РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Скопин ДД.ММ.ГГГГ
Скопинский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи – Курбатовой Н.В.,
при секретаре – Минаевой А.В.,
с участием представителя истца Министерства труда и занятости населения Рязанской области по доверенности ФИО4,
с участием представителя ответчика Р.К.К. по доверенности Р.В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г.Скопине дело по исковому заявлению Министерства труда и занятости населения Рязанской области к Р.К.К. о взыскании полученной субсидии,
Установил:
Министерство труда и занятости населения Рязанской области обратилось в суд с требованиями к Р.К.К. о взыскании полученной субсидии.
В обоснование истец указал, что является одним из исполнителей утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области № 309 от 29.10.2014г. государственной программы «О развитии сферы занятости на 2015-2017 годы». Согласно утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 18.02.2015г. № 22 «О порядке предоставления субсидий работодателям в рамках государственной программы Рязанской области «О развитии сферы занятости на 2015-2017 годы» Порядка предоставления субсидий работодателям в целях возмещения затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, в рамках государственной программы Рязанской области «О развитии сферы занятости на 2015-2017 годы», по результатам рассмотрения представленных ответчиком документов ДД.ММ.ГГГГ между Министерством и ИП Р.К.К. было заключено соглашение № о предоставлении субсидий работодателю в целях возмещения затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов.
На основании соглашения индивидуальный предприниматель Р.К.К. получила субсидию в сумме <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ. ИН Р.К.К. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с прекращением указанной деятельности Р.К.К. не сохранила ранее оборудованное (оснащенное) рабочее место для трудоустройства незанятого инвалида, нарушив соглашение.
Ссылаясь на положения Бюджетного кодекса РФ, на условия заключенного между сторонами соглашения, ст.24 ГК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 50 от 17.11.2015г. «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ. направил в адрес ответчика уведомление о необходимости возврата субсидии. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. ответчик представил возражения на уведомление с просьбой отменить требование о возврате субсидии и до настоящего времени не произвел возврат полученной субсидии.
В связи с чем истец просит суд взыскать с ответчика Р.К.К. в свою пользу ранее полученную субсидию в сумме <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца Министерства труда и занятости населения Рязанской области по доверенности ФИО4 поддержала заявленные исковые требования в полном объёме.
В судебном заседании представитель ответчика Р.К.К. по доверенности Р.В.Ю. исковые требования фактически признал, подтвердив факт получения Р.К.К. предоставленной Министерством труда и занятости населения Рязанской области субсидии. Из пояснения представителя ответчика в судебном заседании следует, что в связи с беременностью Р.К.К. закрыла деятельность, которую продолжил он как индивидуальный предприниматель. Рабочее место сохранено, оборудование на месте. Он может оборудовать рабочее место для инвалида. Просит уменьшить взыскиваемую сумму либо обязуется вернуть оборудование.
Суд, рассмотрев заявленные требования, заслушав объяснения представителя истца Министерства труда и занятости населения Рязанской области по доверенности ФИО4, представителя ответчика Р.К.К. по доверенности Р.В.Ю., исследовав и оценив представленные сторонами доказательства и материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ст.307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В силу ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Постановлением Правительства Рязанской области № 309 от 29 октября 2014 года утверждена государственная программа Рязанской области «О развитии сферы занятости на 2015-2017 годы», заказчиком и одним из исполнителей которой является Министерство труда и занятости населения Рязанской области.
Постановлением Правительства Рязанской области № 22 от 18 февраля 2015 года «О порядке предоставления субсидий работодателям в рамках государственной программы Рязанской области «О развитии сферы занятости на 2015-2017 годы» утвержден Порядок предоставления субсидий работодателям в целях возмещения затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, в рамках государственной программы Рязанской области "О развитии сферы занятости на 2015 - 2017 годы".
Согласно указанного Порядка, он регламентирует предоставление субсидий работодателям (за исключением государственных учреждений) в целях возмещения затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, в рамках подпрограммы "Содействие занятости населения Рязанской области на 2015 - 2017 годы" государственной программы Рязанской области "О развитии сферы занятости на 2015 - 2017 годы". Финансирование расходов, связанных с предоставлением работодателям субсидий, осуществляется за счет средств областного бюджета и средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в целях содействия в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. Министерство труда и занятости населения Рязанской области предоставляет работодателю субсидии в пределах лимита средств, предусмотренных областным бюджетом на текущий финансовый год на цели, указанные в пункте 1 настоящего Порядка. Субсидии предоставляются в размере 100% фактических затрат работодателя на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, но не более 72,69 тыс. рублей за оборудование (оснащение) одного рабочего места (п.п.1-4).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ответчик Р.К.К. в период с ДД.ММ.ГГГГ. являлась индивидуальным предпринимателем, что подтверждается имеющимися в материалах дела Сведениями об индивидуальном предпринимателе Р.К.К. из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. и не оспорено в суде.
