ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8275/17 от 12.12.2017 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сургут 12 декабря 2017 года

Сургутский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа –Югры, Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Хуруджи В.Н.,

при секретаре Шулаковой Т.А.,

с участием прокурора Алексеенко В.С., представителя ООО «ЗАСК» Туголуковой М.В., представителя Администрации города Сургута Тарасова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Сургутского городского суда гражданское дело № 2-8275/2017 по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора действующего в защиту неопределенного круга лиц к ООО «ЗАСК» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

установил:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор действующий в защиту неопределенного круга лиц обратился с исковыми требованиями к ООО «ЗАСК» обязать ООО «ЗАСК» в срок до 01.11.2018 года исключить попадание загрязняющих веществ в грунтовые воды, почву, а также на прилегающую территорию при использовании земельного участка площадью 36090 кв.м., с кадастровым номером расположенного по ул<адрес> з г.Сургуте, под площадку для складирования снега и обязать ООО «ЗАСК» в срок до 01.11.2018 года разработать паспорт на отходы от зимней уборки улиц, образуемый в результате осуществления деятельности по складированию и накоплению загрязненных снежных масс на земельном участке площадью 36090 кв.м., с кадастровым номером , расположенном по <адрес> в г.Сургуте.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки природоохранного законодательства при эксплуатации площадок (полигонов) для складирования загрязненных снежных масс на территории г. Сургута установлено, что ЗАО «ЗАСК» на протяжении более 4 лет на основании заключенного с администрацией г.Сургута договора аренды №792 от 15.11.2013 на земельном участке площадью 36090 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по ул.Аэрофлотская, территориальная зона Р.1 5 г.Сургуте осуществляло размещение загрязненных снежных масс с грубыми нарушениями требований экологической безопасности.

25.09.2017 ЗАО «ЗАСК» реорганизовано путем преобразования в ООО «ЗАСК», которое, в силу ч.5 ст.58 Гражданского кодекса РФ, реализует права и исполняет обязанности реорганизованного юридического лица.

За период с 01.11.2016 по 30.04.2017 на территории Площадки размещено 78 053 м.куб. загрязненных снежных масс.

Как показала проверка, загрязненные снежные массы, ежегодно складируемые в границах арендуемого земельного участка образованы от работ по зимней уборке территорий образовательных учреждений г.Сургута, производственных баз и промышленных площадок предприятий города и содержат в своем составе такие загрязняющие вещества, как нефтепродукты, железо, цинк, никель, сульфат-ионы, фенолы, марганец, и другие.

Также, в результате таяния снежных масс на поверхности земельного участка образуются скопления загрязненных талых вод, твердых бытовых отходов, строительного мусора (доски, битый кирпич, пластиковые и стеклянные &apos;утылки и др.) и иных отходов IV класса опасности. При этом, Площадка для обеспечения экологической безопасности надлежащим образом не оборудована, а в результате деятельности юридического лица нарушаются требования в области охраны окружающей среды.

Согласно п.3 ч.9.4.8 ст.9.4 Правил благоустройства территории г.Сургута, принятых решением Думы города Сургута от 20.06.2013 №345-V ДГ, вывоз снега разрешается только на специально отведенные площадки для складирования снега. Содержание и эксплуатация каждой площадки для складирования снега возлагается на определенный хозяйствующий субъект, который обязан содержать площадку и прилегающую территорию в надлежащем санитарном состоянии.

Однако, согласно результатам анализа проб почвы, отобранной в ходе прокурорской проверки на Площадке специалистами аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре, установлено, что в ее содержании допущено превышение в 2 раза концентрации таких загрязняющих веществ, как нефтепродукты, хром и свинец, оказывающих на нее токсическое воздействие.

Проверкой также установлено, что при эксплуатации Площадки не соблюдаются требования Федерального законодательства при обращении с отходами.

Так, приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), согласно которому «отходы от зимней уборки улиц» (код ) относятся к отходам.

Таким образом, к «отходам от зимней уборки улиц» должны применяться требования Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ).

