Дело № 2-824/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Костюченко С.А.
с участием истца ФИО1,
представителей истца ФИО2, ФИО3, действующих на основании устного заявления,
представителя ответчика ФИО4, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Крук В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к СПАО «Ресо-Гарантия» о признании события страховым случаем, взыскании денежных средств, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к СПАО «Ресо-Гарантия» о признании события страховым случаем, взыскании денежных средств, взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что является держателем пластиковой карты masterplatinum ЗАО «Банк Русский Стандарт». По программе привилегий карта, жизнь и имущества истца были застрахованы по всем страховым рискам, страховщиком являлось СПАО «Ресо-Гарантия». В период действия договора у истца наступил страховой случай, а именно произошла задержка багажа в аэропорту г. Сингапур, на рейсе № следованием ФИО5, ФИО6 рейс № от ДД.ММ.ГГГГ с личными вещами, лекарствами, одеждой истца и его семьи (жены, ребенка, бабушки). По прибытии в г. Сингапур истцу стало известно, что весь багаж за исключением детской коляски утерян, о чем были оформлены документы и сообщено представителю авиакомпании «Сибирь». Истцу в связи с произошедшим было рекомендовано обратиться в страховую компанию, так как багаж был застрахован ответчиком, что и было сделано. Истцу и его семье было разъяснено, что затраты на приобретение вещей первой необходимости будут компенсированы ФИО1 за счет страховой суммы, если вещи будут приобретаться по застрахованной банковской карте. На следующий день багаж истца найден не был, в связи с чем пришлось нести затраты на приобретение летних вещей, обуви, средств личной гигиены и лекарств. Первый чемодан был возвращен ФИО1 спустя трое суток, второй через 7 дней. В результате задержка багажа составила более 48 часов, что является страховым случаем. В результате задержки возврата багажа истцу причинен материальный ущерб в размере 5903 сингапурских долларов, что составляет 390740 руб. 95 коп., кроме того истцу был причинен моральный вред который оценивается в размере 100000 руб. По возвращении в Россию истцом в адрес страховщика были направлены претензии с требованием возместить ущерб, согласно переписке, СПАО «Ресо-Гарантия» не отказывалось от выплат по страховому случаю, вместе с тем страховое возмещение не выплатило, требуя предоставления дополнительных документов. Согласно правил страхования указанное событие относится к страховым случаям, и в случае утраты застрахованного багажа подлежит возмещению 3000 Евро за одно багажное место. Поскольку было утеряно два багажа возмещению подлежит 6000 Евро, что составляет 450180 руб.. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с досудебной претензией, ответа на которую не последовало. Просит суд признать задержку возврата багажа страховым случаем. Взыскать с ответчика денежную компенсацию в виде страховой премии в размере 450188 руб., денежные средства, затраченные на приобретение новых вещей взамен утраченных, в сумме 390740 руб. 95 коп., компенсацию морального вреда в сумме 100000 руб. 00 коп., судебные расходы.
В судебном заседании истец ФИО1, представители истца ФИО2, ФИО3 исковые требования поддержали в полном объеме, подтвердили изложенное в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО4 исковые требования не признал, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
В судебное заседание представитель третьего лица АО «Банк Русский Стандарт» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание мнение сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании оферты ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о заключении Договора о карте, АО «Банк Русский Стандарт» произвел акцепт, а именно выполнил действия по заключению Договора о карте № в соответствии с Условиями по картам и тарифами по картам, Дополнительными условиями, открыв ФИО1 банковский счет №. Карта «Imperia Platinum» платежной системы Mastercard выдана и получена ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
Истец, как держатель банковской карты АО «Банк Русский Стандарт» по программе привилегий, являлся застрахованным лицом, указанные обстоятельства не оспаривались сторонами в ходе рассмотрения дела.
Страхование клиента в рамках условий страхового полиса программы экстренной помощи АХА, условий Договора страхования выезжающих за рубеж осуществлялось на основании Генерального договора страхования расходов держателей пластиковых карт № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между платежной системой Генерального договора страхования расходов держателей пластиковых карт Mastercard Europe SPRL и СПАО «Ресо-Гарантия».
Согласно Генеральному Договору страхования расходов держателей пластиковых Карт General Travel Insurance Policy of Cardholders Expenses №, заключенному между СПАО «Ресо-Гарантия» и MasterСard Europe SА, страховщик обязуется за определенную плату (страховую премию) при наступлении страхового случая произвести страховую выплату застрахованному лицу или иному лицу, в пользу которого заключен Договор, а Страхователь в соответствии с настоящим Договором обязуется оплатить страховую премию. Страховщик предоставляет застрахованным лицами страховое покрытие рисков, являющихся частью страховой программы, застрахованными лицами по которой являются не только держатели карт, но и супруги держателей и несовершеннолетние дети держателя (раздел 1, 2 Генерального договора).
Как следует из Раздела 4 Генерального договора, объектом страхования является имущественный интерес застрахованного лица, связанных с возмещением расходов застрахованного лица, в том числе связанных с гибелью, уничтожением, повреждение, кражей, исчезновением (пропажей) багажа принадлежащего Застрахованному лицу.
В соответствии с Программой привилегий представленной держателям карт АО «Банк Русский Стандарт», страховщиком по данному полису выступает СПАО «Ресо-Гарантия».
Объем ответственности страховщика в отношении каждого застрахованного лица определяется объемом страховых рисков и страховых сумм в соответствии с Приложением 2 Договора. Срок действия договора с 00:00 час. ДД.ММ.ГГГГ и заканчивает свое действие <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ. Страховое покрытие действует для всех поездок, совершенных с ДД.ММ.ГГГГ по всему миру в течение срока действия Договора.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы.
Положениями п. 4 ст. 931 ГК РФ установлено, что в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
Согласно положениям п.п. 1-3 ст. 943 ГК РФ, условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков правилах страхования).
В силу ст. 9 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Согласно п. 1 ст. 940, п.п. 1, 2 ст. 943 ГК РФ договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему.
Таким образом, основанием возникновения обязательства страховщика по выплате страхового возмещения является наступление предусмотренного в договоре события (страхового случая). Перечень событий, являющихся страховыми случаями (страховым риском) и наступление которых влечет обязанность страховщика по производству страховой выплаты, описывается путем указания событий, являющихся страховыми случаями, и событий, не являющихся страховыми случаями (исключений).
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что по прибытии в аэропорт г. Сингапур рейсом № следованием ФИО5-Сингапур рейс № от ДД.ММ.ГГГГ произошла задержка багажа ФИО1, его супруги, несовершеннолетнего ребенка, бабушки супруги с личными вещами, обувью, одеждой, лекарственными средствами семьи в количестве двух чемоданов.
Как следует из актов, багаж весом 22 кг (01 предмет), перевозимый изначально рейсом №ДД.ММ.ГГГГ, прибыл рейсом №ДД.ММ.ГГГГ, багаж весом 30,5 кг (01 предмет), перевозимый изначально рейсом №ДД.ММ.ГГГГ, прибыл рейсом №ДД.ММ.ГГГГ и вручен ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наступлении страхового события в виде задержки багажа - личного имущества ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из раздела Е «Задержка багажа и длительная задержка багажа», Приложения № 2 к Генеральному договору страхования расходов держателей пластиковых карт № от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрен риск длительная задержка багажа (на срок более 48 часов), общая сумма для всех выгодоприобретателей, путешествующих вместе страховое покрытие по которому составляет 3750 Евро, указанное страховое покрытие в результате наступления страхового случая также следует из Программы привилегий держателей карт Банка Русский Стандарт.
Поскольку факт длительной задержки багажа ФИО1 нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу о наступлении страхового риска, предусмотренного Разделом Е «Задержка багажа и длительная задержка багажа».
Как следует из раздела Раздел Е «Задержка багажа и длительная задержка багажа» Приложения № 2 к Генеральному договору страхования расходов держателей пластиковых карт № от ДД.ММ.ГГГГ, страховщик взял на себя обязательства нести риск ответственности в случае длительной задержки багажа.
Согласно Особых условий Раздела Е «Задержка багажа и длительная задержка багажа» страховщик взял на себя обязательства оплатить длительную задержку багажа в пределах общей суммы, если зарегистрированный багаж не прибудет в аэропорт назначения страхователя в течение 48 часов с момента прибытия. Вместе с тем, покрываются только реальные расходы сверх суммы компенсации, полученной от перевозчика.
