ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-825/2022 от 05.07.2022 Тындинского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-825/2022

УИД 28RS0023-01-2022-001264-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тындинский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Тотмяниной М.В.,

при секретаре судебного заседания Ныч А.А.,

с участием истца Антонова Е.П.,

представителя истца Саниной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антонова Евгения Петровича к АО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителей, взыскании денежных средств за авиабилеты в связи с отменой рейса и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Антонов Е.П. обратился в суд с иском к АО «Авиакомпания «Сибирь», мотивировав тем, что 03 февраля 2022 года им были приобретены авиабилеты, полностью оплачена стоимость услуг по договору воздушной перевозки в размере 92 819 рублей. Истец исполнил свои обязательства перед авиакомпанией, что подтверждается квитанцией об оплате заказа, маршрутными квитанциями и электронными билетами. Однако, в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте S7 Airlines, с 5 марта 2022 года отменены все международные рейсы, в том числе: Новосибирск — Бангкок-Новосибирск, S7 5701 / S7 5702. 10 марта 2022 года Истец направил в адрес Ответчика требование о возврате денежных средств за билет в связи с отменой рейса. Ответчик в досудебном порядке требование о возврате денежных средств за авиабилеты не удовлетворил, оставив его без ответа.

Просит взыскать с Акционерного общества «Авиакомпания «Сибирь» в пользуАнтонова Евгения Петровича денежные средства, уплаченные за авиабилеты, в размере 89 523 рубля; компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей, штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом.

Представитель ответчика АО «Авиакомпания «Сибирь» извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, направил возражения на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании истец Антонов Е.П., представитель истца Санина Т.И. просили удовлетворить исковые требования, поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении, заявлении об увеличении исковых требований. Пояснили суду, что за стоимость проезда истцу была возвращена потраченная сумма, денежные средства уплаченные за авиабилеты, приобретенные на Санину Татьяну и Санину Валерию возвращена не была.

Из возражений стороны ответчика следует, что в связи с недружественными решениями ряда иностранных государств в отношении гражданской авиации Российской Федерации, повлекшими возникновение риска задержания или ареста воздушных судов российских авиакомпаний за рубежом, Росавиацией было рекомендовано временно приостановить перевозку пассажиров и грузов из пунктов на территории России в пункты иностранных государств. В связи со сложившейся ситуацией авиакомпания S7 Airlines вынуждена была отменить все международные рейсы. Согласно истории бронирования 04 марта 2022 года рейсы были отменены, места сняты Перевозчиком. Дата возобновления международных полетов в настоящее время не определена. В связи с отменой рейсов отказ Истца от перелета признан вынужденным, возврату подлежит полная стоимость авиабилетов. Между Истцом и Ответчиком был заключен договор о воздушной перевозке, что подтверждается билетом . Стоимость данного авиабилета была возвращена Истцу на указанные им в претензионном заявлении банковские реквизиты. Возврат стоимости авиабилета на имя пассажира Санина Татьяна и авиабилета на имя пассажира Санина Валерия, не был производен, поскольку к претензионному заявлению не была приложена доверенность либо иной документ, подтверждающий право Истца на предъявление претензии и получения денежных средств от имени указанных выше пассажиров. В связи с чем пассажирам Саниной Татьяне и Валерии было разъяснено, что они могут обратиться по месту приобретения авиабилета для оформления возврата стоимости авиабилетов либо переоформления билетов на другой маршрут и другие рейсы. Считают, что требование о взыскании стоимости билетов на общую сумму 89 523 рубля не подлежат удовлетворению, так как оформление возврата на ваучер относится к такому способу, когда необходимо личное обращение пассажира по месту оформления авиабилетов. Считают, что истцом также не представлены обстоятельства причинения нравственных и физических страданий, в связи с чем просят в удовлетворении исковых требований по взысканию морального вреда отказать в полном объеме. Ответчик не уклонялся от своих обязательств по выплате стоимости авиабилетов, истцу была возвращена стоимость авиабилета, ввиду отсутствия документов дающих право на представление интересов других пассажиров претензионные требования были удовлетворены частично.

Выслушав сторону истца, исследовав представленные письменные доказательства и дав им юридическую оценку в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, что на официальном сайте S7 Airlines были приобретены следующие авиабилеты по маршруту Новосибирск, Толмачево-Бангкок, Суварнабхуми:

- на Антонов Евгений оформлен 03 февраля 2022 года на рейсы S7 570114/29 марта 2022 года - S7 5702/12 апреля 2022 года стоимостью 26 071 рубль;

- на Санину Татьяну оформлен 03 февраля 2022 года на рейсы S7 570114/29 марта 2022 года - S7 5702/12 апреля 2022 года стоимостью 26 071 рубль;

- на Санину Валерию оформлен 03 февраля 2022 года на рейсы S7 570114/29 марта 2022 года - S7 5702/12 апреля 2022 года стоимостью 37381 рубль;

Стоимость авиабилетов составила 92819 рублей, которые были оплачены истцом, что сторонами не оспаривалось.

Из письма авиакомпании S7 Airlines от 22 апреля 2022 года следует, что отказ от перевозки пассажиров считается вынужденным, при этом отметив, что для получения информации о порядке оформления возврата стоимости авиабилетов, приобретенных на Санину Татьяну и Санину Валерию предложено лично каждому пассажиру/законному представителю несовершеннолетнего ребенка обратиться в офис авиакомпания S7 Airlines.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки.

В соответствии со ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами.

Договор перевозки - услуга, предоставляемая перевозчиком пассажиру. Следовательно, к нему применимы общие положения Закона РФ "О защите прав потребителей" о праве на качество, безопасность, своевременную и надлежащую информацию об оказываемой услуге, а также главы 3 указанного выше Закона при оказании услуг. В частности:

Ст. 27 - исполнитель обязан осуществить оказание услуги в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов услуг или договором об оказании услуги;

Ст. 28 - потребитель вправе потребовать при нарушении исполнителем сроков оказания услуг: - уменьшения цены за оказание услуги; - полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.

Положениями статей 103 и 105 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Воздушный кодекс) предусмотрена обязанность перевозчика перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения, с предоставлением ему места на воздушном судне на основании договора воздушной перевозки, который удостоверяется билетом.

Перевозчиком в силу статьи 100 Воздушного кодекса является эксплуатант воздушного судна, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, грузов, багажа или почты и имеющий специальное разрешение (лицензию) на осуществление перевозок на воздушном судне. При этом эксплуатантом на основании статьи 61 Воздушного кодекса признается гражданин или юридическое лицо, имеющее на праве собственности, условиях аренды или ином законном основании воздушное судно, а также сертификат (свидетельство) эксплуатанта и использующее это воздушное судно для полетов.

В соответствии с пунктом 6 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N 82 (далее - Федеральные правила), перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа и грузов, и вправе передать обязанности или часть их по договору воздушной перевозки другому перевозчику, являясь ответственным за его действия (бездействия) перед пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (ст. 108 Воздушного кодекса РФ. Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» различается вынужденный и добровольный отказ пассажира от воздушной перевозки, и право на возврат провозной платы без удержаний возникает только в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки. В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с его вынужденным отказом от перевозки перевозчик возвращает уплаченную за несостоявшуюся перевозку провозную плату.

В связи с недружественными решениями ряда иностранных государств в отношении гражданской авиации Российской Федерации, повлекшими возникновение риска задержании или ареста воздушных судов российских авиакомпаний за рубежом, Росавиацией было рекомендовано российским авиакомпаниям, имеющим зарегистрированные в реестрах иностранных государств воздушные суда в рамках договора о лизинге с иностранной организацией, с 00.00 часов по московскому времени 06 марта 2022 года временно приостановить перевозку пассажиров и грузов из пунктов на территории России в пункты иностранных государств, а с 00.00 часов по московскому времени 08 марта 2022 года временно приостановил перевозку пассажиров и грузов из пунктов на территории иностранных государств в пункты на территории России.

Законом Воздушный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 107.2, устанавливающей особый порядок возврата пассажиру провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.

Статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации авиакомпания обязана вернуть пассажиру провозную плату по договорам воздушной перевозки, независимо от того заключены ли они по "возвратному" или по "невозвратному" тарифу в случае:

- если пассажир отказывается от перевозки (при выполнении перевозчиком рейса);

- отмены перевозчиком рейса.

Таким образом, положения статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункта 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (о добровольных и вынужденных отказах) не применяются.

Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 № 991 «Об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части» (далее - Положение).

Для зачета ранее оплаченной суммы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке в другие даты по такому же или другому маршруту или получения дополнительных услуг пассажир направляет перевозчику уведомление.

Пассажир вправе направить уведомление как до даты воздушной перевозки, указанной в билете, так и в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

При этом устанавливается право пассажира на выбор любого из способов направления такого уведомления (через сайт перевозчика в сети "Интернет", посредством почтового отправления или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика) и обязанность перевозчика принять такое уведомление и направить пассажиру в течение 20 календарных дней подтверждение способом, который пассажир указал в своем уведомлении.

В связи со сложившейся ситуацией авиакомпания S7 Airlines была вынуждена отменить все международные рейсы. Согласно истории бронирования 04 марта 2022 года рейсы были отменены, места сняты Перевозчиком. Дата возобновления международных полетов в настоящее время не определена.

Билеты, на указанные выше рейсы были отменены ответчиком, в связи с недружественными решениями ряда иностранных государств в отношении гражданской авиации Российской Федерации, повлекшими возникновение риска задержания или ареста воздушных судов российских авиакомпаний за рубежом, надлежащее исполнение S7 Airlines своих обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

По общему правилу, установленному Правительством РФ, денежные средства, не использованные для оплаты указанных услуг, должны вернуть пассажиру по истечении 3-х лет с даты отправления рейса, указанного в билете. Для этого нужно подать заявление на сайте авиакомпании, почтовым отправлением или при личном обращении (если на другую банковскую карту, то только личная явка). Подать заявление на возврат ранее 3-х лет и до даты перелета по билету могут: инвалиды 1 или 2 группы; ветераны Великой Отечественной войны; лицо, сопровождающее инвалида 1 группы или ребенка-инвалида 2 группы; лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи.

Доказательств того, что к указанным выше категориям относятся поименованные выше пассажиры, суду не представлено. В связи с чем, действия авиакомпании являются правомерными, последовательными в соответствии с действующим ввиду сложившихся обстоятельств законодательством.

Суд отмечает, что пассажиры Санина Татьяна и Санина Валерия не лишены возможности реализовать ранее приобретенные авиабилеты путем оформления соответствующего сертификата (туристического ваучера) на ту же сумму, равно как и вправе обратиться к ответчику с заявлением о возврате денежных средств, не использованных для оплаты услуг, указанных в п. 5 Положения, которые подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, или в соответствии с п. 5 Положения в течение 3 лет с даты отправления рейса использовать сумму оплаченной перевозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке и дополнительных услуг перевозчика.

Кроме того, суд учитывает, что авиабилеты приобретены истцом для пассажиров, указанных в авиабилетах, следовательно, правоотношения возникли между ответчиком, как перевозчиком, и названными лицами, как пассажирами. Таким образом, права истца, в данной части, также ответчиком не нарушены, в результате отмены рейсов именно пассажиры были лишены возможности осуществить перелет по указанному в авиабилетах маршруту. При этом факт оплаты истцом стоимости авиабилетов не является основанием для возникновения прав и обязанностей по договору перевозки.

Разрешая спор по существу, суд с учетом, установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании денежных средств за авиабилеты в связи с отменой рейса на Санину Татьяну и Валерию.

Поскольку в удовлетворении первоначальных требований истца отказано, не имеется оснований и для удовлетворения производных требований о взыскании компенсации морального вреда, неустойки и штрафа в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".

Согласно ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны расходы, понесенные на оплату услуг представителя.

Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца, то не подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя и почтовыми отправлениями.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Антонова Евгения Петровича к АО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителей, взыскании денежных средств за авиабилеты в связи с отменой рейса и компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись М.В. Тотмянина

Решение в окончательной форме принято 12 июля 2022 года.

Копия верна Судья Тындинского районного суда М.В. Тотмянина