Дело № 2-826/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 апреля 2014 года г.Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова
в составе председательствующего судьи Долговой С.И.,
при секретаре Осиповой Д.Д., с участием представителя истца по доверенности ФИО1, представителя ответчика и третьего лица по доверенности ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4 к комитету по управлению имуществом города Саратова, третьи лица администрация муниципального образования «Город Саратов», комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании распоряжения недействительным, обязании принять решение о предоставлении в аренду земельный участок,
установил:
ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с указанным выше иском, просили признать распоряжение недействительным, обязании принять решение о предоставлении в аренду земельный участок.
В обоснование заявленных требований указали, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит часть жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> В соответствии с постановлениями администрации муниципального образования «Город Саратов» от 04.04.2012 № 475 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории»; от 29.02.2012 № 241 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения». <дата> г. была утверждена и выдана ФИО4 и ФИО3 схема расположения земельного участка, которая зарегистрирована в комитете по управлению имуществом города Саратова за номером № №
На основании вышеуказанной схемы расположения, в соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ, за счет заявителей был изготовлен кадастровым инженером межевой план и осуществлена постановка земельного участка на государственный кадастровый учет в порядке предусмотренным Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Земельному участку был присвоен кадастровый номер № Далее, руководствуясь п. 3.2.2 Административного регламента заявители приобщили к ранее поданному заявлению о предоставлении земельного участка кадастровый паспорт земельного участка от <дата> года № № Однако распоряжением комитета по управлению имуществом города Саратова от 9 декабря 2013 года № 4215-рз истцам было отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что в соответствии с актом осмотра земельного участка, расположенного на территории муниципального образования «Город Саратов» от <дата> года, на испрашиваемом земельном участке расположен кирпичный индивидуальный жилой дом, несколько кирпичных хозяйственных строений. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права на жилой дом № и № от <дата> года право общей долевой собственности зарегистрировано на основании заочного решения Октябрьского районного суда города Саратова от 13 сентября 2012 года по делу № 2-2180/2012, в соответствии с которым часть жилого дома была выделена заявителям из одноэтажного деревянного многоквартирного жилого дома. Документы, подтверждающие обстоятельства, дающие заявителям право приобретения в аренду испрашиваемого земельного участка, не представлены. Полагают распоряжение комитета от 9.12.2013 № 4215-рз незаконным, нарушающим права ФИО3 и ФИО4 на приобретение в аренду земельного участка и подлежащим отмене по следующим основаниям. Положения статей 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации определяют полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений как регуляторов этих отношений в пределах своей компетенции и как собственников земельных участков, которыми они вправе управлять и распоряжаться.
Согласно статье 22 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005, администрация муниципального образования «Город Саратов» является исполнительно-распорядительным органом в структуре органов местного самоуправления, является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования.
Администрация муниципального образования «Город Саратов» выступает арендодателем земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением Саратовской городской Думы от 18.02.2010 № 47-562 «О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» установлено, что комитет от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» осуществляет распоряжение земельными участками, занимаемыми индивидуальными жилыми домами, находящимися в собственности физических лиц. Таким образом, распоряжение спорным участком осуществляет комитет.
Таким образом, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 13 сентября 2011 г. № 475 утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Документы, необходимые для приобретения права аренды на спорный земельный участок были сданы в комитет. Обстоятельством, дающим право ФИО3 и ФИО4 на приобретение испрашиваемого земельного участка в аренду, является наличие на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителям на праве общей долевой собственности. Данные обстоятельства усматриваются из документов, указанных в пунктах 1 - 6 Перечня. Предоставление документа, указанного в пункте 7 Перечня, в данном случае не требуется.
Кроме того, схема расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. была согласована комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», а также утверждена председателем комитета по управлению имуществом города Саратова. Данное обстоятельство подтверждает согласие уполномоченного органа на формирование земельного участка в границах, указанных в схеме. Утверждение схемы расположения земельного участка является одним из этапов предоставления прав на земельный участок.
Право собственности на объект недвижимости - часть жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрировано на основании заочного решения Октябрьского районного суда г. Саратова от 13 сентября 2012 года по делу № 2-2180/2012. В материалах указанного гражданского дела имеются следующие документы: технический паспорт от <дата> года, изготовленный МУП «Городское бюро технической инвентаризации»; техническое заключение на строительные конструкции части жилого дома, изготовленное <данные изъяты> Согласно указанным документам стены основного строения (Литер <данные изъяты>) деревянные, рубленые из бревен, обшитые досками с засыпкой и облицованы силикатным кирпичом на цементно-песчаном растворе. Кроме того, решением Октябрьского районного суда от 13 сентября 2012 года установлено, что часть жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв. м представляет собой обособленную часть указанного жилого дома. На основании изложенного, решением Октябрьского районного суда от 13 сентября 2012 года по делу № 2-2180/2012 установлено, что часть жилого дома, принадлежащая заявителям, представляет собой обособленное строение облицованное силикатным кирпичом. Единственным и адекватным способом восстановления нарушенных прав заявителей будет обязание комитета по управлению имуществом г. Саратова предоставить в аренду с множественностью лиц ФИО3, ФИО4 земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес> в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
В связи с изложенным истец просит признать недействительным распоряжение комитета по управлению имуществом города Саратова от 9 декабря 2013 года № № «Об отказе ФИО3, ФИО4 в предоставлении в аренду земельного участка в Октябрьском районе, занимаемого домовладением». Обязать комитет по управлению имуществом города Саратова в четырнадцатидневный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет ФИО3, ФИО4 земельного участка с кадастровым номером 64:48:050228:237 общей площадью 309 кв. м, расположенного по адресу: <...> в Октябрьском районе в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
Истец ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, извещены надлежащем образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие с участием представителя.
Представитель истцов по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования просил удовлетворить, по основаниям изложенным в исковом заявлении
Представитель ответчика и третьего лица по доверенностям ФИО2 исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении. Пояснив, что нарушение прав истцов со стороны ответчика не имеется, на земельном участке находились объекты, которые не принадлежат истцам по их характеристикам, в связи с чем у ответчика были все основания для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка.
Представитель Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд с учетом мнения участников судебного разбирательства в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов и представителя третьего лица.
Выслушав представителя истцов, представителя ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы, суд считает заявленные истцами требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Из статьи 2 Конституции Российской Федерации следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 2 ГПК РФ обозначает задачи гражданского судопроизводства, одной из которых является – защита нарушенных или оспоренных прав, а также способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии со статьей 3 ГПК РФ судебной защите подлежит лишь нарушенное право или оспариваемый интерес.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьи 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
Согласно статье 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно положениям статей 25, 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и удостоверяются в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
К числу таких оснований статьей 8 ГК РФ отнесены договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебное решение.
Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса.
Как установлено ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (п. 1).
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (п. 2).
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключение документов, предусмотренных указанным перечнем.
В силу положений п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, в соответствии со ст. 36 ЗК РФ истец имеет право на земельный участок под вышеуказанным домовладением. Земельный кодекс Российской Федерации закрепляет исключительное право приватизировать земельный участок или приобрести право его аренды за лицами - собственниками объектов недвижимости, расположенными на участке земли. Собственник объекта недвижимости вправе реализовать это исключительное право по своему выбору. Вместе с тем, свои права лицо вправе реализовать лишь в пределах установленных законом.
Согласно частям 1 - 2 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Следовательно, право на приобретение в собственность или в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. Запрет на приобретение в аренду спорного земельного участка законодательством не предусмотрен.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного заседания, ФИО3 и ФИО4 на основании решения Октябрьского районного суда г. Саратова от <дата> являются долевыми сособственниками на жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м расположенного по адресу: <адрес> Право собственности на указанное домовладение зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (листы дела 17-18), выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> г. № №
<дата>. ФИО4 и ФИО3 обратились в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлениями № о предоставлении им в соответствии со ст. 36 ЗК РФ в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. под принадлежащим им на праве собственности строением.
Распоряжением комитета по управлению имуществом город Саратова от <дата> г. № истцам было отказано в праве аренды на земельный участок под домовладением по тем основаниям, что в соответствии с актом осмотра земельного участка, расположенного на территории муниципального образования «Город Саратов», от <дата> на испрашиваемом земельном участке расположен кирпичный индивидуальный жилой дом, несколько кирпичных хозяйственных строений. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права на жилой дом № и № от <дата> года право общей долевой собственности зарегистрировано на основании заочного решения Октябрьского районного суда города Саратова от 13 сентября 2012 года по делу № 2-2180/2012, в соответствии с которым часть жилого дома была выделена заявителям из одноэтажного деревянного многоквартирного жилого дома. Документы, подтверждающие обстоятельства, дающие заявителям право приобретения в аренду испрашиваемого земельного участка, не представлены.
Согласно данным технического паспорта на часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> выданного МУП «Городское БТИ», часть жилого дома – литер <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., состоит из жилой комнаты, площадью <данные изъяты> кв.м, жилой комнаты, площадью <данные изъяты> кв.м, кухни, площадью <данные изъяты> кв.м., стены основного строения (Литер <данные изъяты>) деревянные, рубленые из бревен, обшитые досками с засыпкой и облицованы силикатным кирпичом на цементно-песчаном растворе, имеет надворные постройки, также состоящие из облицованных силикатных кирпичей.
Из акта осмотра спорного земельного участка от <дата> проведенного ведущим специалистом отдела земельного контроля и инвентаризации земель ФИО5, усматривается, что в ходе осмотра земельного участка, выявлено следующее: территории испрашиваемого земельного участка расположен индивидуальный дом (одноэтажный кирпичный); хозяйственные постройки кирпичные, к акту приложена фототаблица. Наличие строений на земельном участке подтверждается также фотографиями, представленными суду представителем истца.
Согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Проанализировав перечисленные нормы, а также представленные в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение от <дата> № № комитета по управлению имуществом города Саратова не соответствует требованиям закона, нарушает права истцов на получение земельного участка под домовладением.
Положения статей 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации определяют полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений как регуляторов этих отношений в пределах своей компетенции и как собственников земельных участков, которыми они вправе управлять и распоряжаться.
Согласно статье 22 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 г., администрация муниципального образования «Город Саратов» является исполнительно-распорядительным органом в структуре органов местного самоуправления, является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования.
Администрация муниципального образования «Город Саратов» выступает арендодателем земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением Саратовской городской Думы от 18.02.2010 г. № 47-562 «О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» установлено, что комитет от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» осуществляет распоряжение земельными участками, занимаемыми индивидуальными жилыми домами, находящимися в собственности физических лиц.
Таким образом, судом установлено, что требования истцов предъявлены к надлежащему ответчику.
Отказывая истцам в предоставлении земельного участка и возлагая на них представление дополнительных доказательств, суд считает, что ответчик вышел за пределы своих полномочий, а также нарушил нормы действующего законодательства.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 13 сентября 2011 г. № 475 утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Как следует из выше указанных норм законодательства обстоятельством, дающим право ФИО3 и ФИО4 на приобретение испрашиваемого земельного участка в аренду, является наличие на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителям на праве общей долевой собственности. Данные обстоятельства усматриваются из документов, указанных в пунктах 1 - 6 Перечня. Предоставление документа, указанного в пункте 7 Перечня, в данном случае не требуется.
Согласно представленной схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., она была согласована комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», а также утверждена председателем комитета по управлению имуществом города Саратова, данный документ является одним из этапов предоставления прав на земельный участок и данный этап был согласован стороной ответчика без каких либо замечаний.
Таким образом, истцами были представлены все необходимые для рассмотрения их обращения по существу документы.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 60 ЗК РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению так же в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным (п. 1 ст. 61 ЗК РФ).
В связи с чем, суд считает распоряжение комитета по управлению имуществом города Саратова от <дата> года об отказе в предоставлении в аренду истцам земельного участка с кадастровым номером № 64:48:050228:237 из земель населенных пунктов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> сроком на <дата>, занимаемого жилым домом и надворными постройками, по указанным в нем основаниям, незаконным, поскольку, принимая решение об отказе в предоставлении земельного участка, компетентный орган имел возможность истребовать необходимые документы о характере объекта самостоятельно, не возлагая дополнительную обязанность на истцов.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 (ред. от 09.02.2012 года) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих») при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Решение суда о признании акта незаконным означает его недействительность с момента принятия. Последствия вынесения такого решения заключаются в том, что недействительный отказ в предоставлении земельного участка должен рассматриваться уполномоченными органами, должностными лицами как не имеющий юридической силы.
В связи с чем у принявшего его органа (должностного лица) в соответствии с его функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения, если общие основания для этого сохраняются.
В связи с изложенным у комитета возникает обязанность повторно рассмотреть данный вопрос по существу и суд считает возможным возложить на комитет по управлению имуществом города Саратова обязанность рассмотреть заявления ФИО3 и ФИО6 от <дата> года № № и № № о представлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № из земель населенных пунктов общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> сроком на <дата>, в течение <дата> дней со дня вступления в законную силу решения суда.
В остальной част иска отказать, как не относящиеся к полномочию суда и несоответствии требованиям действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление ФИО3, ФИО4 удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение комитета по управлению имуществом г.Саратова от <дата> № № об отказе в представлении в аренду земельного участка в Октябрьском районе, занимаемого домовладением.
Обязать комитет по управлению имуществом г.Саратова рассмотреть заявления ФИО7 ФИО4 о представлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № № из земель населенных пунктов общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> сроком на <дата> в течение <дата> со дня вступления в законную силу решения суда.
В остальной части иска отказать.
В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд города Саратова.
Судья: подпись С.И.Долгова
Мотивированный текст решения суда составлен 07 апреля 2014 года.