ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-826/2017 от 11.04.2017 Армавирского городского суда (Краснодарский край)

Дело <...>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Армавир 11 апреля 2017 г.

Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Николаенко И.В.,

при секретаре Христич И.И.,

с участием:

представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности № 01-97\13\12 от 10.01.2017,

представителя ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности 23 АА 6358915 от 22.02.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования город Армавир к ФИО3 о запрете эксплуатации земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования город Армавир обратилась в суд с иском к ФИО3 о запрете эксплуатации земельного участка. Свои требования мотивирует тем, что земельный участок площадью 4414 квадратных метров, расположенный по адресу: город Армавир, улица <...>, с разрешенным видом использования «Коммунальное обслуживание» принадлежит на праве собственности ответчику. В ходе проведения осмотра указанного участка специалистами отдела земельного контроля администрации муниципального образования город Армавир было установлено, что вышеуказанный земельный участок ответчиком используется для размещения базовой станции сотовой связи. 23 декабря 2016 года ФИО3 направленно письмо от 22 декабря 2016 года № 43/236, в которых было указано на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка его фактическому использованию и предложено прекратить эксплуатацию земельного участка, расположенного по адресу: город Армавир, улица <...> для эксплуатации базовой станции сотовой связи и осуществить ее демонтаж. Вышеуказанное письмо получено ответчиком 26 декабря 2016 года, что подтверждается выпиской с официального сайта Почты России. Однако, ответчик требование не исполнил, в связи с чем истец обратился в суд с указанным иском.

В судебном заседании представитель истца - администрации муниципального образования город Армавир по доверенности ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить.

Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской, имеющейся в материалах дела.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что в настоящее время вид разрешенного использования изменен и установлен «Коммунальное обслуживание», а базовая станция сотовой связи находится в зоне Ж-3 «Зона застройки среднеэтажными жилыми домами», в которой предусмотрен вид использования «Коммунальное обслуживание», включающий в себя «Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: поставки воды, тепла, электричества, газа, предоставления услуг связи, линий связи», в связи с чем осуществление использования земельного участка для размещения базовой станции сотовой связи не нарушает вид разрешенного использования.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Как установлено в судебном заседании земельный участок площадью 4414 квадратных метров, расположенный по адресу: город Армавир, улица <...>, с разрешенным видом использования «Универсамы, универмаги, торговые центры и магазины, объекты мелкорозничной торговли, приемные пункты в капитальных здания» принадлежит на праве собственности ответчику, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 28.12.2016 <...>.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 13.03.2017 <...> вид разрешенного использования данного земельного участка изменен на «Коммунальное обслуживание».

Согласно п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. В части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Согласно градостроительному регламенту и карте градостроительного зонирования территории муниципального образования город Армавир, входящие в «Правила землепользования и застройки муниципального образования город Армавир», утвержденные решением Армавирской городской думы от 27 августа 2015 года №792 (с изм. от 20 мая 2016 года № 134, 24 ноября 2016 года №185) указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж – 3 «Зона застройки среднеэтажными жилыми домами».

Как следует из акта обследования спорного земельного участка от 21.12.2016 на нём расположена базовая станция сотовой связи.

Решение об изменении вида разрешенного использования не принималось. Положениями ст.2ФЗ от07.07.2003N126-ФЗ "О связи" определяется, что под сооружением связи понимается совокупность средств, линий и сетей связи, используемых для выполнения технологически завершенных функций в процессе оказания услуг связи.

Положениями п.2.3.5.4«Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи» базовые станции - приемопередающие станции систем сотовой связи, представляющие собой железобетонную опору для установки антенн и отнесены к сооружениям связи.

Согласно положениям ст. ст.6-10 ФЗ РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи - сооружений связи, в том числе, линейно-кабельных сооружений для обеспечения функционирования средств связи, что предопределяют осуществление разрешительного порядка функционирования всех систем связи, а следовательно, введен специальный разрешительный порядок строительства и эксплуатации сооружений связи.

Полномочия органов местного самоуправления в области связи устанавливаются различными актами.

Так, в соответствии со ст.6 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N126-ФЗ "О связи" при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи - сооружений связи, в том числе, линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи.