В пунктах 3.2, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

В п. 2 ГОСТ 17.1.3.06-82 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране подземных вод» (утв. постановлением Государственного комитета СССР от 25.03.1982 № 1244) указано, что при осуществлении хозяйственной деятельности должно быть исключено попадание загрязняющих веществ в подземные воды из источников их загрязнения. При этом источниками загрязнения подземных вод являются: места аккумуляции коммунальных и бытовых отходов.

В п.2,2 и п.2.3 раздела II Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 25.07.2001) закреплено, что подземные воды считаются загрязненными при обнаружении динамических тенденций изменения состава и свойств воды, обусловленного проникновением загрязнений с поверхности почвы, из водотоков, смежных водоносных горизонтов; уровнем эксплуатируемого и первого от поверхности водоносных горизонтов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых оказывает или может оказать влияние на состояние подземных вод, принимают меры по предотвращению их загрязнения.

Указанные требования на протяжении длительного времени не выполняются, условия, исключающие возможность попадания загрязняющих веществ в грунтовые воды, почву, а также на прилегающую территорию в результате таяние снежных масс при использовании земельного участка под Площадку ООО «ЗАСК», как правопреемником ЗАО «ЗАСК», не созданы.

Кроме того, несмотря на образуемые в результате таяния снежных масс отходы, меры по разработке паспортов на данные отходы Обществом не предпринимаются.

Проверка показала, что Площадка не отвечает ни одному из требований земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Временное накопление отходов по ул.Аэрофлотская в г.Сургуте осуществляется непосредственно на почве. Данная Площадка не имеет твердого покрытия и обваловки.

Таким образом, неисполнение вышеуказанных требований законодательства приводит не только к загрязнению почвы на Площадке, но и создает угрозу попадания загрязненных талых вод непосредственно в грунтовые воды.

По информации, представленной Департаментом по недропользованию по Уральскому федеральному округу, хозяйственно-питьевое водоснабжение на всей территории ХМАО-Югры осуществляется за счет структур первого гидрогеологического горизонта, включая подземные грунтовые воды.

Согласно проверки установлено, что в нарушении природоохранного законодательства класс опасности отходов от зимней уборки улиц ООО «ЗАСК» не определен, в связи с чем, паспорт на образовавшиеся отходы не разработан.

Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002г. № 1225-р, установлено, что стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. К числу основных направлений государственной политики в области экологии относится снижение загрязнения окружающей среды, сохранение и восстановление природной среды.

Перечисленные нарушения природоохранного, земельного законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются жители постоянно или временно проживающие в г.Сургуте, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты нарушенного права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Просят удовлетворить исковые требования с учетом уточнения в полном объеме.

В судебном заседании помощник прокурора на заявленных требованиях настаивает в соответствии с доводами изложенными в исковом заявлении и уточнении.

Ответчик иск не признал, представил отзыв.

Не признание исковых требований мотивировано тем, что Общество является Арендатором земельного участка под площадку для складирования снега на основании Договора аренды от 25.11.13 № 792. Договоры на прием снега содержат обязательное условие о качественной характеристике снежных масс Заказчика при завозе на площадку, а также отсутствие условия о передаче его в собственность Предприятия.

Попадание твердо-бытовых отходов в снежные массы объясняется невозможностью выявления мусора на стадии завоза снега самосвалами большими партиями. Таким образом, обнаруженные в ходе осмотра отходы, попавшие вместе со снегом, являются собственностью Заказчиков и, следовательно, не образованы в результате деятельности Предприятия.

Согласно плану природоохранных мероприятий в начале и в конце зимнего периода Предприятие производит очистку площадки, планировку территории.

Собранные отходы вывозятся на полигон для размещения отходов по договору с СГМУП «Природа». На площадке ведется прием снега, собранного с территории образовательных учреждений, предприятий города. ООО «ЗАСК» не осуществляет уборку транспортных магистралей, дорог и не имеет договорных отношений с организациями, занятыми в данной сфере. На площадку не попадают «Отходы от зимней уборки улиц», как наиболее загрязненные.

