ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-825/20 от 19.11.2020 Череповецкого районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-825/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Череповец 19 ноября 2020 года

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи Фединой А.В.,

при секретаре Ворончихиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал Череповецкого муниципального района» о запрете осуществлять сброс сточных вод на рельеф местности (почву),

У С Т А Н О В И Л:

Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в его обоснование, что Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения и исполнения законодательства об охране окружающей среды при осуществлении Муниципальным унитарным предприятием «Водоканал Череповецкого муниципального района» (далее – МУП «Водоканал Череповецкого муниципального района») хозяйственной деятельности по водоотведению в селе <адрес> Череповецкого муниципального района. МУП «Водоканал Череповецкого муниципального района» создано на основании постановления администрации Череповецкого муниципального района от <дата> года №<№>, действует на основании Устава, утвержденного указанным постановлением. В соответствии с пунктом 2.2. Устава, ответчик осуществляет, в том числе, хозяйственную деятельность по сбору и обработке сточных вод. Для целей осуществления указанного вида деятельности Комитетом имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района ответчику на основании договора №Х об использовании муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от <дата> года, переданы объекты водоотведения в селе <адрес> Череповецкого муниципального района. Согласно Перечню недвижимого имущества МУП «Водоканал Череповецкого муниципального района», утвержденному приложением №1 к вышеуказанному Договору, Комитетом имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района ответчику переданы следующие объекты водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, и расположенные в селе <адрес> Череповецкого муниципального района: хозяйственно-бытовая канализация протяженностью 261 м, введенная в эксплуатацию в <дата> году, с кадастровым номером <№>; канализация, протяженностью 8100 м, введенная в эксплуатацию в <дата> году, с кадастровым номером <№>; канализационная насосная станция, введенная в эксплуатацию, с кадастровым номером <№>. Таким образом, очистные сооружения канализации, предназначенные для обеспечения нормативной очистки сточных вод, ответчику не переданы. Проведенной прокурорской проверкой установлено, что действующие очистные сооружения канализации в селе <адрес> отсутствуют. Хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся от населения села <адрес> поступают на объекты водоотведения - канализационные сети, эксплуатируемые ответчиком, а в последующем, на рельеф местности без очистки. Указанное обстоятельство подтверждается информацией, представленной ответчиком, схемой водоснабжения и водоотведения в Абакановском сельском поселении, утвержденной постановлением администрации Абакановского сельского поселения от <дата> года <№>, перепиской с уполномоченными органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления. Как следует из указанных доказательств, очистные сооружения канализации в селе <адрес> Череповецкого муниципального района не функционируют, а неочищенные сточные воды поступают непосредственно на рельеф местности уже с <дата> года. Между тем, частью 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен прямой запрет сброса отходов производства и потребления на почву. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон №416-ФЗ) определено, что сточные воды централизованной системы водоотведения - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод. Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона №416-ФЗ определено, что водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона №416-ФЗ, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В соответствии с блоком 7 Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года №242, к отходам производства и потребления относятся отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты. Из системного толкования приведенных норм законодательства об отходах производства и потребления и законодательства о водоотведении следует, что правовой статус сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения и, в последующем, в водные объекты, определяется законодательством о водоснабжении и водоотведении, тогда как правовой статус иных сточных вод, в том числе, определяется законодательством об отходах производства и потребления. Аналогичная позиция изложена в письме Минприроды России от 04 апреля 2017 года №12-47/9678 «Разъяснения в области обращения с жидкими фракциями сточных вод». Следовательно, сброс сточных вод на рельеф местности не допускается. Сточные воды, отводимые на рельеф, по существу являются отходами. В результате допущенных нарушений требований закона не обеспечивается защита гарантированных статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности в непосредственной близости от жилых домов села <адрес> Череповецкого муниципального района в течение длительного времени нарушает вышеуказанные конституционные права граждан. С учетом необходимости соблюдения баланса государственных, общественных и частных прав и законных интересов, истец полагает, что устранения нарушений законодательства при осуществлении ответчиком водоотведения неочищенных сточных вод на рельеф местности возможно лишь в форме запрета сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности, поскольку такой запрет прямо установлен вышеприведенной нормой федерального законодательства. При этом, способ защиты права в виде запрета сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности не противоречит общественным интересам, т.е. отсутствуют основания, предусмотренные абзацем 2 части 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, по следующим основаниям: запрет на сброс сточных вод на рельеф местности (почву) является безусловным, то есть не ставится в зависимость от получения каких-либо разрешительных документов, или выполнения иных, установленных законодательством условий; прокурор просит у суда достаточный и разумный срок, с момента наступления которого ответчику надлежит прекратить сброс неочищенных сточных вод на почву; до истечения срока для добровольного исполнения ответчик не лишается возможности осуществлять деятельность по водоотведению, и следовательно, возможности обеспечивать указанный социально значимый вид хозяйственной деятельности. Иные способы защиты права, предусмотренные статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации не применимы к данному спору, т.к. не приведут к устранению нарушения прав неопределенного круга лиц.

Просит запретить МУП «Водоканал Череповецкого муниципального района» с 01 января 2022 года осуществлять сброс сточных вод, отводимых от населения села <адрес> Череповецкого муниципального района, на рельеф местности (почву).

