ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-826/10 от 22.06.2010 Саяногорского городского суда (Республика Хакасия)

РЕШЕНИЕ

Именем ФИО6

Дата обезличена года ...

Саяногорский городской суд ...

в составе:

председательствующего судьи ФИО0,

при секретаре ФИО1,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ... о признании противоречащим статьям 2,3,4 Федерального Закона от Дата обезличена года Номер обезличен ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» пункта 2.3 Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в администрации ... от Дата обезличенаНомер обезличен и недействующим с момента его принятия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... обратился в суд с заявлением о признании противоречащим статьям 2, 3, 4 Федерального Закона от Дата обезличена года Номер обезличен ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» пункта 2.3 Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в администрации ... от Дата обезличенаНомер обезличен и недействующим с момента его принятия, мотивируя заявление тем, что постановлением администрации ... от Дата обезличена года Номер обезличен утверждено Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в администрации .... Пунктом 2.3 Положения установлено, что «в случае если по результатам экспертизы коррупциогенные факторы не выявлены, заключение не составляется». Указанный пункт правового акта противоречит требованиям федерального законодательства. В соответствии с пунктом 3 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении Министерства юстиции ФИО6 по форме, утверждаемой Министерством. Согласно пункта 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от Дата обезличена N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются: в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона. Считает, что заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, независимо от ее результата, должно составляться в любом случае, что позволит выяснить, проверялся ли вообще нормативный правовой акт на предмет коррупциогенности, обеспечить проверяемость результатов (положительных либо отрицательных) антикоррупционной экспертизы, а также проверить компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Простил заявление удовлетворить.

В судебном заседании заместитель прокурора ...ФИО2 поддержал заявление, привел те же доводы, что и в заявлении, просил заявление удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица администрации ... по доверенности ФИО4 с заявлением не согласился, пояснил, что оспариваемый пункт находится в разделе II Положения, устанавливающем порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, поэтому под экспертизой в данном пункте следует понимать антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов. Содержание пункта 2.3 необходимо понимать следующим образом: «в случае, если по результатам антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов коррупциогенные факторы не выявлены, заключение не составляется». Статья 2 Федерального закона Номер обезличенФЗ определяет основные принципы организации антикоррупционной экспертизы и не содержит прямого указания на необходимость составления заключения при проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в случае, если коррупциогенные факторы не выявлены. Органы местного самоуправления должны проводить антикоррупционную экспертизу. Порядок ее проведения устанавливается органом местного самоуправления самостоятельно с учетом положений Федерального закона Номер обезличенФЗ и методики, определенной ФИО3. Считает, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять, будет ли составляться заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов, если коррупциогенные факторы не выявлены. Просил в удовлетворении заявления прокурора ... отказать.

Выслушав объяснения прокурора ..., представителя заинтересованного лица администрации ..., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные ФИО5, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со статьей 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Статья 2 Федерального Закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Номер обезличен ФЗ от Дата обезличена года предусматривает основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных актов (проектов нормативных правовых актов), которыми явля ются: 1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; 2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; 3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); 4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); 5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов ФИО6, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

В соответствии со статьей 3 названного Федерального Закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой ФИО6 - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре ФИО6", в установленном Генеральной прокуратурой ФИО6 порядке и согласно методике, определенной ФИО3;

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным ФИО3;

3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов ФИО6, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной ФИО3 Пункт 1)

Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых ФИО6 на основании федерального закона;

3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы (пункт 2).

Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:

1) проектов федеральных законов, проектов указов ФИО7 и проектов постановлений ФИО3, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

2) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов - при проведении их правовой экспертизы;

3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;

4) нормативных правовых актов субъектов ФИО6 - при мониторинге их применения (пункт 3).

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения (пункт 4).

Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры. (пункт 5).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ФЗ Номер обезличен выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:

1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством ФИО6;

2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее - заключение).

В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения (пункт 2).

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта ФИО6 или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией (пункт 3).

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке (пункт 4).

Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом (пункт 5).

Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в установленном порядке (пункт 6).

