Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Новонукутский 07 апреля 2015 года.
Нукутский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи ПИХАЕВОЙ А.А., при секретаре ШАНАРОВОЙ С.Э.,
с участием помощника прокурора Нукутского района ПЕТРОВА В.В.,
ответчиков ФИО1 и ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № по исковому заявлению прокурора Нукутского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным заключение трудового договора между администрацией муниципального образования «<адрес>» и ФИО2, о прекращении трудового договора заключенного между администрацией муниципального образования «<адрес>» и ФИО2 на основании п.11 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ с даты вступления решения в законную силу,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился прокурор Нукутского района с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным заключение трудового договора между администрацией муниципального образования «<адрес>» и ФИО2 о прекращении трудового договора заключенного между администрацией муниципального образования «<адрес>» и ФИО2 на основании п.11 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ с даты вступления решения в законную силу.
В исковом заявлении указывается, что прокуратурой Нукутского района проведена проверка исполнения федерального законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции при назначении на должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «<адрес>».
Статьей 15 Конституции РФ предусмотрено, что на территории государства действуют законы, которые обязаны соблюдать органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определены правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации, которые состоят из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых акты субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, решений, принятых на сходах граждан, и иных муниципальных правовых актов.
В статье 6 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» дано определение должности муниципальной службы: должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Одним из основных принципов Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», указанных в статье 3, провозглашена публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В качестве организационных основ в статье 5 Закона указано, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Статьей 4 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» определены основные принципы муниципальной службы, к числу которых относится равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.
Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлена взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы, которая обеспечивается посредством: 1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы; 2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы; 3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих и т.д.
При этом частью 1 статьи 22 Закона установлено, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Эти же требования установлены и Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации». В частности в статье 17 указанного Закона определено, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.
ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации положений законов о гражданской службе и муниципальной службе Думой МО «<адрес>» принято решение №, которым утверждено Положение «О порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в муниципальном образовании «<адрес>» (далее - Положение).
Данное решение принято в целях обеспечения равного доступа граждан к муниципальной службе в администрации муниципального образования «<адрес>», а также в целях обеспечения права муниципальных служащих на должностной рост на конкурсной основе.
Указанным Положением определены условия и порядок организации и проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в муниципальном образовании «<адрес>» (Разделы 3, 4).
Положение не содержит каких-либо исключений и случаев, при которых конкурс на замещение должности муниципальной службы не проводится. Таким образом, при наличии установленного Положением порядка проведения конкурса, возможность заключения трудового договора с муниципальным служащим по конкурсу либо без него, не может зависеть от усмотрения работодателя, т.к. определена правилами указанного Положения. Иная позиция администрации муниципального образования «<адрес>» не отвечает общеправовым критериям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, допускает возможность неограниченного усмотрения работодателя в процессе правоприменения.
Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрации муниципального образования «<адрес>» открылась вакансия председателя МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «<адрес>».
В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, а также Положения «О порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в муниципальном образовании «<адрес>», утв. решением Думы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2 назначен на главную должность муниципальной службы - председатель МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «<адрес>» без проведения обязательного конкурса (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №).
Пунктом 11 статьи 77 ТК РФ предусмотрено, что основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса). Статья 84 ТК РФ конкретизирует случаи нарушения установленных Трудовым Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, которая также имеет ссылку на другие случаи, предусмотренные федеральными законами.
Учитывая, что трудовой договор администрацией муниципального образования «<адрес>» с ФИО2 заключен с нарушением правил, предусмотренных ст.ст. 4, 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст.ст. 7, 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции», а также решения Думы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, без проведения конкурса, он не может продолжать замещать указанную должность, в связи с чем трудовой договор, заключенный с ним, подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц. Нарушение принципа на равный доступ граждан к муниципальной службе в администрации муниципального образования «<адрес>» нарушает права неопределенного круга лиц. Соблюдение этого принципа обеспечивается проведением конкурса на занятие вакантных должностей муниципальной службы.
С учетом изложенного прокурор <адрес> просит:
Признать незаконным заключение трудового договора между администрацией муниципального образования «<адрес>» и ФИО2.
Прекратить трудовой договор, заключенный между администрацией муниципального образования «<адрес>» и ФИО2, на основании п. 11 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ с даты вступления решения в законную силу.
В судебном заседании прокурор Петров В.В. исковые требования поддержал в полном объеме и суду пояснил, что статьей 4 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» определены основные принципы муниципальной службы, к числу которых относится равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.
Статьей 7 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлена взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы, которая обеспечивается посредством: 1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы; 2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы; 3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих и т.д..
При этом часть 1 статьи 22 Закона установлено, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Эти же требования установлены и Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации». В частности в статье 17 указанного Закона определено, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации положений законов о гражданской службе и муниципальной службе Думой МО «<адрес>» принято решение №, которым утверждено Положение «О порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в муниципальном образовании «<адрес>» (далее Положение).
Данное решение принято в целях обеспечения равного доступа граждан к муниципальной службе в администрации муниципального образования «<адрес>», а также в целях обеспечения права муниципальных служащих на должностной рост на конкурсной основе.
Указанным Положением определены условия и порядок организации и проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в муниципальном образовании «<адрес>» (Разделы 3, 4).
Положение не содержит каких-либо исключений и случаев, при которых конкурс на замещение должности муниципальной службы не проводится. Таким образом, при наличии установленного Положением порядка проведения конкурса, возможность заключения трудового договора с муниципальным служащим по конкурсу либо без него, не может зависеть от усмотрения работодателя, т.к. определена правилами указанного Положения. Иная позиция администрации муниципального образования «<адрес>» не отвечает общеправовым критериям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, допускает возможность неограниченного усмотрения работодателя в процессе правоприменения.
Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрации муниципального образования «<адрес>» открылась вакансия председателя МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «<адрес>».
В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, а также Положения «О порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в муниципальном образовании «<адрес>», утв. решением Думы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2 назначен на главную должность муниципальной службы – председатель МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «<адрес>» без проведения обязательного конкурса (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №).
Учитывая, что трудовой договор администрацией муниципального образования «<адрес>» с ФИО2 заключен с нарушением правил, предусмотренных ст.ст. 4. 17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст.ст. 7, 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции», а также решения Думы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, без проведения конкурса, он не может продолжать замещать указанную должность, в связи с чем трудовой договор, заключенный с ним, подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 77 и ст. 84 ТКРФ.
Довод ответчика о том, что ФИО2 был назначен на должность муниципальной службы – председатель МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «<адрес>» без проведения обязательного конкурса, в связи с тем, что он был включен в кадровый резерв муниципальной службы в МО «<адрес>» считает несостоятельным.
Так, согласно п. 7.12 Положения о порядке формирования резерва и работы с лицами, включенными в резерв муниципальной службы в муниципальном образовании «<адрес>», утвержденное постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № при решении вопроса о назначении на муниципальную должность по результатам проведения конкурса, лица, состоящие в кадровом резерве на замещение данной муниципальной должности, при прочих равных условиях обладают преимуществом по отношению к другим конкурсантам.
Таким образом, при наличии Положения «О порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в муниципальном образовании «<адрес>», утвержденное решением Думы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № конкурс должен проводиться в обязательном порядке, а решение о его проведении или не проведении не может зависеть от усмотрения работодателя.
На основании изложенного, прокурор Петров В.В. просит признать незаконным заключение трудового договора между администрацией муниципального образования «<адрес>» и ФИО2.
Прекратить трудовой договор, заключенный между администрацией муниципального образования «<адрес>» и ФИО2, на основании п. 11 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ с даты вступления решения в законную силу.
Представитель администрации <адрес> ФИО1 исковые требования прокурора <адрес> не признала и представила суду возражение в котором указывается следующее:
Учитывая, что в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 25-ФЗ) урегулированы несколько вопросов кадровой работы.
1)Так, согласно ч. 1 ст. 17 при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Конкурс - это один из способов замещения вакантной должности. Применяется на государственной и муниципальной службе. На муниципальной службе конкурс пока не стал единственным или преобладающим способом замещения должности муниципальной службы. Поэтому в данной части статьи ФЗ № 25-ФЗ говорится лишь о возможности проведения конкурса.
Должности гражданской службы по общему правилу замещаются по конкурсу. Исключения из этого правила установлены в ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - ФЗ № 79-ФЗ).
Данной статьей ФЗ № 79-ФЗ предусмотрено, что конкурс не проводится:
1.При назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники» (советники);
2.При заключении срочного служебного контракта;
3.При назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.
2)В частности в ст. 18 ФЗ №25-ФЗ определено, что аттестация муниципального служащего - оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы. Аттестации подлежат муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы, предусмотренные реестром муниципальных должностей муниципальной службы.
Аттестация муниципальных служащих призвана способствовать совершенствованию деятельности органов местного самоуправления:
- по подбору, повышению квалификации и расстановке муниципальных служащих;
- определению уровня их профессиональной подготовки и соответствия замещаемой должности муниципальной службы.
По итогам аттестации аттестационная комиссия принимает в отношении муниципального служащего одно из следующих решений:
- соответствует замещаемой должности;
-соответствует замещаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности;
- не соответствует замещаемой должности.
Руководитель органа местного самоуправления на основании решения аттестационной комиссии о соответствии муниципального служащего замещаемой должности и с учетом ее рекомендаций может принять решение:
-о повышении муниципального служащего в должности;
-о присвоении муниципальному служащему очередного квалификационного разряда;
-о включении муниципального служащего в резерв на выдвижение на вышестоящую должность;-об увеличении денежного содержания в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами муниципальных образований.
Организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование - важное направление кадровой работы в муниципальном образовании.
В настоящее время кадровый резерв является одним из основных источников пополнения кадров в органах местного самоуправления. Он представляет собой скомплектованную на основе индивидуального отбора группу муниципальных служащих, обладающих необходимыми профессиональными, морально-этическими и деловыми качествами и отвечающих установленным квалификационным требованиям.
Создание кадрового резерва должно обеспечить непрерывность, преемственность и эффективность деятельности органов муниципального образования.
К числу основных задач формирования резерва относятся:
- формирование качественного кадрового состава;
- стимулирование повышения профессионализма, служебной активности;
- своевременное замещение вакантных должностей;
- обеспечение права на должностной рост;
- целенаправленное повышение квалификации и переподготовка кандидатов, состоящих в резерве, и т.д.
Учитывая, что статьей 11 ФЗ № 25-ФЗ предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе.
3)Далее, частью 1 статьи 28 ФЗ № 25- ФЗ предусмотрено, что кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя: формирование кадрового состава для замещения должностей муниципальной службы.
В ст. 32 ФЗ №25-ФЗ формирование кадрового резерва для замещения должностей муниципальной службы выделяется в качестве приоритетного направления формирования кадрового состава муниципальной службы. От эффективности использования кадрового резерва напрямую зависит, какие кадры придут на муниципальную службу в ближайшее будущее. Наличие резерва позволяет оперативно реагировать на любые изменения кадровых потребностей муниципального образования. Являясь реестром муниципальных служащих, обладающих необходимыми данными для дальнейшего должностного роста на различных должностях муниципальной службы, кадровый резерв представляет собой проверенный и устойчивый организационно-кадровый ресурс местного самоуправления.
Работа по формированию резерва кадров включает в себя:
- определение потребности в кадрах;
- подбор и изучение кандидатов на зачисление в резерв;
- комплектование резерва кадров.
При определении численности кадрового резерва учитывается как текущая, так и перспективная потребность в кадрах.
Текущие потребности определяются наличием вакантных должностей в связи с увольнением, временным длительным отсутствием муниципального служащего (отпуск по уходу за ребенком, длительные командировки и т.п.), назначением муниципального служащего на вышестоящую должность, переводами и иными случаями внутреннего движения кадров.
На основании ст. 33 ФЗ № 25-ФЗ в муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы. Руководствуясь данной статьей ФЗ № 25-ФЗ было утверждено Положение о порядке формирования резерва и работы с лицами, включенными в резерв муниципальной службы в муниципальном образовании, утвержденное постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение).
Так, в соответствии с п. 7.1 ст. 7 Положения кадровый резерв на замещение муниципальных должностей муниципальной службы в Администрации МО «<адрес>» формируется из числа:
-муниципальных служащих;
-руководителей и специалистов предприятий и учреждений;
-лиц, включенных в состав перспективного кадрового резерва;
-лиц, прекративших полномочия и (или) уволенных с муниципальной службы;
-лиц, принимавших участие и не победивших в конкурсах на замещение вакантных муниципальных должностей, но показавших высокие результаты в ходе конкурсного отбора.
Вакантная должность муниципальной службы замещается муниципальным служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, по решению представителя нанимателя. Представитель нанимателя вправе воспользоваться в случае необходимости существующим кадровым резервом, но он не обязан подбирать кандидатуры для замещения вакантных должностей только из состава кадрового резерва.
Таким образом, осуществляя кадровую политику, представитель нанимателя использует кадровый резерв по собственному усмотрению, как и проведение конкурса.
Учитывая также, что работодатель должен иметь определенную свободу для заключения трудового договора. Иначе трудовой договор превращается в обязанность работодателя, а обязанность не может лежать в основе соглашения.
В данном случае, Администрацией МО «<адрес>» на замещение муниципальных должностей муниципальной службы из числа муниципальных служащих был включен в кадровый резерв на должность председателя КУМИ МО «<адрес>» ФИО2, согласно которому был назначен председателем КУМИ МО «<адрес>».
На основании вышеизложенного, считают исковое заявление прокурора <адрес> необоснованным и просят оставить его без удовлетворения.
Ответчик ФИО2 исковые требования прокурора <адрес> не признал и поддержал позицию представителя ответчика ФИО1
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Согласно положениям статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, при осуществлении возложенных на него функций вправе, в том числе, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; вносит представление об устранении нарушений закона. В соответствии с ч.1 статьи 27 Закона, прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
Прокурором Нукутского района Г. в адрес мэра МО «<адрес>» С., было внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции, в котором прокурор требует:
1.Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры <адрес>.
2.Принять меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
3.Расторгнуть трудовой договор, заключенный между администрацией МО «<адрес>» и ФИО2 на основании п.11 ст.77 и ст.84 ТК РФ.
4.По выявленным нарушениям провести служебную проверку, по результатам которой решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.
Из ответа на представление, данным мэром МО «<адрес>» С. следует, что на замещение муниципальной должности муниципальной службы из числа муниципальных служащих был включен в кадровый резерв на должность председателя КУМИ МО «<адрес>» ФИО2. Наложение дисциплинарного взыскания на должностных лиц администрации МО «<адрес>», считают необоснованным.
На основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ г., муниципальное образования «<адрес>» в лице мэра МО «<адрес>» С. и гражданин ФИО2 ( муниципальный служащий) заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем:
Муниципальный служащий обязуется исполнять должностные обязанности председателя муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «<адрес>» в соответствии с должностной инструкцией. Трудовой договор заключается на определенный срок. Дата начала действия договора ДД.ММ.ГГГГ г., дата окончания действия договора ДД.ММ.ГГГГ г.
Муниципальный служащий приступает к выполнению своих обязанностей в срок, установленный распоряжением о приеме (назначении) на работу.
Как установлено в судебном заседании, в список резерва МКУ КУМИ МО «<адрес>» на основании предложения бывшего председателя М. включен ДД.ММ.ГГГГ на замещение должности председателя МКУ КУМИ МО «<адрес>». начальник юридического отдела ФИО2.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно указанному закону основным из принципов провозглашена публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В качестве меры по профилактике коррупции в статье 6 указано на предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.
Статьей 3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определены правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации, которые состоят из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставов муниципальных образований, решений, принятых на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В статье 6 названного закона дано определение должности муниципальной службы: должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Статьей 4 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определены основные принципы муниципальной службы, к числу которых относится равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.
В соответствии со ст. 47 ч.2 Устава муниципального образования « <адрес>», утвержденного Думой МО « <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, следует, что поступление на муниципальную службу, ее прохождение и прекращение, а также организация муниципальной службы осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством о муниципальной службе, муниципальными правовыми актами.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения федерального законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в администрации МО «<адрес>», в результате которой установлено, что в администрации МО «<адрес>» открылась вакансия председателя МКУ КУМИ МО «<адрес>» (должность муниципальной службы).
На основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ на указанную должность принят ФИО2.
Назначение ФИО2 на должность муниципальной службы было произведено без проведения конкурса.
Статьей 7 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлена взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы, которая обеспечивается посредством:
1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы; 2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы; 3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих; 4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы и т.д.
Статьей 22 указанного Федерального закона установлено, что поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы осуществляется по конкурсу. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Эти же требования установлены и Федеральным Законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, положениями статьи 17 указанного закона определено, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования (часть 1). Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы (часть 2).
Решением Думы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № 48, утверждено положение «О порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в муниципальном образовании «<адрес>» (далее по тексту - Положение).
Указанным Положением определен порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в муниципальном образовании «<адрес>». При этом Положение не содержит каких-либо исключений и случаев, при которых конкурс на замещение должности муниципальной службы не проводится, а следовательно, заключению трудового договора на должность муниципального служащего администрации МО «<адрес>» должен предшествовать конкурс.
Выводы суда в этой части не противоречат положениям состоящих между собой в нормативном единстве частей 1 и 2 статьи 17 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Доводы представителя администрации МО «<адрес>», что указанная правовая норма позволяет работодателю по своему усмотрению принимать решение о возможности заключения трудового договора с муниципальным служащим после проведения конкурса либо без такового, суд находит несостоятельными.
Такая позиция администрации МО «<адрес>» не отвечает общеправовым критериям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, а кроме того допускает возможность неограниченного усмотрения работодателя в процессе правоприменения, что недопустимо.
В данном случае, при наличии установленного Положением порядка проведения конкурса, возможность заключения трудового договора с муниципальным служащим по конкурсу либо без него, зависит не от усмотрения работодателя, а от правил указанного Положения.
В соответствии п. 7.12 Положения о порядке формирования резерва и работы с лицами, включенными в резерв муниципальной службы в муниципальном образовании «<адрес>», утвержденное постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № при решении вопроса о назначении на муниципальную должность по результатам проведения конкурса, лица, состоящие в кадровом резерве на замещение данной муниципальной должности, при прочих равных условиях обладают преимуществом по отношению к другим конкурсантам.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в нарушение указанных выше норм федерального законодательства, а также решения Думы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2 назначен на должность председателя муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом» муниципального образования «<адрес>» без проведения обязательного конкурса.
В соответствии с пунктом 11 статьи 77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
Согласно статье 84 Трудового кодекса РФ, трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы. Указанная норма конкретизирует случаи нарушения установленных Трудовых Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, в том числе, содержит ссылку на другие случаи, предусмотренные федеральными законами.
При этом фраза «исключают возможность продолжать работу» означает, что если в период действия трудового договора будет обнаружено, что при его заключении было нарушено то или иное указанное в данной статье правило, работодатель не вправе оставить работника на работе, обусловленной таким трудовым договором.
Назначением ФИО2 на муниципальную должность без проведения конкурса нарушены права неопределенного круга лиц, которые вправе были участвовать в нем.
Учитывая, что заключение трудового договора администрацией МО «<адрес>» с ФИО2 произведено с нарушением правил, предусмотренных ст. ст. 4,17 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. ст. 7, 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции», без проведения конкурса, то он не может продолжать замещать указанную должность, в связи с чем трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным ст. 84 и п. 11 статьи 77 ТК РФ.
Таким образом, у суда имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным заключение трудового договора между администрацией муниципального образования «<адрес>» и ФИО2, о прекращении трудового договора заключенного между администрацией муниципального образования «<адрес>» и ФИО2 на основании п.11 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ с даты вступления решения в законную силу – удовлетворить.
Признать незаконным заключение трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования «<адрес>» и ФИО2.
Прекратить трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенный между администрацией муниципального образования «<адрес>» и ФИО2 на основании п. 11 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ с даты вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Нукутский районный суд.
Председательствующий: А.А. Пихаева