Кингисеппский городской суд Ленинградской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кингисеппский городской суд Ленинградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-825/2010
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 августа 2010 года в городе Кингисеппе Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Герман М.В.
при секретаре Ермишкиной Ю.Ю.
рассмотрев в предварительном судебном заседании с участием заявителя Закутайло А.И., представителя заявителя Закутайло А.И.- адвоката Выборовой Л.В., представителей заинтересованного лица- администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Караулова А.О., Прудниковой Н.Ю., заинтересованного лица-ООО компания «Гарант-Сервис»- адвоката Наумкина И.В., заинтересованного лица- индивидуального предпринимателя Давыдова А.А.- адвоката Наумкина И.В.,
гражданское дело по заявлению ЗАКУТАЙЛО Александра Ивановича, ПЕТРОВОЙ Ларисы Витальевны о признании незаконным постановления главы МО «Кингисеппский район» от 30 декабря 2005 года № 1676
У С Т А Н О В И Л:
Закутайло А.И. и Петрова Л.В. обратились в суд в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с заявлением о признании незаконным постановления главы МО «Кингисеппский район» от 30 декабря 2005 года № 1676 о признании состоявшимися общественных обсуждений строительства комплекса по оказанию бытовых услуг населению и утверждении протокола общественных обсуждений, разрешения № RU 47507000-04 от 14 мая 2010 года о разрешении строительства здания комплекса по оказанию бытовых услуг населению, обязании администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» запретить строительство здания (л.д. 17-19).
Заявление в части признания незаконным разрешения № RU 47507000-04 от 14 мая 2010 года о разрешении строительства здания, обязании администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» запретить строительство здания оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о праве (л.д. 247-249).
Заявитель Закутайло А.И. и его представитель в судебных заседаниях 16 июля 2010 года (объяснения исследованы судом (л.д. 36, 84-85, 218, 224) и 12-13 августа 2010 года в обоснование заявления о признании незаконным постановления главы МО «Кингисеппский район» от 30 декабря 2005 года № 1676 указали, что при проведении общественных обсуждений нарушены требования информирования общественности и требования к проведению общественных обсуждений, поэтому постановление о признании их состоявшимися и утверждении протокола общественных обсуждений является незаконным.
Заявитель Петрова Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Заинтересованные лица- представители администрации МО «Кингисеппский муниципальный район», ООО компания «Гарант-Сервис», индивидуального предпринимателя Давыдова А.А. (л.д. 36, 84-85, 218, 224) против удовлетворения заявления возражали, не отрицая при этом, что информация о проведении общественных обсуждений не была доведена до граждан надлежащим образом. Однако указали, что опрос мнения жителей домов, находящихся непосредственной близости к строящемуся зданию, был проведен и пожелания, изложенные жителями в опросных листах, учтены. Большинство опрошенных жителей не возражали против строительства.
Заинтересованное лицо- представитель администрации МО «Кингисеппское городское поселение» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам.
Согласно ч. 2- 3, 5-9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.
Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
Судом установлено, что распоряжением главы МО «Кингисеппский район» от 06 июня 2005 года № 470-р (л.д. 105) назначено проведение в срок с 08 июня 2005 года по 08 июля 2005 года общественных обсуждений для выявления общественного мнения по строительству комплекса по оказанию бытовых услуг населению по улице Воровского напротив дома № 31-в в городе Кингисеппе, в форме опроса заинтересованных предприятий и жителей жилых домов № 31-в по улице Воровского, № 10, 6 по Крикковскому шоссе, находящихся в непосредственной близости от места предполагаемого строительства, и утверждена форма опросного листа. Указанным распоряжением ИП Давыдов А.А. обязан был представить для проведения общественных слушаний эскизный проект предполагаемого к строительству объекта, а именно, генеральный план, план здания, фасады, пояснительную записку о сути и целях рассматриваемого проекта. В п. 5.2 распоряжения указано, что данные о проведении опроса и эскизном проекте необходимо довести до сведения жителей.