Дата обезличена года администрацией ... принято постановление Номер обезличен «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов», которым утверждено Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в администрации ....

Согласно пункта 2.3 названного Положения, в случае, если по результатам экспертизы коррупционные факторы не выявлены, заключение не составляется.

Оценивая заявление прокурора ... о признании пункта 2.3 Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в администрации ... противоречащим статьям 2,3,4 ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличен - ФЗ и недействующим с момента его принятии, суд принимает во внимание, что предусмотренным статьей 2 Федерального Закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Номер обезличен ФЗ от Дата обезличена года основным принципам организации антикоррупционной экспертизы нормативных актов (проектов нормативных правовых актов), в частности принципу обязательности проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов (подпункт 1), принципу оценке нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами (подпункт 2), принципу компетентности лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) (подпункт 4), принципу сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов ФИО6, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) указанный пункт Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в администрации ... не противоречит.

В судебном заседании не установлено противоречий оспариваемого прокурором ... пункта 2.3 положениям статьи 3 ФЗ Номер обезличен, предусматривающий порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) прокуратурой ФИО6, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, органами, организациями, их должностными лицами, компетенцию прокуроров и федерального органа исполнительной власти в области юстиции, органов, организаций и их должностных лиц, а также статьи 4 названного Федерального закона, которой предусмотрена форма, в которой отражаются выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы, содержание требования прокурора, порядок рассмотрения требования прокурора, право на обжалование требования прокурора, характер заключения.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Федерального Закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Номер обезличен ФЗ от Дата обезличена года антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной ФИО3.

Вместе с тем, суд считает, что содержащееся в оспариваемом пункте 2.3 положение о том, что, если по результатам экспертизы коррупциогенные факторы не выявлены, заключение не составляется, противоречит принципу обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), предусмотренному подпунктом 3 статьи 2 Федерального Закона от Дата обезличена года Номер обезличен ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», поскольку, в случае, если по результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов не составлено заключение, создается ситуация, при которой отсутствует возможность проверить результаты антикоррупционной экспертизы, ее обоснованность и объективность.

Доводы представителя заинтересованного лица администрации ...ФИО4 о том, что статья 2 Федерального закона Номер обезличенФЗ не содержит прямого указания на необходимость составления заключения при проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в случае, если коррупциогенные факторы не выявлены, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять, будет ли составляться заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов, если коррупциогенные факторы не выявлены, суд считает необоснованными, учитывая, что проведение антикоррупционной экспертизы обязательно, по ее результатам должно быть составлено заключения независимо от выявления коррупциогенных факторов, либо установления их отсутствия.

В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При определении времени, с которого пункт 2.3 Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в администрации ... от Дата обезличенаНомер обезличен должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что указанный пункт Положения принято Дата обезличена года, опубликован в Приложении Номер обезличен к газете «Саянские ведомости» Дата обезличена года, сведений о его применении и реализации на его основе прав граждан не имеется, поэтому пункт 2.3 Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в администрации ... от Дата обезличенаНомер обезличен должен быть признан недействующим с момента его принятия.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора ... о признании противоречащим статьям 2, 3, 4 Федерального Закона от Дата обезличена года Номер обезличен ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» пункта 2.3 Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в администрации ... от Дата обезличенаНомер обезличен и недействующим с момента его принятия удовлетворить частично.

Признать противоречащим подпункту 3 статьи 2 Федерального Закона от Дата обезличена года Номер обезличен ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» пункта 2.3 Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в администрации ... от Дата обезличенаНомер обезличен и недействующим с момента его принятия.

В удовлетворении заявления прокурора ... о признании противоречащим подпунктам 1,2,4,5 статьи 2, статьям 3,4 Федерального Закона от Дата обезличена года Номер обезличен ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» пункта 2.3 Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в администрации ... от Дата обезличенаНомер обезличен отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено представление в Верховный суд ... через Саяногорский городской суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

ФИО8ФИО0

Резолютивная часть решения объявлена Дата обезличена года.

Решение в окончательной форме принято Дата обезличена года.