Согласно п.2ст.7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Согласно п.п.2, п.п.3 п.1,35 ЗК РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории: в том числе земли населенных пунктов, которыми признаются земли, расположенные в пределах границы населенного пункта используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, в состав которых могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам в том числе для размещения домов индивидуальной жилой застройки.

В силу положений ст.35 ЗК РФ земли связи и земли иного специального назначения располагаются исключительно за пределами границ населенных пунктов и служат пространственным базисом для размещения объектов и сооружений различного хозяйственного и специального назначения, с установлением защитных и охранных зон.

В соответствии с п.1 ч.6 ст.30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

В силу положений ст.42З Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно положений ст.ст. 31,32,33, 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов, с соблюдением обязательных согласительных процедур с представительным органом местного самоуправления.

Земля, будучи объектом права собственности, одновременно является важнейшей и неотъемлемой частью природы (природным объектом), основой осуществления хозяйственной и иной деятельности (п.п.1 и 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли. В частности, Земельный кодекс Российской Федерации в ст.42 в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, а в пункте 2 ст.83 предусматривает необходимость использования земель поселений в соответствии с документами зонирования территорий, утверждаемыми и изменяемыми нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).

На аналогичных началах строится и регулирование Гражданским Кодексом РФ отношений, связанных с реализацией права собственности на землю. Так, в соответствии со ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществляя их перестройку или снос – при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Право частной собственности на землю закреплено в Конституции Российской Федерации: граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст.36 ч.1). Собственники земли в полной мере обладают всеми правомочиями, входящими в содержание права собственности, однако владеть, пользоваться и распоряжаться землей они вправе при условии, что реализация этих полномочий не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц (ст.36 часть 2).

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона N131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения. Таким образом, осуществляя полномочия в области решения вопросов местного значения (к которым относится и утверждение правил землепользования и застройки), органы местного самоуправления должны действовать, исходя из интересов населения соответствующего муниципального образования.

Как следует из кадастровой выписки о земельном участке, он относится к категории земель земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – коммунальное обслуживание.

Правилами землепользования и застройки МО г. Армавир с данным видом разрешенного использования на спорном земельном участке возможно размещение линий связи.

Вместе с тем, как было установлено судом базовая станция сотовой связи не относится к линиям связи. Согласно письму Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Армавир от 24.03.2017 согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Армавир, утвержденных решением Армавирской городской Думы от 27.08.2015 № 792 размещение вышек сотовой связи (вид разрешенного использования земельного участка «Связь», предусматривает размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усиленные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания). Согласно действующим правилам землепользования и застройки муниципального образования город Армавир земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: г. Армавир, ул. <...>, расположен в территориальной зоне Ж-3 «Зона застройки среднеэтажными жилыми домами», в данной территориальной зоне размещение вышек сотовой связи не предусмотрено.

С учетом приведенных обстоятельств, суд считает обоснованными доводы истца об отсутствие у ответчика правовых оснований на размещение базовой станции сотовой связи на указанном земельном участке, и следовательно свидетельствуют о не соблюдении ответчиком вида разрешенного использования земельного участка.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком суду не представлено доказательств, опровергающих исковые требования истца.

С учетом приведенных обстоятельств, свидетельствующих о не исполнении ответчиком возложенной положениями ст.42 ЗК РФ обязанности по использованию земельного участка в соответствии с целевым назначением и видами разрешенного использования, отсутствия в данном районе возможности размещения вышек сотовой связи, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Удовлетворяя исковые требования администрации муниципального образования г. Армавир, суд в силу требований ст.103 ГПК РФ, взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации муниципального образования город Армавир к ФИО3 о запрете эксплуатации земельного участка – удовлетворить.

Запретить ФИО3 осуществлять эксплуатацию земельного участка площадью 4414 кв.м. с кадастровым номером <...>, располо женного по адресу: г. Армавир, ул. <...>, для эксплуатации базовой станции сотовой связи.

Обязать ФИО3 осуществить демонтаж базовой станции сотовой связи, расположенной по адресу: <...>.

Мотивированное решение изготовлено 16.04.2017.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд.

Судья

Армавирского городского суда И.В.Николаенко подпись Решение вступило в законную силу 22.08.17