ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-825/2021 от 06.08.2021 Глазовского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2-825/2021

УИД 18RS0011-01-2021-001072-04

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06 августа 2021 г. г. Глазов

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Бекмансуровой З.М.,

при секретаре Леонтьевой Н.М.

с участием истца Кошкиной Е.Н., ее представителя Обуховой З.А., действующей по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кошкиной Е.Н. к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики, Администрации МО «Город Глазов», », Отделу по делам опеки, попечительства и семьи Администрации г.Глазова об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики, обязании включить в сводный республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики,

установил:

Кошкина Е.Н. обратилась в суд с исковым заявлением признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики, обязании включить в сводный республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики и с исковым заявлением о признании факта невозможности проживания в жилом помещении, которые судом объединены в одно производство.

Свои требования мотивировала тем, что она, Кошкина Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Ее мать ФИО5 лишена родительских прав по решению Глазовского городского народного суда УАССР от ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об отце, в свидетельстве о рождении, внесены со слов матери. Находилась на полном государственном обеспечении, проживала в интернате г.Глазова. В 1996 года по окончании интерната, ее зарегистрировали по месту жительства матери по адресу: г.Глазов пер. <адрес> До 1997 года обучалась в училище г.Глазова, проживала в общежитии. По окончании училища вынуждена была вернутся проживать по месту регистрации, но жить там не смогла. С 2016 года стала обращаться в Администрацию Глазовского района, Администрацию г.Глазова, Отдел опеки и попечительства г.Глазова, Министерство образования и науки Удмуртской Республики с заявлением о постановке на учет для получения жилья.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования и науки Удмуртской Республики по обращении Кошкиной Е.Н. с вопросом обеспечения жилым помещением указали на то, что на дату вступления в силу положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, Закона УР № 8-РЗ Кошкиной Е.Н. исполнилось 33 года, она утратила статус ребенка сироты. Было рекомендовано обратиться в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.Глазова было дано заключение об отказе в признании невозможности проживания Кошкиной Е.Н. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: Удмуртская Республика г.Глазов <адрес> связи с утратой статуса лица из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и пропуском срока подачи заявления.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики в ответ на общение Кошкиной Е.Н. указали на невозможность установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, утрату статуса лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в связи с достижением возраста более 23 лет.

Постановлением Главы города Глазова от ДД.ММ.ГГГГ получила отказ во включение в список детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской республике, сформированный на территории муниципального образования «Город Глазов».

Кошкиной Е.Н. предъявила следующие требования:

к ответчикам Администрации муниципального образования «Город Глазов», Отделу по делам опеки, попечительства и семьи Администрации МО «Город Глазов», Министерству социальной политики и труда Удмуртской республики о признании факта невозможности проживания в квартире, расположенной по адресу: Удмуртская Республика г.Глазов <адрес>.

к ответчику Администрации муниципального образования «Город Глазов» о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики, обязании включить в сводный республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики

В судебном заседании истец Кошкина Е.Н. заявленных исковых требованиях настаивала.

В судебном заседании представитель истца Обухова З.А. исковые требования поддержала. В объяснениях указала, что в нарушении закона, после выпуска из интерната, Кошкину Е.Н. вселили в жилое помещение, в котором проживала ее мать, лишенная родительских прав, к посторонним для нее людям. При вселении Кошкиной Е.Н. в данную квартиру, норма площади на каждого проживающего составляла менее учетной нормы жилплощади.

В судебное заседание ответчик Администрация МО «Город Глазов» своего представителя не направили, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

В ходе рассмотрения дела представитель Администрации МО «Город Глазов» Кропотина Е.В. возражала по заявленным требованиям. В объяснениях указала, что основным критерием для постановки на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики, является наличие статуса ребенка–сироты, ребенка оставшегося без попечения родителей, установление факта невозможности проживания в жилом помещении. Основанием для отказа включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики послужило то, что Кошкина Е.Н. достигла 23 летнего возраста, имеет в собственности жилое помещение. Факт невозможности проживания в жилом помещении устанавливается для детей до 23 летнего возраста. Вопрос о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики относиться к исключительной компетенции Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики.