В судебном заседании представитель истца – помощник Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Соловьева Е.В. уточнила исковые требования, просит запретить МУП «Водоканал Череповецкого муниципального района» с 01 января 2023 года осуществлять сброс сточных вод, отводимых от населения села <адрес> Череповецкого муниципального района, на рельеф местности (почву). Суду пояснила, что испрашиваемый ответчиком и третьим лицом срок обоснован частично, поскольку из дополнений не следует, что строительство очистных сооружений, с одной стороны, и реконструкция канализационных сетей, включая внесение необходимых изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, с другой стороны, являются взаимообусловленными мероприятиями, выполнение которых возможно в порядке указанной в дополнениях очередности. Полагает, что выполнение указанных мероприятий возможно комплексно и единовременно. Вместе с тем, по мнению истца, усматриваются объективные и разумные основания для увеличения срока исполнения решения суда на один год, то есть до 01 января 2023 года.

В судебное заседание представитель ответчика – МУП «Водоканал Череповецкого муниципального района» не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежаще. В предварительном судебном заседании представитель ответчика – МУП «Водоканал Череповецкого муниципального района» Шурпицкая Е.А. исковые требования признала, однако, просила установить срок запрета осуществлять сброс сточных вод на рельеф местности с 2024 года. Суду пояснила, что для решения данного вопроса требуется реконструкция очистных сооружений, стоимость работ составит 24,5 миллионов рублей, у предприятия не имеется такого финансирования, финансирование возможно только за счет собственника – администрации Череповецкого муниципального района.

Представитель третьего лица – администрации Череповецкого муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что требования прокурора считает обоснованными, однако, срок выполнения заявленных требований считает неисполнимым, разумным является срок - 31.12.2024 с учетом проектирования и строительства. Полагает, что исходя из совокупности фактических обстоятельств дела, необходима организация водоотведения сточных вод на территории с. <адрес> с учетом проектирования и установки ЛОС. В представленных дополнениях указал, что работы по проектированию ЛОС возможно начать не ранее мая 2021 года, при этом срок завершения работ по вводу ЛОС и канализационной сети в эксплуатацию возможен не ранее 2024 года.

Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, находит исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в частности: ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности относятся земли, недра и почвы.

Частью 2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ установлен прямой запрет сброса отходов производства и потребления на почву.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что сточные воды централизованной системы водоотведения – это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона №416-ФЗ определено, что водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона №416-ФЗ, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В соответствии с блоком 7 Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года №242, к отходам производства и потребления относятся отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты.

Из системного толкования приведенных норм законодательства об отходах производства и потребления и законодательства о водоотведении следует, что правовой статус сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения и, в последующем, в водные объекты, определяется законодательством о водоснабжении и водоотведении, тогда как правовой статус иных сточных вод, в том числе, определяется законодательством об отходах производства и потребления.

Как следует из материалов дела, Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения и исполнения законодательства об охране окружающей среды при осуществлении МУП «Водоканал Череповецкого муниципального района» хозяйственной деятельности по водоотведению в селе <адрес> Череповецкого муниципального района.

По результатам проведенной проверки установлено, что МУП «Водоканал Череповецкого муниципального района» создано на основании постановления администрации Череповецкого муниципального района от <дата> года №<№>, действует на основании Устава, утвержденного указанным постановлением.

В соответствии с пунктом 2.2. Устава МУП «Водоканал Череповецкого муниципального района» осуществляет, в том числе, хозяйственную деятельность по сбору и обработке сточных вод.

Для целей осуществления указанного вида деятельности Комитетом имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района ответчику на основании договора №1 об использовании муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от <дата> года, переданы объекты водоотведения в селе <адрес> Череповецкого муниципального района.

В судебном заседании установлено и фактически признано представителем ответчика, чтодействующие очистные сооружения канализации в селе <адрес> отсутствуют. Хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся от населения села <адрес>, поступают на объекты водоотведения - канализационные сети, эксплуатируемые ответчиком, а в последующем, на рельеф местности без очистки.

Учитывая, что предприятие осуществляет сброс сточных вод на рельеф местности в нарушение законодательства об охране окружающей среды, что ответчиком не оспаривалось, факт разлива сточных вод на рельеф местности установлен, принимая во внимание, что сброс сточных вод на рельеф местности, независимо от наличия очистной системы, запрещен законом, нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду и может привести к заболачиванию и порче земель, суд полагает, что требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Заявленный прокурором срок – запретить сброс сточных вод на рельеф местности с 01 января 2023 года, суд находит разумным и достаточным.

Каких-либо достоверных доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный срок ответчиком не представлено.

При этом суд учитывает, что ответчик в случае невозможности исполнения решения суда в установленный судом срок не лишен возможности в рамках ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просить об отсрочке исполнения решения суда, представив соответствующие документы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

запретить муниципальному унитарному предприятию «Водоканал Череповецкого муниципального района» с 01 января 2023 года осуществлять сброс сточных вод, отводимых от населения села <адрес> Череповецкого муниципального района, на рельеф местности (почву).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Федина

Текст мотивированного решения составлен 26 ноября 2020 года.

Согласовано

Судья А.В. Федина