Несмотря на длительную эксплуатацию участка заключения Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ» по УФО» по ХМАО-Югре доказывают, что концентрация загрязняющих веществ в почве не является токсичной (результаты проведения лабораторных исследований от 23.05.17), отходам от зимней уборки улиц присвоен 5 класс опасности (практически неопасные отходы).

Указание Истца на превышение в 2 раза концентрации загрязняющих веществ является недостаточно обоснованным. Так, в мае 2017 года установлено отсутствие превышения концентрации загрязняющих веществ по сравнению с фоном. Напротив, по свинцу - ниже в сравнении с фоном (3,5 мг/кг и 4,7 мг/кг соответственно). В августе 2017 концентрация хрома и свинца находилась в пределах предельно допустимых концентраций. Согласно ГН 2.1.7.2041- 16. 2.1.7«Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве. Гигиенические нормативы" ПДК свинца (подвижные формы) - 6 мг/кг, хрома - 6 мг/кг. Проба с участка ООО «ЗАСК»: свинец - 1,1 мг/кг, хром - 0,9 мг/кг. Причем в соответствии с п. 1.3.ГН 2.1.7.2041-06 данные нормативы распространяются на почвы населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, зон санитарной охраны источников водоснабжения, территории курортных зон и отдельных учреждений.

Эксплуатируемый Обществом участок находится вне водоохранных зон водоемов.

Согласно п.2.1.2 Договора аренды Арендодатель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Договора в случае ухудшения экологической обстановки Участка. До настоящего времени каких-либо замечаний по использованию участка не поступало. Напротив, ежегодно Комитетом по природопользованию и экологии допустимость использования участка подтверждается Актом осмотра без замечаний.

Таким образом, Ответчик в процессе эксплуатации площадки не наносит значительного вреда окружающей среде, не допускает негативного воздействия на почву, грунтовые воды. Площадка для складирования снега эксплуатируется Ответчиком в соответствии с проектом, разработанным ООО ЭАЦ «ЭкоСанЭксперт», согласованным в установленном порядке. Необходимо отметить, что до настоящего времени не разработаны нормативноправовые акты, регламентирующие обустройство подобных площадок. Данный факт подтверждается письмом ТО Управления Роспотребнадзора от 06.12.07 № 3-7703, в котором приводятся рекомендации о расположении земельного участка. Группа отходов «Отходы от зимней уборки улиц» введена в ФККО именно как группа, пока не содержащая ни одного вида отхода. В соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утв. Приказом Минприроды России от 30.09.11 № 792, «ФККО формируется и ведется на основе информации о классификационных признаках происхождение, состав, агрегатное и физическое состояние) и классах опасности конкретных видов отходов, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при подтверждении в обновлённом порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности... Виды отходов включаются в ФККО решением Росприроднадзора».

Следовательно, при отсутствии внесенного в ФККО отхода требования в отношении такого отхода являются необоснованными.

Истец приводит причинно-следственную связь между внесением группы отходов в ФККО (7 31 21 00000 «Отходы от зимней уборки улиц») и соблюдением требований закона № 89 «Об отходах производства и потребления», СанПиН 2.1.7.1322-03«Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», с чем Ответчик не согласен. Пункт 3.2., 3.7. СанПиН применяются при временном складировании собственных отходов предприятий до их последующей утилизации. Снежные массы, размещаемые на площадке ответчика, являются собственностью организаций-контрагентов. Кроме этого, требования п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 применяются только в совокупности. Однако, в силу физических характеристик снега, большого объема требование - «поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.)» - является не возможным и абсурдным.

Выполнение требований Истца по обеспечению условий, исключающих возможность попадания загрязняющих веществ в грунтовые воды, почву, требует значительных временных и материальных затрат.

Договор на аренду земельного участка под площадку с Администрацией города действует до 20.12.2018 года. Отсутствие подтверждения на пролонгацию договора не позволяет утвердить программу приведения площадки в соответствии с указанными требованиями. Данный вопрос может быть решен только в рамках государственно-частного партнерства.