В судебное заседание представитель Отдела опеки, попечительства и семьи Администрации г.Глазова не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела. Письменным заявлением просили дело рассмотреть в их отсутствие.

В ходе рассмотрения дела представитель Отдела опеки, попечительства и семьи Администрации г.Глазова Гладких Н.Л. с заявленными требованиями не согласилась. В объяснениях указала, что на момент обращения Кошкиной Е.Н. в их отдел с вопросом о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики ей было 41 год, она утратила статус ребёнка сироты, оставшегося без попечения родителей. Уважительные причины пропуска срока обращения Кошкиной Е.Н. представлено не было. Устанавливать факт невозможности проживания в жилом помещении не относится к компетенции Отдела. По выпуску из интерната выпускникам разъяснялись их права, в том числе на жилье, на руки выдавалось личное дело.

В судебное заседание ответчик Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики своего представителя не направили, будучи извещёнными о месте и времени рассмотрения дела. Направили в суд письменный отзыв, в котором выразили свое несогласие с заявленными требованиями. Указали, что установление факта невозможности проживания Кошкиной Е.Н. в жилом помещении не приведет к каким-либо правовым последствиям. Установление данного факта необходимо для того, чтобы граждан из категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18-23 лет включить в список на получение жилья. Кошкина Е.Н. на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением ранее не состояла, с заявлением о постановке на не обращалась, сведений и доказательств, свидетельствующих о возникновении правоотношений, связанных с обеспечением Кошкиной Е.Н. жилым помещением, как относящегося к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения указанного возраста не представлено. На момент обращения (2017 год) о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики Кошкина Е.Н. в связи с достижением 38-летнего возраста перестала относиться к лицам на которых распространяется Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».. Доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствующих Кошкиной Е.Н., до достижения ею 23 летнего возраста в компетентные органы с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением или о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, не представлено. Таким образом, отсутствие своевременного заявления о включении Кошкиной Е.Н. в республиканский список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, наличие совершеннолетнего возраста, наличие в собственности жилого помещения является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения.

Заслушав истца и его представителя, изучив представленные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ), имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).

В соответствии со статьей 1 Закона № 159-ФЗ лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 1 статьи 8 Закона№ 159-ФЗ ).

В спорный период времени действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 2 статьи 37 ЖК РСФСР, действующей на тот период времени, было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (п. 3 ст. 60).

Статьей 31 ЖК РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива (часть 1).

Статья 33 ЖК РСФСР предусматривала, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (часть 2).

Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 01 января 2013 года пункте 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

С 1 января 2013 года ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ утратила силу, а ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действует в новой редакции - в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно понятийному аппарату, приведенному в ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к детям-сиротам относятся дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, и они имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Так, в соответствии со ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Пункт 2 статьи 4 указанного Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 предусматривает, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Действие ФЗ № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие в указанных в нем случаях, поскольку это прямо предусмотрено законом.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанного федерального закона в Удмуртской Республике 14 марта 2013 года был принят Закон Удмуртской Республики № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон УР), вступивший в силу 29 марта 2013 года, которым регулируются отношения по обеспечению в Удмуртской Республике детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее в тексте - дети-сироты), благоустроенными жилыми помещениями.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 указанного Закона УР его действие распространяется на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу, в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона.

Согласно ст. 1 данного Закона УР органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики.

В соответствии со ст. 2 Закона Удмуртской Республики право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют следующие лица, чье место жительства расположено на территории Удмуртской Республики:

1) дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений (...).

В силу ч. 1 ст. 3 Закона УР лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, обеспечиваются жилыми помещениями в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен населенный пункт. При этом площадь жилого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот.

Жилые помещения, предусмотренные настоящей частью, предоставляются на территории Удмуртской Республики из состава специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики по договорам найма специализированного жилого помещения, заключаемым в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона.

