ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-827/20 от 14.12.2020 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2-827/2020

27RS0020-01-2020-002705-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2020 года г. Николаевск-на-Амуре

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Е.Н. Головиной

с участием:

- старшего помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Кушнир М.А.,

- представителя ответчика в лице Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, по доверенности № 1.1-63-5965 от 07.10.2020 г. Незвановой Т.Г.,

- представителя ответчика в лице директора МКОУ ДО «Детская школа искусств» Николаевского муниципального района Хабаровского края, действующей на основании прав по должности и приказа о назначении на должность № 31-л от 27.08.2012 г. Шошиной Е.А.,

при секретаре Исаченковой Н.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Николаевского-на-Амуре городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» Николаевского муниципального района, Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края об обязании произвести ремонт и приостановлении деятельности до устранения нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Процессуальный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями к ответчику в лице МКОУ ДО «Детская школа искусств» Николаевского муниципального района, мотивируя это тем, что прокуратурой на основании решения о проведении проверки от 15.09.2020 г. № 168 проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности муниципальным казенным образовательным учреждением дополнительного образования «Детская школа искусств» Николаевского муниципального района. В соответствии со ст.37 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, закон определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе, к зданиям и сооружениям, производственным объектами, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, в развитие чего принят ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно ч.11 ст.87 ФЗ № 123-ФЗ в зданиях и сооружениях 1-3 степеней огнестойкости, кроме малоэтажных жилых домов (до трех этажей включительно), отвечающих требованиям законодательства РФ о градостроительной деятельности, не допускается выполнять отделку внешних поверхностей наружных стен из материалов групп горючести Г2 - Г4, а фасадные системы не должны распространять горение.

В соответствии с таблицей 6.13 Свода правил СП 118.13330.2012 для здания общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования детей, вместимость и этажность здания следует принимать с учетом степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной безопасности здания или пожарного отсека. При двухэтажном исполнении здания, степень огнестойкости в зависимости от количества учащихся должна быть или 3 или 4 степени огнестойкости, с классом конструктивной пожарной опасности С0 и С1 соответственно.

Учитывая, что внешняя отделка здания школы выполнена из горючих материалов (здание деревянное), объект защиты не соответствует требованиям пожарной безопасности, наличие вышеперечисленных нарушений подтверждается информацией главного государственного инспектора Ульчского и Николаевского муниципальных районов по пожарному надзору Смирновой Е.А., таким образом, пожарная безопасность в здании ответчика по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Сибирская, д.181, не обеспечена, дальнейшая эксплуатация образовательного учреждения создает угрозу жизни и безопасности людей. В соответствии с п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу, смысл данной нормы закона заключается в предупреждении причинения вреда, т.е. положениями п.1 ст.1065 ГК РФ предусмотрен случай, когда вреда в настоящем нет и одновременно существует опасность причинения вреда в будущем.

На основании изложенного процессуальный истец просит суд обязать муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Николаевского муниципального района, расположенное по адресу: ул. Сибирская, д.181 г. Николаевска-на-Амуре произвести ремонт здания и до устранения всех указанных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности приостановить деятельность указанного учреждения по данному адресу.

Определением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 18.11.2020 г. к участию в дело в качестве соответчика привлечена Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края.

В судебном заседании процессуальный истец в лице ст.помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Кушнир М.А. исковые требования полностью поддержала, прокуратура не вмешивается в хозяйственную деятельность образовательного учреждения, этот вопрос будет решать администрация, но в этом здании дальнейшую деятельность осуществлять нельзя, данные обстоятельства подтверждаются как заключением ООО «Контур-Групп», так и справкой заместителя начальника ОНД Смирновой Е.А., ранее заявленные исковые требования уточняет в части того, что приостановить деятельность ответчика она просит в здании, расположенном по указанному адресу, таким образом заявленные требования не касаются приостановления в общем деятельности ответчика как организации.

В судебном заседании представитель ответчика в лице директора МКОУ ДО «Детская школа искусств» Николаевского муниципального района Хабаровского края, действующая на основании прав по должности и приказа о назначении а должность № 31-л от 27.08.2012 г. Шошина Е.А., иск признала в части как необходимости производства ремонта здания школы искусств, так и в части приостановления деятельности в здании школы искусств по адресу: г. Николаевск-на-Амуре, ул. Сибирская, д.181, поскольку в этом здании находиться опасно, однако просит разрешить нахождение в данном здании административно-технического персонала школы искусств, а именно ее и сторожей, поскольку ими осуществляется охрана материальных ценностей в данном здании, сигнализации на охрану здание не имеет, но имеется пожарная сигнализация, персонал проходит тренировки по эвакуации, ими неоднократно ставился вопрос перед администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края как собственника имущества школы, который и финансирует деятельность школы, закрепленное за ними на праве оперативного управления о необходимости предоставления нового здания, но этот вопрос так и не решен, сами же преподаватели и все ученики переведены на дистанционное обучение и здание ими не посещается, как и иными посетителями.

В судебном заседании представитель ответчика в лице Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, действующая на основании доверенности № 1.1-63-5965 от 07.10.2020 г. и в пределах предоставленных полномочий, Незванова Т.Г., иск к администрации района не признала полностью, просит в иске отказать по основаниям, изложенным ими в письменных возражениях на иск, учредителем является отдел культуры, собственником имущества школы является администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края, но имущество закреплено на праве оперативного управления за школой и они должны решать о сохранности здания, сейчас решается вопрос о предоставлении нового здания школе искусств, но оно пока занято, данный вопрос о переезде планируется решить в следующем году, что касается утверждения ответчика в части выделения денежных средств, то если бы имелся запрос школы искусств по поводу выделения денежных средств, они были бы им выделены, но такого запроса не было, кроме того здание 1936 года постройки, и к таким типам здания не могут применяться установленные позже требования пожарной безопасности, с учетом изложенной позиции и возражений не иск, в требованиях прокурора к администрации района просит отказать.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, письменные пояснения ответчика в лице школы искусств, письменные возражения ответчика в лице администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края и приобщенные к материалам дела, приходит к следующим выводам.

В силу статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон № 69-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ).

Закон № 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В силу статьи 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Так, согласно ч.11 ст.87 ФЗ № 123-ФЗ в зданиях и сооружениях 1-3 степеней огнестойкости, кроме малоэтажных жилых домов (до трех этажей включительно), отвечающих требованиям законодательства РФ о градостроительной деятельности, не допускается выполнять отделку внешних поверхностей наружных стен из материалов групп горючести Г2 - Г4, а фасадные системы не должны распространять горение.

В соответствии с таблицей 6.13 Свода правил СП 118.13330.2012 для зданий общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования детей, вместимость и этажность здания следует принимать с учетом степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной безопасности здания или пожарного отсека. При двухэтажном исполнении здания, степень огнестойкости в зависимости от количества учащихся должна быть или 3 или 4 степени огнестойкости, с классом конструктивной пожарной опасности С0 и С1 соответственно.

Положения п. 4 ст. 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании" допускают несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом.

Таким образом, включение свода правил в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не влечет отсутствие необходимости исполнение требований соответствующего технического регламента.

Несоответствие требованиям пожарной безопасности, выявленных в ходе проведения проверки указанных нарушений, с учетом того, что здание является образовательным учреждением, в котором обучаются несовершеннолетние дети, является тем фактором, который влечет возможную угрозу жизни и здоровью людей (детей) в случае возможного возникновения пожара в виду горючести внешней отделки здания. Кроме того, безопасность детей в образовательном учреждении в случае возникновения пожара может быть обеспечена только полным соблюдением всех установленных действующим законодательством норм, правил и предписаний, надлежащее обеспечение которых обеспечивает необходимое время для нераспространения пожара.

В силу действующего правового регулирования здания общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций должны быть иметь указанный уровень огнестойкости внешней отделки здания.

В соответствии со ст.37 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Как установлено судом из анализа материалов дела прокуратурой на основании решения о проведении проверки от 15.09.2020 г. № 168 проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности муниципальным казенным образовательным учреждением дополнительного образования «Детская школа искусств» Николаевского муниципального района.

Как установлено судом и не оспорено участниками процесса, здание детской школы искусств деревянное и внешняя отделка здания школы выполнена из горючих материалов, реконструкция и капитальный ремонт здания не проводилась, соответственно данный объект защиты не соответствует вышеуказанным требованиям пожарной безопасности, наличие вышеперечисленных нарушений подтверждается информацией главного государственного инспектора Ульчского и Николаевского муниципальных районов по пожарному надзору Смирновой Е.А. (л.д.6), что также не оспорено и участниками процесса.

Как установил суд, кроме того, ООО «Контур Групп» в 2016 г. осуществлено техническое обследование строительных конструкций здания школы искусств, согласно акту технического обследования строительных конструкций здания школы искусств, дальнейшая эксплуатация здания в том состоянии, в котором они находится на момент обследования, недопустима, приведение здания в исправное техническое состояние, технически осуществимо, и может быть реализовано в результате полномасштабного капитального ремонта здания.

Данное заключение никем не оспорено, проведено по заданию заказчика школы искусств, в рамках указанного заключения ООО «Контур-групп» установлено, что выявленные в ходе осмотра недостатки представляют угрозу для жизнедеятельности человека, поскольку при осмотре здания выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

Вышеприведенные доказательства суд признает допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для рассмотрения заявленного иска по существу, последние никем не оспорены и более подтверждены в ходе рассмотрения дела, в том числе и ответчиками по делу.

