ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8279/13 от 25.10.2013 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-8279/13

РЕШЕНИЕ   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2013 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Подгорновой О.С.,

при секретаре Айметдиновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Ленинского района» об обязании произвести перерасчет коммунальных платежей,

УСТАНОВИЛ :

ФИО2 обратился в суд с исковыми требованиями к открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Ленинского района» (ОАО «ДК Ленинского района»), в обоснование указав следующее.

Он (истец) является собственником трехкомнатной квартиры общей площадью 67,47 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. По указанному адресу никто не зарегистрирован и не проживает. В полном объеме осуществляет необходимые коммунальные платежи. Приборы индивидуального учета в квартире не установлены.

В апреле 2013 года он (истец) получил уведомление из ОАО «ДК Ленинского района» об образовавшейся задолженности в размере 45 809, 27 рублей. В апреле 200 года истцу была вручена копия акта проверки фактического проживания граждан в жилых помещениях многоквартирных домов, находящихся на обслуживании в ОАО «ДК Ленинского района» от 26.12.2012 года. В акте указано, что в квартире проживают пять человек. Согласно данного акта были произведены начисления коммунальных платежей за пятерых, якобы проживающих в квартире лиц.

На момент составления акта действующее законодательство не предусматривало выявление граждан, проживающих, но не зарегистрированных в жилых помещениях другими гражданами (соседями) либо управляющими организациями, как и начисление задолженности за коммунальные услуги на основании таких сведений.

Он (истец) обращался к ответчику с просьбой произвести перерасчет неправомерно начисленных сумм за коммунальные платежи, однако получил отказ.

Полагает, что акт проверки фактического проживания граждан в жилых помещениях многоквартирных домов, находящихся на обслуживании в ОАО «ДК Ленинского района» от 26.12.2012 года, не может быть признан легитимным законным, и не может являться основанием для начисления задолженности коммунальные услуги.

У сотрудников ОАО «ДК Ленинского района» 26.12.2012 года не имелось законных оснований для проникновения в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащую ему (истцу) на праве собственности, без его (истца) уведомления и согласия.

Истец просил признать незаконным акт проверки фактического проживания граждан в жилых помещениях многоквартирных домов, находящихся на обслуживании в ОАО «ДК <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ года; признать действия ОАО «ДК <адрес>» по включению в лицевой счет № D, по адресу: <адрес> графу зарегистрированных лиц - 5 человек и начислению дополнительных сумм за коммунальные услуги по указанному лицевому счету незаконными; обязать ОАО «ДК <адрес>» произвести перерасчет начислений по оплате за коммунальные услуги по лицевому счету № D, по адресу: <адрес> соответствии со сведениями лицевого счета: количеством проживающих (зарегистрированных) лиц - 0 человек; взыскать с ОАО «ДК <адрес>» в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф в порядке ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» и расходы по оплате юридических услуг по составлению искового заявления в размере 1 500 руб.

Истец ФИО2 в судебном заседании, в связи с тем, что ОАО «ДК <адрес>» самостоятельно отменило начисление по оплате за коммунальные услуги по лицевому счету № D, по адресу: <адрес>, не поддержал исковые требования об обязании произвести перерасчет. В остальной части исковые требования поддержал в полном объеме, изложив суду доводы и факты, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОАО «ДК <адрес>» в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что ОАО «ДК <адрес>» отменило начисление по оплате за коммунальные услуги по лицевому счету № D, по адресу: <адрес> на 5 человек с ДД.ММ.ГГГГ. Просила в иске отказать.

Представитель ООО «РИЦ» вВ судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам (ч.2 ст. 150 ГПК РФ).

Жилищным кодексом Российской Федерации установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153); плата вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (ч.ч. 1, 2 ст. 155).

Подпункт "в" п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусматривает право потребителя вносить плату за коммунальные услуги за прошедший месяц частями, не нарушая при этом установленный срок окончания ее внесения. Данное положение не противоречит приведенным выше положениям ЖК РФ и не нарушает прав заявителя, поскольку обязанность внести плату в срок сохраняется.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации приняты Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные 23 мая 2006 года N 307 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные 23 мая 2006 года N 306 (ред. от 28 марта 2012 года), действующие на момент составления акта, оспариваемого истцом.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подп. 1 п. 2 приложения N 2 к Правилам (подп. "а" п. 21); при оборудовании коммунальной квартиры общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в этом жилом помещении рассчитывается для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подп. 1 п. 4 приложения N 2 к Правилам (подп. "а" п. 28); при оборудовании коммунальной квартиры общим (квартирным) и индивидуальными приборами учета электрической энергии размер платы за освещение помещений вспомогательного использования, являющихся общим имуществом в коммунальной квартире, определяется в соответствии с п. 5 приложения N 2 к Правилам (п. 29).

При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение определяется по формуле с учетом количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, коммунальной квартире, жилом доме), количества граждан, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания во всех жилых помещениях дома, не оборудованных индивидуальными приборами учета (подп. 1 п. 2 Приложения N 2 к Правилам); при оборудовании коммунальной квартиры общими (квартирными) приборами учета и отсутствии индивидуальных приборов учета объем (количество) потребленной холодной воды, горячей воды, газа, электрической энергии или объем отведенных бытовых стоков в жилом помещении коммунальной квартиры рассчитывается по формуле, исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении, в коммунальной квартире (подп. 2 п. 4 Приложения N 2 к Правилам); при оборудовании коммунальной квартиры общим (квартирным) и индивидуальными приборами учета электрической энергии размер платы за освещение помещений вспомогательного использования, являющихся общим имуществом в коммунальной квартире, приходящийся на жилое помещение в коммунальной квартире, определяется по формуле, исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении, количество граждан, проживающих в коммунальной квартире (п. 5 Приложения N 2 к Правилам).

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги ЖК РФ возлагает на нанимателя жилого помещения по договору социального найма, арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, члена жилищного кооператива, собственника жилого помещения (ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). Проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении члены семьи собственника, а также члены семьи нанимателя жилого помещения несут солидарную с собственником и нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением (ч. 3 ст. 31, ч. 2 ст. 69 ЖК РФ). Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

Кроме этого, в жилом помещении могут проживать и пользоваться коммунальными услугами иные лица (временные жильцы), о проживании которых потребитель обязан информировать исполнителя не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений (подп. "ж" п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

В пунктах 27, 30, 31 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг указано, что нормативы потребления коммунальных услуг по услугам холодного (горячего) водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения устанавливаются из расчета на 1 потребителя.

Потребителем применительно к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 3).

Таким образом, все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ), относятся к потребителям коммунальных услуг.

Анализируя вышеприведенные нормы, суд полагает, что правовое значение Постановления N 307 признается за количеством зарегистрированных в квартире граждан, а не фактически проживающих.

Судом установлено, что собственником квартиры по адресу: <адрес> является ФИО2, индивидуальных приборов учета в квартире не имеется.

На основании письма от 12 января 2013 года, направленного в ООО «РИЦ» генеральным директором ОАО «Домоуправляющая компания <адрес>», начисление коммунальных платежей по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ производится на 5 человек по фактически проживающим.

Основанием направления письма послужил акт проверки фактического проживания граждан в жилых помещениях многоквартирных домов, находящихся на обслуживании в ОАО «ДК Ленинского района» от 26.12.2012 года.

Данных об ознакомлении с актом собственника квартиры не имеется.

Истец отрицает проживание в спорной квартире 5 человек.

Таким образом, вышеуказанные доказательства не могут достоверно свидетельствовать о фактическом проживании в спорной <адрес> человек, так акт не подтверждает наличие 5 человек как единой семьи, проживающей в квартире. Более того, собственное распоряжение о начислении коммунальных платежей по вышеуказанному адресу с 01 января 2012 года на 5 человек по фактически проживающим ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» отменено, доказательств того, что ответчиком ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» после составления акта проверялись данные о фактическом проживании лиц в квартире, суду не представлено.

На рассматриваемые правоотношения распространяется действие Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Учитывая характер и степень нравственных страданий истицы, учитывая требования разумности и справедливости при определении размера компенсации причиненного морального вреда, суд полагает необходимым взыскать с ответчика ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 1 000 рублей.

Таким образом, заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

На основании указанной нормы закона с ответчика ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» в доход истца подлежит взысканию штраф в размере 500 руб. (1 000 руб. /2).

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Расходы на оплату услуг представителей присуждаются судом в разумных пределах, что следует из нормы ст.100 ГПК РФ.

Учитывая количество и продолжительность судебных заседаний, категорию гражданского дела, по которому была оказана юридическая помощь истцу, объем оказанной помощи, время, затраченное представителем на участие в подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании, а также, исходя из принципа разумности, суд полагает необходимым возместить истцу расходы на оплату услуг представителя в размере 1000 рублей. Вышеуказанные расходы истца документально подтверждены.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 руб. (по требованиям неимущественного характера).

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района» по начислению коммунальных услуг по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ на 5 проживающих в квартире лиц.

Взыскать с открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в сумме 1 000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в сумме 500 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 1000 рублей, к всего 2500 руб., в остальной части иска отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района» государственную пошлину в местный бюджет в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.С. Подгорнова