ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8287/2013 от 08.10.2013 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2-8287/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск                   08 октября 2013 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Ефремова И.В., при секретаре Петровой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 о признании решения жилищной комиссии Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия) незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании решения жилищной комиссии Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия) незаконным, указывая, что ____ 2013 года заместитель председателя жилищной комиссии Управления ЗАГС при Правительстве PC (Я) за № вынесла уведомление о том, что жилищная комиссия приняла решение о возврате ею средств предоставленной социальной выплаты на счет государственного органа. Свое уведомление жилищная комиссия обосновала тем, что она для приобретения социальной выплаты совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, а именно произвела отчуждение ____2010 г. жилого дома, расположенное по адресу: ____, площадь которого превышает 15 кв.м. на 1 члена семьи. С данным решением не согласна, поскольку в 2001 году ее отец ФИО2 передал ей в пожизненно-наследуемое владение земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: ____. После смерти отца в указанном доме постоянно проживает ее сын ФИО3 и его семья: супруга, трое несовершеннолетних детей. Право собственности на жилой дом оформила на себя ____ 2008 г., поскольку в распоряжении главы Едюгейского наслега от ____2001 г. № указано, что отцом передается дом на ее имя, другие члены семьи не могли бы оформить этот дом на себя. В последующем, ее отец и она предполагали, что данный дом будет передан сыну ФИО3, но в связи с тем, что семья ее сына была неустойчивой она затянула процесс передачи дома в собственность сына. Впоследствии ____ 2010 года право совместной собственности на дом ____ оформлено на ее сына ФИО3 и его супругу ФИО4 Согласно выписке № от ____2013 г. из похозяйственной книги №, семья ее сына в составе 5 человек, в том числе 3 несовершеннолетних детей, проживает по адресу: ____ с 2001 года по настоящее время. Кроме того, согласно акту от ____ 2013 г. обследования дома по ул.____, указанный дом является также ветхим в результате его постоянного подтопления. Просит признать решение жилищной комиссии Управления записи актов
гражданского состояния при Правительстве PC (Я) от ____ 2013 года о
возврате средств предоставленной социальной выплаты на счет государственного органа - незаконным и подлежащим отмене, обязать жилищную комиссию Управления записи актов гражданского
состояния при Правительстве PC (Я) устранить нарушения и отменить свое
решение о возврате денежных средств предоставленной социальной выплаты на счет государственного органа.

В судебном заседании заявитель и ее представитель ФИО5 заявление поддержали, ссылаясь на те же доводы.

Представители УЗАГС при Правительстве РС (Я) ФИО6, ФИО7 с заявлением не согласились. ФИО6 пояснила, что ФИО1 при постановке на учет, для получения жилищной субсидии предоставила все необходимые документы, сведения были достоверные. Когда принимали решение, направили запрос в Росреестр и установили, что ФИО1 в 2010 году произвела отчуждение жилого дома. На тот момент у комиссии не было полномочий проверки представленных документов. ФИО1 для приобретения права состоять на учете для получения социальной выплаты ухудшила свои жилищные условия, произвела отчуждение жилого дома.

Заслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

____ 2011 года жилищная комиссия Управления ЗАГС при Правительстве РС (Я) (решение №) рассмотрев документы ФИО1 признала, что она нуждается в улучшении жилищных условий, и поставила заявительницу на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилой площади с момента подачи ею заявления и документов – ____ 2011 года.

____ 2012 года на основании приказа №177 Управления ЗАГС при Правительстве РС (Я) ФИО1 предоставлена социальная выплата в сумме 1 644 300 рублей.

____ 2013 года заявительница приобрела жилое помещение по адресу: ____., что подтверждается договором купли-продажи и свидетельством о государственной регистрации права серии № от ____ 2012 г.. Согласно п.2.3 указанного договора купли-продажи квартиры сумма в размере 1 644 300 рублей осуществляется согласно Распоряжению Правительства РС (Я) от 24.08.2012 г. №909-р-ДСП «Об утверждении сводного списка государственных гражданских служащих РС (Я), получателей социальной выплаты (единовременной субсидии) на приобретение жилого помещения с 2012 г.».

Как видно из выписки из протокола заседания Жилищной комиссии Управления ЗАГС при Правительстве РС(Я) от 30.05.2013. № принято решение о возврате ФИО1 социальной выплаты.

Согласно п.9 Порядка формирования и работы комиссий, образуемых в органах государственной власти РС (Я) для рассмотрения вопросов предоставления государственным гражданским служащим социальной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 04.04.2011 г. № 145, комиссия осуществляет следующие функции:

проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных
гражданским служащим, о наличии условий, необходимых для постановки
гражданского служащего на учет для получения социальной выплаты;

направляет запрос в соответствующий орган для получения сведений
о предоставлении гражданским служащим социальной выплаты по прежним
местам прохождения государственной гражданской службы Республики Саха
(Якутия), а также в случае необходимости запросы в другие государственные
органы и организации для проверки сведений о наличии у гражданского служащего условий для постановки его на учет для получения социальной выплаты;

принимает решение о постановке гражданского служащего на учет
для получения социальной выплаты, об отказе в постановке на учет и о
снятии с учета;

ведет книгу учета гражданских служащих для получения социальной
выплаты;

осуществляет расчет социальной выплаты;

-направляет в Уполномоченный орган список государственных
гражданских служащих Республики Саха (Якутия), получивших социальную
выплату на приобретение жилого помещения, для включения в единый
реестр получателей государственной и муниципальной поддержки на
приобретение жилых помещений.

Исходя из смысла указанной нормы, ЖК УЗАГС не имеет полномочий по принятию такого решения, как требование о возврате служащим полученной единовременной субсидии на приобретение жилья.

Нормативный правовой акт, регулирующий порядок выдачи социальной выплаты государственным служащим на приобретение жилья — Постановление Правительства РС (Я) от 04.04.2011 г. № 145, не содержит такой нормы, как обязанность государственного гражданского служащего возвратить полученную субсидию.

Для получения социальной выплаты государственный гражданский служащий предоставляет следующие документы:

а)    копия паспорта на каждого члена семьи;

б)    копия свидетельства о браке (при наличии брака);

в)    копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) (при
наличии детей);

г)    справка о регистрации по месту жительства или выписка из домовой
книги;

д)    справка-выписка из трудовой книжки, подтверждающая стаж
государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия);

е)    сведения из органа, осуществляющего государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или
отсутствии в собственности всех членов семьи жилого помещения;

ж)    копия документа, подтверждающего право на дополнительную
площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено
законодательством Российской Федерации) (при наличии оснований);

з) документ, подтверждающий несоответствие жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений (при наличии оснований);

и) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (идентификационный номер налогоплательщика).

Таким образом, обязанность у государственного гражданского служащего возникает при предоставлении недостоверных сведений в документах, перечисленных в пункте 6 Положения о порядке предоставления субсидий, утвержденного указанным постановлением.

Факт предоставления недостоверных сведений в представленных заявительницей, вышеперечисленных документах, отсутствует, соответственно правовых оснований для возврата полученной субсидии не имеется.

В судебном заседании представители Управления ЗАГС также подтвердили, что ФИО1 предоставила им достоверные сведения.

Кроме того, решение жилищной комиссии Управления ЗАГС при Правительстве РС (Я) № от ____ 2011 года и приказ Управления ЗАГС при Правительстве РС (Я) № от ____ 2012 года о предоставлении социальной выплаты в сумме 1 644 300 рублей ФИО1 не признаны незаконными и не отменены.

При установленных обстоятельствах суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать решение жилищной комиссии Управления ЗАГС при Правительстве Pеспублики Cаха (Якутия) от ____ 2013 года о
возврате ФИО1 средств предоставленной социальной выплаты на счет государственного органа - незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья п/п И.В. Ефремов

Копия верна

Судья     И.В. Ефремов

Секретарь                      И.А.Петрова

Решение принято в окончательной форме: 08.10.2013 г.