Дело № 2-8291/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2014 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
В составе:
председательствующего судьи Умновой М.Ю.,
при секретаре Соколовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Южно-Сахалинска о признании права проживания и пользования жилым помещением на условиях социального найма,
у с т а н о в и л:
Истица ФИО1 обратилась в суд с данными исковыми требованиями, указав следующее. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в жилом помещении, расположенном по <адрес>, <данные изъяты>П.Э.Л, ДД.ММ.ГГГГ, на основании ордера. Квартира ранее находилась в закрытом военном городке и предоставлена П.Д.Д. военнослужащему. В настоящее время приказом Министерства обороны передана в муниципальную собственность. Ответчик отказывает в заключении договора социального найма, поскольку квартира не является муниципальной. На основании чего, истица просит суд признать за ней с учетом членов семьи право проживании и пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма.
В судебном заседании представитель истицы В.В, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск.
Представитель ответчика Администрации г. Южно-Сахалинска, К.В, действующая на основании доверенности, по заявленным требованиям возражала по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в их адрес поступил Приказ Министерства обороны РФ о передаче военного недвижимого имущества, в том числе жилых домов, в муниципальную собственность. Однако, Администрация города не имеет возможности реализовать свои права по государственной регистрации в виду предоставления Министерством обороны РФ некорректной информации, отсутствием согласованного передаточного акта, в связи с чем, ответчиком подано соответствующее заявление в Арбитражный суд <адрес>. В настоящее время передача военных городков на территории Сахалинской области приостановлена, ведется работа по отмене приказов Министерства обороны РФ. Более того, спорное жилое помещение является служебным, при этом в ЕГРП сведения о собственнике отсутствуют. На основании чего, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Третье лицо на стороне истца без самостоятельных требований П.Э.Л, истица ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще, просили рассматривать дело в их отсутствие с участием представителя.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
С ДД.ММ.ГГГГ введен в действие новый Жилищный кодекс РФ. На основании ст. 6 указанного закона, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, к правоотношениям по вселению истца в спорное жилое помещение, которое произошло до ДД.ММ.ГГГГ применяются положения Жилищного Кодекса РСФСР.
В судебном заседании установлено, что истица ФИО1 вместе с <данные изъяты>П.Э.Л зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по <адрес>, на основании ордера, что подтверждается справкой, выданной Территориальным филиалом «Южно-Сахалинский» ОАО «Славянка», поквартирной карточкой.
Согласно статьи 105 Жилищного Кодекса РСФСР, действовавшей до 1 марта 2005 года, «служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение».
В деле имеется ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на квартиру по <адрес>, выданный военнослужащему П.Д.Д. на котором имеется отметка о том, что ордер является служебным.
В соответствии со статьей 101 Жилищного Кодекса РСФСР, «Служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры».
Вместе с тем, в материалах дела имеется Приказ Заместителя Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ с приложенным Перечнем объектов недвижимого имущества, передаваемых в собственность МО ГО «<адрес>», из которого усматривается, что дом, где проживает истица, в том числе передан ответчику.
При этом, доводы ответчика Администрации г. Южно-Сахалинска о нарушении Министерством обороны процедуры передачи военного недвижимого имущества в муниципальную собственность, и, как следствие, невозможность регистрации перехода прав собственности, суд находит необоснованными в силу следующего
Отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, регулирует Федеральный Закон «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 423-ФЗ от 08.12.2011г. (далее – ФЗ № 423-ФЗ)
Частью 1 ст. 3 Федерального Закона № 423-ФЗ предусмотрено, что решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ.
В силу действия п.п. 1 и 3 ст. 125, п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса РФ права собственника от имени РФ могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Так, Постановлением Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008г. «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» определено, что Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящемся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного бессрочного пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии с подп. «е» указанного Постановления Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008г. Министерство обороны РФ осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.
На основании подп. 71 п. 7, подп. 1 п. 8 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004г. № 1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. Минобороны России в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Пунктом 6 ст. 2 Федерального закона № 423-ФЗ предусмотрено, что случае, если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность поселений, городских округов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В связи с тем, что вышеуказанное имущество не использовалось в интересах Министерства обороны РФ, был издан Приказ Заместителя Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность МО ГО <адрес>
Таким образом, в соответствии с полномочиями по распоряжению имуществом, предоставленными Министерством обороны РФ Правительством РФ, Минобороны России правомерно распорядилось своим имуществом, в том числе путем издания указанного ненормативного акта.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального Закона № 423-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Закон является специальной нормой применительно к спорным правоотношениям, и принят для передачи высвобожденного военного недвижимого имущества в упрощенном порядке, в связи с чем, ссылки ответчика на иные нормы права в данном случае признаются судом несостоятельными.
Таким образом, процедура передачи федерального имущества в муниципальную собственность путем издания Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ не нарушена.
Кроме того, в соответствии с ч. 8 ст. 3 Федерального № 423-ФЗ предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение является основанием для:
1) прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено,
2)возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество;
Часть 10 ст. 3 Федерального Закона № 423-ФЗ предусмотрено, что в случае, если указанные в пункте 1 части 8 настоящей статьи права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество, а также право федеральной собственности на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под такими объектами земельные участки считается возникшим с даты принятия предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения.
Таким образом, с момента издания Приказа Заместителя Министра обороны РФ № 473 от 05 июня 2013 года «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность МО ГО «<адрес>», возникло право муниципальной собственности на передаваемое имущество, в том числе на жилой дом с инвентарным номером 78, которым является дом, расположенным по <адрес>.
Ссылка стороны ответчика на отсутствие согласованного передаточного акта, подписанного сторонами необоснованна, поскольку наличие передаточного акта не является основанием возникновения муниципальной собственности в силу положений Федерального Закона № 423-ФЗ.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В связи с чем, суд считает, что истица занимает жилое помещение на условиях социального найма, а поэтому требования истицы подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 к Администрации г. Южно-Сахалинска о признании права проживания и пользования жилым помещением на условиях социального найма – удовлетворить.
Признать за ФИО1 с учетом членов <данные изъяты>П.Э.Л право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес> на условиях договора социального найма.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья М.Ю. Умнова
Мотивированное решение вынесено 17 декабря 2014 года
Судья М.Ю. Умнова