Также установлено, что, будучи индивидуальным предпринимателем, ответчиком с Министерством труда и занятости населения Рязанской области было заключено соглашение о предоставлении субсидий работодателю в целях возмещения затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов № от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается имеющейся в материалах дела копией названного соглашения.
В рамках указанного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ. Министерство предоставило Р.К.К. в ДД.ММ.ГГГГ году субсидию в размере <данные изъяты> фактических затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, в размере <данные изъяты> за оборудование (оснащение) одного рабочего места.
В свою очередь, ответчик обязалась в рамках заключенного соглашения оборудовать (оснастить) 1 рабочее место программиста для трудоустройства 1 незанятого инвалида и сохранить оборудованное (оснащенное) рабочее место для трудоустройства незанятого инвалида не менее <данные изъяты> с момента подписания данного соглашения (в период осуществления деятельности на территории Рязанской области) (п.п.2.1.1.,2.1.4. соглашения).
Предусмотренные соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ. обязательства по перечислению индивидуальному предпринимателю Р.К.К. субсидии в размере <данные изъяты> Министерством были исполнены, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ. и не оспорено в суде.
После прекращения Р.К.К.ДД.ММ.ГГГГ. предпринимательской деятельности и в связи с нарушением последней условий заключенного с ней соглашения, в ее адрес ДД.ММ.ГГГГ. Министерством было направлено уведомление о необходимости возврата субсидии. Аналогичное уведомление истцом было направлено в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ. после получения от ответчика письма об отмене требования возврата субсидии. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела копиями уведомлений Министерства в адрес Р.К.К. от ДД.ММ.ГГГГ., и копией письма Р.К.К. в адрес Министерства от ДД.ММ.ГГГГ.
Ввиду невозврата ответчиком полученной субсидии, с соблюдением п.14 вышеназванного Порядка предоставления субсидий, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Так, согласно п.14 Порядка Министерство в течение 15 рабочих дней со дня получения информации об установлении факта нарушения условий предоставления субсидий направляет работодателю письменное уведомление о необходимости возврата неправомерно полученной субсидии в течение 30 дней со дня получения такого уведомления на указанный в нем расчетный счет. Министерство в течение трех месяцев со дня истечения установленного для возврата срока принимает меры к взысканию неправомерно полученной и невозвращенной субсидии в судебном порядке.
В соответствии с ч.3.1. ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п.п.5.1., 5.2. заключенного сторонами соглашения при нарушении целей, условий, порядка предоставления субсидий, в том числе при выявлении указанных обстоятельств по результатам проверки, получатель возвращает субсидию, полученную в рамках настоящего соглашения, на счет Министерства.
В случае нецелевого использования средств субсидии, предоставленной в соответствии с условиями настоящего соглашения, получатель несет ответственность, предусмотренную бюджетным, административным, уголовным законодательством (п.5.3. соглашения).
Таким образом, учитывая условия заключенного между сторонами соглашения о предоставлении субсидии, учитывая вышеуказанные положения закона, принимая во внимание ст.24 ГК РФ о том, что после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, и, оценив представленные сторонами доказательства, суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что им как индивидуальным предпринимателем продолжена деятельность ИП Р.К.К., а также об уменьшении взыскиваемой суммы субсидии либо о возвращении оборудования, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку стороной указанного соглашения, в рамках которого ответчику была предоставлена субсидия, являлась ответчик Р.К.К. Правопреемство Р.К.К. как индивидуального предпринимателя законом не предусмотрено и места такое правопреемство не имело. Предоставление субсидии носило целевой характер и выполнение условий соглашения предусмотрено только его сторонами, а не третьими лицами. Оснований же для уменьшения суммы взыскиваемой субсидии не имеется. Возврат ответчиком приобретенного оборудования вместо выплаченной субсидии не является значимым по делу, исходя из предмета заявленных требований и избранного истцом способа защиты нарушенного права.
При удовлетворении требований суд принимает во внимание непродолжительный период предпринимательской деятельности ИП Р.К.К. после получения субсидии.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании ст.103 ГПК РФ с Р.К.К. подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 2380руб.70коп. исходя от суммы удовлетворенных требований.
В силу ст.ст.12,56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование заявленных требований и возражений.
При удовлетворении заявленных требований суд учитывает, что со стороны ответчика не представлено достаточных относимых и допустимых доказательств, предусмотренных ст.ст.59,60 ГПК РФ, в силу которых истцу следовало бы полностью отказать в удовлетворении заявленных требований. Стороной ответчика не представлено доказательств в подтверждение полного исполнения ответчиком условий заключенного с истцом соглашения, в том числе доказательств фактического оборудования (оснащения) рабочего места для трудоустройства инвалида в рамках вышеупомянутой государственной программы и доказательств фактического сохранения ответчиком указанного рабочего места на установленный соглашением период.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.103,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства труда и занятости населения Рязанской области к Р.К.К. о взыскании полученной субсидии удовлетворить.
Взыскать с Р.К.К. в пользу Министерства труда и занятости населения Рязанской области ранее полученную субсидию в размере <данные изъяты>
Взыскать с Р.К.К. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Скопинский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья-