ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-82/2022УИД130023-01-2021-005118-62 от 13.01.2022 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 2-82/2022 УИД 13RS0023-01-2021-005118-62

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 13 января 2022 год

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

судьи Бурлакова И.И.,

секретаря судебного заседания – Пшеничниковой Е.В.,

с участием в деле:

истца – Торопова С. И.,

ответчика – Министерство Внутренних дел Российской Федерации,

представителя ответчика – Волгаева А.А., действующего на основании доверенности от 18.01.2021 выданной в порядке передоверия,

третьего лица, не заявляющего своих требований на стороне ответчика – Министерство Внутренних дел Республики Мордовия,

представителя третьего лица – Волгаева А.А., действующего на основании доверенности от 18.01.2021 № Д-33

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торопова С. И. к Министерству Внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным приказа заместителя Министра – начальника Следственного департамента МВД России от 27 августа 2021 года № 641 «О наложении дисциплинарного взыскания на С.И. Торопова» и его отмене, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Торопов С.И. обратился с иском к Министерству Внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным приказа заместителя Министра – начальника Следственного департамента МВД России от 27 августа 2021 года № 641 «О наложении дисциплинарного взыскания на С.И. Торопова» и его отмене, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что в настоящее время истец проходит службу в органах внутренних дел, замещает должность заместителя Министра-начальника Следственного управления МВД по Республике Мордовия с 2004 года, имеет звание "полковник юстиции".

27 августа 2021 года приказом заместителя Министра-начальника Следственного департамента МВД России № 641 за нарушение пунктов 12.2, 12.3 раздела 2 Положения о следственном управлении МВД по Республике Мордовия, утвержденного приказом Министра внутренних дел по Республике Мордовия от 20.07.2018 № 320, выразившееся в отсутствии должного контроля за деятельностью подчиненных органов предварительного следствия, соблюдением законности, не оказании им практической и методической помощи, что повлекло снижение результативности, качества следствия, раскрытия преступлений, а также нарушение законности на него наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Основанием для применения в отношении него дисциплинарного взыскания (исходя из преамбулы приказа) послужил анализ оперативно-служебной деятельности следственного управления МВД по Республике Мордовия за 1 полугодие 2021 года, проведенный в Следственном департаменте МВД России.

Указано, что не обеспечена результативность следствия, количество уголовных дел, направленных в суд, сократилось на 6,1 %. Нагрузка на 1 штатную единицу следователя по направленным в суд уголовным делам снизилась с 2,6 до 2,4 (Россия - 3,4).

Несмотря на снижение на 5,8 количества уголовных дел, находящихся в производстве, качество следствия не улучшилось. Удельный вес уголовных дел, возвращенных прокурором для дополнительного следствия, и судом в порядке ст.237 УПК РФ остался на уровне прошлого года и составил 5,5%.

Не уделяется должного внимания вопросу раскрытия преступлений, количество уголовных дел, приостановленных по основаниям, предусмотренным п.п. 1-3 ст.208 УПК РФ. увеличилось на 21,1%, их удельный вес также вырос с 61,6% до 68%. Не обеспечена надлежащая работа по соблюдению конституционных прав граждан. Верховным судом оправдано 1 лицо (АППГ-0).

С оценкой его деятельности в должности заместителя Министра- начальника Следственного управления МВД по Республике Мордовия за 1 полугодие текущего года, а также привлечением указанным приказом его к дисциплинарной ответственности не согласен.

Так, итоги служебной деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России за первое полугодие текущего года рассмотрены при заместителе Министра-начальнике Следственного департамента МВД России на оперативном совещании, состоявшемся 28.07.2021 (протокол № 2). На данном совещании его, как руководителя следственного органа, за нарушения и упущения по службе не заслушивали, на какие-либо нарушения по итогам деятельности за 1 полугодие 2021 года ему не указывалось и согласно п. 1 указанного протокола вопрос о его дисциплинарной ответственности не ставился.

Следовательно, при привлечении его к дисциплинарной ответственности обжалуемым приказом нарушен порядок наложения дисциплинарных взысканий, предусмотренный ст. 51 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Так, согласно ч.б ст. 51 Закона «О службе в органах внутренних дел РФ», без проведения служебной проверки дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка.

Соответственно, 28 июля 2021 года при подведении итогов служебной деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России за первое полугодие текущего года заместителю Министра-начальнику Следственного департамента МВД России были известны показатели работы органов предварительного следствия МВД по Республике Мордовия, соответственно, срок привлечения его к дисциплинарной ответственности истек 11 августа 2021 года, а приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издан спустя месяц.

Таким образом, обжалуемый приказ издан с нарушением ч.б ст. 51 Закона о службе. При издании обжалуемого приказа не принято во внимание, что приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 09.08.2021 № 716 л/с "О поощрении" он награжден медалью МВД России "За безупречную службу в МВД".

Учитывая, что он награжден указанной медалью 09.08.2021 (по истечении первого полугодие 2021 года и после подведения итогов служебной деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России за первое полугодие 2021 года (28.07.2021), следовательно, Министром внутренних дел Российской Федерации оценена его деятельность, в том числе и с учетом работы органов предварительного следствия МВД по Республике Мордовия и за первое полугодие 2021 года.

На основании вышеизложенного просит признать незаконным и отменить приказ заместителя Министра – начальника Следственного департамента МВД России от 27 августа 2021 года № 641 «О наложении дисциплинарного взыскания на С.И. Торопова». Взыскать с МВД России в его, Торопова С. И., пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В судебном заседании истец Торопов С.И. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в иске, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации Волгаев А.А. исковые требования не признавал, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Представил письменные возражения на исковое заявление истца.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования Торопова С.И. подлежащими частичному удовлетворению.

Судом установлен, Приказом МВД России от 24 ноября 2004 г. № 1868 л/с Торопов С.И. назначен на должность заместителя министра внутренних дел - начальника следственного управления при МВД по Республике Мордовия (л.д.74). Приказом МВД России от 21 июля 2011 г. № 874 л/с (в порядке переназначения) назначен на должность заместителя министра-начальника следственного управления МВД по Республике Мордовия. Службу проходит в специальном звании «полковник юстиции».

Приказом МВД России от 27 августа 2021 года № 641, на Торопова С.И. за нарушение пунктов 12.2, 12.3 раздела 2 Положения о следственном управлении МВД по Республике Мордовия, утвержденного приказом Министра внутренних дел по Республике Мордовия от 20.07.2018 № 320, выразившееся в отсутствии должного контроля за деятельностью подчиненных органов предварительного следствия, соблюдением законности, не оказании им практической и методической помощи, что повлекло снижение результативности, качества следствия, раскрытия преступлений, а также нарушение законности, наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Основанием для применения в отношении Торопова С.И. дисциплинарного взыскания (исходя из преамбулы приказа) послужил анализ оперативно-служебной деятельности следственного управления МВД по Республике Мордовия за 1 полугодие 2021 года, проведенный в Следственном департаменте МВД России.

Указано, что не обеспечена результативность следствия, количество уголовных дел, направленных в суд, сократилось на 6,1 %. Нагрузка на 1 штатную единицу следователя по направленным в суд уголовным делам снизилась с 2,6 до 2,4 (Россия - 3,4).

Несмотря на снижение на 5,8 количества уголовных дел, находящихся в производстве, качество следствия не улучшилось. Удельный вес уголовных дел, возвращенных прокурором для дополнительного следствия, и судом в порядке ст.237 УПК РФ остался на уровне прошлого года и составил 5,5%.

Не уделяется должного внимания вопросу раскрытия преступлений, количество уголовных дел, приостановленных по основаниям, предусмотренным п.п. 1-3 ст.208 УПК РФ. увеличилось на 21,1%, их удельный вес также вырос с 61,6% до 68%. Не обеспечена надлежащая работа по соблюдению конституционных прав граждан. Верховным судом оправдано 1 лицо (АППГ-0).

Истец, не согласен с нарушениями указанными в обосновании приказа, а именно, что им не обеспечена результативность следствия, количество уголовных дел, направленных в суд, сократилось на 6,1 %. Нагрузка на 1 штатную единицу следователя по направленным в суд уголовным делам снизилась с 2,6 до 2,4 (Россия - 3,4), несмотря на снижение на 5,8 количества уголовных дел, находящихся в производстве, качество следствия не улучшилось. Удельный вес уголовных дел, возвращенных прокурором для дополнительного следствия, и судом в порядке ст.237 УПК РФ остался на уровне прошлого года и составил 5,5%, не уделяется должного внимания вопросу раскрытия преступлений, количество уголовных дел, приостановленных по основаниям, предусмотренным п.п. 1-3 ст.208 УПК РФ. увеличилось на 21,1%, их удельный вес также вырос с 61,6% до 68%, допущенные нарушения и снижение результатов работы в подразделении стали возможны ввиду отсутствия должного контроля со стороны заместителя Министра внутренних дел по Республике Мордовия – начальника СУ полковника юстиции С.И. Торопова, суд считает не состоятельными.

В соответствии со ст. 49 Федерального закона № 342-Ф3 нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Пунктом 174 приказа МВД России № 50 установлено, что должностные регламенты (должностные инструкции) разрабатываются индивидуально для каждого сотрудника, замещающего должность в органах, организациях, подразделениях МВД России, непосредственными руководителями (начальниками) сотрудников, при этом права по замещаемой должности, служебные обязанности и ответственность руководителей (начальников) органов, организаций, подразделений МВД России, устанавливаются положениями подразделений МВД России, без разработки в отношении них должностных регламентов (должностных инструкций).

В соответствии с пунктом 1 Положения о следственном управлении МВД по Республике Мордовия, утвержденным приказом МВД по Республике Мордовия от 20 июля 2018 г. № 320 (разработанного на основании типового положения, утвержденного приказом МВД России от 9 января 2018 г. № 1), Следственное управление МВД по Республике Мордовия является органом предварительного следствия в системе МВД России, обеспечивающим организационно-методическое руководство деятельностью предварительного следствия в системе МВД России, действует в пределах своей компетенции и реализует исполнение уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации на территории Республики Мордовия.

Пунктом 15 Положения о СУ МВД установлено, что следственное управление возглавляет заместитель Министра внутренних дел по Республике Мордовия - начальник Следственного управления, который в соответствии с подпунктом 17.1 Положения о СУ МВД осуществляет руководство Следственным управлением и подчиненными органами предварительного следствия на основе единоначалия и несет персональную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на Следственное управление задач и функций, реализацию предоставленных прав.

В соответствии с пунктом 3 Положения о СУ МВД основными задачами Следственного управления являются обеспечение в пределах своих полномочий исполнения уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации; организация расследования преступлений непосредственно следователями Следственного управления;

организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного следствия, в целях всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности органов внутренних дел Российской Федерации, а также осуществление в пределах своих полномочий контроля за соблюдением разумных сроков при расследовании преступлений.

К основным функциям Следственного управления, установленными пунктом 12 Положения о СУ МВД относится контроль за деятельностью подчиненных органов предварительного следствия, оказание им практической и методической помощи, проверка организации их работы, разработка и контроль за выполнением мероприятий по устранению выявленных недостатков (подпункт 12.2), осуществление процессуального контроля за производством предварительного следствия, соблюдением законности и разумных сроков, оказание помощи в расследовании наиболее сложных уголовных дел.

Как следует из представленных материалов дела, показатели оценки деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России л.д.30-31), в работе следственного управления МВД по Республике Мордовия за 1 полугодие 2021 года имелось снижение результатов работы и ухудшение качественных показателей.

При этом доводы ответчика о том, что снижение результативности и качества следствия СУ МВД по РМ явилось результатом невыполнения основных функций, отсутствие эффективности и должного контроля со стороны заместителя Министра-начальника следственного управления МВД по Республике Мордовия С.И. Торопова являются обоснованными.

Истец в исковом заявлении выражает несогласие с указанием в обжалуемом приказе на отсутствие контроля с его стороны за соблюдением законности, в связи с оправданием 15 февраля 2021 г. Верховным Судом Республики Мордовия граждан ФИО2 и ФИО1, поскольку, как полагает истец, указанное определение Верховного суда Республики Мордовия было обжаловано, и 5 августа 2021 г. Первым Кассационным Судом вышеуказанное определение было отменено и дело передано на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Мордовия в ином составе.

Суд соглашается с приведенными доводами истца и считает, что указание в обжалуемом Приказе, в качестве нарушений в работе Торопова С.И. вынесения судом оправдательного приговора, который на момент издания приказа был отменен, является не обоснованным и преждевременным.

Факт награждения истца медалью «За безупречную службу в МВД», приказ МВД России от 09.08.2021 № 716, не может препятствовать работодателю к принятию мер дисциплинарного воздействия при выявлении факта нарушения служебной дисциплины.

В соответствии с ч.1 ст.50 Федерального закона № 342-Ф3 на сотрудника органов внутренних дел, в случае нарушения им служебной дисциплины могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания - замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность и увольнение со службы в органах внутренних дел.

Согласно приказу о привлечении к дисциплинарной ответственности на истца наложено взыскание замечание, которое является минимальным из перечня взысканий предусмотренных законодательством. Ни законодательством, ни нормативными правовыми актами в сфере органов внутренних дел не предусмотрено ограничений либо запретов при привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности при наличии имеющихся поощрений.

Как следует из пояснений представителя ответчика, наградной материал на Торопова С.И. подготовлен и направлен в Департамент государственной службы и кадров МВД России 21 мая 2021 г. (№ 1/2713), а привлечен истец к дисциплинарной ответственности 27 августа 2021 г.

