены пластиковыми трубами, год ввода в эксплуатацию – 1991 (т. 2 л.д. 3-11).
Согласно техническому паспорту на артезианскую скважину - строение № 8 <адрес>, сооружение имеет кадастровый №, инвентарный №, глубина – 78 м, 1970 года постройки. Над скважиной расположено строение насосной общей площадью 10,5 м, кирпичное, перекрытия – деревянные, кровля – шифер (т. 2 л.д. 13-19). Приложением к техническому паспорту является ситуационный план, в соответствии с которым артезианская скважина (строение № 8) располагается вблизи теплой стоянки (строение № 5) (т. 2 л.д. 12).
Согласно техническому паспорту на водонапорную башню, местоположение: строение № 8 <адрес>, сооружение имеет инвентарный №, кадастровый №, год постройки 1970 (т. 2 л.д. 20-27).
Судом также изучены технические планы на спорные объекты, подготовленные кадастровыми инженерами по заказу администрации Новогоркинского сельского поселения в сентябре 2015 года с целью постановки объектов на государственный кадастровый учет.
Проанализировав представленную суду техническую документацию на спорные объекты недвижимости, суд приходит к выводу, что истец, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, не представил достаточных и бесспорных доказательств, позволяющих идентифицировать объекты, указанные в заключенном им договоре купли-продажи имущества от 17.10.2008 года, и объекты, находящиеся в муниципальной собственности и состоящий на учете как бесхозяйный.
Сторонами не оспаривается, что в районе <адрес> располагается 2 водонапорных башни и 3 артезианских скважины. Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду схемами, картой-схемой функционального зонирования из генерального плана <адрес>.
Истец ФИО1 затрудняется указать, какие именно объекты приобретены им по договору купли-продажи имущества от 17.10.2008 года.
Допрошенный в качестве свидетеля кадастровый инженер Я.Н., составлявший технический план на артезианскую скважину и водопроводную башню, показал, что в <адрес> существуют две водонапорные башни и две артезианских скважины. Водонапорная башня и скважина рядом с теплой стоянкой на учете не состоят. По заявлению администрации Новогоркинского сельского поселения на учет как бесхозяйная была поставлена другая скважина, на которую он составлял технический план (т.2 л.д. 40).
Представитель администрации Новогоркинского сельского поселения ФИО3 также суду показал, что вторая артезианская скважина и насосная, расположенные вблизи теплой стоянки СПК «Н» (ближе к <адрес>, чем муниципальная скважина), по назначению не используются, муниципальным имуществом не являются, правообладатель данных объектов неизвестен.
Кадастровые номера спорных объектов не совпадают. Кроме того, имеются разночтения в адресной части их расположения: истец претендует на право собственности на водопроводную башню, расположенную согласно выписке из ЕГРН, вблизи <адрес>, в то время как согласно договору купли-продажи имущества, ФИО1 приобрел водонапорную башню, расположенную в <адрес>. Согласно техническому паспорту, представленному истцом, высота башни составляет 12 м, диаметр в нижней части – 2,7 м, объем – 25 куб.м. Однако согласно техническому плану, изготовленному по заказу администрации в 2015 году, высота башни – 10 м, радиус у основания – 0,85м, объем 23 куб.м.
В соответствии с договором купли-продажи имущества и техническим паспортом, ФИО1 приобрел водопроводные линии 1991 года постройки, протяженностью 4261 м, при этом просит признать за ним право собственности на водопроводную линию 1970 года постройки длиной 4049 м.
В обоснование доводов о том, что это один и тот же объект недвижимости, истец ссылается на сведения инвентарной книги учета основных средств СПК «Н» за период с 01.01.2000 года. Согласно записям в данной книге, в разделе «Сооружения 1 отделение» под № 8 учтено «водоснабжение Коровиха», год ввода в эксплуатацию – 1970. Однако суд принимает во внимание, что состав «водоснабжения» не указан, не поименовано, какие объекты входят в это определение, и оснований полагать, что под данным термином значится спорный водопровод, как на то указывает истец, у суда не имеется. Далее в книге в разделе «Сооружения ц. отделение» под № 3 имеется запись «водопровод», материал – пластик, год ввода в эксплуатацию – 1991. Однако полагать, что это водопровод в <адрес>, у суда также не имеется, поскольку место расположения водопровода? его протяженность не указаны.