ИП Давыдов А.А. 07 июня 2005 года заключил договор возмездного оказания услуг с Лущаковой В.В., поручив ей провести опрос жителей, проживающих по адресу: город Кингисепп, Крикковское шоссе, дома 6-а и 10, улица Воровского, дом 31-в с целью выявления общественного мнения по предполагаемому строительству комплекса по оказанию бытовых услуг населению по адресу: город Кингшисепп, улица Воровского, у дома 31-в. Опрос производится в письменной форме методом заполнения опросных листов. Срок выполнения услуги в течение 30 дней с момента заключения договора. (л.д. 86)
Свидетель Лущакова В.В. показала (показания свидетеля, полученные в судебном заседании 05 августа 2010 года, исследованы судом (л.д. 192-193,225-226), что ей был выдан эскиз здания, с которым она обходила квартиры трех домов, указанных в договоре. В опросных листах она отражала мнение жильцов, которое в основном, было положительным. Документы у опрашиваемых лиц не проверяла, данные записывала с их слов. В организациях, расположенных в указанных домах, опрос не производила.
На момент издания распоряжения № 470-р в МО «Кингисеппский район» отсутствовал нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования, определяющий порядок организации и проведения публичных слушаний (Временное положение о порядке организации и проведения общественных обсуждений… утверждено только 15 июня 2005 года (л.д. 93).
В Уставе муниципального образования «Кингисеппский район», действовавшем до вступления в действие Устава МО «Кингисеппский муниципальный район», утвержденного 07 декабря 2005 года, порядок проведения публичных слушаний также не был определен.
Поэтому при проведении общественных обсуждений администрация МО «Кингисеппский район» обязана была руководствоваться указанными выше положениями Градостроительного кодекса РФ, а также Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденным Приказом Государственного Комитета РФ по охране окружающей среды от 16 мая 2000 года № 372, и Методическими рекомендациями по привлечению населения к обсуждению и решению проблем экологической безопасности, утвержденными Приказом Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области от 14 декабря 2004 года № 73.
Согласно п. 1.1 Положением об оценке общественные обсуждения- комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.
Заказчик обязан предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации (п. 2.7 Положения), информирует общественность в соответствии с пунктами 4.2, 4.3 и 4.4 настоящего Положения (п. 3.1.1 Положения).
В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 и 4.4 Положения информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях органов местного самоуправления, на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. Информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.1.1, не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний). Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Процедура информирования органами местного самоуправления населения о градостроительной и иной хозяйственной деятельности, их общественного обсуждения, участия граждан и их объединений в принятии градостроительных и иных решений на территории Ленинградской области установлена Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области от 14 декабря 2004 года № 73.
Процедура устанавливает обязательное информирование общественности и организацию общественных обсуждений в целях обеспечения права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности и информирования о ее состоянии.
Информирование общественности в процессе обсуждения градостроительных и иных решений производится администрацией муниципального образования в средствах массовой информации и включает в себя, в том числе, публикацию и распространение информационного сообщения о проекте такого решения, которое должно содержать: наименование и местоположение объекта градостроительной деятельности, функциональное назначение объекта; сроки разработки градостроительной или проектной документации, а также ориентировочные сроки по реализации объекта; наименование и адрес застройщика (заказчика), инвестора или его (их) представителя; наименование, адрес, телефон организаций, ответственных за разработку градостроительной или проектной документации; информацию о месте, времени и условиях доступа к материалам обсуждаемых проектов градостроительной деятельности; срок подачи запросов и предложений, который не может быть менее 30 дней со дня опубликования информационного сообщения. Опубликование информационного сообщения производится не менее чем за 30 дней до предоставления градостроительной или проектной документации в органы государственной экологической экспертизы. Опубликованный текст информационного сообщения является неотъемлемой частью градостроительной документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, в случае если она предусмотрена действующим законодательством.
Информационное сообщение о проведении общественных обсуждений включает информацию о времени, месте, содержании предстоящего общественного обсуждения и условиях ознакомления с обсуждаемыми материалами, его публикация осуществляется администрацией в выпусках печатных средств массовой информации, которые использовались для публикации информационного сообщения о соответствующем проекте градостроительного решения, размещается на градостроительной экспозиции, проводимой в процессе общественного обсуждения соответствующего проекта градостроительного решения, а также на досках объявлений. Информирование о предстоящем общественном обсуждении желательно проводить не менее чем за 10 дней до дня проведения указанного обсуждения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что администрацией муниципального образования не была соблюдена процедура информирования населения о градостроительной деятельности и о предстоящем общественном обсуждении, в частности, не была произведена публикация ни о проекте решения, ни о проведении общественных обсуждений. Указанное обстоятельство не оспаривалось заинтересованными лицами, подтвердившими отсутствие доказательств публикации. Кроме того, из распоряжения № 470-р от 06 июня 2005 года следует, что проведение общественных обсуждений назначено также для выявления мнения заинтересованных предприятий, расположенных в указанных в распоряжении домах, однако такое мнение не выявлялось вообще, что подтвердила свидетель Лущакова В.В.
Однако, несмотря на несоблюдение процедуры общественных обсуждений, 30 декабря 2005 года главой МО «Кингисеппский район» издано постановление № 1676, которым постановлено считать состоявшимися проведенные в форме опроса жителей общественные обсуждения строительства комплекса по оказанию бытовых услуг населению по улице Воровского у дома 31-в в городе Кингисеппе и утвержден протокол общественных слушаний (л.д. 9-13).
В соответствии с п. 7 раздела I Методических рекомендаций, в случае нарушения требований информирования общественности, содержащихся в разделе III настоящих Рекомендаций, указанное информирование считается в соответствующей части невыполненным и должно быть произведено повторно. В случае нарушения требований к проведению общественных обсуждений, содержащихся в разделе III настоящих Рекомендаций, общественное обсуждение считается непроведенным и должно быть проведено повторно.
Кроме того, согласно п. 3 раздела III Методических рекомендаций срок подготовки протокола результатов общественного обсуждения не должен превышать 7 дней. Как следует из постановления № 1676, протокол общественных слушаний является приложением к указанному постановлению, то есть, изготовлен также 30 декабря 2005 года, то есть, более чем через 4 месяца после проведения общественных обсуждений.
Установленные судом обстоятельства являются основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным постановления № 1676 от 30 декабря 2005 года, поскольку оно не соответствует федеральным законам, нормативным актам субъекта РФ, и существенно нарушает права заявителей на участие в обсуждении и принятии решений при выдаче разрешений на осуществление деятельности, реализация которой может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду Ленинградской области.
При этом доводы заинтересованного лица о том, что в силу п. 7 раздела I Методических рекомендаций заявления граждан о признании невыполненным информирования общественности, о признании непроведенным общественного обсуждения рассматриваются администрациями муниципальных образований, то есть, заявители должны были сначала обратиться в администрацию, и только после этого в суд, несостоятельны. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Исходя из смысла указанной статьи право оспаривания решений и действий органов местного самоуправления является непосредственно действующим, не предусматривает досудебного порядка разрешения и не может быть ограничено нормативным актом субъекта РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-199, главой 25 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление ЗАКУТАЙЛО Александра Ивановича, ПЕТРОВОЙ Ларисы Витальевны о признании незаконным постановления главы МО «Кингисеппский район» от 30 декабря 2005 года № 1676 удовлетворить.
Признать незаконным постановление главы МО «Кингисеппский район» от 30 декабря 2005 года № 1676 «Об утверждении результатов общественных обсуждений строительства комплекса по оказанию бытовых услуг населению».
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья