Дело № 2-827/2021
УИД 13RS0023-01-2020-005172-78
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 27 апреля 2021 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе
председательствующего судьи Догоровой Е.Ю.
при секретаре судебного заседания Абдулловой А.Х.,
с участием в деле:
истца ФИО1, ее представителя – адвоката Куканова О. Ю., действующего на основании ордера №2034 от 03.12.2020 года,
ответчика Администрация городского округа Саранск, его представителя ФИО2, действующей на основании доверенности от 15 марта 2021 года № 34-д,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение.
В обоснование исковых требований указала, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 03.10.2018 года. На основании заключения межведомственной комиссии от 10.09.2014 года № жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> признаны непригодными для проживания, а жилой дом аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время дом включен в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в <адрес>» Государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 года № 53.
Письмом от 19.11.2019 года № 8275-ОГ Администрация городского округа Саранск уведомила ее о принятом решении по сносу дома, а также своем предложении либо заключить с Администрацией городского округа Саранск соглашение о мене жилых помещений либо заключить согласие о выплате выкупной стоимости за находящееся в ее собственности помещение №. ФИО1, как собственник жилого помещения сообщила о согласии заключения соглашения о мене жилых помещений.
20.03.2020 года Администрацией городского округа Саранск в адрес ФИО1 направлено уведомление № 1102-ОГ, из которого следует, что поскольку право собственности на указанное жилое помещение она приобрела после признания дома аварийным, ей предложено заключить соглашение о выкупной стоимости за жилое помещение.
На заключение соглашения о выкупной стоимости жилого помещения она не согласна, о чем известила Администрацию городского округа Саранск.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 года № 53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», где в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия» включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Жилищные права собственников жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, собственнику может быть предоставлено другое жилое помещение взамен изымаемого.
При этом, часть 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, имеют право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, вступила в законную силу только 28 декабря 2019 года.
По указанным основаниям просила, с учетом уточнения заявленных требований, обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ей благоустроенное жилое помещение в черте городского округа Саранск общей площадью не менее ранее занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, взамен изымаемого для муниципальных нужд городского округа Саранск, согласно постановлению Администрации городского округа Саранск от 4 июня 2020 года № 812, в рамках подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия» Государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 года № 53.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрении дела извещена своевременно и надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца – адвокат Куканов О.Ю. в судебном заседании исковые требования ФИО1 поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в силу положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с изъятием жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, истец ФИО1 имеет только право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью седьмой указанной статьи.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Руководствуясь статьей 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства и не сообщившего о причинах неявки.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26.11.2020 года ФИО1 является собственником комнаты в общежитии, расположенной по адресу: <адрес> кадастровый №, общей площадью 10, кв.м., что подтверждается договором купли-продажи от 03.10.2018 года. Право собственности зарегистрировано 19.10.2018 года.
На основании заключения межведомственной комиссии от 10.09.2014 года № 12 жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания, а данный жилой дом аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. № 53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», где в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия» включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, планируемая дата переселения 31 декабря 2020 г.
Письмом от 14 февраля 2020 года за №503-ОГ Администрация городского округа Саранск уведомила ФИО1 о том, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» на основании заключения межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Саранск непригодными для проживания от 10.09.2014 года №12 жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания, а дом аварийным и подлежащим сносу.
При этом ответчик указал, что поскольку право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, она приобрела 19.10.2018 года, то есть после признания дома аварийным, в целях обеспечения ее имущественных прав при переселении из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, ей предлагается после принятия постановления об изъятии заключить с Администрацией городского округа Саранск соглашение о выплате выкупной стоимости за жилое помещение по стоимости, определяемой по правилам Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Администрацией городского округа Саранск принято постановление № 309 от 25.02.2020 года и постановление № 945 от 29.06.2020 года об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, а также жилых помещений, расположенных по тому же адресу, согласно приложению. В данном приложении указано жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 10,7 кв.м.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть шестая статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть восьмая статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями второй и третьей статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части восьмой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия» Государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. № 53.
Таким образом, собственник ФИО1 по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
При таких обстоятельствах, в силу положений пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» у Администрации городского округа Саранск имеется обязанность предоставить ФИО1 в собственность другое равнозначное благоустроенное жилое помещение.
Доводы представителя ответчика ФИО2 о том, что истец имеет право лишь на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение в силу положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд находит несостоятельными, поскольку они противоречат нормам материального права.
Согласно статье 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 1).
Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (часть 2).
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Право ФИО1 на обеспечение ее жилищных прав в связи с признанием жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором ей на праве собственности принадлежит комната 43, аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого жилого помещения либо его выкупа, а также выбора любого из названных способов, возникло в связи с принятием постановления Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. №, которым утверждена подпрограмма «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия».
Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" вступил в законную силу со дня его официального опубликования - 28 декабря 2019 года. При этом, данный закон не содержит положений о его применении к жилищным отношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие.
Таким образом, положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным правам ФИО1 в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу применению не подлежат, поскольку ее право на предоставление другого жилого помещения возникло до введения в действий данной нормы.
Принимая во внимание изложенное, исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ФИО1 на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте городского округа Саранск общей площадью не менее занимаемого жилого помещения комнаты в общежитии, общей площадью 10,7 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной Постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 г. № 53.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Е.Ю. Догорова
Мотивированное решение суда изготовлено 30 апреля 2021 г.
Судья Е.Ю. Догорова
1версия для печатиДело № 2-827/2021 (Решение)