Представитель администрации Новогоркинского сельского поселения ФИО3 пояснил, что указанные в договоре купли-продажи имущества артезианская скважина с насосной располагаются ближе к <адрес>, неподалеку от теплой стоянки СПК «Н», а скважина с насосной, находящиеся в муниципальной собственности, расположены дальше. Здание насосной, находящейся в муниципальной собственности, перекрыто бетонными плитами, в то время как по техническому паспорту от 2004 года, представленному истом, перекрытие является деревянным.
У суда не имеется оснований не доверять пояснениям ФИО3, поскольку он с 2012 года возглавлял предприятие ООО «Комсети», эксплуатировавшее данный объект и проводившее на нем ремонтные работы.
Согласно технического плана на артезианскую скважину и насосную, выполненного с целью постановки данных объектов на государственный кадастровый учет, площадь строения насосной над скважиной составляет 12,5 кв.м, в то время как согласно техническому паспорту, представленному истцом, от 2004 года, площадь этого строения составляет 10,5 кв.м.
Кроме этого, различается глубина скважины: по техническому паспорту истца глубина составляет 78 м, по техническому плану ответчика – 76 м.
Вышеуказанные противоречия не позволяют суду идентифицировать объекты, указанные в договоре купли-продажи имущества от 17.10.2008 года, как объекты, находящиеся в муниципальной собственности и состоящий на учете как бесхозяйный, на которые претендует истец.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшей до 01.01.2017 года, обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
За регистрацией права собственности до сентября 2017 года ФИО1 не обращался. Помимо этого, судом установлено, что с момента заключения договора купли-продажи истец в отношении спорных объектов никаких правомочий собственника не осуществлял, за период нахождения имущества на учете как бесхозяйного о своих правах на него не заявлял.
Данные обстоятельства, а также доводы ответчиков о том, что спорные объекты с 2011 года находились во владении и пользовании органов местного самоуправления, оформивших на них впоследствии право собственности, подтверждаются представленными суду доказательствами.
В связи с поступившим предостережением прокуратуры Лежневского района, в целях исполнения предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий по водоснабжению и водоотведению населения глава администрации Новогоркинского сельского поселения 18.11.2011 года обратилась к главе поселения с ходатайством о принятии социально значимых объектов (водопроводно-канализационные сети, скважины в д. Коровиха) в ведение администрации Новогоркинского сельского поселения.
24.11.2011 года Советом Новогоркинского сельского поселения принято решение № 42 «О принятии на временное обслуживание объектов социального назначения до момента признания этих объектов бесхозяйными», в соответствии с которым социально-значимые объекты (водопроводно-канализационные сети, скважины в <адрес>) согласно приложению № 1 до окончания процедуры признания объектов бесхозяйными приняты в ведение администрации Новогоркинского сельского поселения с последующей передачей их на обслуживание в ООО «Комсети» (т. 2 л.д. 28).
В соответствии с приложением № 1 к указанному решению Совета Новогоркинского сельского поселения, в списке объектов социального назначения, предаваемых в ООО «Комсети» до момента признания их бесхозяйными, значатся: 1. Водопроводная башня 1970 года постройки, 2. Водопроводные линии протяженностью 4261 м 1991 года постройки, 3. Артскважина 195 года постройки (т. 2 л.д. 30).
Относительно указания в Списке года постройки артскважины и водопроводных линий, суд полагает, что эти даты были указаны предварительно, при выявлении бесхозяйных объектов, до составления на них технической документации. Впоследствии, при обследовании объектов кадастровыми инженерами и изготовлении технической документации, было установлено, что год постройки данных объектов – 1970, что и было внесено в качестве характеристик объектов в сведения ЕГРН.
