ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-828/16 от 07.06.2016 Дальнереченского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-828/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дальнереченск 07 июня 2016 г.

Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Ляшко О.В.,

при секретаре Шмалько М.П.,

с участием помощника Дальнереченского межрайонного прокурора Остапенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Дальнереченского муниципального района о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Дальнереченский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении на ответчика обязанности провести преддекларационное обследование, для дальнейшего решения вопроса о разработке деклараций безопасности в отношении следующих объектов:

- дамба обвалования в <адрес>, протяженность 2,9 км., год ввода в эксплуатацию 1960;

- дамба-дорога <адрес>, протяженность 3 км., год ввода в эксплуатацию 1989;

-дамба защитная <адрес>, протяженность 1,2 км., год ввода в эксплуатацию 1990;

- дамба обвалования в <адрес>, протяженность 8 км., год ввода в эксплуатацию 1991;

- дамба обвалования в <адрес>, протяженность 1,2 км., год ввода в эксплуатацию 1987;

- дамба обвалования (защитная) в <адрес>, протяженность 7,3 км., год ввода в эксплуатацию 1991;

- дамба обвалования в <адрес>, протяженность 2,1 км., год ввода в эксплуатацию 1965;

- дамба обвалования в <адрес>, протяженность 3,6 км., год ввода в эксплуатацию 1993;

- дамба обвалования в <адрес>, протяженность 5,7 км., год ввода в эксплуатацию 1997;

- дамба обвалования в <адрес>, протяженность 6 км., год ввода в эксплуатацию 1962;

- дамба обвалования в <адрес>, протяженность 79 км., год ввода в эксплуатацию 1987.

В обоснование своих требований прокурор указал, прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Дальнереченского муниципального района требований законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

В соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) –состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории РФ и на иных территориях, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством РФ о безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Закон) гидротехнические сооружения- плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Согласно ст. 10 Закона при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервировании и ликвидации гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Во исполнение указанного закона принято Постановление Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений (далее Постановление), согласно п.2 которого, декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации.

Согласно п.3 Постановления, декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством РФ, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации.

В соответствии с п.4 Постановления, декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.

В соответствии с п. 7 Постановления, составлению декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, строящихся, реконструируемых, капитально ремонтируемых, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией.

На собственника имущества закон возлагает обязанность разработать и утвердить декларацию безопасности гидротехнического сооружения, а сведения о том, являются ли данное гидротехнические сооружения потенциально опасными объектами, определяется именно при разработке данной декларации, перед которой должно быть проведено обследование гидротехнического сооружения.

В ходе проверки, установлено, что в собственности администрации Дальнереченского муниципального района находятся указанные выше гидротехнические сооружения, однако на указанные гидротехнические сооружения декларации безопасности не разрабатывались, преддекларационное обследование указанных объектов не проводилось.

Вышеуказанные нарушения могут повлечь за собой угрозы техногенного, природного характера, а также террористических проявлений, т.к. невозможно рассчитать возможный ущерб в результате аварии на данных объектах в виду отсутствия декларации безопасности, которая является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности, что в дальнейшем нарушает права неопределенного круга лиц.

Участвующий в судебном заседании помощник Дальнереченского межрайонного прокурора Остапенко А.А. на иске настаивает, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Просит обязать ответчика в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда провести преддекларационное обследование указанных гидротехнических сооружений, для дальнейшего решения вопроса о разработке деклараций безопасности.

Представитель ответчика- администрации Дальнереченского муниципального района в судебное заседание не прибыл, каких-либо возражений по существу исковых требований прокурора суду не представил, в своем ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав помощника прокурора, проверив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) –состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории РФ и на иных территориях, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством РФ о безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения- плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений (далее Постановление), декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации.

Согласно п.3 Постановления, декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством РФ, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации.

В соответствии с п.4 Постановления, декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.

В соответствии с п. 7 Постановления, составлению декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, строящихся, реконструируемых, капитально ремонтируемых, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией.

Как следует из материалов дела, в собственности администрации Дальнереченского муниципального района находится 11 гидротехнических сооружений (дамб), на которые не составлялись декларации безопасности, следовательно, не установлен факт соответствия их требованиям безопасности, а эксплуатация дамб в отсутствии разрешения на эксплуатацию, получение которого возможно на основании декларации безопасности дамб, оформлению которой предшествует преддекларационное обследование дамб свидетельствует о бездействии администрации Дальнеречеснкого муниципального района Приморского края, которое в свою очередь может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо стать объектом террористических проявлений.

Таким образом, указанные обстоятельства являются основанием для защиты Дальнереченской межрайонной прокуратурой прав неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, заявленные требования прокурора о возложении обязанности по проведению преддекларационного обследования, для дальнейшего решения вопроса о разработке деклараций безопасности в отношении указанных прокурором гидротехнических сооружений, подлежат удовлетворению.

В связи с дефицитом бюджета Дальнереченского муниципального района Приморского края на 2016 год, стоимости работ по проведению преддекларационного обследования гидротехнических сооружений, суд находит испрашиваемый прокурором срок 1 год с момента вступления решения суда в законную силу, разумным.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Дальнереченского муниципального района Приморского края в срок в течение 1 года с момента вступления настоящего решения в законную силу провести преддекларационное обследование, для дальнейшего решения вопроса о разработке деклараций безопасности в отношении следующих объектов:

- дамба обвалования в <адрес>, протяженность 2,9 км., год ввода в эксплуатацию 1960;

- дамба-дорога <адрес>, протяженность 3 км., год ввода в эксплуатацию 1989;

-дамба защитная <адрес>, протяженность 1,2 км., год ввода в эксплуатацию 1990;

- дамба обвалования в <адрес>, протяженность 8 км., год ввода в эксплуатацию 1991;

- дамба обвалования в <адрес>, протяженность 1,2 км., год ввода в эксплуатацию 1987;

- дамба обвалования (защитная) в <адрес>, протяженность 7,3 км., год ввода в эксплуатацию 1991;

- дамба обвалования в <адрес>, протяженность 2,1 км., год ввода в эксплуатацию 1965;

- дамба обвалования в <адрес>, протяженность 3,6 км., год ввода в эксплуатацию 1993;

- дамба обвалования в <адрес>, протяженность 5,7 км., год ввода в эксплуатацию 1997;

- дамба обвалования в <адрес>, протяженность 6 км., год ввода в эксплуатацию 1962;

- дамба обвалования в <адрес>, протяженность 79 км., год ввода в эксплуатацию 1987.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Дальнереченский районный суд в течение месяца со дня его вынесения судом.

Судья О.В. Ляшко