ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-824/2016 от 17.05.2016 Железногорского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2-824/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Железногорск 17 мая 2016 г.

Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Черенковой Е.В., с участием пом. прокурора Рябых И.А., при секретаре Тригубенко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Железногорск в интересах малолетней ФИО1 к Администрации ЗАТО г. Железногорск, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 90» о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЗАТО г. Железногорск обратился в суд с иском к Администрации ЗАТО г. Железногорск, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 90» в интересах ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р., в котором указывает, что 02 сентября 2015 г. малолетней ФИО1 была предоставлена мера социальной поддержки в виде обеспечения питанием без взимания платы, как ребенку, имеющему ограниченные возможности здоровья. 26 ноября 2015 года Глава администрации ЗАТО <адрес> письменно уведомил законного представителя малолетней что на основании писем министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и МКУ «Управление образования» от ДД.ММ.ГГГГ её ребенку -ФИО1 отказано в предоставлении социальной поддержки в виде обеспечения питания без взимания платы, с указанием на то, что двухразовым бесплатным питанием обеспечиваются дети с ограниченными возможностями здоровья, образовательный процесс которых организован по адаптированной общеобразовательной программе. Руководствуясь данным решением учредителя, образовательная организация - МБОУ Школа № 90 с указанной даты перестала предоставлять меру социальной поддержки малолетней ФИО1 Считает незаконным отказ администрации в предоставлении меры социальной поддержки, с учетом уточнения исковых требований, просит признать незаконным отказ в предоставлении меры социальной поддержки в виде обеспечения питанием без взимания платы в отношении малолетней ФИО1, признать за нею, как за ребенком с ограниченными возможностями здоровья право на предоставление меры социальной поддержки без взимания платы, независимо от вида программы, по которой организован образовательный процесс.

В судебном заседании пом. прокурора Рябых И.А. поддержал исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.

Законный представитель малолетней ФИО1 ФИО3 исковые требования прокурора поддержала в полном объеме. просила удовлетворить.

Представитель ответчика – Администрации ЗАТО <адрес> ФИО4 пояснил, что распоряжением Администрации ЗАТО <адрес> от 21.03.2016 г. № 49пр были внесены изменения в распоряжение Администрации от 29.09.2015 г. № 161пр. в Список была включена несовершеннолетняя ФИО1, на сегодняшний день она получает меру социальной поддержки в виде обеспечения питанием без взимания платы, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика Мунициального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 90» ФИО5 в судебном заседании пояснила, что мера социальной поддержки предоставляется Администрацией ЗАТО <адрес> за счет средств краевого бюджета, однако школа составляет соответствующие списки, собирает документы и направляет списки в отдел образования, школа решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки не принимает.

Представитель третьего лица Министерства образования <адрес>, уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения гражданского дела,

в судебное заседание не явился по неизвестной причине, в направленном в адрес суда заявлении просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положений п.2 ч.2 ст. 34 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон), обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования: обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями частей 1, 4 статьи 37 Закона, организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 41 Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.

В соответствии с положениями ч.7 ст. 79 Закона, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Согласно положений ч.3 ст. 11 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», за счет средств краевого бюджета обеспечиваются горячим завтраком и горячим обедом без взимания платы обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных и частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, не проживающие в интернатах указанных организаций.

В соответствии с положениями пункта «г» части 1 статьи 1 Закона Красноярского края от 27.12.2005 № 17-4377 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению питанием обучающихся в муниципальных и частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам без взимания платы», исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению питанием без взимания платы, включающими в себя обеспечение горячим завтраком и горячим обедом обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных общеобразовательных организациях, не проживающих в интернатах указанных организаций.

Как следует из письма, направленного Министерством образования Красноярского края руководителям муниципальных органов управления образования «О разъяснении определений «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» и «ребенок-инвалид», обучающимся с ограниченными возможностями здоровья является ребенок, которому с письменного согласия родителей организовано обучение по адаптированной общеобразовательной программе (АОП) и созданы специальные образовательные условия в соответствии с рекомендациями комиссии.

