Дело 2-829/16Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 октября 2016 года г.Пучеж
Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего Коноплева А.Н., с участием представителя ответчика ООО «Тепло-город» С., при секретаре Скворцовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Б, А., Е., Г., Д., М., П., Р., З., Ж. и Ш. к обществу с ограниченной ответственностью «Тепло-город» и администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о признании общедомового узла учета тепловой энергии принятым в эксплуатацию, возложении обязанности произвести перерасчет за теплоснабжение, возложении обязанности выдать копию проекта коммерческого узла учета тепловой энергии и теплоносителя дома, акт приемки коммерческого узла учета тепловой энергии и теплоносителя дома и акт его ввода в эксплуатацию,
У С Т А Н О В И Л:
Б, А., Е., Г., Д., М., П., Р., З., Ж. и Ш. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Тепло-город» (далее - ООО «Тепло-город») и администрации Юрьевецкого муниципального района <адрес> о признании общедомового узла учета тепловой энергии принятым в эксплуатацию и возложении обязанности произвести перерасчет за теплоснабжение. В обоснование заявленных требований указали, что с 2013 года по 2015 год собственники жилья многоквартирного <адрес> по улице 1905 года в <адрес> приняли решение о непосредственном управлении домом. Общим собранием от 03.12.2015 года на 2016 год определен тот же способ управления указанным домом. В соответствии с федеральной программой, разработанной с Законом РФ «Об энергоснабжении» и Постановлением Правительства РФ «О неотложных мерах по энергоснабжению» по заказу администрации Юрьевецкого городского поселения был разработан проект коммерческого узла учета тепловой энергии теплоносителя ООО «СтройДорЭнерго». Впоследствии узел учета тепловой энергии был установлен в указанном доме. Администрацией городского поселения переданы жильцам дома паспорта теплосчетчика МКТС, теплосчетчика МКТС системный блок, преобразователя давления ПД-МКТС, 2 на измерительные модули, комплекта термометров сопротивления платиновых УТС-Б, модема GSM, свидетельство о поверке комплекта термопреобразователей сопротивления платиновых КТС-Б. 26 октября 2015 года жителями дома в администрацию городского поселения внесена сумма 9 304 рубля 94 копейки за установку счетчика тепловой энергии. В декабре 2014 года узел учета тепловой энергии был введен в эксплуатацию. 4 декабря 2014 года на общем собрании собственников жилых помещений дома было принято решение о заключении соглашения на оплату за техническое обслуживание узла учета тепловой энергии с ООО «Тепло-Восток», которое на протяжении отопительного сезона 2014-2015 годов осуществляло теплоснабжение дома, а также осуществляло ежемесячно обслуживание узла учета тепловой энергии. Цена обслуживания по договору составляла 1 800 рублей в месяц. Узел учета тепловой энергии работал исправно, и ни у кого сомнений не возникало о его пригодности для определения количества поставленной тепловой энергии. 10 сентября 2015 года ООО «Тепло-Восток» известило жильцов дома о том, что соглашение на техническое обслуживание узла учета тепловой энергии расторгает в одностороннем порядке. 28 сентября 2015 года на общем собрании собственников жилых помещений принято решение о заключении договора на информационное обслуживание узла коммерческого учета тепловой энергии с ООО «Энерготрейд плюс». 1 октября 2015 года данный договор подписан сторонами.
В соответствии с данным договором подрядчик принял на себя обязательства: производить проверку функционирования теплосчетчика; производить проверку основной погрешности измерения времени наработки, текущего времени один раз в месяц дистанционно, либо выезд специалиста; производить ремонт прибора учета на основании акта неисправности теплоснабжающей организации; выполнять очередную метрологическую проверку приборов учета тепловой энергии. С данной компанией истцы сотрудничают до настоящего времени. ООО «Трейдплюс» снимает информацию с теплосчетчика в сроки, согласованные с теплоснабжающей организацией, и передает истцам и ООО «Тепло-город».
