ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-827/2015 от 14.12.2015 Шербакульского районного суда (Омская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 декабря 2015 г. р.п.Шербакуль Омской области

Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Забелиной О.В., при секретаре судебного заседания Моляровской О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Шербакульского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад «Теремок»» о понуждении к совершению действий, направленных на проведение оценки специальных условий труда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шербакульского района Омской области обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению Шербакульского муниципального района Омской области «Детский сад «Теремок» (далее - МБДОУ «Детский сад «Теремок»», ответчик) о понуждении к совершению действий, направленных на проведение оценки специальных условий труда, ссылаясь на то, что прокуратурой Шербакульского района проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в деятельности МБДОУ «Детский сад «Теремок»», по результатам которой установлено, что в детском дошкольном учреждении, в нарушение требований трудового законодательства, не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест. Согласно штатному расписанию МБДОУ «Детский сад «Теремок»», в дошкольном общеобразовательном учреждении 9 должностей, по которым без исключения необходимо провести специальную оценку условий труда. Прокурор просит обязать ответчика провести специальную оценку условий труда рабочих мест в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Калиниченко Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в детском саду не проведена оценка специальных условий труда в отношении 6 рабочих мест.

Представитель МБДОУ «Детский сад «Теремок»» в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Управления образования администрации Шербакульского муниципального района Омской области, ФИО1 (по доверенности) в судебном заседании возразила против иска, пояснила, что в настоящее время вопрос о включении в бюджет района на 2016 год денежных средств на проведение аттестации решается, по мере возможности специальная оценка условий труда рабочих мест будет проведена.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные прокуратурой Шербакульского района требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Основополагающие права человека в сфере труда включают право на справедливые и благоприятные условия труда. В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 года право каждого на справедливые и благоприятные условия труда включает, в том числе, условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Конституционные положения нашли свое развитие в действующем законодательстве о труде.

Трудовой кодекс конкретизирует, что следует понимать под правом работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. 219 ТК РФ), и предусматривает комплекс гарантий, обеспечивающих реализацию этого права (ст. 220 ТК РФ). В частности, работник может отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором.01.01.2014 вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральные законы N 426 и 421), которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, определяющие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 426 специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 426 обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 426).Как установлено судом, в настоящее время в МБДОУ «Детский сад «Теремок»» в отношении 6 рабочих мест не проведена специальная оценка условий труда.При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив, что работы по проведению специальной оценки труда ответчиком не выполнены, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест в МБДОУ «Детский сад «Теремок»».В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно ч. 2 ст.88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. Частью 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами. В судебное заседание заведующая детским садом представила заявление, в котором просит снизить размер взыскиваемой госпошлины. Ответчик является муниципальным учреждением, финансируется из местного бюджета, собственными денежными средствами не располагает. При таких обстоятельствах суд считает возможным уменьшить размер госпошлины до ХХ рублей.Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судР Е Ш И Л:Иск прокурора Шербакульского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад «Теремок»» удовлетворить.Обязать МБДОУ «Детский сад «Теремок»» провести специальную оценку условий труда рабочих мест в соответствии с требованиями действующего законодательства.Взыскать с МБДОУ «Детский сад «Теремок»» в местный бюджет государственную пошлину в размере ХХ рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Шербакульский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: О.В.Забелина

Решение в окончательной форме изготовлено 14.12.2015. Решение вступило в з/силу 15.01.2016.