ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-82/19 от 10.04.2019 Родинского районного суда (Алтайский край)

Дело №2-82/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 апреля 2019 года с. Родино

Родинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Круглова В.В.,

при секретаре Оглоблиной З.А.,

с участием заместителя прокурора Родинского района Мошляк О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Родинского района Алтайского края в интересах Ш. к Министерству здравоохранения Алтайского края об обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Родинского района Алтайского края обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах Ш. к Министерству здравоохранения Алтайского края, Администрации Родинского района Алтайского края об обязании совершить действия.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Родинского района в связи с поступившим обращением Ш. проведена проверка исполнения законодательства об основах охраны здоровья граждан в РФ, в результате которой установлено следующее.

Ш.. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию (инвалидность установлена с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ), страдает следующими заболеваниями: хронический гломерулонефрит, морфологически не верифицированный вариант, вторичный нефросклероз, хроническая болезнь почек 5 ст., ЗПТ путем гемодиализа с ДД.ММ.ГГГГ, функционирующая АВФ нижней трети левого предплечья, рецидивирующий двусторонний гидроторакс, гипертоническая болезнь 3 ст., АГЗ, риск 4, ХСН 2А, ФКЗ.

Основным способом лечения хронической почечной недостаточности является заместительная почечная терапия, которая осуществляется посредством гемодиализа. Данная процедура для указанного гражданина является жизненно необходимой.

Ш. согласно врачебным рекомендациям в качестве одного из видов лечения требуется программный гемодиализ не реже 3 раз в неделю по 4 часа 5 минут.

Данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным хронической почечной недостаточностью в рамках постановления Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», а также Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 26.12.2017 N 480.

Ближайшим на расстоянии более 150 км. от с. Родино Родинского района Алтайского края лечебным учреждением, в котором организовано оказание специализированной медицинской помощи посредством гемодиализа пациентам с хронической почечной недостаточностью является ОП ООО «БАРК» г. Рубцовск, расположенное по адресу: г. Рубцовск, бульвар Победы, 5, пом.65.

Финансирование для КГБУЗ «ЦРБ с. Родино» на осуществление бесплатной транспортировки данного гражданина от места его жительства из с. Родино Родинского района Алтайского края до места проведения гемодиализа в г. Рубцовск и обратно не предусмотрено. Проезд пациентов до места оказания медицинских услуг в г. Рубцовск в тариф на оплату медицинской помощи не включен. Возможность проведения программного гемодиализа в КГБУЗ «ЦРБ с. Родино» отсутствует.

Ш.., проживая в с. Родино Родинского района Алтайского края, до места проведения гемодиализа добирается самостоятельно, в связи с чем расходы на проезд превышают размер его пенсии.

При этом прямое транспортное сообщение между с. Родино Родинского района Алтайского края и г. Рубцовском отсутствует, расстояние между данными населенными пунктами составляет более 150 км.

В данном случае значительное удаление специализированного медицинского учреждения, оказывающего Ш. заместительную почечную терапию методом программного гемодиализа, от его места постоянного жительства, создает для данного гражданина значительные трудности, связанные с необходимостью по жизненным показаниям 3 раза в неделю для получения медицинской услуги ездить из с. Родино Родинского района Алтайского края в г. Рубцовск, что свидетельствует о нарушении принципа доступности медицинской помощи гражданину, поскольку в данном случае доступность медицинской помощи напрямую зависит от физической возможности инвалида преодолевать для получения каждой такой жизненно необходимой процедуры расстояние более 150 километров за свой счет, несмотря на состояние своего здоровья.

Пропуск необходимой процедуры гемодиализа может привести к летальному исходу.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1271-н терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.

Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.

Финансирование данного вида специализированной помощи на территории Алтайского края на 2018-2019 г.г. предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 26.12.2017 N 480.

Транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом программного гемодиализа, является в данном случае составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной медицинской услуги по транспортировке Ш. страдающего хронической болезнью почек, от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, должна быть возложена на Министерство здравоохранения Алтайского края и Администрацию Родинского района Алтайского края.

Согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

На основании изложенного прокурор Родинского района просит суд обязать Министерство здравоохранения Алтайского края, Администрацию Родинского района Алтайского края организовать и обеспечить доставку Ш., <данные изъяты>, страдающего хронической почечной болезнью, проживающего на территории Родинского района Алтайского края, от места его фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также обеспечить
финансирование указанных мероприятий. Решение обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании заместитель прокурора Родинского района Алтайского края Мошляк О.А. отказалась от исковых требований к Администрации Родинского района об обязании обеспечить доставку Ш., <данные изъяты>, страдающего хронической почечной болезнью, проживающей на территории Родинского района Алтайского края, от места его фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также обеспечить финансирование указанных мероприятий. Просила в этой части производство по делу прекратить.