20.12.2011 года между администрацией Новогоркинского сельского поселения и ООО «Комсети» заключен договор № 01-11 доверительного управления имуществом, в соответствии с которым администрация передала ООО «Комсети» в доверительное управление выявленные бесхозяйные объекты - артезианскую скважину и магистральные сети водоснабжения <адрес> протяженностью 4261 м, расположенные по адресу: <адрес> Согласно п. 1.5 Договора, имущество на момент передачи в доверительное управление не имеет собственника. К договору составлен передаточный акт от 20.12.2011 года.
Согласно сведениям, представленным руководством ООО «Комсети», данная организация за период с 2011 по 2014 г.г. несла затраты по содержанию водопроводных линий и скважины, ремонту и замене оборудования, всего на сумму 1773455,29 руб.
01.09.2015 года между администрацией Новогоркинского сельского поселения и ООО «А» заключен договор доверительного управления имуществом, в соответствии с которым администрация передала ООО «А» в доверительное управление выявленные бесхозяйные объекты - артезианскую скважину и магистральные сети водоснабжения <адрес> протяженностью 4261 м, расположенные по адресу: <адрес> Согласно п. 1.5 Договора, имущество на момент передачи в доверительное управление не имеет собственника. К договору составлен передаточный акт от 01.09.2015 года.
Согласно сведениям, представленным руководством ООО «А», данная организация за период с 2015 по 2017 г.г. несла затраты по содержанию скважины водопроводных линий всего на сумму 1391037,04 руб.
Постановлениями Региональной службы по тарифам Ивановской области от 23.11.2010 года, 10.11.2011 года, 27.11.2012 года, 03.12.2013 года, 19.12.2014 были установлены тарифы на холодное водоснабжение для ООО «Комсети», постановлением от 16.12.2015 года, 09.12.2016 года – для ООО «А».
Технические планы на водонапорную башню, водопроводную линию и артезианскую скважину изготавливались и техническое обследование указанных объектов кадастровыми инженерами проводилось в сентябре 2015 по заказу администрации Новогоркинского сельского поселения.
Постановку спорных объектов на государственный кадастровый учет также осуществляла администрация Новогоркинского сельского поселения.
Как следует из решений Лежневского районного суда от 15.09.2017 года № 2-205, № 2-206, спорные объекты, имеющие социальную значимость как система водоснабжения населения д. Коровиха холодной питьевой водой, приняты на учет в установленном порядке как бесхозяйные 30.12.2015 года. Более года никто, в том числе ФИО1, о правах на данные объекты не заявлял, в связи с чем они признаны судом бесхозяйными.
На основании совокупности исследованных в судебных заседаниях доказательств суд приходит к выводу, что истец ФИО1 на протяжении длительного времени правомочий собственника в отношении объектов недвижимости, находящихся в настоящее время в муниципальной собственности (водопроводной линии, артезианской скважины), а также состоящей на учете как бесхозяйной водопроводной башни, никогда не осуществлял, о своих правах на него не заявлял, имуществом не владел и не пользовался, содержание имущества, имеющего социальную значимость, с 2011 года осуществлялось органом местного самоуправления; при этом достаточных и бесспорных доказательств того, что по договору купли-продажи истцом было приобретено именно недвижимое имущество, указанное в просительной части искового заявления, истец суду не предоставил.
Право собственности на артезианскую скважину и водопроводную линию зарегистрировано за Лежневским муниципальным районом Ивановской области в установленном законом порядке и оснований для признания данного права отсутствующим суд не усматривает.
Помимо этого, согласно правовой позиции, изложенное в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились).
Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
При этом возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, которое является не только собственником спорного имущества, но и одновременно является лицом, владеющим этим имуществом.
Однако обстоятельства принадлежности спорных объектов недвижимости ФИО1, а также владения спорными объектами недвижимости ФИО1 судом установлены не были.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, администрации Новогоркинского сельского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области о признании права муниципальной собственности на объекты недвижимости отсутствующим и признании права собственности на объекты недвижимости отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.И. Бородачева
Решение в окончательной форме принято судом 20 июля 2018 года
Судья С.И.Бородачева