Таким образом, пожарная безопасность в здании ответчика по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Сибирская, д.181, не обеспечена, дальнейшая эксплуатация образовательного учреждения создает угрозу жизни и безопасности людей, учитывая, что в данном здании обучение проводят несовершеннолетние лица.

Доводы ответчика в лице администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о том, что положения ФЗ № 123 и СП 118.13330.2012 содержат требования не к режимно-эксплуатационному, а объемно-планировочному характеру и подлежат соблюдению применительно к зданию, введенному в эксплуатацию до введение в действие данных строительных норм и правил лишь в случае осуществления реконструкции или капитального ремонта здания, а не в ходе его текущей эксплуатации, суд считает несостоятельными, поскольку выявленные нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, в связи с чем эксплуатация объекта с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара.

Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.

Кроме того ответчиком в лице Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края не учтены положения ч.4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123, согласно которым на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

В данном случае ответчиками не представлено доказательств отсутствия угрозы жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

Таким образом период постройки и введения в эксплуатацию объекта недвижимости – здания 1936 г.п., в котором размещена школа искусств, не освобождает ответчиков от соблюдения действующих (введенных после сдачи зданий в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности.

В соответствии с п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу, таким образом положениями п.1 ст.1065 ГК РФ предусмотрен случай, когда вреда в настоящем нет и одновременно существует опасность причинения вреда в будущем.

На основании изложенного исковые требования процессуального истца, реализовавшего свои полномочия в рамках положений ст.45 ГПК РФ, обратившись в интересах неопределенного круга лиц, что суд признает правомерным, подлежат удовлетворению в полном объеме к ответчику МКОУ ДО «Детская школа искусств» Николаевского муниципального района в части как необходимости проведения ремонта здания, так и приостановления деятельности в указанном здании до устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Определяя срок исполнения решения суда, учитывая фактические обстоятельства дела, объем выполнения работ, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности, предусмотренных как информацией заместителя начальника ОНД Смирновой Е.А., так и выявленных в ходе осмотра ООО «Контур-Групп» в 2016 г., суд считает необходимым установить такой срок – в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, что судом признается разумным и достаточным сроком для устранения выявленных нарушений и исполнения решения суда.

В случае недостаточности срока, ответчик не лишен возможности обращения в суд с заявлением об отсрочке и (или) рассрочки исполнения решения суда при наличии к тому объективных и уважительных причин, подтвержденных в надлежащем порядке совокупностью доказательств по делу.

Кроме того следует учитывать, что школа искусств является муниципальным казенным учреждением, что подтверждено выпиской из Устава, приобщенной к материалам дела.

Правовой статус указанного учреждения предусмотрен положениями ст.123.22 ГК РФ, в рамках которых установлено, что государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

Вместе с тем законом установлено, что соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В связи с тем, что собственником имущества ответчика в лице МКОУ ДО «Детская школа искусств», закрепленного на праве оперативного управления, является Николаевский муниципальный район Хабаровского края в лице администрации района, которая и передала имущество в оперативное управление школе искусств на основании приказа о передаче имущества из казны, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 31.08.2012, повторное от 03.02.2016 г. (л.д.27), то на указанный орган местного самоуправления в лице администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края следует возложить субсидиарную ответственность за исполнение решения суда в случае недостаточности денежных средств для производства ремонта у МКОУ ДО «Детская школа искусств».

Ссылка ответчика в лице Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края в части того, что администрация района является не надлежащим ответчиком в виду того, что отдел культуры является учредителем МКОУ ДО «Детская школа искусств», а администрация района учредителем не является, в связи с чем не может быть надлежащим ответчиком по делу, судом отвергается как обоснованная в связи с вышеуказанными положениями закона – ст.123.22 ГК РФ и установленного правового статуса ответчика как казенного учреждения, по обязательствам которого при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность несет собственник его имущества, коим отдел культуры не является, а является администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края, что не отрицалось и представителем ответчика Незвановой Т.Г. в судебном заседании, которая (администрация раойна) и передала как собственник имущество в оперативное управление школе искусств на основании вышеуказанного свидетельства о государственной регистрации права.

Кроме того, в случае установления несоответствия здания школы искусств обязательным требованиям и нецелесообразности ремонта здания школы искусств в дальнейшем, ответчики не лишены возможности обращения в суд с заявлением об изменении способа исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. Николаевского-на-Амуре городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» Николаевского муниципального района, Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края об обязании произвести ремонт и приостановлении деятельности до устранения нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Николаевского муниципального района произвести ремонт здания, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Сибирская, д.181, в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края возложить обязанность при недостаточности денежных средств для производства ремонта, и находящихся в распоряжении казенного учреждения - муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Николаевского муниципального района, осуществить для этого финансовое обеспечение.

Приостановить деятельность в здании муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» Николаевского муниципального района, находящегося по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Сибирская, д.181, до устранения выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, в установленный в решении суда срок.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 16 декабря 2020 года.

Судья Е.Н. Головина