Принимая принцип состязательности сторон, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, на истца возлагалась обязанность представления доказательств по следующим юридически значимым обстоятельствам: истец относится к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обращение истца до 23 летнего возраста с заявлением на обеспечение жилой площадью в орган местного самоуправления; отсутствие у истца закрепленного за ним жилого помещения; истец состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, наличие оснований для установления факта невозможности проживания в жилом помещении.

В подтверждении своих доводов истцом представлены доказательства, признанные относимыми и допустимыми в соответствии со ст. 59, 60 ГПК РФ.

Из справки о рождении № А-00133 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кошкина Е.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> УАССР. В графе сведения о матери указана ФИО5, отцом - ФИО1, сведения о котором внесены со слов матери.

Истцом представлен паспорт серии 94 03 , выданный УВД г.Глазова и <адрес> Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ на имя Кошиной Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> УАССР.

По решению Глазовского городского народного суда УАССР от ДД.ММ.ГГГГ Коши на ФИО5 лишена родительских прав в отношении дочери Кошкиной Е.Н., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, передав дочь Елену органу опеки и попечительства. Прекращена выплата ФИО5 как одинокой матери со дня устройства дочери в детское учреждение.

Согласно поквартирной карточки на квартиру, расположенную по адресу: Удмуртская Республика г.Глазов <адрес> Кошкина Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в данную квартиру. На момент ее регистрации в данную квартире в ней проживали и были зарегистрированы наниматель ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (муж матери), в качестве члена семьи - жена ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (мать истца).

Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается владение Кошкиной Е.Н. на праве общей долевой собственности ? долей квартирой, расположенной по адресу: Удмуртская республика г.Глазов <адрес> общей площадью 29,6 кв.м. Остальными сособственниками являются ФИО6ФИО5, ФИО4, ФИО3, по ? доле у каждого.

Справкой, представленной МУП ЖКУ МО «Город Глазов» ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: г.Глазов <адрес> зарегистрированы и проживают Кошкина Е.Н., ее сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать ФИО6ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Учитывая вышеизложенное суд находит, что Кошкина Е.Н., являлась ребенком сиротой, т.е. относилась к категории лиц, перечисленных в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

С учетом даты рождения Кошкиной Е.Н., она достигла совершеннолетия (18 лет) ДД.ММ.ГГГГ, достигла 23 летнего возраста ДД.ММ.ГГГГ.

На момент окончания пребывания истца в образовательном учреждении, наступления его совершеннолетия до достижения 23 летнего возраста действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, действующее до 01 марта 2005 года жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.

В соответствии с положениями жилищного законодательства право на получение жилого помещения, в том числе и в льготном порядке, носил заявительный характер, о чем гражданин обязан был подать органу местного самоуправление (на тот период исполнительный комитет местного Совета народных депутатов) заявление вместе с документами, подтверждающими его нуждаемость в жилье и право на льготное обеспечение жилым помещением, т.е. заявить о себе и, о своем праве на льготное обеспечение жильем, подтвердив нуждаемость в жилье.

Относимых и допустимых доказательств обращения Кошкиной Е.Н. в орган местного самоуправления по месту ее проживания в период с 1997 года по 2002 год не представлено.

Причин, которые можно посчитать уважительными, в том числе в соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, как то: незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учет, попытки встать на учет нуждающихся были, но отказано в связи с отсутствием необходимых документов, истцом не представлено.

В связи с тем, что Кошкина Е.Н. обратилась за реализацией своего права на получение жилого помещения в 2016 году в возрасте 40 лет, ранее с заявлениями о постановке на учет за получением жилого помещения не обращалась, не была признана нуждающейся в предоставлении жилой площади и не была поставлена на соответствующий учет, т.е. на момент обращения, в соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст. 1 данного закона, не относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достигла 23-летнего возраста.

Данная позиция нашла свое подтверждение в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 года, 20 ноября 2013 года, в соответствии с которым, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади, при достижении возраста 23 лет, только если они встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Законодателем не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имеют лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Указанное право этими лицами утрачивается, если на учет они не встали до достижения 23-летнего возраста, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет.