Однако, согласно Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обучающимся с ограниченными возможностями здоровья является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 01.09.2015 г. № 1390 "Об утверждении Порядка обеспечения питанием детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из семей, находящихся в социально опасном положении, детей из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения, а также детей из многодетных семей, детей одиноких матерей (отцов) со среднедушевым доходом семьи, не превышающим 1,25 величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях ЗАТО Железногорск по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, без взимания платы", утвержден порядок обеспечения питанием детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно которого родителями подается заявление о предоставлении социальной поддержки в виде обеспечения питанием детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях ЗАТО Железногорск, без взимания платы на имя Главы администрации ЗАТО г. Железногорск по форме согласно приложению N 1 Порядка.

Одновременно с заявлением родителями (законными представителями) представляются следующие документы:

- заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

- документы (справки) о составе семьи и размере доходов каждого члена семьи за последние 3 календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (для детей из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения, а также детей из многодетных семей, детей одиноких матерей (отцов) со среднедушевым доходом семьи, не превышающим 1,25 величины прожиточного минимума, установленной в районах Красноярского края на душу населения).

Фактический прием заявлений и документов осуществляет общеобразовательное учреждение ЗАТО Железногорск, в котором обучается ребенок.

Как следует из представленных в материалы дела документов, законным представителем ФИО1 были предоставлены в образовательное учреждение необходимые документы, однако, как следует из уведомления Главы администрации ЗАТО <адрес> от 26.11.2015 г. законному представителю ФИО1, а также из ответа руководителя МКУ «Управления образования» ФИО2ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора, на основании рекомендаций Министерства образования <адрес> несовершеннолетней ФИО1 было отказано в предоставлении меры социальной поддержки, в связи с тем, что образовательный процесс был организован не по адаптированной общеобразовательной программе, распоряжением Администрации ЗАТО <адрес> от 30.11.2015 № 226пр. «О внесении изменений в распоряжение Администрации ЗАТО <адрес> от 29.09.2015 <...> «Об утверждении списка детей, имеющих право на обеспечение питанием без взимания платы, обучающихся в общеобразовательных учреждениях ЗАТО Железногорск» ФИО1 была исключена из указанного списка детей.

Суд считает, что отказ в предоставлении меры социальной поддержки ФИО1, в связи с тем, что образовательный процесс был организован не по адаптированной общеобразовательной программе является незаконным.

В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», отношения в области защиты прав ребенка в крае регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Законом, иными законами края, принимаемыми на его основе.

Согласно ст. 11 указанного Закона за счет средств краевого бюджета обеспечиваются горячим завтраком и горячим обедом без взимания платы обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных и частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, не проживающие в интернатах указанных организаций.

Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», четко определено понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Порядок обеспечения питанием детей с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 01.09.2015 г. № 1390, в свою очередь также разработан в соответствии с Законом Красноярского края «О защите прав ребенка», а также в соответствии с Законом Красноярского края от 27.12.2005 N 17-4377 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению питанием обучающихся в муниципальных и частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам без взимания платы".

Согласно п. «Г» ч.1 ст. 1 Закона Красноярского края № 17-4377 исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению питанием без взимания платы, включающими в себя:

г) обеспечение горячим завтраком и горячим обедом обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных общеобразовательных организациях, не проживающих в интернатах указанных организаций.

Вышеуказанные Законы не ставят предоставление меры социальной поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в зависимость от организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной общеобразовательной программе.

Исходя из изложенного выше, отказ в предоставлении меры социальной поддержки вышеуказанной категории детей по данному основанию является незаконным. Исковые требования прокурора, заявленные в интересах малолетней ФИО6 подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Администрации ЗАТО <адрес>, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 90» в предоставлении меры социальной поддержки в виде обеспечения питания без взимания платы в отношении малолетней ФИО1.

Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – за ребенком с ограниченными возможностями здоровья, обучающемся в общеобразовательном учреждении ЗАТО Железногорск, право на обеспечение горячим завтраком, горячим обедом на основании ч.3 ст. 11 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», без взимания платы, независимо от вида программы, по которой организован образовательный процесс.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, т.е. с 20 мая 2016 г.

Судья Железногорского городского суда Е.В.Черенкова