Дело № 2-8285/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 октября 2017 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе
судьи Стахневой И.М.,
при секретаре ФИО3,
ответчика ФИО1, ее представителя ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к ФИО1 о признании договора недействительным в силу его ничтожности и применений последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Истец, Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Комитет) обратился в суд с иском к ФИО1 о признании договора № о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в силу его ничтожности и применений последствий недействительности ничтожной сделки в виде взыскания с ответчика суммы 3190093 руб. 20 коп. В обосновании своих требований указал, что в соответствии с Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 27.06.2012 года № 508-нд (далее Решение от 27.06.2012 N 508-нд) для муниципальных служащих, нуждающихся в жилом помещении, предусмотрено право на получение единовременной субсидии на приобретение жилой площади (далее – субсидия), при стаже муниципальной службы не менее 10 лет. Постановлением администрации ПКГО №2827 от 24.12.2015 года аудитору Контрольно-счетной палаты ПКГО ФИО1 на состав семьи 4 человека предоставлена единовременная субсидия на приобретение жилой площади в размере 3190093 руб. 20 коп., которая была перечислена ответчику 30.12.2015 года. Указанная денежная сумма, выделенная в рамках субсидии, была использована ответчиком на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 61,2 кв.м. При этом, ФИО1 не заявляла о своих намерениях приобрести жилье в Калининградской области, соответственно членами комиссии не рассматривался вопрос на заседании и не принималось решение о выделении субсидии на приобретение жилья в Калининградской области. Для признания ответчика нуждающейся была использована норма, установленная Решением № 486-нд, где определен конкретный населенный пункт – г. Петропавловск-Камчатский, соответственно регион – Камчатский край. Ответчиком предоставлен договор купли-продажи от 02.02.2016 года, заключенный между ней и ООО «МОН», по условиям указанного договора единоличным собственником становится ФИО1, что нарушает условия предоставления субсидии, так как она выделялась на всех членов семьи, включая несовершеннолетних детей. 23.12.2016 года ФИО1 направлена претензия на возврат денежных средств, однако, денежные средства ответчиком не возвращены.
Истец о времени и месте судебного заседания извещен, представителя не направил.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, согласно представленным возражениям.
В представленных возражениях указала, что из нормативно-правовых актов федерального и местного уровней, следует, что основным ограничением использования субсидии является ее целевое назначения, т.е. приобретение муниципальным служащим пригодного для проживания жилого помещения. При этом ограничений по месту приобретения жилого помещения по конкретному субъекту Российской Федерации не предусмотрено. Решение №508, а так же Договор не содержит норм, в соответствии с которыми необходимо указывать намерения о месте приобретения жилого помещения, а так же не содержит ограничений права по месту приобретения жилого помещения и обязанности его оформления в долевую собственность. Кроме того, на комиссии рассматривался вопрос о выделении субсидии на приобретение жилого помещения, в соответствии с требованиями законодательства субъекта Российской Федерации и предоставленными на рассмотрение комиссии документами, каких-либо дополнительных документов, установленных Решение от 27.06.2012 N 508-нд, не запрашивалось. Полагала ссылку истца на решение Городской Думы Петропавловск - Камчатского городского округа от 28.02.2012 г. №486-нд «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учётной нормы площади жилого помещения на территории Петропавловск - Камчатского городского округа» некорректной, так как указанное решение регулирует правовые отношения в рамках предоставления помещения по договору социального найма, а так же в сфере признания граждан нуждающихся в получении жилых помещений и не относится к сфере выделения субсидии муниципальным служащим для приобретения жилого помещения. Указала также, что Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23.06.2015 года №446/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на третье полугодие 2015 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 3 квартал 2015 года» устанавливает стоимость квадратного метра именно для реализации социальных гарантий (обязательств) Государства, а не указывает на среднюю рыночную стоимость квадратного метра жилого помещения. Кроме того, рассматриваемый Приказ не содержит каких-либо ограничений по месту приобретения жилого помещения, и фактически определят размер субсидии, исходя из места осуществления трудовой деятельности лица, т.к. предоставление субсидии не направлено на оплату приобретаемого жилого помещения в полном объёме, а является лишь мерой социальной поддержи граждан. Полнота предоставленных ею документов, для получения субсидии и наличия права на ее получение, как и документы, подтверждающие правомерность использования субсидии для приобретения жилого помещения, проверялась Департаментом управления жилищным фондом Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и Аппаратом Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. В результате проверки каких-либо нарушений выявлено не было. Таким образом, полученная ею субсидия была израсходовано по целевому назначению - «в целях приобретения пригодной для проживая жилой площади». Стоимость жилого помещения составила 4000 000 руб., таким образом, для использования субсидии по целевому назначению, были использованы ее личные сбережения в размере более 800 000 руб. На основании изложенного, полагала, что средства предоставленной субсидии были использованы ею по назначению: «для приобретения пригодного для проживания жилого помещения», в полном объёме без нарушений норм действующего федерального и муниципального законодательства, согласно условиям договора о предоставлении субсидии.
Представитель ответчика ФИО4, действующий на основании ордера, позицию своего доверителя поддержал в полном объеме, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав ответчика, его представителя, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Законом Камчатского края от 04.05.2008 N 58 (ред. от 21.06.2017) "О муниципальной службе в Камчатском крае" муниципальным служащим в соответствии с уставом муниципального образования могут предоставляться дополнительные гарантии, в том числе право на единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период муниципальной службы.
Порядок предоставления единовременной субсидии на приобретение жилой площади для муниципальных служащих, нуждающихся в жилом помещении, установлен Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 27.06.2012 N 508-нд "О порядке и условиях предоставления единовременной субсидии муниципальным служащим Петропавловск-Камчатского городского округа на приобретение жилой площади".
Согласно ч.1 ст. 2 указанного решения муниципальный служащий, нуждающийся в жилом помещении, имеет право на получение субсидии при стаже муниципальной службы не менее 10 лет.
Субсидия предоставляется муниципальному служащему в целях приобретения пригодной для проживания жилой площади и может быть использована, в том числе в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого на основании договора купли-продажи; оплаты взносов по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома; оплаты расходов по строительству объекта индивидуального жилищного строительства; погашения долга и (или) уплаты процентов по кредитам или займам (включая ипотечные) на приобретение жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам или займам), в том числе по кредитам или займам, обязательство по которым возникло у муниципального служащего до возникновения права на получение субсидии (ч.3 ст.2 Решения).
Частью 11 ст.4 Решение от 27.06.2012 N 508-нд установлено, что муниципальный служащий, состоящий на учете для получения субсидии, обязан сообщать в уполномоченный орган об изменении обстоятельств, влияющих на принятие решения о предоставлении субсидии (изменение жилищных условий, места работы, состава семьи и другое).
В силу статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно абзацу первому п. 3 ст. 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В судебном заседании установлено, что 25.12.2015 года на основании постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 24.12.2015 года №, между Комитетом по управлению жилищным фондом администрации ПКГО (Комитет) и ФИО1 (Муниципальный служащий) заключен договор № о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилой площади, согласно которому Комитет обязуется предоставить Муниципальному служащему единовременную субсидию на приобретение (строительство) жилого помещения в размере 3190 093 руб. 20 коп. на состав семьи три человека, а Муниципальный служащий обязуется использовать средства единовременной субсидии по целевому назначению.
Указанная сумма субсидии была перечислена на лицевой счет ФИО1, что подтверждается копией платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.6 указанного договора, Муниципальный служащий обязуется использовать средства предоставленной единовременной субсидии в целях приобретения пригодной для проживания жилой площади.
02.02.2016 года между ООО «МОН» (Продавец) и ФИО1 (Покупатель) заключен договор купли-продажи двухкомнатной квартиры общей площадью 61,2 кв.м., находящуюся по адресу: Калининградская область, <адрес>.
Согласно п.3 Договора, указанная квартира продана Продавцом Покупателю за 4000000 руб.
Государственная регистрация права собственности на указанное жилое помещение оформлено ФИО1 15.02.2016 года, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 15.02.2016 года и выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 02.03.2016 года.
23.12.2016 года Комитет направил ФИО1 претензию на возврат денежных средств, согласно которой по результатам проведенного контрольного мероприятия, Контрольно-счетная палата ПКГО выявила нарушения в части приобретения жилого помещения в <адрес>, указав при этом, что ФИО1 не заявляла о намерениях приобрести за счет субсидии из средств местного бюджета жилое помещение за пределами Камчатского края в <адрес>. Данный вопрос членами комиссии не рассматривался на заседании, соответственно, решение о выделении субсидии на приобретение жилья в <адрес> не принималось. Кроме того, проведен сравнительный анализ стоимости одного квадратного метра по Камчатскому краю и Калининградской области, разница составила 760309 руб. Данный факт является нецелевым использованием бюджетных средств.
Как усматривается из материалов дела, приказом Департамента управления жилищным фондом администрации ПКГО № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 (аудитор Контрольно-счетной палаты ПКГО) с составом семьи 3 человека поставлена на учет для получения субсидии на приобретение жилой площади.
Письменным заявлением ФИО1 уведомила истца об изменении состава ее семьи с трех человек на четырех человек в связи с рождением дочери ФИО1 с приложением нотариально заверенной копии свидетельства о рождении.