Истец Кошкина Е.Н. утверждает, что за ней не было закреплено жилое помещение, а квартира, в которую она была вселена после окончания интерната, находилась по договору социального найма в пользовании отчима и ее матери, лишенной родительских прав, являлась однокомнатной.

Подпунктом 2 пункта 4 статьи 8 Закона № 159-ФЗ предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием следующего обстоятельства: жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5 данной статьи).

Аналогичные положения содержаться в Законе Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 8-РЗ).

Согласно части 1 статьи 4 Закона № 8-РЗ, проживание детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, или собственниками жилых помещений в ранее занимаемых жилых помещениях, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации (для жилых помещений, находящихся в социальном найме).

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закон № 8-РЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении устанавливается Правительством Удмуртской Республики.

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, а также в целях реализации статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, статьи 4 Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 4 сентября 2013 года № 403, которым утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее Порядок).

Установленный Порядок определяет процедуру установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - ранее занимаемые жилые помещения).

Так, в соответствии с пунктом 2 Порядка проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении детей-сирот (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ-к Министерство образования и науки Удмуртской Республики в связи с утратой статуса Кошкиной Е.Н. лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей рекомендовали обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения в орган опеки и попечительства муниципального образования по месту жительства для дачи заключения, с последующим его направлением в Министерство.

Администрацией Муниципального образования «Город Глазов» от ДД.ММ.ГГГГ выдано заключение об отказе в признании невозможности проживания Кошкиной Е.Н. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: Удмуртская Республика г.<адрес> связи с тем, что на момент подачи заявления Кошкиной Е.Н. заявления об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении ей исполнилось 23 года, она не относилась к категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей им утратила право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики сообщает, что в связи с утратой статуса Кошкиной Е.Н. лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей рекомендовали установить факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении не представляется возможным.

Постановлением Главы города Глазова от ДД.ММ.ГГГГ Кошкиной Е.Н. отказано во включение в список детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской республике, сформированный на территории муниципального образования «Город Глазов» в связи с отсутствием оснований для предоставления жилого помещения предусмотренного ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, а именно Кошкина Е.Н. является собственником 1/4 доли жилого помещения, и в отношении нее не было принято решение об отказе в установлении факта невозможности проживании в жилом помещении по адресу: УР г.<адрес>.

Таким образом, судом установлено, что Кошкина Е.Н. относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которой единственный родитель лишен родительских прав.

Вместе с тем, суд находит нашедшим подтверждение, что с ДД.ММ.ГГГГ Кошкина Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения была вселена и имела право пользования в жилом помещении, расположенном по адресу: Удмуртская Республика г<адрес>, предоставленному по договору социального найма. В данное жилое помещение истец была вселена в соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР, предусматривающей право на вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, для вселения которых не требуется согласия остальных членов семьи. Судом достоверно установлено, что в квартире по адресу: <адрес> на момент вселения Кошкиной Е.Н. была зарегистрирована и проживала ФИО5, являющаяся биологической матерью истцу, лишенной в отношении нее родительских прав.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит, что совместное проживание Кошкиной Е.Н. со своей матерью ФИО5., лишенной родительских прав могло привести к нарушению законных прав и интересов истца в период отнесения истца к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (до ДД.ММ.ГГГГ).

Установление факта невозможности проживания в жилом помещении имеет юридическое значение в том случае, если лицо, заявляющее установление данного факта обладает статусом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на предоставление социальных гарантий.

Судом установлено, что истец Кошкина Е.Н. с июля 2002 года утратила статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не имеет право на предоставление социальных гарантий предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.

Вышеустановленные судом обстоятельства, дает суду основание прийти к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения всех заявленных требований истца.

Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении искового заявления Кошкиной Е.Н. к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики, Администрации МО «Город Глазов», Отделу по делам опеки, попечительства и семьи Администрации г.Глазова об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики, обязании включить в сводный республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его составления в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.

Судья З.М. Бекмансурова

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.