ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-82/2014 от 07.03.2014 Апанасенковского районного суда (Ставропольский край)

  РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 с.Дивное 7 марта 2014 года

 Апанасенковский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кольцовой Н.В.,

 с участием помощника прокурора прокуратуры Апанасенковского района Ставропольского края Наумовой Т.Т.,

 третьего лица ФИО1

 при секретаре Лаптеве А.Ю.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Апанасенковского района Ставропольского края к администрации муниципального образования с.Дивного Апанасенковского района Ставропольского края о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации по обслуживанию многоквартирного дома незаконным, обязании проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации на содержание и (или) выполнение работ по ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Апанасенковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования с.Дивного Апанасенковского района Ставропольского края о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации по обслуживанию многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным, обязании проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации на содержание и (или) выполнение работ по ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, указывая в обоснование иска на следующее. Прокуратурой района проведена проверка надлежащего содержания жилых домов и придомовой территории, в том числе, <адрес>, в ходе которой не были представлены сведения о том, что обязанность по содержанию и управлению указанным домом на основании договора передана какой-либо организации. В ходе проверки установлено, что все помещения в многоквартирном доме находятся в собственности граждан. На общем собрании <дата> все собственники приняли решение и в качестве способа управления многоквартирным домом избрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. По итогам данного собрания был составлен соответствующий протокол от <дата> В протоколе общего собрания вопрос о заключении договоров на обслуживание дома не решался, собственниками помещений в жилом доме не заключены договоры по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Исходя из положений действующего жилищного законодательства, открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в том случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, либо если такое решение не реализовано. В нарушение ч.4 ст.161 ЖК РФ открытый конкурс по отбору управляющей компании ответчиком не проведен.

 В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Наумова Т.Т. уточнила заявленные требования, поддержала основания иска, просила суд признать бездействие администрации МО с.Дивного Апанасенковского района СК, выразившееся в непринятии мер по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации по обслуживанию многоквартирного <адрес> в с.Дивное Апанасенковского района СК незаконным, обязать администрацию МО с.Дивного Апанасенковского района Ставропольского края провести открытый конкурс по отбору управляющей организации на содержание и (или) выполнение работ по ремонту общего имущества многоквартирного жилого <адрес> в с.Дивном Апанасенковского района Ставропольского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, так как для проведения конкурса необходимо достаточное время.

 Представитель ответчика администрации МО с.Дивного, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, однако представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

 В отзыве на иск представитель ответчика глава МО с.Дивного А.Ф. ФИО2 указал на следующее. В бюджете МО с.Дивного на <дата> не предусмотрена статья расходов на проведение конкурсов по отбору управляющей организации на содержание и выполнение работ по ремонту общего имущества многоквартирных домов. В связи с чем требования суда о проведении конкурса по отбору управляющей компании не смогут быть выполнены органом местного самоуправления в полном объеме из-за отсутствия денежных средств в бюджете поселения на эти цели. Поскольку управление многоквартирным домом управляющей организацией приведет к увеличению затрат собственников жилых помещений на его содержание, считают нецелесообразным проведение открытых конкурсов по отбору управляющей организации. Администрация поселения готова провести разъяснительную работу с собственниками жилых помещений многоквартирного дома по вопросу реализации в полном объеме выбранного ими способа управления домом, предложив заключить договоры на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

 Третье лицо ФИО1 с иском прокурора не согласилась и пояснила, что со слов ФИО3 ей известно, что в доме производился ремонт крыши силами собственников, они – собственники договорились между собой сделать ремонт подъездов, для чего решили нанять людей для производства ремонта. В обслуживающей дом компании нет необходимости, со всеми необходимыми работами они справятся самостоятельно.

 Согласно возражениям на иск третьего лица ФИО4, не явившейся в судебное заседание, извещенной о его времени и месте, третье лицо не согласна с иском прокурора района по следующим основаниям. Собственниками помещений в <адрес> в с.Дивном <дата> выбран способ управления многоквартирным домом- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, по итогам собрания составлен протокол № от <дата> Каждым собственником заключены договоры водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме ч.6 п. «в» четко закреплено право собственников помещений своевременно заключать договоры оказания услуги(или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами. Таким образом, все требования ЖК РФ жильцами дома по <адрес> выполнены, их право на выбор способа управления домом реализовано в соответствии с действующим законодательством. Жильцами дома реализовано право на управление домом. В течение <дата>г. по решению общего собрания жильцов: рассмотрен вопрос о дальнейшей организации содержания и проведения ремонта общедомового имущества, содержания общедомовой территории в надлежащем состоянии собственниками помещений; проведены работы по капительному ремонту крыши дома; проведена замена входного блока в подъезд; проведены работы по покраске входного дверного блока в подъезд; выполнены работы по покраске магистрального подводящего газопровода вокруг дома и непосредственно подводящих газопроводных сетей к дому; произведена покраска въездных ворот, всех ограждений вокруг общедомовой территории; проведена установка общедомового электросчетчика и заменены подводящие сети электроснабжения к дому.

 Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, оценив его фактические обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.

 В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Согласно ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

 В соответствии с ч.2 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

 Согласно ч.3 ст.161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

 Частью 4 ст.161 ЖК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

 Согласно ч.7 ст.161 ЖК РФ любой собственник помещения может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями ч.4 настоящей статьи.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, которые регулируют порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

 Пунктом 3 названных Правил установлено, что конкурс проводится, если:

 1)     собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2-х месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

 2)     принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст.164 ЖК РФ; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст.162 ЖК РФ;

 3)     до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

 В соответствии со ст.18 ФЗ от <дата> г.№189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» орган местного самоуправления в соответствии с положениями ст.161 ЖК РФ проводит до <дата> открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до <дата> не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее <дата>.

 Как установлено судом и подтверждается материалами дела помещения в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> находятся в собственности граждан, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Собственниками указанного жилого дома проводилось общее собрание <дата> г., по итогам которого был составлен протокол №1, данным собранием согласно повестке были приняты решения: в качестве способа управления многоквартирным домом избрать непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.

 К указанному протоколу от <дата> общего собрания собственников жилого дома представлено решение № о выборе способа управления домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.

 Таким образом, из материалов дела следует, что собственниками помещений в многоквартирном доме выбран способ управления домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.

 Однако согласно ч.1 ст.164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет не более чем двенадцать, собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

 При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

 По договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» в соответствии с ч.1 ст.161 ЖК РФ утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, из которых следует, что в компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится решение вопросов о заключении договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

 Таким образом, выбранный способ управления должен быть реализован, то есть собственники помещений в многоквартирном доме должны заключить договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

 Вместе с тем, как следует из материалов дела, и не оспаривается ответчиком, третьими лицами, собственниками указанного многоквартирного дома не заключены договоры по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

 В судебное заседание третьим лицом представлены протоколы общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирном доме в <адрес> от <дата> г., от <дата> г., от <дата> г., от <дата> г., от <дата> г., от <дата> г., от <дата> г., с принятыми решениями об организации содержания и проведения ремонта общедомового имущества, содержания общедомовой территории в надлежащем состоянии самостоятельно собственниками помещений, проведении ремонта крыши в срок до <дата> г., проведении работ по установке общедомового счетчика и замене подводящих сетей электроснабжения к дому в срок до <дата> г., замене входного дверного блока в подъезд дома до <дата> г., проведении работ по покраске входного дверного блока до <дата> г., проведении работ по покраске магистрального подводящего газопровода и непосредственно подводящих газопроводных сетей к дому в срок до <дата> г., проведении работ по покраске въездных ворот, всех металлических ограждений вокруг общедомовой территории в срок до <дата> г.

 На основании п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

 Согласно ч.3 ст.45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов.

 Согласно ч.4 ст.45 ЖК РФ собственники жилых помещений должны быть извещены о проведении общего собрания.

 Согласно ч. 1, ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

 Из представленных дополнительно протоколов, указанных выше, невозможно установить количество собственников, присутствовавших на общих собраниях, не представлены доказательства надлежащего извещения собственников в случае их отсутствия на собрании о его проведении, не выбран секретарь собрания, из протоколов невозможно усмотреть результаты голосования.

 Таким образом, данные протоколы не могут быть приняты в качестве доказательства по настоящему делу.

 Более того, тот перечень работ, который отражен в вышеуказанных протоколах, явно значительно уже минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ.

 В соответствии с ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Во исполнение вышеуказанного положения ЖК РФ Правительство РФ своим Постановлением N 290 от <дата> утвердило минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

 Перечень включает в себя 3 раздела:

 - работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов (в том числе, проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений, проверка кровли на отсутствие протечек);

 - работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (в частности, проверка технического состояния и работоспособности элементов мусоропровода, удаление воздуха из системы отопления);

 - работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме (в том числе, сухая и влажная уборка тамбуров, коридоров, лифтовых площадок и кабин, лестничных площадок).

 Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом. (Постановление Правительства РФ от <дата> N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения").

 Таким образом, допустимых и достаточных доказательств выполнения всех необходимых работ по содержанию и ремонту общего имущества дома, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания гражданам, в суд не предоставлено.

 Исходя из положений действующего жилищного законодательства, открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в том случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, либо если такое решение не реализовано.

 Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о реализации в полном объеме решения о способе управления домом, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

 В соответствии с п.1,п.6 ст.14 ФЗ РФ от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: организация и содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

 Как следует из Устава муниципального образования села Дивного, принятого решением совета МО с.Дивного от <дата> №, в редакции решения совета МО села Дивного от <дата> г.№,ст.7 п.6-к вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

 Как установлено судом, с момента введения в действие ЖК РФ собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> избран способ управления жилым домом, в качестве способа управления избрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, однако сведения о реализации данного способа управления в полном объеме отсутствуют, орган местного самоуправления обязанность, предусмотренную ст.161 ЖК РФ по проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании не организовал.

 Доводы представителя ответчика в отзыве (возражениях на иск) об отсутствии финансовых средств для проведения конкурса, увеличении затрат собственников жилых помещений на его содержание не могут являться основанием для отказа в иске.

 В соответствии со ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

 Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

 Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя.

 Суд находит, что срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным и достаточным, позволяющим ответчику совершить необходимые действия для устранения выявленных нарушений в полном объеме.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

 РЕШИЛ:

 Иск прокурора Апанасенковского района Ставропольского края к администрации муниципального образования с.Дивного Апанасенковского района Ставропольского края о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации по обслуживанию многоквартирного дома незаконным, обязании проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации на содержание и (или) выполнение работ по ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, - удовлетворить.

 Признать бездействие администрации муниципального образования с.Дивного Апанасенковского района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации по обслуживанию многоквартирного <адрес> в с.Дивное Апанасенковского района Ставропольского края, незаконным.

 Обязать администрацию муниципального образования с.Дивного Апанасенковского района Ставропольского края провести открытый конкурс по отбору управляющей организации на содержание и (или) выполнение работ по ремонту общего имущества многоквартирного жилого <адрес> в с.Дивном Апанасенковского района Ставропольского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

 С решением суда в окончательной форме стороны могут быть ознакомлены в помещении суда 13.03.2014 г.

 Председательствующий судья Н.В.Кольцова