Кроме этого, в связи с климатическими условиями местности (обильные снегопады, низкие перепады температур, продолжительное зимнее время года), а также на фоне закрытия площадок запрет на эксплуатацию участка по ул.Аэрофлотской приведет к чрезвычайной ситуации в городе. В случае удовлетворения требований Истца прошу суд назначить период для обеспечения условий не менее 3-х лет по следующим основаниям: невозможность проведения работ в зимнее время; эксплуатация участка не наносит значительного вреда окружающей среде; решение о продлении договора на аренду земельного участка может быть принято администрацией города Сургут не ранее 20.11.18 года; возможность развития чрезвычайной ситуации в городе.

Представителя Администрации города Сургута полагаето исковые требования не подлежащими удовлетворению поскольку в 2018 году истекает договор с ответчиком и в настоящее время не решен вопрос с исполнителем данных услуг.

Представитель Росприроднадзора в суд не явился о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, полагает требование прокурора с учетом уточнений обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя Росприроднадзора по ХМАО-Югре.

Выслушав стороны изучив письменные материалы дела суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 и 58 Конституции России, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.

Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Главой 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Статьей 51 главы 7 названного Федерального закона, с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 56 главы 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Компонентами природной среды являются, в том числе земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель, почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.

В ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ указано, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

Статья 42 Земельного кодекса РФ закрепляет обязанности собственника земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков. Так, указанные лица обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ст. 14 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 14). Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется (п. 2 ст. 14). На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (п. 3 ст. 14).

В соответствии с п.3 Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 35.12.2014 №541, класс опасности вида отходов определяется его химическим и t или) компонентным составом и устанавливается: на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах далее - БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 №792; размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003) закреплено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

При временном хранении отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников - накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.

На основании ст. 59 Водного кодекса РФ юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Согласно п. 15 и п. 17 Критериев, класс опасности отходов устанавливается расчетным и экспериментальным методами.

Как установлено судом, в ходе проводимой проверки природоохранного законодательства при эксплуатации площадок (полигонов) для складирования загрязненных снежных масс на территории г. Сургута установлено, что ЗАО «ЗАСК»(ныне ООО) на протяжении более 4 лет на основании заключенного с администрацией г.Сургута договора аренды №792 от 15.11.2013 на земельном участке площадью 36090 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по ул.<адрес> 5 г.Сургуте осуществляло размещение загрязненных снежных масс.

За период с 01.11.2016 по 30.04.2017 на территории Площадки размещено 78 053 м.куб. загрязненных снежных масс.

Как показала проверка, загрязненные снежные массы, ежегодно складируемые в границах арендуемого земельного участка образованы от работ по зимней уборке территорий образовательных учреждений г.Сургута, производственных баз и промышленных площадок предприятий города и содержат в своем составе такие загрязняющие вещества, как нефтепродукты, железо, цинк, никель, сульфат-ионы, фенолы, марганец, и другие.

Также, в результате таяния снежных масс на поверхности земельного участка образуются скопления загрязненных талых вод, твердых бытовых отходов, строительного мусора (доски, битый кирпич, пластиковые и стеклянные бутылки и др.) и иных отходов IV класса опасности. При этом, Площадка для обеспечения экологической безопасности надлежащим образом не оборудована, а в результате деятельности юридического лица нарушаются требования в области охраны окружающей среды.

Согласно п.3 ч.9.4.8 ст.9.4 Правил благоустройства территории г.Сургута, принятых решением Думы города Сургута от 20.06.2013 №345-V ДГ, вывоз снега разрешается только на специально отведенные площадки для складирования снега. Содержание и эксплуатация каждой площадки для складирования снега возлагается на определенный хозяйствующий субъект, который обязан содержать площадку и прилегающую территорию в надлежащем санитарном состоянии.

Согласно результатам анализа проб почвы, отобранной в ходе прокурорской проверки на Площадке специалистами аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре, установлено, что в ее содержании допущено превышение в 2 раза концентрации таких загрязняющих веществ, как нефтепродукты, хром и свинец, оказывающих на нее токсическое воздействие.

Проверкой также установлено, что при эксплуатации Площадки не соблюдаются требования Федерального законодательства при обращении с отходами.

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), согласно которому «отходы от зимней уборки улиц» (код ) относятся к отходам.

К «отходам от зимней уборки улиц» должны применяться требования Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В пунктах 3.2, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

В п. 2 ГОСТ 17.1.3.06-82 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране подземных вод» (утв. постановлением Государственного комитета СССР от 25.03.1982 № 1244) указано, что при осуществлении хозяйственной деятельности должно быть исключено попадание загрязняющих веществ в подземные воды из источников их загрязнения. При этом источниками загрязнения подземных вод являются: места аккумуляции коммунальных и бытовых отходов.

В п.2,2 и п.2.3 раздела II Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 25.07.2001) закреплено, что подземные воды считаются загрязненными при обнаружении динамических тенденций изменения состава и свойств воды, обусловленного проникновением загрязнений с поверхности почвы, из водотоков, смежных водоносных горизонтов; уровнем эксплуатируемого и первого от поверхности водоносных горизонтов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых оказывает или может оказать влияние на состояние подземных вод, принимают меры по предотвращению их загрязнения.

Указанные требования при использовании земельного участка под площадку ООО «ЗАСК» не выполняются, условия, исключающие возможность попадания загрязняющих веществ в грунтовые воды, почву, а также на прилегающую территорию в результате таяние снежных масс, не созданы.

Отсутствует у ответчика и паспорт на данные отходы.

В ходе проверки установлено, что Площадка не отвечает ни одному из требований земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Временное накопление отходов по ул.Аэрофлотская в г.Сургуте осуществляется непосредственно на почве. Данная Площадка не имеет твердого покрытия и обваловки. Данные обстоятельства ответчиком не опровергаются.

Доводы ответчика о том, что данными действиями причиняется незначительный ущерб опровергается представленными прокурором письменными доказательствами: копией решения о проведении проверки от 05.06.2017 на 1л.; копия требования от 05.06.2017 №03-01-2017 на 2л.; -копией объяснения представителя ЗАО «ЗАСК» Головченко С.В. от на 2л.; копией договора аренды земельного участка №792 от 25.11.2013 с приложениями на 10л.; копией справки ЗАО «ЗАСК» об объеме принятого снега на 1л.; копия письма Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре от на 1л.; копия письма Управления Росприроднадзора по ХММАО-Югре от 29.05.2017 года с приложением акта проверки и фототаблицы на 14л.; -копии результатов лабораторных исследований от 23.05.2017 на 5 л.; копией решения о продлении срока проверки с приложением уведомления от 04.07.2017 на 2л.; копией постановлений Управления Росприроднадзора по ХММАО- Югре от 28.07.2017 о назначении административного наказания на 12л.; копией письма Управления Росприроднадзора по ХММАО-Югре от 08.08.2017 года с приложением результатов лабораторных исследований на 23л.; копией письма Департамента по недропользованию по УрФО от 07.04.2014 на 6л.; копией объяснения инспектора Природнадзора Югры Ушаковой И.В. от 14.07.2017 г.

Таким образом, неисполнение вышеуказанных требований законодательства приводит не только к загрязнению почвы на Площадке, но и создает угрозу попадания загрязненных талых вод непосредственно в грунтовые воды, в том числе в воды используемые в ХМАО-Югре для водоснабжения населения.

При указанных обстоятельствах требование Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98 – 101, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора действующего в защиту неопределенного круга лиц к ООО «ЗАСК» об устранении нарушений природоохранного законодательства, удовлетворить.

Обязать ООО «ЗАСК» в срок не позднее 01 ноября 2018 года исключить попадание загрязняющих веществ в грунтовые воды, почву, а также на прилегающую территорию при использовании земельного участка площадью 36090 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по ул.<адрес> г.Сургуте, под площадку для складирования снега и в срок до 01 ноября 2018 года разработать паспорт на отход «отходы от зимней уборки улиц», образуемый в результате осуществления деятельности по складированию и накоплению загрязненных снежных масс на земельном участке площадью 36090 кв.м., с кадастровым номером

Взыскать с ООО «ЗАСК» в местный бюджет города Суругта государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ХМАО-Югры через Сургутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья В.Н. Хуруджи

Копия верна: В.Н.Хуруджи