Согласно п.73 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета. 8 октября 2015 года в ООО «Тепло-город» направлена заявка о проведении проверки готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации. 26 и 27 октября 2015 года представителем ООО «Тепло-город» проведена процедура проверки соответствия узла коммерческого учета тепловой энергии требованиям нормативных актов и проектной документации. В соответствии с положениями постановления Правительства РФ №1034 от 18 ноября 2013 и Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных указанным постановлением, по итогам проверки должен быть составлен акт ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, либо о выявленных недостатках и сроках по их устранению, который составляется в течение трех рабочих дней. В нарушение данной нормы, акт истцам вручен лишь 10 декабря 2015 года после направления 24 ноября 2015 года письменного требования об этом руководству ООО «Тепло-город» и жалобы на действия руководства компании, направленной 27 ноября 2015 года начальнику Службы государственной жилищной инспекции по Ивановской области. Согласно п.72 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в акте должен быть определен срок устранения выявленных недостатков. Инспектор-контролер ООО «Тепло-город» данное положение правил проигнорировал, и пришел к мнению о недопуске узла учета тепловой энергии в эксплуатацию. В соответствии с актом узел учета тепловой энергии в эксплуатацию не принят со ссылкой на нарушения: СНиП СП 124.13330.2012 • 4102.2003) п. 14.1, п. 14.4, п. 14.13, п. 14.14.2; ПТЭТТЭ п.2.2.2, п.2.1, п.2.3.2. Кроме того, указано, что проект коммерческого узла учета тепловой энергии не согласован с энергосбытовой компанией.
Положения п.п.61-73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя содержат исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть представлены владельцам узла учета тепловой энергии. Вся необходимая документация, в том числе и договор от 1 октября 2015 года с ООО Энерготрейд плюс» на выполнение работ, были предоставлены инспектору-контролеру, который данный договор игнорировал и в акте не указал, какие имеются замечания к узлу учета тепловой энергии в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии. По мнению истцов, ссылки в акте на нарушения норм ПТЭТТЭ не поддаются какой-либо критике в силу следующего. По мнению проверяющего, жильцы дома, большинство которых женщины-пенсионеры и инвалиды 1 группы, должны пройти обучение по технической эксплуатации тепловых энергоустановок. В соответствии с правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭИЭ), утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года №115, на которые ссылается инспектор-контролер в акте, ответственность за выполнение настоящих правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых установок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с действующим законодательством.
СНиП СП 124.13330.2012 (4102.2003), которые, по мнению инспектора-контролера, нарушены истцами, распространяются на тепловые сети до ввода в жилой дом.
То обстоятельство, что на техническое обслуживание узла учета тепловой энергии истцами заключен договор с компанией, непосредственно занимающейся данной работой, инспектором не принято во внимание.
Ссылки инспектора-контролера на отсутствие согласования с теплоснабжающей организацией проекта узла учета тепловой энергии истцы считают надуманными. Заказчиком разработки данного проекта была администрация Юрьевецкого городского поселения, она же прошла процедуру согласования с теплоснабжающей организацией, но истцы не располагают документами, подтверждающими ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. Решением Совета Юрьевецкого городского поселения второго созыва №15 от 02.03.2011 года утверждена муниципальная адресная программа Юрьевецкого городского поселения, предусматривающая поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов на 2011-2012 годы. Согласно данному решению разработчиком программы является администрация Юрьевецкого городского поселения, исполнителем программы - Департамент ЖКХ Ивановской области и администрация Юрьевецкого городского поселения. Контроль за исполнением данной программы возложен на Департамент ЖКХ Ивановской области. Кроме того, глава 6 программы обязывает администрацию городского поселения ежемесячно в срок до 10 числа представлять в Департамент ЖКХ отчеты об исполнении программы.
28 февраля 2013 года Советом Юрьевецкого городского поселения принято решение №17 о передаче коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в собственность жилых помещений многоквартирных домов, расположенных на территории городского поселения. Согласно перечню коллективный прибор учета потребления тепла передан собственникам дома №16 по ул.1905 года г.Юрьевец. О том, что прибор учета потребления принадлежит собственникам дома, истцам стало известно 26 октября 2015 года при внесении суммы платежа 9 304 рублей 94 копейки в кассу администрации Юрьевецкого городского поселения и передаче истцам паспортов на узел учета потребления тепловой энергии.
