Дело 2-9/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Федоренко Н.В.,
с участием помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Крюкова А.Д., представителя ответчика Администрации Николаевского муниципального района ФИО1, представителя МУП «Теплосервис» ФИО2,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Булычевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Муниципальному унитарному предприятию «Теплосервис» о возложении обязанности провести техническое обследование коммунальных сетей,
УСТАНОВИЛ:
Истец Николаевский-на-Амуре городской прокурор в интересах неопределенного круга лица обратился в суд с иском Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, МУП «Теплосервис» о возложении обязанности провести техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В обоснование требований истец указал, что городской прокуратурой во исполнение указания прокуратуры Хабаровского края на постоянной основе осуществляется сбор и анализ информации о ходе подготовки топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2020-2021 годов, в рамках которого установлено следующее. В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов относится организация в границах сельских поселений в том числе, водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении». В силу части 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации водоснабжения и водоотведения на территориях сельских поселений относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом. На основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Теплосервис» от 17.07.2017 № 4, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, действующим от имени Николаевского муниципального района Хабаровского края, и МУП «Теплосервис», Комитет закрепил за Предприятием на праве хозяйственного ведения недвижимое и движимое имущество, согласно перечню объектов недвижимого и движимого имущества, являющегося приложением № 1 к настоящему договору, в том числе, канализационная сеть, протяженностью 3 337 м, водопроводная сеть, протяженностью, 5 252 м, расположенные по адресу: Хабаровский край, Николаевский район, с. Красное. Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 416-ФЗ техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Требования к проведению технического обследования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При этом, согласно информации МУП «Теплосервис» техническое обследование канализационной сети (протяженностью 3 337 м) и водопроводной сети (протяженностью 5 252 м), расположенных по адресу: Хабаровский край, Николаевский район, с. Красное, до настоящего времени не проводилось. Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства администрацией Николаевского муниципального района и МУП «Теплосервис» не принято достаточных мер, направленных на обеспечение населения Красносельского сельского поселения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению, обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения городского поселения, что может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации в ходе отопительного периода и как следствие повлечет нарушение прав жителей поселения на бесперебойное обеспечение питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению. Истец с учетом уточненных требований просил суд обязать Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края и МУП «Теплосервис» провести техническое обследование следующих объектов в соответствии с требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденным приказом Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр: канализационная сеть, протяженностью 3 337 м, расположенная на территории с. Красное Николаевского муниципального района Хабаровского края; водопроводная сеть протяженностью 5 252 м, расположенная на территории с. Красное Николаевского муниципального района Хабаровского края.
В судебном заседании помощник Николаевского-на-Амуре городского прокурора Крюков А.Д. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края ФИО1 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление и дополнениях к ним, из которых следует, что техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации (часть 3 статьи 37 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ). Таким образом, Администрация района полагает, что поскольку все работы, проведение которых прокурор просит суд возложить на Администрацию района и МУП «Теплосервис», касаются только проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, законных оснований для возложения обязанности их проведения на ответчика Администрацию района не имеется. МУП «Теплосервис» создано на основании решения Собрания депутатов Николаевского муниципального района от 30.05.2017 в целях выполнения функций оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению. Однако учитывая, что обязательства МУП «Теплосервис» по проведению технического обследования, находящихся в его хозяйственном ведении систем водоснабжения и водоотведения, возникли в момент установления для него тарифов на соответствующие виды услуг в 2018 году и должно быть исполнены в течение долгосрочного четырёхлетнего периода регулирования, установленного в отношении тарифа на каждую из перечисленных видов услуг, то есть не позднее 31.12.2021. Просили в удовлетворении исковых требований к Администрации района отказать, в отношении МУП «Николаевские коммунальные сети» принять решение на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель МУП «Теплосервис» ФИО2 исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление и дополнениях к ним, из которых следует, что из системного толкования норм действующего законодательства следует, что техническое обследование сетей горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, горячего водоснабжения и, соответственно, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не реже, чем один раз в 5 лет, и не чаще одного раза в 3 года при первом применении ею долгосрочных тарифов с момента их установления для такой организации уполномоченным органом. Таким образом, исполнение обязательств по проведению технического обследования систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения связывается непосредственно с течением, установленных для их исполнения сроков, при этом презюмируется, что влекущее к нарушению требований перечисленных законодательных и нормативных правовых актов неисполнение таких обязательств их субъектом может быть совершено лишь в форме бездействия, длящегося на протяжении всего установленного для их исполнения срока времени. Между тем, из приведенных обстоятельств деятельности предприятия следует, что обязательства последнего по проведению технического обследования, находящихся в его хозяйственном ведении систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, возникли в момент установления для него тарифов на соответствующие виды услуг в 2018 году и должны быть исполнены в течение долгосрочного четырехлетнего периода регулирования, установленного в отношении тарифа на каждую из перечисленных видов услуг, то есть не позднее 31.12.2021, что при своей оценке во взаимосвязи с требованиями части 6 статьи 37 Федерального закона № 416 и подпункта «а» пункта 4 Требований свидетельствует о том, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела срок, установленный для исполнения предприятием указанных обязательств, а равно устанавливающих их обязательных требований, не истек, а сами обязательства, соответственно, не могут считаться неисполненными, и, как следствие, ведущими к нарушению требований законодательных и (или) нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и особенности их исполнения. Перечень лиц, обязанных проводить техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения определен частью 3 статьи 37 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и пунктом 6 Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей (утв. Приказом Минстроя от 05.08.2014 г. №437/пр), по своему содержанию является исчерпывающим, и расширительному толкованию не подлежит. В частности, в качестве такого лица Законом, в единственном числе, определена организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, которой из взаимосвязи указанного законоположения с подпунктом 15 части 1 статьи 2 Закона, является организация, осуществляющая эксплуатацию, то есть использование по прямому техническому назначению, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения. При этом, содержащаяся в указанной части 3 статьи 37 Закона норма, регулирующая принятие органом местного самоуправления решения о привлечении к проведению технического обследования своих представителей, является диспозитивной, то есть предоставляющей такому органу МСУ право выбора на участие в техническом обследовании или на отказ от участия в нем, а соответственно не может порождать возникновение у такого органа МСУ обязательств как принять участие в проведении технического обследования, а равно быть к нему привлеченным, так, и тем более, провести такое техническое обследование. Просил в удовлетворении иска к Администрации района, МУП «Николаевские коммунальные сети» отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения проводится в целях определения: 1) технических возможностей сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме, по подготовке питьевой воды в соответствие с установленными требованиями с учетом состояния источника водоснабжения и его сезонных изменений; 2) технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, показателей физического износа, энергетической эффективности этих сетей и станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности; 3) экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения новых технологий; 4) сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» техническое обследование централизованных систем водоотведения проводится в целях определения: 1) технических возможностей очистных сооружений по соблюдению проектных параметров очистки сточных вод, а также установленных нормативов допустимых сбросов и технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; 2) технических характеристик канализационных сетей, канализационных насосных станций, в том числе их энергетической эффективности и степени резервирования мощности; 3) экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения наилучших существующих (доступных) технологий; 4) сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем водоотведения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем водоотведения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими водоотведение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии.
Техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения. По решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления (часть 3 статьи 37 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
В силу части 4 статьи 37 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления.
Требования к проведению технического обследования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 5 статьи 37 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2014 № 437/пр, утверждены Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно части 6 статьи 37 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования). Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязана проводить техническое обследование при разработке плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, а также при принятии в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2014 № 437/пр, цели проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - техническое обследование) определяются в соответствии с положениями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». Задачами проведения технического обследования являются: а) обеспечение принятия эффективных управленческих решений органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации, осуществляющие водоснабжение и (или) водоотведение) с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; б) определение фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; в) получение (подготовка) исходных данных для разработки схем водоснабжения и водоотведения, планов снижения сбросов, планов мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, установления нормативов водоотведения, а также для определения расходов, необходимых для эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (в том числе бесхозяйных объектов), исходя из их технического состояния.
Пунктом 6 названных Требований предусмотрено, что техническое обследование объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения проводится организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций.
Из материалов дела следует, что 17.07.2017 между Комитетом по управлению имуществом Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края и МУП «Теплосервис» заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Теплосервис». Перечень объектов недвижимого имущества, в том числе включены: канализационная сеть, протяженностью 3 337 м, расположенная на территории с. Красное Николаевского муниципального района Хабаровского края; водопроводная сеть протяженностью 5 252 м, расположенная на территории с. Красное Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Согласно ответу от 12.11.2020, предоставленному МУП «Теплосервис», обследование сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения предприятием не проводилось.
Из представленных технических паспортов на указанные коммунальные сети не следует, когда последний раз проводилось обследование указанных сетей.
Непроведение технического обследования сетей водоснабжения и водоотведения на территории с. Красное препятствует разработке схем водоснабжения и водоотведения, планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, установлению нормативов водоотведения, а также определению расходов, необходимых для эксплуатации объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения исходя из их технического состояния.
Непроведение технического обследования сетей водоснабжения и водоотведения создает угрозу приведения имущества в ненадлежащее состояние, угрозу аварийных ситуаций на сетях водоснабжения и водоотведения, а также влияет на качество предоставляемых населению и организациям коммунальных услуг, на обеспечение бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Учитывая, что в силу прямого указания закона обязанность по проведению технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения возлагается на организацию, осуществляющую водоснабжение и водоотведение, организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение в с. Красное является МУП «Теплосервис», доказательств, подтверждающих, что в течение последних пяти лет проводилось техническое обследование указанных сетей, в материалах дела не имеется, суд приходит к выводу о возложении на МУП «Теплосервис» обязанности провести техническое обследование указанных объектов в соответствии с Требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденными приказом Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр.
Поскольку организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение в с. Красное является МУП «Теплосервис», указанные сети водоснабжения и водоотведения переданы указанному Предприятию на праве хозяйственного ведения на основании договора от 17.07.2017 обязанность по проведению технического обследования указанных сетей у Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края отсутствует. В связи с изложенным суд не находит оснований для удовлетворения иска к указанному ответчику.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем работ, который надлежит выполнить по техническому обследованию, время года, в которое принимается решение, суд полагает достаточным срок для выполнения возлагаемых на МУП «Теплосервис» обязанностей - до 01.01.2022.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче в суд искового заявления, с ответчика МУП «Теплосервис» подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Муниципальному унитарному предприятию «Теплосервис» о возложении обязанности провести техническое обследование коммунальных сетей удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Теплосервис» в срок до 01.01.2022 провести техническое обследование следующих объектов в соответствии с Требованиям к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденным приказом Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр:
канализационная сеть, протяженностью 3337 м., расположенная на территории с. Красное Николаевского муниципального района Хабаровского края;
водопроводная сеть, протяжённостью 5252 м., расположенная на территории с. Красное Николаевского муниципального района Хабаровского края.
В удовлетворении исковых требований Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности провести техническое обследование коммунальных сетей отказать.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Теплосервис» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19.01.2021.
Судья Н.В. Федоренко