ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-82/20 от 26.05.2020 Кашинского городского суда (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 мая 2020 г. г. Кашин Тверской области

ФИО1 межрайонный суд Тверской области в составе

судьи Чеботаревой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Коваль Ю.И.,

с участием истца ФИО2,

представителей ответчика ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Кашинского межрайонного суда Тверской области гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Тверской области о признании незаконным приказа об увольнении, изменении формулировки основания увольнения, взыскании компенсации при увольнении и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области, указав, что с 30 июня 1979 г. по 28 ноября 2019 г. являлась работником налоговой службы. 18 сентября 2019 г. ею от ответчика получено уведомление об изменении существенных условий служебного контракта, в котором сообщается, что в связи с проведением комплекса мероприятий по передаче территориально-обособленного рабочего места из г. Кашина Тверской области в г. Кимры Тверской области и предстоящего расторжения договоров безвозмездного пользования помещений, используемых для их размещения, с 29 ноября 2019 г. её рабочее место будет находиться по адресу: <адрес>, ей предложено продолжить профессиональную служебную деятельность без изменения должностных обязанностей с рабочим местом в г. Кимры Тверской области.

18 ноября 2019 г. она направила ответчику письмо с просьбой пересмотреть условия увольнения и расторгнуть служебный контракт в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с сохранением всех прав и гарантий работникам, предусмотренным при ликвидации организации.

28 ноября 2019 г. на основании приказа от 25 ноября 2019 г. №01-17/103 она освобождена от занимаемой должности гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения истцом должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (пункт 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), ей была произведена выплата выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка в размере 9 234 руб. 20 коп.

Приказ о расторжении служебного контракта ответчиком ей не выдан в связи с отказом в его предоставлении.

Ответчик незаконно применил основания для увольнения, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации. До 1 декабря 2019 г. в г. Кашине располагалось территориально-обособленное рабочее место №6909 по г. Кашину и Кашинскому району (ТОРМ 6909 по г. Кашину и Кашинскому району), созданное на базе Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области по адресу: <...>, где она исполняла свои трудовые и должностные обязанности на момент увольнения. Любое местонахождение подразделения организации, отличающееся от места её государственной регистрации, которое указано в учредительных документах, означает территориальную обособленность этого подразделения от головного отделения.

В данном случае происходит ликвидация обособленного структурного подразделения Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области - территориально-обособленного рабочего места, расположенного в г. Кашине Тверской области -, а не передача территориально-обособленного рабочего места из г. Кашин в г. Кимры Тверской области.

Указание ответчика, что основанием для передачи территориально-обособленного рабочего места является предстоящее расторжение договоров безвозмездного пользования помещений, используемых для их размещения, не соответствует действительности, поскольку помещения, в которых находилось территориально-обособленное рабочее место по г. Кашину и Кашинскому району Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области, переданы налоговой инспекции на праве оперативного управления.

Уведомление об изменении существенных условий служебного контракта не соответствует принятой форме уведомления, поскольку в нём не указано, о каком именно служебном контракте идёт речь.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы, служебный контракт при сокращении должностей гражданской службы прекращается в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и при упразднении государственного органа - в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Работодателем неверно указано основание увольнения, основанием для её увольнения должно быть основание, предусмотренное пунктом 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с упразднением обособленного структурного подразделения государственного органа, ей должна быть выплачена согласно пункту 3.1. статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания. Просит:

признать незаконным приказ Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области от 25 ноября 2019 г. №01-17/107 о расторжении с ней служебного контракта с освобождением от занимаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (пункт 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

изменить формулировку основания её увольнения с пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на пункт 8.3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - в связи с упразднением обособленного структурного подразделения государственного органа;

взыскать с Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области в её пользу компенсацию в размере четырёхмесячного денежного содержания с учётом выплаченного ей выходного пособия.

В ходе рассмотрения дела истец ФИО2 увеличила исковые требования, которые протокольным определением суда от 25 февраля 2020 г. приняты к производству, просит, помимо признания приказа незаконным и изменения формулировки увольнения, взыскать в её пользу компенсацию в размере четырёхмесячного денежного содержания при увольнении в размере 69 288 руб. 08 коп., компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб. 00 коп.

Истец ФИО2 в судебном заседании поддержала свои требования в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что до 29 ноября 2019 г. Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области по адресу, отличающемуся от места государственной регистрации основного офиса,: <...>, было создано обособленное структурное подразделение – Отдел по Кашинскому району, которому присвоен КПП 690932001, через которое осуществлялась деятельность Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области на территории Кашинского района. По своему правовому статусу, фактическому исполнению ею трудовых обязанностей территориально - обособленное рабочее место в г. Кашин представляло собой обособленное структурное подразделение. Структура инспекции, штатные расписания постоянно изменялись, но место её работы, фактический адрес и суть исполняемых обязанностей оставались прежними. 20 лет она ежедневно выходила на работу в один и тот же кабинет, на полностью оборудованное рабочее место. Ответчик признал факт нахождения её рабочего места в г. Кашин. Исчерпывающий перечень существенных условий служебного контракта изложен в пункте 3 статьи 24 Федерального закона №79-ФЗ. Изменение существенных условий предусматривает только изменения в профессиональной служебной деятельности, но не перевод её рабочего места, как старшего специалиста, в другую местность. Согласно пункту 9 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации перевод работника в другое административно-территориальное образование возможен только при изменении адреса регистрации головной организации, то есть вместе с работодателем. Её работодатель с момента регистрации и до момента её увольнения осуществлял свою деятельность по адресу: <...>, ответчиком проведена ликвидация структурного подразделения в г. Кашин. Следовательно, увольнение должно осуществляться с соблюдением правил, предусмотренных для случаев ликвидации организации, то есть по пункту 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ в связи с упразднением обособленного структурного подразделения государственного органа.

Представители ответчика ФИО3, ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали доводы, изложенные в отзыве на иск, из которого следует, что 5 августа 2005 г. между Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области и ФИО2 заключен служебный контракт №141, в соответствии с которым ФИО2 обязалась исполнять должностные обязанности по должности листа 1 категории отдела работы с налогоплательщиками №2. 17 января 2012 г. в дополнение к служебному контракту от 9 августа 2005 г. №141 между Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области и ФИО2 заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым ФИО2 обязалась исполнять должностные обязанности по должности старшего специалиста 2 разряда отдела работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области. Письмом Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 6 сентября 2019 г. №03-11/12515@, изданным в целях экономии бюджетных средств на содержание зданий и земельных участков под ними, а так же во избежание необоснованных затрат на эксплуатацию и ремонт служебных помещений инспекции поручено не позднее 31 декабря 2019 г. провести комплекс мероприятий по передаче территориально-обособленного рабочего места (ТОРМ) в головные офисы и обеспечить расторжение договоров на право возмездного пользования, аренды помещений, используемых для их размещения. Довод ФИО2 о нахождении на праве оперативного управления помещений, где находилось ТОРМ в г. Кашине, не имеет правового значения, поскольку во исполнение приказа ФНС России от 20 марта 2018 г. №ММВ-7-10/158@ «Об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности территориальных органов ФНС России на уровне управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации» инспекция провела инвентаризацию имущества, находящегося в ТОРМ, и его передачу, 23 декабря 2019 г. прекращено право оперативного управления инспекции в отношении помещений, где находилось ТОРМ в г. Кашине. 18 сентября 2019 г. ФИО2 ознакомлена с уведомлением об изменении существенных условий служебного контракта, а именно о проведении комплекса мероприятий по передаче ТОРМ из г. Кашина Тверской области в г. Кимры Тверской области и предстоящего расторжения договоров безвозмездного пользования помещений, используемых для их размещения, о том, что с 29 ноября 2019 г. рабочее место ФИО2 будет находиться по адресу: <адрес>. ФИО2 в соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации предложено продолжить профессиональную служебную деятельность без изменения должностных обязанностей по должности старшего специалиста 2 разряда отдела работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области с рабочим местом в г. Кимры Тверской области. ФИО2 разъяснено об увольнении по пункту 7 части 1 статьи 33 Федерального закона №79-ФЗ по истечении двух месяцев в случае не согласия. В тот же день ФИО2 выразила свое несогласие работать в должности старшего специалиста 2 разряда отдела работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области. 28 ноября 2019 г. на основании приказа от 25 ноября 2019 г. №01-17/103 служебный контракт с ФИО2 расторгнут, ФИО2 освобождена от замещаемой должности и уволена с гражданской службы в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта по пункту 7 части 1 статьи 33 Федерального закона №79-ФЗ, ФИО2 выплачено выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка. Довод ФИО2 о не выдаче ей приказа о расторжении служебного контракта несостоятелен, так как ФИО2 с заявлением о выдаче ей копии приказа о расторжении служебного контракта в инспекцию не обращалась. При увольнении служащего по пункту 7 части 1 статьи 33 Федерального закона №79-ФЗ выплата выходных пособий этим законом не установлена. Однако, в силу статьи 73 Федерального закона №79-ФЗ инспекция применила положение статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации и выплатила ФИО2 выходное пособие. Довод ФИО2 о том, что форма уведомления не соответствует принятой, не состоятелен, поскольку форма уведомления не регламентирована ни Федеральным законом №79-ФЗ, ни Трудовым кодексом Российской Федерации. ФИО2 просит изменить формулировку основания увольнения с пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона №79-ФЗ на пункт 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79ФЗ - упразднение государственного органа, полагая, что следовало учитывать факт расторжения с ней служебного контракта в связи с ликвидацией обособленного структурного подразделения. Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона №79-ФЗ служебный контракт - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Существенные условия служебного контракта установлены в части 3 статьи 24 Федерального закона №79-ФЗ. В части 5 этой статьи закреплено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Порядок изменения существенных условий служебного контракта регламентирован нормами статьи 29 Федерального закона №79-ФЗ. При этом законодатель предусмотрел специальные гарантии государственным служащим. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона №79-ФЗ (части 3 и 4 статьи 29). ФИО2 выразила свое несогласие с исполнением должностных обязанностей по занимаемой должности по месту инспекции в г. Кимры, в связи с чем уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с отказом от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта с соблюдением срока уведомления. Данные изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности вызваны выше указанными актами федеральных и региональных органов ФНС России, инспекция не упразднена, является действующим территориальным органом ФНС России в соответствии с Положением об Инспекции, утверждённым Руководителем УФНС России по Тверской области 29 декабря 2018 г. Согласно уведомлению о снятии российской организации в налоговом органе от 29 ноября 2019 г. №540230167 обособленное подразделение отдел по Кашинскому району снято с учёта 29 ноября 2019 г. Обособленное подразделение не имело самостоятельного штатного расписания, должность старшего специалиста 2 разряда отдела работы с налогоплательщиками, которую занимала ФИО2, вследствие изменения условий профессиональной служебной деятельности сокращена не была, и ликвидации отдела, в котором работал истец, не произошло, изменилось место исполнения должностных обязанностей, поскольку отдел работы с налогоплательщиками, в котором работала истец, фактически не ликвидирован, а находится в г. Кимры.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и оценив их в совокупности с положениями статьями 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что со 2 июля 1990 г. по 30 июня 2000 г. ФИО2 работала в Государственной налоговой инспекции по г. Кашину и Кашинскому району, впоследствии преобразованной в инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кашинскому району.

С 1 июля 2000 г. в порядке перевода из инспекции МНС РФ по Кашинскому району ФИО2 принята на должность специалиста 1 категории в отдел по Кашинскому району Кимрской межрайонной инспекции МНС РФ Тверской области, которая приказом Управления МНС по Тверской области от 24 октября 2001 г. №114 переименована в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №4 по Тверской области.

На основании приказа Федеральной налоговой службы от 22 ноября 2004 г. №САЭ-3-15/120 Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №4 по Тверской области преобразована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №4 по Тверской области.

С 25 февраля 2005 г. ФИО2 назначена на должность специалиста 1 категории отдела работы с налогоплательщиками №2 Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области.

9 августа 2005 г. между Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области и ФИО2 заключен соответствующий служебный контракт №141 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе в должности специалиста 1 категории отдела работы с налогоплательщиками №2 Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области (т. 1 л.д. 16-24, 130-150, 151-204, 205-207, 213-218).

17 января 2012 г. в связи с упразднением отдела работы с налогоплательщиками №2 ФИО2 переведена на должность старшего специалиста 2 разряда отдела работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области (т. 1 л.д. 16-24, т. 2 л.д. 60-65, т.4 л.д. 83-85).

11 февраля 2013 г. в связи с сокращением должности ФИО2 переведена временно на должность старшего специалиста 2 разряда отдела работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области (т. 1 л.д. 16-24, т. 2 л.д. 82-104).

С 25 октября 2013 г. ФИО2 переведена постоянно на должность старшего специалиста 2 разряда отдела работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области, между Инспекцией и ФИО2 заключено дополнительное соглашение к служебному контракту №141 от 9 августа 2005 г., в соответствии с которым ФИО2 обязалась исполнять должностные обязанности старшего специалиста 2 разряда отдела работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области (т. 1 л.д. 16-24, 35, т.2 л.д. 105-108).

Приказом УФНС России по Тверской области от 26 декабря 2018 г. №01-04/282 утверждена структура Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области, в состав инспекции вошёл отдел работы с налогоплательщиками со штатной численностью 15 единиц (т. 1 л.д. 85-86).

В соответствии с письмом УФНС России по Тверской области от 6 сентября 2019 г. №03-11/01/12515@ Межрайонной ИФНС России №4 поручено не позднее 31 декабря 2019 г. в целях экономии бюджетных средств на содержание зданий и земельных участков под ними, а также во избежание необоснованных затрат на эксплуатацию и ремонт служебных помещений, используемых сверх нормативов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 №3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений», провести комплекс мероприятий по передаче территориально-обособленных рабочих мест в головные офисы и обеспечить расторжение договоров на право безвозмездного пользования, аренды помещений, используемых для их размещения (т. 1 л.д. 76).

18 сентября 2019 г. ФИО2 получила от Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области уведомление об изменении существенных условий служебного контракта, согласно которому ФИО2 предупреждена об изменении условий служебного контракта, а именно о передаче с 29 ноября 2019 г. территориально-обособленного рабочего места из г. Кашина Тверской области в г. Кимры Тверской области, ФИО5 предложена должность старшего специалиста 2 разряда отдела работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области с рабочим местом в г. Кимры Тверской области. В этот же день ФИО2 ознакомилась с уведомлением и выразила не согласие исполнять обязанности по предложенной должности (т. 1 л.д. 40, т. 3 л.д. 24).

28 ноября 2019 г. служебный контракт с ФИО2 расторгнут на основании пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с отказом от предложенной для замещения должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (т. 1 л.д. 16-24, т. 3 л.д. 25).

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ).

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии со статьёй 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.

Следовательно, данной статьёй предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ служебный контракт представляет собой соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Требования к содержанию и форме служебного контракта установлены в статье 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, согласно положениям части 3 которой одним из таких условий является наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа.

Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (часть 5 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ).

В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определённых сторонами существенных условий служебного контракта. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ (статья 29 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ).

Пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ закреплено такое общее основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы, как отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 названного Федерального закона).

Из приведённых нормативных положений следует, что изменение существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является исключением из общего правила, обусловленным объективной невозможностью сохранения ранее определенных условий служебного контракта в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности.

Об изменении существенных условий служебного контракта государственный гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения, государственному гражданскому служащему предоставлено право выразить свое согласие на замещение должности государственной гражданской службы и прохождение государственной гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе.

Представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО2 исполняла обязанности в территориально-обособленного рабочем месте г. Кашина Тверской области Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области по адресу: Тверская область, г.иКашин, ул. Карла Маркса, д. 16а, при этом место выполнения ФИО2 трудовой функции в служебном контракте не указано.

Исходя из штатного расписания, утверждённого приказом Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области от 9 октября 2019 г., на 1 октября 2019 г. замещаемая истцом должность относилась к должностям отдела работы с налогоплательщиками (т. 1 л.д. 92-93).

Согласно должностному регламенту по замещаемой ФИО2 должности старший специалист 2 разряда отдела работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области непосредственно подчиняется начальнику отдела. Из должностного регламента также следует, что должность старшего специалиста 2 разряда подразумевает реализацию задач и функций, возложенных на весь отдел в целом, а не на территориально-обособленное рабочее место г. Кашина Тверской области (т. 2 л.д. 109-112).

6 сентября 2019 г. УФНС России по Тверской области было дано Межрайонной ИФНС России №4 указание о передаче территориально-обособленных рабочих мест в головные офисы и обеспечении расторжения договоров на право безвозмездного пользования, аренды помещений, используемых для их размещения.

6 сентября 2019 г. ФИО2 была уведомлена об изменении существенных условий служебного контракта (передача территориально-обособленных рабочих мест в головные офисы), осуществляемом во исполнение поручения УФНС России по Тверской области, изложенном в письме от 6 сентября 2019 г. №03-11/01/12515@, одновременно ей была предложена должность старшего специалиста 2 разряда отдела работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области с рабочим местом в г. Кимры Тверской области.

Данное обстоятельство суд расценивает как изменение существенных условий служебного контракта, поскольку Межрайонная ИФНС России №4 по Тверской области в целях экономии бюджетных средств на содержание зданий и земельных участков под ними, а также во избежание необоснованных затрат на эксплуатацию и ремонт служебных помещений, используемых сверх нормативов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 №3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений», провела комплекс мероприятий по передаче территориально-обособленного рабочего места в г. Кашин Тверской области в головной офис г. Кимры Тверской области, что привело к изменению существенных условий заключенного с ФИО2 служебного контракта, которое обусловлено объективной невозможностью сохранения ранее определённых условий контракта в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности.

Из материалов дела следует, что ФИО2 не выразила согласия занять предложенную ей должность государственной гражданской службы, в связи с чем у ответчика имелись основания для увольнения истца с государственной гражданской службы по пункту 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ.

Учитывая, что наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа относится к существенным условиям служебного контракта, то при сохранении прежних должностных обязанностей ФИО2 в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности было предоставлено право выразить свое согласие на замещение иной должности государственной гражданской службы и прохождение государственной гражданской службы в том же государственном органе, однако данным правом она не воспользовалась.

Доводы истца о незаконности ее увольнения на основании п.7 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и необходимости изменения формулировки увольнения по пункту 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ в связи с упразднением обособленного структурного подразделения государственного органа, суд считает несостоятельными, основанными на субъективном, ошибочном толковании норм материального права.

Как установлено судом, изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности ФИО2 вызваны принятыми актами федеральных и региональных органов ФНС России, во исполнение которых обособленное подразделение Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области в г. Кашине снято с учёта 29 ноября 2019 г.

При этом инспекция не упразднена, является действующим территориальным органом ФНС России в соответствии с Положением об Инспекции, утверждённым Руководителем УФНС России по Тверской области 29 декабря 2018 г., закрытие территориально-обособленного рабочего места в г. Кашине Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области не привело к уменьшению штатной численности Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области и сокращению должностей государственной гражданской службы.

Как следует из штатного расписания Инспекции по состоянию на 1 октября 2019 г. и на 1 января 2020 г., должность старшего специалиста 2 разряда отдела работы с налогоплательщиками, которую занимала ФИО2, вследствие изменения условий профессиональной служебной деятельности сокращена не была, функции и задачи старшего специалиста 2 разряда отдела работы с налогоплательщиками после упразднения территориально-обособленного рабочего места в г. Кашине не изменились. Ликвидации находящегося в г. Кимры отдела, в котором работала ФИО2, как и прекращения деятельности Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области в Кашинском городском округе Тверской области, не произошло.

Оснований применения пункта 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ в данном случае не имеется.

При таких обстоятельствах заявленные исковые требования ФИО2 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Тверской области о признании незаконным приказа об увольнении, изменении формулировки основания увольнения, взыскании компенсации при увольнении и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через ФИО1 межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 2 июня 2020 г.

Судья

1версия для печатиДело № 2-82/2020 (2-95/2019;) ~ М-31/2019 (Решения)