ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8267/19 от 27.02.2020 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

...

2-850/2020 (2-8267/2019)

56RS0018-01-2019-010492-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации


27 февраля 2020 года

город Оренбург


Ленинский районный суд города Оренбурга

в составе председательствующего: судьи Чадова А.А.,

при секретаре: Елизаровой А.А.,

с участием истца: ФИО1, представителя истца: ФИО2,

представителя ответчика: ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге о признании решения незаконным, признании права на досрочную пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику, указав, что ... обратился с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в г.Оренбурге от ... в назначении досрочной страховой пенсии было отказано. Ответчик мотивировал свой отказ в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости: в соответствии с п.З 4.1 ст.30 ФЗ-400 «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием права по указанному основанию; в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ-400 «О страховых пенсиях» (на работах с тяжелыми условиями труда) в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Не согласившись с указанным решением, в ходе судебного разбирательства уточнив исковые требования, окончательно истец просил суд признать решение начальника УПФР в г. Оренбурге от ..., об отказе ФИО1 в назначении пенсии по п.2. ч.1 ст.30 ФЗ-400 «О страховых пенсиях» незаконным. Включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости: с 27.07.1982 по 31.10.1992, с 01.10.2010 по 30.11.2010, с 02.12.2010 по 28.01.2012, с 14.02.2012 по 16.03.2012, с 19.03.2012 по 17.12.2012, с 26.12.2012 по 20.10.2013, с 22.10.2013 по 24.10.2013, с 26.10.2013 по 14.11.2013, с 16.11.2013 по 11.12.2013, с 13.12.2013 по 21.05.2014, с 23.05.2014 по 24.11.2014, с 27.11.2014 по 26.01.2015, с 28.01.2015 по 05.02.2015, с 07.02.2015 по 11.02.2015, с 13.02.2015 по 17.02.2015, с 19.02.2015 по 15.04.2015, с 17.04.2015 по 26.04.2015, с 28.04.2015 по 25.05.2015, с 27.05.2015 по 09.07.2015, с 11.07.2015 по 09.08.2015, с 11.08.2015 по 30.11.2016, с 02.12.2016 по 22.09.2019 в должности стропальщика, механизатора комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах ...; с 01.11.1992 по 28.12.2005, с 01.01.2006 по 28.12.2009, с 01.01.2010 по 21.01.2010, с 23.01.2010 по 28.01.2010, с 31.01.2010 по 12.04.2010, с 14.04.2010 по 30.09.2010 в должности рабочего (крановщика) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах .... Обязать УПФР в г. Оренбурге назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения - с ...

Истец ФИО1, его представитель ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержали уточненные исковые требования, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Заслушав пояснения присутствующих, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу:

Судом установлено, что ФИО1... обратился в УПФР в г.Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением начальника УПФР в г. Оренбурге от ... в стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были засчитаны следующие периоды работы:

- с 27.07.1982г. по 31.10.1992г., с 01.10.2010г. по 30.11.2010г., с 02.12.2010г. по 28.01.2012г., с 14.02.2012г. по 16.03.2012г., с 19.03.2012г. по 17.12.2012г., с 26.12.2012г. по 20.10.2013г., с 22.10.2013г. по 24.10.2013г., с 26.10.2013г. по 14.11.2013г., с 16.11.2013г. по 11.12.2013г., с 13.12.2013г. по 21.05.2014г., с 23.05.2014г. по 24.11.2014г., с 27.11.2014г. по 26.01.2015г., с 28.01.2015г. по 05.02.2015г., с 07.02.2015г. по 11.02.2015г., с 13.02.2015г. по 17.02.2015г., с 19.02.2015г. по 15.04.2015г., с 17.04.2015г. по 26.04.2015г., с 28.04.2015г. по 25.05.2015г., с 27.05.2015г. по 09.07.2015г., с 11.07.2015г. по 09.08.2015г., с 11.08.2015г. по 30.11.2016г., с 02.12.2016г. по 22.09.2019г. - стропальщик, механизатор комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах ...

- с 01.11.1992г. по 28.12.2005г., с 01.01.2006г. по 28.12.2009г., с 01.01.2010г. по 21.01.2010г., с 23.01.2010г. по 28.01.2010г., с 31.01.2010г. по 12.04.2010г., с 14.04.2010г. по 30.09.2010г. - рабочий (крановщик) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах ....

Отказано ФИО1 в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Для назначения досрочной страховой пенсии по старости в возрасте 58 лет требуется 06 лет 03 месяца, по представленным документам, стаж, дающий право на такую пенсию, отсутствует (по страховому стажу спора у сторон не имеется).

Судом не проверяется законность решения ответчика в части отказа в зачете в специальный стаж остальных периодов работы, поскольку в данной части решение ответчика истцом не обжалуется.

Согласно подпункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В силу ч. 2 этой же статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пп. «б» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:

Список № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Список №1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

В соответствии с п. 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 г. N 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью основных трудовых функций.

Таким образом, право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые в течение полного рабочего дняна работах (в производствах), в профессиях и должностях, предусмотренных соответствующими разделами и подразделами Списков № 1 и 2. В этой связи для определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости необходимо определить профессию и производство, в котором занят работник, и соотнести его с профессиями и производствами, предусмотренными разделами и подразделами Списков № 1 и № 2.

Записями в трудовой книжке истца N относительно обжалуемых периодов подтверждается, что ФИО1... принят стропальщиком в ..., согласно записи от ... продолжает работать по настоящее время.

Как следует из справки от ...N, выданной ... филиала ОАО «...», ФИО1 принят на работу в ... на должность стропальщик 27.07.1982 г. 01.11.1992 г. переведен на должность рабочий (крановщик) комплексной бригады. С 01.10.2010 г. - по настоящее работает в должности механизатора комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах.

В пп. «а» п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 г. N 958н, установлено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Порядок подтверждения периодов, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, урегулирован пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 № 258н, в соответствии с которым в подтверждение характера и условий труда, при которых досрочно назначается пенсия по старости, за периоды работы до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования принимаются уточняющие справки, выдаваемые организациями на основании документов того периода, когда производились работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с указанием на каких конкретно работах был занят работник. В случае ликвидации работодателя во внимание могут быть приняты справки о периодах работы, выданные либо его правопреемником, либо соответствующими государственными (муниципальными) органами, например, архивным учреждением. Вместе с тем, архивные органы не вправе подтверждать характер льготной работы.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом в подтверждение льготного характера работы представлены трудовая книжка с имеющимися в ней записями о работе в спорные периоды, справки 2-НДФЛ за 2018-2019 гг., справка о характере работ от ...N, карта специальной оценки условий труда N, Положение об ... от ..., Должностная инструкция механизатора комплексной бригады от ..., Положение о проведении аттестации работников ОАО «...» от ... и приказы, Перечень основных профессий и должностей работников ОАО «...», личная карточка формы Т-2, производственная инструкция N стропальщика от ..., архивная справка от ...N

Вместе с тем, льготно-уточняющая справка истцу работодателем не выдавалась.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как указывалось выше, законом прямо предусмотрено, что для подтверждения специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, помимо общих документов необходимо также льготно-уточняющая справка, подтверждающая льготный характер работы.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготой профессии человеку.

По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учёта могут быть подтверждены в судебном порядке путём представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ...

Согласно выписке из лицевого счёта застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении специального стажа ФИО1 за спорные периоды работы предоставлены работодателями в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без кода льготных условий.

Поскольку в силу статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» работодатель представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, а Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьёй 8.1 названного закона осуществляет внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и с учётом того, что в данном случае сведения работодателем в отношении стажа ФИО1 представлялись, недостоверность их не доказана, истцу следовало представить письменные доказательства, подтверждающие выполнение ею работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по ч. 20 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Однако, льготно-уточняющая справка истцу работодателем не выдана, каких-либо иных документов, подтверждающих льготный характер работы, истцом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.

Более того, из карты специальной оценки условий труда N механизатора комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах видно, что право на досрочное назначение страховой пенсии у механизатора отсутствует, как и прочие льготы. Из справки от ...N следует, что занимаемые в спорный период истцом должности отсутствуют в списке №1, списке №2 произзодств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на ьготное пенсионное обеспечение утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, в связи с чем справка, уточняющая собый характер работы или условия труда, необходимых для досрочного, назначения трудовой пенсии по старости работнику не предоставлена.

При таких обстоятельствах, поскольку доказательств с достоверностью, подтверждающих характер работы и занятость истца в режиме полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком №1 и №2 от 26.01.1991г. истцом не представлено, оснований для признания незаконным оспариваемого решения в части не включения периодов с 27.07.1982г. по 31.10.1992г., с 01.10.2010г. по 30.11.2010г., с 02.12.2010г. по 28.01.2012г., с 14.02.2012г. по 16.03.2012г., с 19.03.2012г. по 17.12.2012г., с 26.12.2012г. по 20.10.2013г., с 22.10.2013г. по 24.10.2013г., с 26.10.2013г. по 14.11.2013г., с 16.11.2013г. по 11.12.2013г., с 13.12.2013г. по 21.05.2014г., с 23.05.2014г. по 24.11.2014г., с 27.11.2014г. по 26.01.2015г., с 28.01.2015г. по 05.02.2015г., с 07.02.2015г. по 11.02.2015г., с 13.02.2015г. по 17.02.2015г., с 19.02.2015г. по 15.04.2015г., с 17.04.2015г. по 26.04.2015г., с 28.04.2015г. по 25.05.2015г., с 27.05.2015г. по 09.07.2015г., с 11.07.2015г. по 09.08.2015г., с 11.08.2015г. по 30.11.2016г., с 02.12.2016г. по 22.09.2019г. - стропальщик, механизатор, с 01.11.1992г. по 28.12.2005г., с 01.01.2006г. по 28.12.2009г., с 01.01.2010г. по 21.01.2010г., с 23.01.2010г. по 28.01.2010г., с 31.01.2010г. по 12.04.2010г., с 14.04.2010г. по 30.09.2010г. - рабочий (крановщик), в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не имеется, соответственно в удовлетворении исковых требований суд отказывает.

Ссылки представителя истца на то обстоятельство, что машинисты погрузочно-разгрузочных машин предусмотрены п. 3 ч. 1 ст. 30 №400-ФЗ, в связи с чем дают право истцу на назначение досрочной пенсии, судом отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Таким образом, данная норма предусматривает возможность назначения досрочной пенсии по старости по вышеуказанному основанию только женщинам. Мужчины прав на такую пенсию по п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не имеют.

Учитывая, что у истца отсутствует стаж, дающий право на досрочную пенсию, оснований для назначения пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в возрасте 58 лет, оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии суд не усматривает, в связи с чем в назначении такой пенсии с ... отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге о признании решения незаконным, признании права на досрочную пенсию, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: /подпись/

Решение судом в окончательной форме принято 05 марта 2020 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 06 апреля 2020 года.

Судья: /подпись/