На удовлетворении остальных требований настаивала, привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Истец Ш. в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения которого извещен надлежаще, в переданной телефонограмме просил рассмотреть дело без его участия, на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения которого извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил.

В представленном в адрес суда отзыве на исковое заявление указал, что считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниях, указанном в отзыве (л.д. 20-24).

Представитель ответчика Администрации Родинского района Алтайского края, представители третьего лица КГБУЗ «ЦРБ с. Родино» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были надлежаще извещены, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания и какими-либо возражениями относительно исковых требований не обращались.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным провести судебное заседание без участия указанных лиц.

Определением Родинского районного суда от 10 апреля 2019 года отказ прокурора Родинского район от исковых требований к Администрации Родинского района судом принят, производство по делу в этой части прекращено.

Выслушав объяснения заместителя прокурора Родинского района О.А. Мошляк, изучив материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждый согласно статье 41 Конституции Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – закон № 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Одним из принципов охраны здоровья в соответствии с пунктом 6 статьи 4 данного закона является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10 закона № 323-ФЗ).

В силу положений пункта 2 статьи 9 Федерального закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (пункт 5 части 1 статьи 16 закона № 323-ФЗ).

В целях организации оказания населению медицинской помощи и на основании части 1 статьи 81 закона № 323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В соответствии с частью 2 статьи 83 Федерального закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 16 Письма Минздрава Российской Федерации от 13.12.2017 №11-7/10/2-8616 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрено, что заменительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов; при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.

Из содержания п. 21 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данным органом за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе специализированной медицинской помощи.

Постановлением Правительства Алтайского края от 26.12.2017 № 480 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, устанавливающая перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, которым медицинская помощь оказывается бесплатно; порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, и способы ее оплаты.

Источником финансового обеспечения данной Программы, согласно разделу V, являются средства федерального, краевого бюджетов, средства обязательного медицинского страхования. Данным же разделом также установлено, что за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказываются, как первичная медико – санитарная помощь, так и специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов данной помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, в том числе болезнях мочеполовой системы.

Согласно разделу II указанной Программы гражданам Российской Федерации бесплатно предоставляется специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Разделом V Территориальной программы предусмотрено, что финансовое обеспечение при сосудистых осложнениях сахарного диабета (нефропатии), лечение которых проводится методом диализа, застрахованным лицам осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 1.1, подпунктом 1 пункта 2.1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 05 декабря 2016 года №151 (далее – Положение), Министерство здравоохранения Алтайского края является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности. Министерство в установленной сфере деятельности осуществляет реализацию на территории Алтайского края единой государственной политики в области охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности, разработку приоритетных направлений развития здравоохранения края.

Согласно подпункту 7 пункта 2.1.1 Положения Министерство осуществляет обеспечение оказания населению Алтайского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях.

Перевозка граждан, нуждающихся в соответствующей медицинской помощи, в лечебные учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде процедуры гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, является составной частью мероприятия по оказанию услуги, охватывается понятием медицинской помощи, обязанность по организации которой, в силу закона, возложена на субъект Российской Федерации, интересы которого в области здравоохранения представляет ответчик (Министерство здравоохранения Алтайского края).

В настоящее время основным способом лечения хронической почечной недостаточности является заместительная почечная терапия, осуществляемая посредством гемодиализа.

В судебном заседании установлено, что Ш.. зарегистрирован и фактически проживает по <адрес>, и является инвалидом 1 группы по общему заболеванию с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой серия МСЭ-2017 . Инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

По состоянию здоровья Ш. нуждается в получении медицинской помощи методом заместительной почечной терапии гемодиализ, который проводится в ОП ООО «БАРК» г. Рубцовск, расположенном в г. Рубцовск, бульвар Победы, 5, пом. 65, куда больной добирается самостоятельно.

Согласно справке, предоставленной ОП ООО «БАРК» г. Рубцовск от ДД.ММ.ГГГГ, Ш., <данные изъяты> находится на постоянном амбулаторном лечении в ОП ООО «БАРК» г. Рубцовск с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с диагнозом: «хронический гломерулонефрит, морфологически не верифицированный вариант, вторичный нефросклероз, хроническая болезнь почек 5 ст., ЗПТ путем гемодиализа с ДД.ММ.ГГГГ, функционирующая АВФ нижней трети левого предплечья, рецидивирующий двусторонний гидроторакс, гипертоническая болезнь 3 ст., АГЗ, риск 4, ХСН 2А, ФКЗ». Пациент постоянно получает сеансы гемодиализа 3 раза в неделю по 4 часа 5 минут (л.д. 7).

Прямое транспортное сообщение между с. Родино Родинского района Алтайского края и г. Рубцовск отсутствует, следовательно, географическая удаленность населенных пунктов при состоянии здоровья Ш. затрудняет получение им медицинской услуги.

Согласно письма КГБУЗ «Центральная районная больница с. Родино» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что процедура гемодиализа проводится только в специализированных краевых медицинских учреждениях, соответственно данная процедура в КГБУЗ "ЦРБ с. Родино" не проводится.

График проведения гемодиализа у пациентов Ш.. 3 раза в неделю. Данный пациент является инвалидами, нуждающимися в получении медицинской помощи в <адрес> методом заместительной почечной терапии в связи с хронической почечной недостаточностью.

Финансирования для КГБУЗ "ЦРБ <адрес>" на осуществление бесплатной транспортировки указанных граждан от места их жительства до места проведения гемодиализа в г. Рубцовск и обратно не предусмотрено. Проезд пациентов до места оказания медицинских услуг в г. Рубцовск в тариф на оплату медицинской помощи не включен (л.д. 9).

В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи.

Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя представление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2 закона № 323-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 2 закона № 323-ФЗ медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию, имеющих самостоятельное законченное значение.

Статьями 80, 34 закона № 323-ФЗ определено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляется, в том числе, специализированная медицинская помощь, которая оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

В соответствии со статьей 37 этого же Закона медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18.01.2012 N 17н, медицинская помощь взрослому населению по данному профилю оказывается в рамках, в том числе, специализированной медицинской помощи.

В соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.08.2002 № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.

Согласно п. 1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.

Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу.

Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.

Вместе с тем, значительное удаление специализированного медицинского учреждения, оказывающего, в том числе, Ш. заместительную почечную терапию методом программного гемодиализа, от места его постоянного жительства, создает для него значительные трудности, связанные с необходимостью по жизненным показаниям 3 раза в неделю для получения медицинской услуги ездить из с. Родино Родинского района Алтайского края в г. Рубцовск, что свидетельствует о нарушении принципа доступности медицинской помощи гражданам, поскольку в данном случае доступность медицинской помощи напрямую зависит от физической возможности инвалида 1 группы по общему заболеванию, страдающему хроническим гломерулонефритом, морфологически не верифицированным вариантом, вторичным нефросклерозом, хронической болезнью почек 5 ст., ЗПТ путем гемодиализа с ДД.ММ.ГГГГ, функционирующей АВФ нижней трети левого предплечья, рецидивирующим двусторонним гидротораксом, гипертонической болезнью 3 ст., АГЗ, риск 4, ХСН 2А, ФКЗ, преодолевать для получения каждой такой жизненно необходимой процедуры расстояние более 150 километров за свой счет, не смотря на состояние своего здоровья.

Транспортная доступность или так называемая географическая доступность означает, что каждый человек может обратиться к врачу в пределах границ населенного пункта, где он проживает, либо в течение разумного времени передвижения до медицинского учреждения с учетом доступных транспортных средств.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что транспортировка граждан в медицинские учреждения для получения специализированной медицинской помощи в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не относящаяся непосредственно к медицинской услуге, понятие которой определено пунктом 4 статьи 2 закона № 323-ФЗ, является составной частью мероприятия по её оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа, то есть охватывается понятием медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи.

По изложенным основаниям суд считает исковые требования прокурора в интересах Ш.. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Принимая такое решение, суд исходит из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002, изложенной в Определении № 115-О, согласно которому провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан, предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регулирующих оказание гражданам медицинской помощи.

В связи с тем, что транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом программного гемодиализа является в данном случае составляющей частью мероприятия по её оказанию, обязанность по организации и обеспечению бесплатной медицинской услугой по транспортировке материального истца от места жительства до места получения специализированной медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа лежит на ответчике Министерстве здравоохранения Алтайского края ввиду следующего.

Пунктом 6 статьи 16 закона № 323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе, создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения её доступности для граждан.

В силу положений п. 2 ст. 9 Федерального закона № 323 органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323).

В целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 323).

В соответствии с ч. 2 ст. 83 Федерального закона № 323 финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 16 Письма Минздрава Российской Федерации от 13.12.2017 №11-7/10/2-8616 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрено, что заменительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов; при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.

Из содержания п. 21 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данным органом за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе специализированной медицинской помощи.

Постановлением Правительства Алтайского края от 26.12.2017 № 480 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, устанавливающая перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, которым медицинская помощь оказывается бесплатно; порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, и способы ее оплаты.

Источником финансового обеспечения данной Программы, согласно разделу V, являются средства федерального, краевого бюджетов, средства обязательного медицинского страхования. Данным же разделом также установлено, что за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказываются, как первичная медико – санитарная помощь, так и специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов данной помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, в том числе болезнях мочеполовой системы.

Согласно разделу II указанной Программы гражданам Российской Федерации бесплатно предоставляется специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Разделом V Территориальной программы предусмотрено, что финансовое обеспечение при сосудистых осложнениях сахарного диабета (нефропатии), лечение которых проводится методом диализа, застрахованным лицам осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 1.1, подпунктом 1 пункта 2.1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 05 декабря 2016 года №151 (далее – Положение), Министерство здравоохранения Алтайского края является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности. Министерство в установленной сфере деятельности осуществляет реализацию на территории Алтайского края единой государственной политики в области охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности, разработку приоритетных направлений развития здравоохранения края.

Согласно подпункту 7 пункта 2.1.1 Положения Министерство осуществляет обеспечение оказания населению Алтайского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях.

Перевозка граждан, нуждающихся в соответствующей медицинской помощи, в лечебные учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде процедуры гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, является составной частью мероприятия по оказанию услуги, охватывается понятием медицинской помощи, обязанность по организации которой, в силу закона, возложена на субъект Российской Федерации, интересы которого в области здравоохранения представляет ответчик (Министерство здравоохранения Алтайского края).

Принимая во внимание, что гемодиализ на территории населенного пункта, где проживает истец, не проводится, необходимая доступность медицинской помощи не обеспечена, такая услуга доступна в ближайшем населенном пункте – г. Рубцовске, Ш. процедура гемодиализа необходима три раза в неделю, учитывая тот факт, что расходы на перевозку до лечебного учреждения, проводящего процедуру гемодиализа, в состав тарифа за счет средств обязательного медицинского страхования не входят, следовательно, на Министерстве здравоохранения Алтайского края лежит обязанность по обеспечению финансирования перевозки истца до лечебного учреждения и обратно с целью оказания специализированной медицинской помощи - гемодиализа.

Администрация Алтайского края гарантировала за счет средств обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на территории Алтайского края оказание специализированной медицинской помощи, включая проведение лечения методом диализа, следовательно обязанность по организации и обеспечению бесплатной медицинской услугой по транспортировке Ш. от места жительства до места получения специализированной медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа лежит на Министерстве здравоохранения Алтайского края.

Невключение в структуру действующих тарифов на оплату медицинской помощи расходов на доставку пациентов на гемодиализ, не является основанием для отказа в удовлетворении иска и возложении на ответчика заявленной в иске обязанности, поскольку администрация Алтайского края гарантировала за счет средств обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на территории Алтайского края оказание специализированной медицинской помощи, включая проведение лечения методом диализа, при этом оказание такой помощи возложено на Министерство здравоохранения Алтайского края.

Отсутствие принятых нормативных актов субъекта о возможности возмещения расходов по транспортировке, неуказание такого обязательства в качестве расходного обязательства не может нарушать конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции Российской Федерации), при наличии обязанности субъекта Российской Федерации по финансированию таких расходов (п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона № 323, п. 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии с частью 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным; вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Принимая во внимание наличие по настоящему делу особых обстоятельств, связанных с состоянием здоровья истца Ш. являющегося инвалидом I группы, необходимостью по жизненным показаниям получения им специализированной высокотехнологичной медицинской помощи в ОП ООО «БАРК» г. Рубцовск по графику проведения гемодиализа – 3 раза в неделю, его имущественное и социальное положение, суд считает необходимым обратить настоящее решение к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 212 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Родинского района Алтайского края в интересах Ш. к Министерству здравоохранения Алтайского края об обязании совершить действия удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Алтайского края, организовать и обеспечить доставку Ш., <данные изъяты>, страдающего хронической почечной болезнью, проживающего на территории Родинского района Алтайского края, от места его фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также обеспечить финансирование указанных мероприятий.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2019 года.

Председательствующий В.В. Круглов

Дело №2-82/2019