Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-8260/2019
г. Тюмень 16 сентября 2019 г.
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Н.В.,
при секретаре Мальцевой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Губкинский в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Запсибкомбанк» об обязании устранить нарушения законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании обеспечить в отделении дополнительного офиса № «Губкинский» ПАО «Запсибкомбанк» следующие условия доступа для инвалидов:
- установить пандус (п. 5.1.1, 5.1.2 Свода правил 59.133330.2012 СНиП 35-01-2001, пункт 6.1.2 СП-59). В случае невозможности проведения реконструкции, либо капительного ремонта здания, обязать обеспечить доступность здания, посредством приобретения подъемного устройства;
- установить информационную бегущую строку (п.п. 6.5.3, 6.5.7 СП 59);
- установить тактильно-звуковую мнемосхему (п. 6.5.7,6.5.3 СП 59);
- установить световой маяк (п. 6.5.2, 6.5.2, 6.5.4, 6.5.5 СП 59);
- установить информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля (в соответствии с п. 6.5.9 СП 59); установить тактильно-контрастные предупреждающие указатели на участки пола на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами ( в соответствии с п. 6.2.3 СП 59);
Взыскать с ответчика государственную пошлину.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Губкинский была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов, в ходе которой установлено, что в дополнительном офисе № «Губкинский» ПАО «Запсибкомабнк» отсутствуют оборудование и знаки, средства, в нарушение ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Представитель истца помощник прокурора Центрального АО г.Тюмени ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика ПАО «Запсибкомбанк» ФИО2 в суде возражала против удовлетворения иска по основаниям изложенным в возражениях.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ПАО «Запсибкомабнк» является собственником административного здания по адресу: <...>.
Из представления об устранении нарушений законодательства прокуратуры г. Губкинский от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в здании (помещении) дополнительного офиса № «Губкинский» ПАО «Запсибкомабнк» отсутствует мнемосхема и информационные указатели путей движения для обслуживания, стоянка не оборудована специально выделенными местами для инвалидов, на входной лестнице контрастные полосы не видны для людей с ограниченными возможностями по зрению, покрытие на лестнице выполнено из материала, которое при намокании является скольким, не предпринято каких-либо мер по согласованию доступности объекта с организацией инвалидов, располагающейся на территории г. Губкинский. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.
В случае, когда действующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с учетом соблюдения обязательных требований.
Это такие требования, как досягаемость мест социального посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений посетителей; безопасность путей движения, мест обслуживания и отдыха посетителей; удобство и комфорт жизнедеятельности и другие.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в Своде правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 ноября 2016 года, который устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям.
Пунктом 1.1 указанного Свода правил предусмотрено, что настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (далее - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
Согласно п. 4.1 требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений.
В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд МГН следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках "разумного приспособления".
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Однако положения п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. При этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда построен тот или иной объект.
Исходя из совокупности представленных сторонами доказательств, анализа перечисленных выше норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов).
При этом суд учитывает, что ответчиком осуществлены инженерно-технические решения по адаптации объекта в рамках «разумного приспособления», а именно оборудована кнопка вызова сотрудника банка.
Кроме того, между ПАО «Запсибкомбанк» и Тюменской областной региональной организацией Общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ г. на выполнение работ по разработке паспортов Доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения на объектах ПАО «Запсибкомбанк», требование истца установить пандус (п. 5.1.1, 5.1.2 Свода правил 59.133330.2012 СНиП 35-01-2001, пункт 6.1.2 СП-59) а в случае невозможности проведения реконструкции, либо капительного ремонта здания, обязать обеспечить доступность здания, посредством приобретения подъемного устройства, удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Прокурора г. Губкинский в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Запсибкомбанк» об обязании устранить нарушения законодательства подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194 -199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора г. Губкинский в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Запсибкомбанк», удовлетворить частично.
Обязать ПАО «Запсибкомбанк», зарегистрированный по адресу: ул. 8 марта, д. 1, г. Тюмень ОГРН <***>, ИНН <***>, обеспечить в отделении дополнительного офиса № «Губкинский» ПАО «Запсибкомбанк» следующие условия доступа для инвалидов:
- установить Информационную бегущую строку (п.п. 6.5.3,6.5.7 СП 59);
- установить Тактильно-звуковую мнемосхему (п.п. 6.5.3,6.5.7 СП 59);
- установить Световой маяк (п.п. 6.5.2, 6.5.3, 6.5.4, 6.5.5 СП 59;
- установить информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля (в соответствии с п. 6.5.9 СП - 59);
- установить тактильно-контрастные предупреждающие указатели на участки пола на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами (в соответствии с п. 6.2.3 СП - 59).
В удовлетворении остальной части иска Прокурора г. Губкинский в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Запсибкомбанк», отказать.
Взыскать с ПАО «Запсибкомбанк» в бюджет Муниципального образования городской округ г. Тюмень государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение составлено 23 сентября 2019 г.
Судья Пономарева Н.В.