Приказом Департамента управления жилищным фондом администрации ПКГО № от ДД.ММ.ГГГГ в состав семьи ФИО1 включена дочь ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации ПКГО аудитору Контрольно-счетной палаты ПКГО ФИО1 на состав семьи четыре человека предоставлена единовременная субсидия на приобретение жилой площади в размере 3190093 руб.
Таким образом, в соответствии с ч.11 ст.4 Решения от 27.06.2012 N 508-нд, ответчик уведомила истца об изменении обстоятельств, влияющих на принятие решения о предоставлении субсидии (изменение состава семьи).
Кроме того, согласно п. 6.2 Договора о предоставлении единовременной субсидии от 25.12.2015 года Муниципальный служащий обязуется в течение 3 месяцев с даты получения свидетельства о регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение (но не более 9 месяцев с даты перечисления субсидии) предоставить в Комитет в том числе, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении жилого помещения, которое было приобретено или построено с использованием субсидии; копию договора купли-продажи приобретаемого жилого помещения (в случае использования субсидии в счёт оплаты жилого помещения, приобретаемого на основании договора купли-продажи).
Как усматривается из материалов дела, 04.05.2016 года ФИО1 предоставила в службу «одного окна» свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру № по <адрес> от 15.02.2016 года и выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 02.03.2016 года.
Таким образом, ответчиком исполнены обязательства, возложенные на нее, как на Муниципального служащего, договором № о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что ФИО1 не заявляла о намерениях приобрести за счет субсидии из средств местного бюджета жилое помещение за пределами Камчатского края в <адрес>, а также на то, что по условиям договора купли-продажи единоличным собственником становится ФИО1, что нарушает условия предоставления субсидии.
Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 27.06.2012 N 508-нд "О порядке и условиях предоставления единовременной субсидии муниципальным служащим Петропавловск-Камчатского городского округа на приобретение жилой площади" не предусмотрено использование единовременной субсидии на приобретение жилого помещения только по месту прохождения службы, равно как и не установлено запретов на приобретение жилого помещения в других регионах.
Также данным решением также не предусмотрена обязанность муниципального служащего оформить приобретенное жилое помещение в долевую собственность.
Статьей 5 данного Решения предусмотрено, что расчет субсидии осуществляется на основании норматива общей площади жилого помещения и размера средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, ежеквартально устанавливаемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для Камчатского края с учетом поправочного коэффициента размера предоставляемой субсидии с учетом стажа муниципальной службы, исчисленного на дату подачи заявления в уполномоченный орган.
Данная норма фактически определят размер субсидии, являющейся мерой социальной поддержи, исходя из места осуществления трудовой деятельности муниципального служащего, и не содержит ограничений по месту приобретения жилого помещения с использованием данной субсидии.
Ссылку истца на то, что для признания ответчика нуждающейся была использована норма, установленная Решением № 486-нд, где определен конкретный населенный пункт – г. Петропавловск-Камчатский, соответственно регион – Камчатский край, суд находит не состоятельной, в связи с тем, что указанное решение регулирует правовые отношения в рамках предоставления помещения по договору социального найма (норма жилья 15 кв. м.), а так же в сфере признания граждан нуждающихся в получении жилых помещений (норма - 13 кв.м) и не относится к сфере выделения субсидии муниципальным служащим для приобретения жилого помещения.
Из сообщения Комитета по управлению жилищным фондом Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 24.11.2016 года, направленного Председателю Контрольно-счетной палаты ПКГО ФИО7, следует, что ФИО1 на состав семьи 4 человека приобретено в собственность жилое помещение общей площадью 61,2 кв.м., что соответствует норме, установленной п.2 ч.4 ст.1 Решения от 27.06.2012 N 508-нд, которым не ограничено право муниципального служащего на приобретение жилого помещения за пределами Камчатского края.
Оценив исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства, суд приходит к выводу, что Договор № о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилой площади заключен в соответствии с Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 27.06.2012 N 508-нд "О порядке и условиях предоставления единовременной субсидии муниципальным служащим Петропавловск-Камчатского городского округа на приобретение жилой площади", на основании постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 24.12.2015 года № 2827 о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилой площади ФИО1.
Условия данного Договора не противоречат законам и правовым актам, на которые ссылается истец.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого договора недействительным в силу его ничтожности и применений последствий недействительности ничтожной сделки.
Руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Комитета по управлению жилищным фондом Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к ФИО1 о признании договора № о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в силу его ничтожности и применений последствий недействительности ничтожной сделки в виде взыскания с ФИО1 в пользу Комитета по управлению жилищным фондом Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа суммы 3 190 093 руб. 20 коп., отказать за необоснованностью.
Решение в окончательной форме составлено 07.11.2017 года.
Судья подпись И.М. Стахнева