Доводы истца об отсутствии его вины, непринятии во внимание характера проступка, обстоятельств, при которых он был совершен, а также то, что им выполнялись все возложенные на него функции и задачи в полном объеме суд считает не обоснованными.

Факт отрицательной динамикой служебной деятельности, следственной частью Следственного управления МВД по Республике Мордовия был предметом рассмотрения на оперативном совещании при истце, т.е. при заместителе министра - начальнике следственного управления МВД по Республике Мордовия 7 июня 2021 г. (протокол № 4/2949), а также 7 июля 2021 г. (протокол № 4/3594).

Доводы, приведенные истцом в объяснении, а также в исковом заявлении об уважительности причин допущения недостатков, а также принятии им необходимых мер для повышения результативности служебной деятельности не могут быть основанием для непривлечения его к дисциплинарной ответственности.

Отсутствие эффективности и недостаточности принимаемых мер в оперативно-служебной деятельности органов предварительного следствия МВД Республики Мордовия подтверждаются представленным в дело доказательствами: - письмо заместителя Министра-начальника следственного департамента МВД России генерал-майора юстиции ФИО3 (№ 17/2-4821), письмо заместителя Министра-начальника следственного департамента МВД России генерал-майора юстиции ФИО3 (№ 17/2-16291).

При изложенных выше обстоятельствах у ответчика имелись все законные основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности.

Порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий регламентирован Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», частью 3 статьи 51 которой предусмотрено, что дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с пунктом 237 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее по тексту - приказ МВД России № 50) меры поощрения объявляются приказами руководителей (начальников) в соответствии с полномочиями, указанными в Перечне руководителей (начальников) системы

Министерства внутренних дел Российской Федерации и соответствующих им

прав по применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий (приложение № 43). Указанным перечнем заместители Министра внутренних дел Российской Федерации наделены правами по наложению дисциплинарных взысканий в отношении сотрудников органов, организаций, подразделений МВД России, ответственность за деятельность которых несут

соответствующие заместители Министров внутренних дел Российской Федерации, а также сотрудников, выполняющих служебные обязанности по отдельным направлениям деятельности, руководство которыми организуют соответствующие заместители Министра внутренних дел Российской Федерации.

Пунктом 174 приказа МВД России № 50 установлено, что права по замещаемой должности, служебные обязанности и ответственность руководителей (начальников) департаментов МВД России устанавливаются положениями без разработки в отношении них должностных регламентов (должностных инструкций).

В соответствии с Положением о Следственном департаменте Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 14 февраля 2020 г. № 780, Следственный департамент МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе МВД России и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации (пункт 2), основными задачами Следственного департамента МВД России являются, организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации (подпункт 10.6), Следственный департамент МВД России возглавляет заместитель Министра - начальник Следственного департамента МВД России (пункт 13), который осуществляет непосредственное руководство деятельностью Следственного департамента МВД России, а также процессуальное руководство деятельностью органов предварительного следствия. Несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Следственный департамент МВД России задач и функций и реализацию предоставленных прав, за выполнение поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений Правительства Российской Федерации, приказов, поручений и указаний Министра внутренних дел Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 51 Федерального закона № 342-ФЗ « О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть проведена служебная проверка. О наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания издается приказ уполномоченного руководителя (ч.9 ст. 51 Федерального закона № 342-ФЗ).

Как следует из представленных ответчиком документов, 19 августа 2021 г. Тороповым С.И. даны письменные объяснения(л.д.36-37).

Служебная проверка в отношении Торопова С.И. не проводилась.

В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона № 342-Ф3 дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, при этом пунктом 4 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.

Согласно части 7 статьи 51 Федерального закона № 342-Ф3, предусмотрено, что дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

Истец в своих доводах о незаконности приказа ссылается на то, что все показатели работы органов предварительного следствия МВД по Республике Мордовия заместителю Министра-начальнику Следственного департамента МВД России были известны при подведении итогов служебной деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России за первое полугодие 2021 г, и срок привлечения его к дисциплинарной ответственности истек 11 августа 2021 года.

Ответчик, опровергая вышеуказанный довод истца ссылается на то, что о неудовлетворительных результатах работы отдельных следственных подразделений, в том числе Следственного управления МВД по Республике Мордовия и продолжающейся негативной тенденции к ухудшению основных показателей результатах оперативно - служебной деятельности за 7 месяцев 2021 года, заместителю Министра-начальнику Следственного департамента МВД России стало известно на основании поступившего 13 августа 2021 года доклада начальника Управления вневедомственного и процессуального контроля Следственного департамента МВД России полковника юстиции ФИО4, а не в ходе оперативного совещания состоявшегося 28 июля 2021 г. (протокол № 2). При этом необходимо учитывать, что на данном совещании на котором был заслушан 21 руководитель органов предварительного следствия из 84-х субъектов Российской Федерации, меры дисциплинарной ответственности были приняты в отношении 3-х руководителей. Деятельность органов предварительного следствия Республики Мордовия на указанном совещании не рассматривалась, соответственно истец на указанном совещании заслушан не был.

Вместе с тем, согласно п.4.11, решения указанного совещания управлению вневедомственного и процессуального контроля Следственного департамента МВД России поручено в срок до 15 сентября 2021 г. проанализировать эффективность принятых в первом полугодии 2021 года руководителями органов предварительного следствия мер по сокращению остатка уголовных дел, предварительное следствие по которым приостановлено на основании п.п. 2-4 ч.1 ст.208 УПК РФ, а результаты доложить заместителю Министра-начальнику Следственного департамента МВД России с предложениями о применении мер управленческого воздействия в отношении руководителей следственных подразделений, не обеспечивших организацию работы по данному направлению. Результаты анализа по данному направлению также отражены в вышеуказанном докладе от 13 августа 2021 года.

Суд считает, что вышеуказанные доводы ответчика о том, что непосредственному руководителю Торопова С.И. заместителю Министра-начальнику Следственного департамента МВД России ФИО3 о нарушениях в работе Торопова С.И. стало известно лишь 13 августа 2021 года, являются не убедительными.

Согласно представленному в дело Протоколу оперативного совещания от 28.07.2021, № 2 проведенного под председательствованием заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации – начальника Следственного департамента МВД России ФИО3, была определена повестка оперативного совещания – Об итогах служебной деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России за первое полугодие и задачах на второе полугодие 2021 года.

Как следует из пояснений сторон, все сведения о работе Следственного управления МВД по Республике Мордовия и непосредственно Торопова С.И. были представлены Следственный департамент МВД России до проведения указанного совещания.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент проведения вышеуказанного совещания 28.07.2021 года у непосредственного руководителя Торопова С.И. имелись сведения о его работе, в том числе и недостатках.

Кроме того, доклад начальника Управления вневедомственного и процессуального контроля Следственного департамента МВД России полковника юстиции ФИО4 о неудовлетворительных результатах работы отдельных следственных подразделений, в том числе Следственного управления МВД по Республике Мордовия и продолжающейся негативной тенденции к ухудшению основных показателей результатах оперативно - служебной деятельности, состоявшийся 13 августа 2021 года, содержал сведения о работе указанных подразделений за 7 месяцев 2021 года, то есть сведения, не относящиеся к первому полугодию 2021 года.

На основании вышеизложенного, учитывая, что служебной проверки в отношении Торопова С.И. не проводилось, дисциплинарное взыскание могло быть наложено на него не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении им дисциплинарного проступка, ч. 6 статьи 51 Федерального закона № 342-Ф3, с 28 июля 2021 года не позднее 11 августа 2021 года. Приказ МВД России от 27 августа 2021 года № 641 о наложении дисциплинарного взыскания на С.И. Торопова издан 27 августа 2021 года, то есть с нарушением срока предусмотренного ч.6 ст.51 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», в связи с чем, суд считает, что данный приказ является незаконным и подлежащим отмене.

Согласно ст.237 Трудового кодекса РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как следует из представленных в дело доказательств, контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от 23.10.2019 заключенного с Тороповым С.И. (л.д.111), в нем отсутствует соглашения о компенсации морального вреда. Иных соглашений суду не представлено.

Учитывая, что судом установлено нарушение прав истца со стороны работодателя, изданием незаконного приказа, суд считает необходимым удовлетворить требования истца о взыскании в его пользу компенсации морального вреда в разумных пределах, в размере 7000 рублей.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Торопова С. И. к Министерству Внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным приказа заместителя Министра – начальника Следственного департамента МВД России от 27 августа 2021 года № 641 «О наложении дисциплинарного взыскания на С.И. Торопова» и его отмене, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать приказ заместителя Министра – начальника Следственного департамента МВД России от 27 августа 2021 года № 641 «О наложении дисциплинарного взыскания на С.И. Торопова» незаконным и отменить его.

Взыскать с Министерства Внутренних дел Российской Федерации в пользу Торопова С. И. компенсацию морального вреда в размере 7000 (семь тысяч) рублей.

Требования Торопова С.И. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в большем размере, оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков

Мотивированное решение суда составлено 19 января 2022 г.

Судья И.И. Бурлаков