Согласно п. 4 рассматриваются только требования, связанные с покупкой самой необходимой одежды и туалетных принадлежностей, и только в том случае, если эти покупки были сделаны в течение 4 дней с момента фактического прибытия в место назначения и оплачены застрахованной картой. При невозможности использования застрахованной карты для совершения необходимых покупок следует сохранить чек с подробным указанием приобретенных товаров.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что в результате наступления страхового события истцом и его супругой были приобретены одежда, обувь, туалетные принадлежности первой необходимости в период с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ.г. на общую сумму 5903, 10 долларов США, факт приобретения которых подтверждается банковской выпиской о произведенных расходных операциях по приобретению товаров посредством платежной карты АО «Банк Русский Стандарт», а также кассовыми чеками.
Вместе с тем, рассматривая требования о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение вещей, судом установлено, что в указанный период бабушке ФИО3, следовавшей совместно с семье О-ных, были приобретены обувь, одежда, платье, купальник, белье, лекарственные средства на общую сумму 1240, 27 долларов США.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о размере страхового возмещения в результате наступления страхового случая в сумме 4662, 83 доллара США из расчета за 1 доллар по курсу ЦБ РФ 71, 1211 руб., что составит 331625 руб. 60 коп.
Поскольку в соответствии с Генеральным Договором страхования расходов держателей пластиковых страховщик обязался произвести выплаты в случае наступления страхового события застрахованным лицам, супругам держателей, несовершеннолетним детям держателя, иные родственники в перечень застрахованных лиц в результате наступления страхового события не включены, оснований для удовлетворения требований в части взыскания затрат, понесенных на приобретение личных вещей и лекарственный препаратов, процедур для бабушки не имеется,
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
К спорным правоотношениям подлежат применению положения Закона РФ «О защите прав потребителей», предусматривающие взыскание компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав и штрафа.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
В силу п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28.06.2012 № 17 при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
С учетом фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о нарушении ответчиком права истца, а также характера причиненных истцу нравственных страданий, степени вины причинителя вреда, суд полагает необходимым определить к взысканию денежную компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб. 00 коп., то есть в размере, соответствующем требованиям разумности и справедливости, согласно ст. 1101 ГК РФ.
В силу ч. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, уполномоченной организации) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Из изложенного следует вывод, что при определении размера штрафа за несоблюдение ответчиком в добровольном порядке удовлетворения установленных законом требований истца, должна быть учтена взысканная судом в пользу истца компенсация морального вреда.
При таких обстоятельствах, с ответчика подлежит взысканию штраф в сумме 168312 руб. 80 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей (ст. 94 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Истцом заявлено о возмещении понесенных им расходов на юридические услуги в размере 60000 руб. 00 коп., которые подтверждены представленным договором от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из характера разрешенного спора, объему участия представителя истца в судебных заседаниях, значимости и объему получившего защиту нарушенного права, руководствуясь ст. 100 ГПК РФ, суд находит подлежащим взысканию с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 руб. 00 коп., что будет отвечать требованиям разумности и справедливости.
Кроме того, подлежат взысканию расходы, понесенные на оплату услуг переводчика в сумме 7600 руб. 00 коп., по переводу материалов дела с английского и китайского языка для приобщения в качестве доказательств несения расходов на приобретение предметов первой необходимости, данные издержки ответчика связаны с рассмотрением дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования ФИО1 к СПАО «Ресо-Гарантия» о признании события страховым случаем, взыскании денежных средств, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать задержку багажа ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ страховым случаем.
Взыскать с СПАО «Ресо-Гарантия» в пользу ФИО1 страховое возмещение в сумме 331625 руб. 60 коп., компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб. 00 коп., штраф в сумме 168312 руб. 80 коп. расходы по оплате услуг представителя в сумме 10000 руб. 00 коп., судебные расходы в сумме 7600 руб. 00 коп., всего взыскать 522538 руб. 40 коп.
Взыскать с СПАО «Ресо-Гарантия» в доход муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере 6816 руб. 26 коп.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска путём подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение составлено 13.05.2019.
председательствующий: С.А. Костюченко
Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко
Секретарь __________________
Решение суда в законную силу не вступило.
Уникальный идентификатор дела №
Подлинник решения подшит в дело № 2-824/2019 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска.