ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-82/2017 от 02.03.2017 Пластского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-82/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2017 года г. Пласт

Пластский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Бодровой Е.Б.

при секретаре Дроздецкой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Пластовского муниципального района Челябинской области к ФИО1 о возврате предоставленной по договору субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Пластовского муниципального района Челябинской области (далее – администрация) обратилась к ФИО1 с иском о взыскании денежных средств, полученных по договору от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидий в сумме 175000 рублей 00 копеек.

В обоснование иска администрация указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен договор о предоставлении субсидий на возмещение части затрат, связанных с расширением деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, занятым в приоритетных отраслях деятельности.

Согласно договору администрация предоставила получателю за счет средств бюджета Пластовского муниципального района Челябинской области на условиях договора субсидию в размере 175000 рублей 00 копеек на возмещение части затрат, связанных с расширением деятельности по направлению «Расширение производственных помещений цеха по производству мебели», путем перечисления денежных средств на расчетный счет получателя.

Основанием для заключения договора послужили: муниципальная целевая программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Пластовском муниципальном районе на 2013-2015 годы, утвержденная постановлением администрации Пластовского муниципального района от 15 октября 2012 года № 737-6; постановление администрации Пластовского муниципального района от 28 июня 2013 года № 465 «О предоставлении субсидий на возмещение части затрат, связанных с расширением деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, занятым в приоритетных отраслях деятельности»; протоколы заседания общественного координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства Пластовского муниципального района от 08 ноября 2013 года № 8, от 15 ноября 2013 года № 9.

Срок действия договора закончился ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту проверки ИП ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной отделом экономики администрации Пластовского муниципального района, условия договора от ДД.ММ.ГГГГ выполнены не в полном объеме.

Ответчик в нарушение п. 3.2 договора не вернул неиспользованные денежные средства, а также денежные средства, использование которых не подтверждено документально, в сумме 10662 рубля.

В зачет суммы предоставленной субсидии учтен товары согласно счету от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 22932 рубля 00 копеек (ящик для инструментов, С5060 корд. трим. CHAMPION, ленты, мотокоса ECHO SRM-330ES, пилки), которые являются оборотными средствами.

Не выполнены показатели по результатам реализации проекта: за ДД.ММ.ГГГГ уплата налоговых отчислений в бюджеты всех уровней составила 8046 рублей вместо 50000 рублей по договору; заработная плата одного сотрудника по РСВ-1 составила 5913 рублей 50 копеек вместо 7630 рублей по договору.

За ДД.ММ.ГГГГ уплата налоговых отчислений в бюджеты всех уровней составила 39024 рубля 00 копеек вместо 50000 рублей по договору; заработная плата одного сотрудника по РСВ-1 составила 3134 рубля 58 копеек вместо 7630 рублей по договору.

За ДД.ММ.ГГГГ уплата налоговых отчислений в бюджеты всех уровней составила 49085 рублей вместо 50000 рублей.

В случае нарушения получателем условий предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в бюджет.

Ответчиком было нарушено существенное условие договора, а именно п.п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.5 раздела II «Обязательства сторон», согласно которым получатель обязуется осуществить реализацию бизнес-плана проекта, прошедшего отбор в соответствии с Положением, и обеспечить достижение показателей по результатам реализации проекта; обеспечить соответствие деятельности получателя условиям предоставления субсидии, указанным в положении; после окончания срока действия договора возвратить администрации неиспользованную часть денежных средств, а также денежные средства, использование которых не подтверждено документально.

На основании п. 3.3.2 договора требование о возврате субсидии должно быть исполнено в течение 30 календарных дней с даты получения требования о возврате средств.

В соответствии с условиями договора в адрес получателя ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление о необходимости возврата в течение одного месяца денежных средств, полученных им в качестве субсидии в сумме 175000 рублей. Аналогичное требование от ДД.ММ.ГГГГ вручено получателю лично. Однако до настоящего времени данные требования ФИО1 не исполнены.

Согласно записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения о прекращении деятельности от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца – администрации Пластовского муниципального района Челябинской области ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65), иск поддержал.

Ответчик ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 70).

В письменном объяснении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 иск не признал, ссылаясь на погашение задолженности по налогам в полном объеме, просим учесть, что в настоящее время деятельность предприятия продолжается, оборудование, приобретенное им на данную субсидию используется новым собственником, в связи с чем предоставляются рабочие места (л.д. 70).

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Суд, заслушав представителя истца ФИО2, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

На основании п. 1 ст. 11 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства отнесено создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

В соответствии с п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02 июля 2013 года № 181-ФЗ, действовавшего на момент заключения договора) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров).

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе: порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пп. 3 п. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено:

Постановлением администрации Пластовского муниципального района Челябинской области от 28 июня 2013 года № 465 утверждено Положение о предоставлении субсидий на возмещение части затрат, связанных с расширением деятельности по осуществлению капитальных вложений субъектам малого и среднего предпринимательства в 2013-2015 годах (далее - Положение), в соответствии с которым определен порядок и критерии отбора бизнес-планов проектов, условия и порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым в приоритетных отраслях деятельности, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (л.д. 19-20, 21-29).

Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с расширением деятельности по осуществлению капитальных вложений в приоритетных отраслях экономики, чьи проекты прошли конкурсный отбор. Субсидии предоставляются в пределах средств бюджетного финансирования текущего года и носят целевой характер (п. 1.2.-1.3. Положения).

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП ), осуществляющий деятельность в сфере ОКВЭД 36.13: производство кухонной мебели, прочей мебели; ОКВЭД 36.11, 36.12, 36.14, ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Пластовского муниципального района с заявлением о предоставлении субсидии в размере 187792 рубля на реализацию проекта «Расширение производственных помещений цеха по производству мебели» (л.д. 7-8).

В соответствии с протоколом общественным координационным советом по развитию малого и среднего предпринимательства в Пластовском муниципальном районе ДД.ММ.ГГГГ принято решение о направлении денежных средств на возмещение части затрат, связанных с расширением деятельности, по осуществлению капитальных вложений субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальному предпринимателю ФИО1 в связи с производственными затратами по реализации предпринимательского проекта «Расширение производственных помещений цеха по производству мебели», приобретение оборудования в размере 150000 рублей (л.д. 41-43).

ДД.ММ.ГГГГ общественным координационным советом по развитию малого и среднего предпринимательства в Пластовском муниципальном районе принято решение дополнительно направить денежные средства на возмещение затрат, связанных с расширением деятельности по осуществлению капитальных вложений субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальному предпринимателю ФИО1 в размере 25000 рублей (л.д. 44-45). ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Пластовского муниципального района Челябинской области и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен договор о предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с расширением деятельности по осуществлению капитальных вложений субъектов малого и среднего предпринимательства (л.д. 46-49).

По условиям договора администрация на основании решения конкурсной комиссии предоставляет получателю за счет средств бюджета субсидию на возмещение части затрат, связанных с расширением деятельности по направлению «Расширение производственных помещений цеха по производству мебели» в размере 175000 рублей на приобретение оборудования, необходимого для производства мебели, путем перечисления на расчетный счет получателя, открытый им в кредитной организации (п. 1.1., п. 2.2.1. договора).

Получатель, в свою очередь, обязуется осуществить реализацию бизнес-плана проекта, прошедшего отбор в соответствии с Положением, и обеспечить достижение показателей по результатам проекта: сохранение двух рабочих мест; уплата налоговых отчислений в бюджеты всех уровней не менее 50000 рублей; выплата среднемесячной заработной платы работников предприятия не менее 7630 рублей, а также обеспечить соответствие деятельности получателя условиям предоставления субсидии, указанным в положении (п.п. 2.1.1-2.1.2 договора).

Согласно пункту 2.1.5 договора после окончания срока действия договора получатель обязуется возвратить администрации неиспользованную часть денежных средств, а также денежные средства, использование которых не подтверждено документально. В случае прекращения предпринимательской деятельности до истечения двух лет с момента заключения договора получатель обязан возвратить администрации денежные средства в полном объеме в сумме, указанной в п. 2.2.1 договора. В случае установления нарушения условий договора возвратить полученные средства в бюджет Пластовского муниципального района в течение 30 календарных дней с момента получения требования о возврате средств, выставленного администрацией.

Пунктом 3.2 раздела III «Ответственность сторон» договора предусмотрена обязанность получателя возвратить администрации не использованную часть денежных средств, а также денежные средства, использование которых не подтверждено документально после окончания срока действия договора (л.д. 46-48).

Актом внеплановой проверки индивидуального предпринимателя ФИО1 по вопросу правомерного и эффективного использования бюджетных средств, полученных в виде субсидии на возмещение части затрат, связанных с расширением деятельности по направлению «Приобретение оборудования для улучшения качества и скорости изготовления продукции» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что индивидуальным предпринимателем не обеспечено достижение показателей по результатам реализации проекта, а именно: среднесписочная численность работников за 2013 года составила один человек; налоговые отчисления в бюджеты всех уровней за 2013 и 2014 год составили менее 50000 рублей; нецелевое использование денежных средств субсидии составило 10662 рубля (л.д. 54-57).

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ отдел экономики Администрации Пластовского муниципального района пришел к выводу о необходимости направления требования о возврате средств субсидии ИП ФИО1 в связи с невыполнением условий договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52-53).

Кроме того, указанным актом проверки установлено, что сумма целевого использования денежных средств субсидии в соответствии с заявлением составила 164338 рублей 00 копеек; остаток нецелевого использования денежных средств составляет 10662 рубля 00 копеек. Общая сумма, подлежащая возврату, составляет 175000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлено требование о возврате бюджетных средств в сумме 138000 рублей 00 копеек (л.д. 59).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено уточненное требование о возврате в бюджет Пластовского муниципального района денежных средств, полученных в форме субсидии, в размере 175000 рублей (л.д. 58).

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, ФИО1 на основании собственного решения прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60-64).

Постановлением администрации Пластовского муниципального района от 15 октября 2012 года № 737-6 была утверждена Муниципальная целевая Программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Пластовском муниципальном районе на 2013-2015 годы (л.д. 12-17).

Порядок возврата бюджетных средств в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении осуществляется на основании Положения о предоставлении субсидий на возмещение части затрат, связанных с расширением деятельности, по осуществлению капитальных вложений субъектам малого и среднего предпринимательства в 2013-2015 годах (Приложение № 1 к постановлению администрации Пластовского муниципального района от 28 июня 2013 года № 465) (л.д. 19-20, 21-29).

Согласно п. 5.8 Положения в случае выявления управлением экономики факта прекращения предпринимательской деятельности до истечения двухлетнего срока с момента заключения договора, а также в случае нарушения получателем субсидии иных условий предоставления субсидии, сумма полученной субсидии подлежит возврату в бюджет района (л.д. 28).

В силу ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: 1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; 2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; 3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; 4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; 5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; 6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; 7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта; 8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Аналогичные положения содержатся в ст. 2 Закона Челябинской области от 27 марта 2008 года № 250-ЗО «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области».

Согласно п. 3.1 Положения о предоставлении субсидий на возмещение части затрат, связанных с расширением деятельности, по осуществлению капитальных вложений субъектам малого и среднего предпринимательства в 2013-2015 годах субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат по следующим расходам: приобретение основных средств для целей ведения предпринимательской деятельности; оплата работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт, реконструкцию помещений, работ по капитальному ремонту, реконструкции помещения, ремонту основных средств, используемых для целей ведения предпринимательской деятельности (л.д. 23).

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1, получивший субсидию с целью реализации проекта «Расширение производственных помещений цеха по производству мебели» на приобретение оборудования для улучшения качества и скорости изготовления продукции, осуществлял предпринимательскую деятельность в период действия договора, то есть по ДД.ММ.ГГГГ и далее. При этом согласно акту внеплановой проверки индивидуального предпринимателя ФИО1 по вопросу правомерного и эффективного использования бюджетных средств, полученных в виде субсидии на возмещение части затрат, связанных с расширением деятельности на направлению «Приобретение оборудования для улучшения качества и скорости изготовления продукции» от ДД.ММ.ГГГГ за отчетный период закупка оборудования была проведена двумя платежами на общую сумму 187270 рублей: по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ООО «ИНТЕРВЕСП-РЕГИОН», на сумму 135700 рублей, а также по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ООО «МАКС-проф», на сумму 51570 рублей.

Кроме того, выявлено, что на предприятии ИП ФИО1 сотрудники работали не полный календарный год. Согласно объяснению ответчика, рабочие места были созданы, но не всегда востребованы, хотя он обращался в службу занятости населения г. Пласта и размещал объявления в газете «Знамя Октября» о привлечении новых сотрудников на производство.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными объяснениями ФИО1. Кроме того, деятельность предприятия продолжается, приобретенное оборудование используется, рабочие места предоставляются. Согласно приложенным к объяснению квитанциям, задолженность по налогам за ДД.ММ.ГГГГ ответчиком погашена полностью (л.д. 71, 72, 73).

Таким образом, исследованные доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что субсидия использована в целях, указанных в проекте, а именно на приобретение основных средств для целей ведения предпринимательской деятельности, что отвечает целям государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области.

В связи с изложенным суд считает доводы ответчика ФИО1 о целевом использовании предоставленной субсидии, предоставлении рабочих мест и полном погашении задолженности по налогам заслуживающими внимания.

Исходя из фактических обстоятельств дела, а также принципов разумности, целесообразности и справедливости, суд считает, что иск администрации удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Администрации Пластовского муниципального района Челябинской области в иске к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидии по договору от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидий на возмещение части затрат, связанных с расширением деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, занятым в приоритетных отраслях деятельности, в сумме 175000 (сто семьдесят пять тысяч) рублей 00 копеек отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинской областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Пластский городской суд Челябинской области.

Председательствующий