В 2013 году теплоснабжением дома истцов занималось ООО «Теплоцентраль», в 2014 году - ООО «Тепло-восток», с 2015 года по настоящее время - ООО «Тепло-город». На устное обращение в администрацию городского поселения о предоставлении указанных документов, истцам было отказано со ссылкой на их утерю. Руководство ООО «Тепло-город» утверждает, что техническая документация на узел учета тепловой энергии ООО «Тепло-восток» им не передавалась. Руководством ООО «Тепло-город» истцам было предложено повторно заказать проект узла учета тепловой энергии, согласовав его с ними и ввести в эксплуатацию. Истцы обращались в администрацию городского поселения в устном порядке о выдаче проекта коммерческого узла учета тепловой энергии со всеми необходимыми подписями, в чем было отказано со ссылкой на утерю документов.
По мнению истцов, игнорирование представителями ООО «Тепло-город» положений Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, лишает собственников дома права в полном объеме вести учет тепловой энергии, теплоносителя, а при поставке тепла надлежащего качества - предъявлять претензии теплоснабжающей организации и требовать произведения перерасчета за недопоставленное тепло.
Поскольку, ООО «Тепло-город» полагает, что узел учета тепловой энергии в указанном многоквартирном доме не пригоден к эксплуатации, расчет оплаты за потребление тепла абонентам производится по нормативу.
До начала отопительного сезона 2015-2016 г.г. ООО «Тепло-город» производило начисление за теплоснабжение абонентам в августе и сентябре 2015 года по нормативу. При проведении корректировки оплаты за потребление тепла в конце 2015 года начале 2016 года данные суммы учтены не были, хотя до начала отопительного сезона показания прибора учета потребления тепла ООО «Тепло-город» во внимание принимались.
Истцы считают, что начисление платы за теплоснабжение по нормативу, а не по показаниям прибора учета нарушает их права как потребителей.
С учетом уточнений исковых требований в ходе производства по делу истцы просят суд:
- признать общедомовой узел учета тепловой энергии многоквартирного дома, расположенного в <адрес>, ул. 1905 года, <адрес>, принятым в эксплуатацию на время отопительного сезона 2015-2016 года;
- обязать ООО «Тепло-город» произвести перерасчет платы за теплоснабжение с ДД.ММ.ГГГГ по день исполнения решения суда по лицевым счетам потребителей Г., Р., А., Б, Ш., Ж., Д., Е., П., М., З. в соответствие с показаниями общедомового прибора учета тепловой энергии многоквартирного <адрес> на ул.1905 года в <адрес> с учетом оплаты счетов за отопление за август-сентябрь 2015 года;
- обязать ООО «Тепло-город» производить начисление платы за теплоснабжение потребителям <адрес> по ул. 1905 года в <адрес> согласно показаниям общедомового прибора учета теплоэнергии до начала следующего отопительного сезона;
- обязать администрацию Юрьевецкого муниципального района <адрес> передать собственникам помещений многоквартирного <адрес> по ул.1905 года в <адрес> копию проекта коммерческого узла учета тепловой энергии и теплоносителя <адрес> по ул.1905 года в <адрес> с подписями заказчика, исполнителя и согласования с теплоснабжающей организацией;
- обязать администрацию Юрьевецкого муниципального района <адрес> передать собственникам помещений многоквартирного <адрес> по ул.1905 года в <адрес> акт приемки коммерческого узла учета тепловой энергии и теплоносителя <адрес> по ул.1905 года в <адрес> и акт его ввода в эксплуатацию, составленные и надлежащим образом оформленные по окончании реализации адресной программы о переходе на отпуск ресурсов потребителям в соответствии с показаниями приборов учета тепла;
- взыскать с ответчиков в пользу истцов расходы по уплате государственной пошлины.
Истцы Б, А., Е., Г., Д., М., П., Р., З., Ж. и Ш. о времени и месте разбирательства дела извещены, об отложении рассмотрения дела не просили.
Представитель ответчика ООО «Тепло-город» по доверенности С. просила в иске отказать.
Ответчик администрация Юрьевецкого муниципального района просил рассмотреть дело без участия своего представителя, требования истцов о признании общедомового узла учета тепловой энергии принятым в эксплуатацию и возложении обязанности произвести перерасчет за теплоснабжение поддерживает. В своем отзыве на исковые требования от 27.05.2016 года администрация Юрьевецкого муниципального района поддержала требования истцов о признании общедомового узла учета тепловой энергии принятым в эксплуатацию по следующим основаниям: согласно п.5 ст.13 Закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности № 261-ФЗ от 23.11.2009 собственники МКД были обязаны до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение МКД общедомовыми приборами учета тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В соответствии с п.12 ст.13 № 261 МКД, в которых не была произведена установка ОДПУ тепловой энергии, установка приборов учета должна быть выполнена ресурсоснабжающими организациями в срок до 1 июля 2013 года. Таким образом, на ресурсоснабжающую организацию возлагаются обязанности: - с 1 июля 2010 года не вправе отказать обратившимся лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены или эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов ( п.9 ст.13 ФЗ № 261); - с 1 июля 2012 года по 1 июля 2013 года обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют (п. 12 ст. 13 ФЗ № 261). Имеющийся в деле документ (соглашение на оплату за техническое обслуживание УУТЭ) датирован 5 декабря 2014 года. С этой даты предлагается считать УУТЭ принятым в эксплуатацию. Вывод основывается на том, что без процедуры согласования (п.38 Постановления правительства РФ от 18.11.2013 года №1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя») с ресурсоснабжающей организацией невозможны: получение технических условий на проектирование узла учета, проектирование и установка приборов учета, ввод в эксплуатацию узла учета. Вступив в договорные отношения с жильцами дома в соответствии с п.9 ст.13 Федерального закона №261 ресурсоснабжающая организация признала все процедуры формирования коммерческого учета тепловой энергии пройденными. На невозможность расторжения договора в одностороннем порядке указывает п.9 ст.13 ФЗ №261. Из вышеуказанного следует, что УУТЭ дома №16 5 декабря 2014 года был принят в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией и находился в исправном состоянии (т.2, л.д.53-54).
Третье лицо Департамент ЖКХ по Ивановской области просил рассмотреть дело без участия своего представителя. В своем отзыве на исковые требования от 03.06.2016 года Департамент ЖКХ отметил, что он выступал исполнителем Адресной программы Ивановской области, предусматривающий поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов на 2009-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 18.03.2009 № 75-п. Целями и задачами реализации программы являлись: организация коммерческого учета тепловой энергии, электрической энергии, газа, горячей и холодной воды; переход на отпуск ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов; совершенствование системы расчетов с потребителями за полученные коммунальные услуги; исключение оплаты сверхнормативных потерь в сетях энергоснабжающих организаций; стимулирование поставщиков и потребителей энергоресурсов к внедрению энергосберегающих технологий. Ожидаемые конечные результаты реализации программы определены как: оснащение общедомовыми приборами учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа многоквартирных домов Ивановской области с количеством квартир от 8 и более; повышение эффективности использования коммунальных ресурсов; упорядочение расчетов за ресурсы на основе их фактического потребления жителям Ивановской области. Обязательным условием предоставления субсидий за счет средств бюджета Ивановской области является долевое финансирование установки коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах за счет средств бюджета муниципального образования. Согласно приложению 5 Программы, указанный многоквартирный дом также попал в данную Программу. Департаментом предусмотренные денежные средства были направлены в полном объеме. На основании вышеизложенного Департамент поддерживает заявленные исковые требования, поскольку переход на отпуск ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов, являлся одной из целей и задач реализации программы (т.2, л.д.68).
Третье лицо ООО «Управдом» о времени и месте разбирательства дела извещено, своего представителя в суд не направило, письменного отзыва на иск не представило.
Суд, исходя из положений ч.3 ст.167 ГПК РФ, заслушав мнение лиц, участвующих в рассмотрении дела, счел возможным рассмотреть материалы дела в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав доводы представителя ответчика ООО «Тепло-город» С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что восемь из одиннадцати истцов являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, ул.1905 года, <адрес>, что подтверждается представленными копиями свидетельств о государственной регистрации права, копией договора о передаче квартиры в собственность граждан (т.1, л.д.33, 38, 39, 40, 42, 43, 45, 46), а истец Ж. - нанимателем жилого помещения по договору социального найма (т.1, л.д.47), истец Д. является членом семьи собственника жилого помещения №К (т.1, л.д.41, 49), а истец А. является нанимателем жилого помещений - <адрес> (т.1, л.д.48).
Решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, ул.1905 года, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ определен непосредственный способ управления многоквартирным домом (т.1, л.д.50-51, 64-66).
До июля 2015 года услугу по теплоснабжению отоплению жилых помещений истцов исполняло ООО «Тепло-восток», а с августа 2015 года - ООО «Тепло-город», что сторонами не оспаривается и подтверждается копиями счетов-квитанций (т.1, л.д.85-142).
Согласно ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, предусмотренное законодательством обеспечение учета объема поставленных коммунальных услуг предполагает использование соответствующих приборов учета.
Согласно п.40 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 26.03.2014) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п.1 ст.540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возложил на собственников жилых домов, собственников помещений в многоквартирных домах обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность и своевременную замену.
Статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон «Об энергоснабжении») установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Из части 2 статьи 13 указанного выше Закона следует, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно п.5 ст.13 Федерального Закона «Об энергоснабжении», до 01 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов в эксплуатацию. В указанный срок многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовым) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.
Решением Совета Юрьевецкого городского поселения второго созыва от 02.03.2011 года №15 утверждена Муниципальная адресная программа Юрьевецкого городского поселения, предусматривающая поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов на 2011-2012 годы (т.1, л.д.214-222) (с учетом изменений, внесенных решением Совета Юрьевецкого городского поселения от 26.01.2012 года №8 (т.1, л.д.237-246). Приложением № к Муниципальной адресной программе является адресный перечень многоквартирных домов, включенных для финансирования установки приборов учета, включающий в числе прочих <адрес> по ул.1905 года <адрес> (т.1, л.д.243-244).
Согласно копии письма директора ООО «Теплоцентраль» Я от 20.02.2012 года в адрес администрации Юрьевецкого городского поселения предоставлены технические условия на установку общедомовых приборов тепловой энергии в 22 домах, в том числе, в <адрес> по ул.1905 года <адрес> (т.1, л.д.247-248).
Из копии письма ООО «Теплоцентраль» от 02.03.2012 года в адрес администрации Юрьевецкого городского поселения следует, что в результате обследования внутридомовых тепловых сетей на предмет способа монтажа оборудования узлов учета тепловой энергии и наличия тепловых пунктов в подвалах многоквартирных домов установлено, что в <адрес> по ул.1905 года устройство узла учета возможно после проведения работ по благоустройству подвального помещения на месте планируемых работ (т.1, л.д.249).
В судебном заседании установлено, что узел учета тепловой энергии смонтирован и установлен в многоквартирном <адрес> по ул.1905 года <адрес> до 2014 года.
5 декабря 2014 года между ООО «Тепло-восток» и жителями <адрес> по ул.1905 года <адрес> заключено соглашение, согласно которому ООО «Тепло-восток» приняло на себя обязательства по ежемесячному проведению работ по обслуживанию узла учета тепловой энергии, расположенного в указанном доме (т.1, л.д.55).
Порядок допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя регулировался в указанный период Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936 (окончание действия документа - 24.01.2015). В частности, п.7.1 Правил устанавливает, что допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. При допуске в эксплуатацию узла учета потребителя после получения акта, представитель энергоснабжающей организации пломбировал приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя (пункт 7.4. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя). Пункт 7.5 Правил предусматривает, что узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию. В соответствии с пунктом 7.7 тех же Правил, проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации осуществлялась перед каждым отопительным сезоном, о чем составлялся соответствующий акт, а проверка готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации должна была осуществляться перед отопительным сезоном и срок допуска такого узла ограничивался концом отопительного сезона.
Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией, создаваемой владельцем узла учета. Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта. Документы для ввода узла учета в эксплуатацию предоставляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию. При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя. Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
При подписании акта о вводе в эксплуатацию узел учета пломбируется. Пломбирование узла учета осуществляется представителем теплоснабжающей организации, если узел учета принадлежит потребителю; представителем потребителя, у которого установлен узел учета.
Согласно пункту 58 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 года N 1034, узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.
Пунктом 57 названных Правил установлено, что при вводе в эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой энергии составляется акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется. Пломбы ставят представители организации - владельца источника тепловой энергии и основной смежной теплоснабжающей организации.
Названными выше Правилами также установлены случаи, при которых узел учета считается вышедшим из строя: а) отсутствие результатов измерений; б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета; в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета; д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета; е) истечение срока проверки любого из приборов (датчиков); ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.
Согласно п.73 Правил коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62-72 настоящих Правил.
Согласно п. 62-72 вышеуказанных Правил, ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:
а) представитель теплоснабжающей организации;
б) представитель потребителя;
в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Комиссия создается владельцем узла учета.
Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя:
а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;
б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;
г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).
При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется:
а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам;
б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;
в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета;
г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
В судебном заседании установлено, что 16 ноября 2015 года произведен технический осмотр приборов учета тепловой энергии потребителя по адресу: <адрес>, ул.1905 года, <адрес>, проверена комплектность необходимой технической документации, в результате чего установлено, что отсутствует согласование с теплоснабжающей организацией, в связи с чем, узел учета тепловой энергии не допущен в эксплуатацию (т.1, л.д.75). Данное обстоятельство также подтверждается копией проекта коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, из которого следует, что указанный проект не согласован с ресурсоснабжающей организацией (т.1, л.д.143-157).
Иных документов, свидетельствующих о готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации перед отопительным сезоном 20014-2015 г.г., истцами и ответчиком администрацией Юрьевецкого муниципального района, которая в своем отзыве указала, что узел учета тепловой энергии <адрес> 5 декабря 2014 года был принят в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией и находился в исправном состоянии, не представлено.
Не представлено истцами и доказательств того, что в декабре 2014 года узел учета тепловой энергии был введен в эксплуатацию.
Суд пришел к выводу, что при отсутствии доказательств ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного в доме истцов, соответствия его технического состояния предъявляемым требованиям, показания данного прибора не могут быть использованы для расчета платы за потребленную тепловую энергию.
При этом суд исходит из того, что из норм ранее действующего и в настоящее время действующего законодательства, даже поверенные приборы учета, не введенные надлежащим образом в эксплуатацию путем осуществления проверки правильности работы узла учета, составления акта ввода в эксплуатацию, а также его опломбирования ресурсоснабжающей организацией, не могут быть признаны расчетными и использоваться при расчетах объемов потребления коммунальных ресурсов. Узел учета тепловой энергии может быть допущен к ведению учета полученной тепловой энергии исключительно после подписания акта о приемке его в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией и опломбирования ею приборов узла учета.
Доказательств, подтверждающих соблюдение процедуры проверки соответствия установленного в <адрес> по ул.1905 года <адрес> узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии суду не представлено.
Суд также отказывает в удовлетворении исковых требований в части понуждения ответчика администрацию Юрьевецкого муниципального района передать собственникам помещений многоквартирного <адрес> по ул.1905 года в <адрес> копию проекта коммерческого узла учета тепловой энергии и теплоносителя <адрес> по ул.1905 года в <адрес> с подписями заказчика, исполнителя и согласования с теплоснабжающей организацией, учитывая при этом факт того, что ресурсоснабжающая организация в лице ООО «Тепло-город» не признает наличие согласованного с ними акта приемки коммерческого узла учета тепловой энергии и теплоносителя <адрес> по ул.1905 года в <адрес> и акт его ввода в эксплуатацию в декабре 2014 года.
То есть указанный акт не может существовать в наличии.
По этим же основаниям не может быть удовлетворен иск о понуждении администрации Юрьевецкого муниципального района передать собственникам помещений многоквартирного <адрес> по ул.1905 года в <адрес> копию проекта коммерческого узла учета тепловой энергии и теплоносителя <адрес> по ул.1905 года в <адрес> с подписями заказчика, исполнителя и согласования с теплоснабжающей организацией - ООО «Тепло-город» отрицает факт согласования ими указанного выше Проекта. Доказательств обратного истцами в нарушение требований ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
Не могут быть приняты во внимание доводы истцов в части того, что при составлении акта проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных актов и проектной документации 16 ноября 2015 года представитель ООО «Тепло-город» В не представил доказательства о неисправности прибора учета тепловой энергии, а также нарушений режима и условий работы, в связи с тем, что доказательств, подтверждающих соблюдение процедуры проверки соответствия установленного в <адрес> по ул.1905 года <адрес> узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, суду истцами не представлено.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что совокупность вышеуказанных обстоятельств является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Б, А., Е., Г., Д., М., П., Р., З., Ж. и Ш. к обществу с ограниченной ответственностью «Тепло-город» и администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о признании общедомового узла учета тепловой энергии принятым в эксплуатацию, возложении обязанности произвести перерасчет за теплоснабжение, возложении обязанности выдать копию проекта коммерческого узла учета тепловой энергии и теплоносителя дома и акт приемки коммерческого узла учета тепловой энергии и теплоносителя дома и акт его ввода в эксплуатацию оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.Н.Коноплёв
Мотивированное решение составлено 10 октября 2016 года.