ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-827/19 от 13.06.2019 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-827/2019 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июня 2019 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

судьи Калиной Е.Д.,

при секретаре Галкиной А.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кудымкаре Пермского края (межрайонное) о назначении и выплате страховой пенсии по старости,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кудымкаре Пермского края (межрайонное) (далее - УПФ в г. Кудымкаре) о назначении и выплате страховой пенсии по старости. Свои требования обосновал тем, что решением УПФ в г. Кудымкаре от 02.10.2018 года ему отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. С данным решением он не согласен, считает выводы ошибочными, противоречащими международному договору и другим законам. В соответствии с записями в трудовой книжке его стаж работы составляет 22 года 7 месяцев 25 дней. Он трудился в Эстонской Республике. При назначении ему пенсии как человеку, прибывшему на постоянное место жительства в Россию из Эстонской Республики (бывшей Республики СССР), ответчиком должно быть учтено, что трудовой стаж, имевший место в государствах бывшего Союза, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Гражданство РФ он не менял. Просит защитить его права, обязать ответчика назначить и выплачивать ему страховую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением, т.е. с 02.03.2018 года.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования уточнил, просит защитить его права, обязать ответчика назначить и выплачивать ему страховую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением, т.е. с 07.03.2018 года.

Представитель ответчика ФИО2 с исковыми требованиями не согласился. Из возражений следует, что основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на страховые пенсии устанавливаются ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территории РФ и имеющим стаж на территории Эстонской Республики (Эстонской ССР), регулируется Договором между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 года и Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и министерством социальных дел Эстонской Республики о применении данного договора от 06.10.2011 года. Если право на назначение пенсии на основании законодательства договорившейся стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих договорившихся сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству договорившихся сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих договорившихся сторон, кроме случаев когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству договорившейся стороны, которая назначает пенсию. Заключенные до 01.01.2015 года Российской Федерацией международные договоры с иностранными гражданами о сотрудничестве в области пенсионного (социального) обеспечения (страхования), основанные на пропорциональном принципе, предусматривают только возможность суммирования страхового стажа государств. Размеры пенсий каждая договорившаяся сторона определяет исходя из страхового стажа и дохода, приобретенных на ее территории в соответствии со своим законодательством. Согласно ст. 8 (с учетом ст. 35) ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости в 2018 году имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее 9 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 13,8. ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не допускает изменения условий назначения страховых пенсий Международными договорами, иные правила в части определения величины индивидуального пенсионного коэффициента не установлены. Таким образом, при определении права на страховую пенсию применяются совокупность условий, установленных ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется исходя из стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, с учетом положений соответствующих международных договоров. ФИО1 достиг возраста 60 лет 07.03.2018 года, обратился за назначением страховой пенсии по старости 02.03.2018 года. Согласно представленным документам стаж на территории РСФСР составил 2 года 10 месяцев 6 дней, в том числе 2 года 1 месяц 9 дней служба в армии по призыву. Страховой стаж для конвертации пенсионных прав с учетом стажа на территориях Эстонии и Украины составил 15 лет 6 месяцев 17 дней. В связи с тем, что величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется исходя из стажа, приобретенного только на территории Российской Федерации, ее величина составила 4,124 вместо требуемой 13,8. Поэтому право ФИО1 на назначение и выплату страховой пенсии по старости отсутствует.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на страховые пенсии устанавливаются ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон.

В силу ч. 3 ст. 2 ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Положениями ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

14.07.2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией ФЗ от 31.01.2012 года № 1-ФЗ.

Договор распространяется на отношения, относящиеся:

1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям;

2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).

При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно названному Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункты 1, 2 статьи 5 Договора).

Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 3 статьи 5 Договора).

Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.

Следовательно, в соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.

06.10.2011 года между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики заключено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 года (далее - Соглашение), согласно которому назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

Судом из материалов дела установлено, что 02.03.2018 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в УПФ в г. Кудымкаре с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФ в г. Кудымкаре от 02.10.2018 года № 180000005723/160608/18 истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости по нормам ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Согласно решению УПФ в г. Кудымкаре, ФИО1 в возрасте 60 лет имеет: стаж на территории РСФСР составил 2 года 10 месяцев 6 дней, в том числе 2 года 1 месяц 9 дней служба в армии по призыву. Страховой стаж для конвертации пенсионных прав с учетом стажа на территориях Эстонии и Украины составил 15 лет 6 месяцев 17 дней. В связи с тем, что величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется исходя из стажа, приобретенного только на территории Российской Федерации, ее величина составила 4,124, вместо требуемой 13,8.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент достижения истцом возраста 60 лет) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и имеющие не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В силу ст. 35 ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливаются переходные положения, из которых следует, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

ФЗ «О страховых пенсиях» также введено понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (п. 3 ст. 3 ФЗ «О страховых пенсиях»).

С 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (ч. 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ).

Таким образом, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже установленного законом является одним из обязательных условий назначения страховой пенсии по старости, при ее отсутствии или неполноты в назначении страховой пенсии может быть отказано.

С учетом вышеприведенных норм законодательства право на страховую пенсию по старости в 2018 году имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее 9 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 13,8.

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица, дата регистрации ФИО1 в системе обязательного пенсионного страхования 17.07.2008 года, данные о стаже, страховых взносах и об индивидуальном пенсионном коэффициенте за период после 01.01.2002 года отсутствуют.

Исходя из имеющихся документов следует, что ответчиком страховой стаж и стаж для конвертации пенсионных прав истца исчислен с учетом стажа, приобретенного на территории России 2 года 10 месяцев 6 дней, стажа на территории Украины 3 месяца 12 дней, стажа на территории Эстонии 12 лет 4 месяца 29 дней, и составил 15 лет 6 месяцев 17 дней.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента истца, определена ответчиком исходя из стажа, приобретенного только на территории России, и составила 4,124.

Размер величины индивидуального пенсионного коэффициента не оспаривался истцом в ходе рассмотрения настоящего дела.

При таких обстоятельствах, у истца размер страхового стажа соответствует размеру, установленному законом, однако размер индивидуального пенсионного коэффициента является менее установленного законом размера, составляющего и необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2018 году не ниже 13,8.

Таким образом, учитывая, что при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента, стаж, приобретенный на территории Эстонии и других стран, не учитывается, т.к. это не предусмотрено Договором, а также отсутствие у истца одного из условий предусмотренных ФЗ «О страховых пенсиях», суд находит отказ ответчика в назначении страховой пенсии по старости истцу обоснованным, в связи с чем отсутствует нарушение ответчиком прав истца на назначение указанной пенсии.

Поэтому оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кудымкаре Пермского края (межрайонное) о назначении и выплате страховой пенсии по старости, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 14 июня 2019 года.

<данные изъяты>

Судья Е.Д. Калина