ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-825/16 от 06.10.2016 Среднеахтубинского районного суда (Волгоградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ.

Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в составе

Председательствующего судьи: Стороженко В.И.

при секретаре: Яковлевой Н.В.

рассмотрев в р.п. Средняя Ахтуба в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <.....> в интересах неопределённого круга лиц и муниципального образования – <.....> к администрации <.....> об обязании принять меры по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции,

УСТАНОВИЛ

Прокурор <.....>, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования – <.....> обратился в суд с иском к ответчику администрации <.....> об обязании принять меры по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции, в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <.....> проведена проверка исполнения требований законодательства о рекламе, законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено следующее. Правоотношения, связанные с производством и распространением рекламы, регламентированы Федеральным законом № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе». ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по <.....> проведена проверка исполнения требований законодательства о рекламе при размещении и эксплуатации рекламных конструкций на территории, прилегающей к автомобильной дороге <.....>». Проверкой установлено, что на участке автомобильной дороги <адрес> установлена рекламная конструкция. Рекламная конструкция представляет собой металлическую опору, на которой закреплен двухсторонний щит размером 6 х 3 м, площадью 18 кв.м. с каждой стороны щита. На рекламной конструкции имеются изображения, в том числе в виде слов «<.....>». Согласно информации, представленной администрацией <.....> от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на участке автомобильной дороги <адрес> органом местного самоуправления не выдавалось. Таким образом, рекламная конструкция, размещенная на участке автомобильной дороги <адрес>, с площадью рекламного объявления 18 кв.м., установлена в отсутствие разрешения, в связи с чем является самовольно установленной. Вместе с тем, в нарушение требований ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе», ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией <.....> меры по установлению рекламодателя, рекламораспространителя и демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции ее хранению либо уничтожению за счет средств местного бюджета, не приняты. Кроме того, общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила ее размещения регламентированы в Государственном стандарте РФ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений». Размещение рекламной конструкции не соответствует требованиям ГОСТ Р 52044-2003, а именно: в нарушение п. 5.1, 5.2 на рекламную конструкцию отсутствует проектная документация на изготовление и установку конструкции с учетом нагрузок и других воздействий в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил. Несоблюдение требований ГОСТ Р 52044-2003 при размещении рекламной конструкций на участке автомобильной дороги <адрес>, создает угрозу безопасности дорожного движения, в связи с чем подлежит демонтажу.

На основании изложенного, просит суд обязать администрацию <.....>, принять в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 38- ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе» меры по демонтажу рекламной конструкции, установленной на участке автомобильной дороги <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда.

В судебном заседании прокурор ФИО6заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации <.....>ФИО7, действующий в процессе на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Представитель ответчика Комитета по управлению государственным имуществом <.....>, привлеченный судом к участию в деле в качестве соответчика ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в своих возражениях в удовлетворении исковых требований просил отказать.

Представитель третьего лица Отдела МВД России по <.....> в лице Отделения ГИБДД ОМВД России по <.....> в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.

Привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель третьего лица Комитета природных ресурсов и экологии <.....>, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, в своем отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.

Выслушав объяснения прокурора ФИО6, представителя администрации <.....>ФИО7, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Настоящее исковое заявление предъявляется прокурором <.....> в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования - <.....> в связи с тем, что непринятие администрацией <.....> мер по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции ее хранению либо уничтожению за счет средств местного бюджета не отвечает целям Федерального закона № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе» в части развития рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы и нарушает права неопределенного круга лиц в части обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку самовольно установленная рекламная конструкция размещена в нарушение требований ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений».

Правоотношения, связанные с производством и распространением рекламы, регламентированы Федеральным законом № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе».

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем требований настоящей статьи.

В силу ч. 9 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно ч. 10. ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ, установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Судом установлено, что прокуратурой <.....>ДД.ММ.ГГГГ совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по <.....><.....> проведена проверка исполнения требований законодательства о рекламе при размещении и эксплуатации рекламных конструкций на территории, прилегающей к автомобильной дороге 18 ОП РЗ 18К-2 «Волгоград - Краснослободск - Средняя Ахтуба», в ходе которой установлено, что на участке автомобильной дороги <адрес> установлена рекламная конструкция. Данная рекламная конструкция представляет собой металлическую опору, на которой закреплен двухсторонний щит размером 6 х 3 м, площадью 18 кв.м. с каждой стороны щита. На рекламной конструкции имеются изображения, в том числе в виде слов «Ландшафтный центр растения для райского сада» (л.д.8,9).

Согласно информации, представленной администрацией <.....> от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на участке автомобильной дороги <адрес> органом местного самоуправления не выдавалось (л.д.10).

Таким образом, рекламная конструкция, размещенная на участке автомобильной дороги <адрес>, с площадью рекламного объявления 18 кв.м., установлена в отсутствие разрешения, в связи с чем является самовольно установленной.

Кроме того, общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила ее размещения регламентированы в Государственном стандарте РФ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений». Размещение рекламной конструкции не соответствует требованиям ГОСТ Р 52044-2003, а именно: в нарушение п. 5.1, 5.2 на рекламную конструкцию отсутствует проектная документация на изготовление и установку конструкции с учетом нагрузок и других воздействий в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил.

В соответствии с ч.ч. 21, 21.1, 21.2 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

В силу п. 15.1. ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

Непринятие мер по демонтажу самовольно возведенных конструкций противоречит основополагающему принципу противодействия коррупции - законности, установленному ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции».

Вместе с тем, в нарушение требований ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе», ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией <.....> меры по установлению рекламодателя, рекламораспространителя и демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции ее хранению либо уничтожению за счет средств местного бюджета, приняты частично.

Как усматривается из материалов дела, администрацией <.....> на рекламной конструкции размещено предписание о демонтаже соответствующей рекламной конструкции (л.д.19),информация о размещении предписания на рекламной конструкции размещена ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте администрации Среднеахтубинского муниципального района в сети «Интернет» (л.д.18).

Кроме того администрацией <.....> в адрес Комитета по управлению государственным имуществом <.....> направлено предписание о демонтаже рекламной конструкции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17, 28-31), что подтверждается квитанцией Почты России о направлении заказного письма ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32).

Таким образом, администрацией <.....> действительно приняты меры, направленные на демонтаж рекламной конструкции.

Доводы ответчика о том, что администрация <.....> является ненадлежащим ответчиком по делу, не могут быть приняты судом во внимание в качестве основания к отказу в удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.

В силу пункта 106 Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 24 мая 2010 г. № 231-п, автомобильная дорога «<.....> относится к дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.

Согласно частям 5, 6 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации.

Кроме того, Законом Волгоградской области от 07 декабря 2001 г. № 641 -ОД «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области», Закона Волгоградской области от 17 апреля 1998 г. № 167-ОД «Об охране окружающей среды Волго-Ахтубинской поймы», Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 26 апреля 2002 г. № 339 «Об утверждении границ государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» и Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 г. № 917 «Об утверждении Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», определены границы земельных участков, собственником которых является Волгоградская область.

Спорная рекламная конструкция расположена на земельном участке, расположенном в границах Природного парка «Волго-Ахтубинская пойма».

Тем не менее, учитывая системное толкование положений статьи 19 Федерального закона «О рекламе», полный комплекс мер считается выполненным с момента демонтажа рекламной конструкции, обязанность которого, в случае неисполнения предписаний, лежит на органе местного самоуправления, а в данном случае на Администрации <.....>

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования, заявленные прокурором <.....> в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования – <.....> к администрации <.....> об обязании принять меры по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в части демонтажа рекламной конструкции.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <.....> в интересах неопределённого круга лиц и муниципального образования – <.....> к администрации <.....> об обязании принять меры по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции – удовлетворить частично.

Обязать администрацию <.....>, осуществить в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 38- ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе» демонтаж рекламной конструкции, установленной на участке автомобильной дороги <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Среднеахтубинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись В.И. Стороженко

Решение изготовлено судьей на компьютере ДД.ММ.ГГГГ

Судья подпись В.И. Стороженко

Копия верна:

Судья В.И. Стороженко

Секретарь О.О. Татаринова

Подлинник данного документа

подшит в деле ,

которое находится в

Среднеахтубинском районном суде