Дело № 2-82/22
23RS0008-01-2021-003168-55
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Белореченск. 21 марта 2022 года.
Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Кириенко А.С., при секретаре Олейник А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Черноморье») к ФИО2, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании сведений, содержащихся в ЕГРН реестровой ошибкой, осуществление изменений местоположения границ и площади земельного участка, внесение соответствующих сведений в ЕГРН,
У С Т А Н О В И Л:
Истец просит суд признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, реестровой ошибкой, указав, что решение по настоящему делу является основанием для исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении части границы земельного участка с кадастровым номером №, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером № и осуществления управлением Росреестра по Краснодарскому краю учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № в указанных в исковом заявлении координатах; указать, что решение по настоящему делу является основанием для осуществления управлением Росреестра по Краснодарскому краю учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, а также подготовки кадастровым инженером межевого плана.
В исковом заявлении представитель истца указал, что ФКУ Упрдор «Черноморье» проводит кадастровые работы с целью государственного кадастрового учета земельных участков, попадающих в полосу отвода автомобильных дорог -147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия; Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой; подъезд к городу Майкопу; А-146 Краснодар-Верхнебаканский; А-160 Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск; Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой; А-290 Новороссийск - Керчь. ФКУ Упрдор «Черноморье» на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись №, занятый автомобильной дорогой . В целях проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ, в том числе и земельного участка с кадастровым номером №, между ФКУ Упрдор «Черноморье» и ООО «ГЕО Инвест-Информ» 02.09.2019 года заключен государственный контракт № 824. В ходе проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, установлено, что необходимо произвести согласование смежных границ с земельным участком с кадастровым номером №. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25.08.2019 года №, земельный участок с кадастровым номером № относится к государственной неразграниченной собственности и предоставлен на праве аренды ФИО5
Администрация муниципального образования Белореченский район согласовала местоположение границ земельных участков с кадастровыми номерами №. Согласно части 2 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом, представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. В связи с тем, что границы земельного участка с кадастровым номером № внесены в Единый государственный реестр недвижимости с достаточной точностью, что подтверждается сведениями ЕГРН, руководствуясь п. 82, 83, 84, 85 приказа Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требования к его подготовке», письмом от 29.06.2020 года ФКУ Упрдор «Черноморье», в целях согласования границ земельных участков в индивидуальном порядке, направило межевой план и акты согласования местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами № в адрес ответчика. Указанное письмо 09.07.2020 года направлено ответчику заказным письмом № и было получено адресатом 14.07.2020 года. Учитывая, что срок предоставления ответа (согласования границ либо предоставления письменных возражений) действующим законодательством прямо не урегулирован, в данном случае имеет место применение аналогии закона в соответствии со статьей 6 ГК РФ. Согласно ч. 2 ст. 314 ГК РФ, в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства. Согласно ч. 10 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом, указанный в п. 6 ч. 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Учитывая изложенное, ответчик должен был направить ответ не позднее 30-ти дней от даты получения обращения, однако до настоящего момента ответ не направлен истцу. Таким образом, истец считает, что досудебный порядок соблюден. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, год завершения строительства автомобильной дороги с кадастровым номером № (Автомобильная дорога . Земельный участок с кадастровым номером № используется для эксплуатации указанной автомобильной дороги. Границы земельного участка под автомобильной дорогой определяются в соответствии с нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 года № 717. кроме того, в соответствии с п. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», границами земельного участка считаются границы, закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ такого земельного участка. Согласно техническому паспорту автомобильной дороги федерального значения А-160 Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск, в полосе отвода автомобильной дороги в местах примыкания к смежным земельным участкам фактически располагаются дорожные инженерные устройства и обстановка автомобильной дороги федерального значения Таким образом, границы земельного участка под автомобильной дорогой фактически закреплены на местности объектами искусственного происхождения. К спорным правоотношениям применяются нормы Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о регистрации, Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме, который включает в себя реестр объектов недвижимости. В силу п. 1 ст. 1 Закона о регистрации, данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРП и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН. В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о регистрации, ЕГРН это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. В соответствии с п. 3, 5 ст. 1 Закона о регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона о регистрации, государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество. В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона о регистрации, под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению, невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости. Исходя из положений ч. 6 ст. 72 Закона о регистрации, с 01.01.2017 года сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 Закона о регистрации участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Статьей 61 Закона о регистрации предусмотрен порядок исправления технических и реестровых ошибок, содержащихся в ЕГРН. В силу п. 3 ст. 61 Закона о регистрации воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Нормой части 4 статьи 61 Закона о регистрации установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. Согласно п. 1 ст. 3 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами. В соответствии со ст. 43 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Если при государственном кадастровом учете, в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом, представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (пункт 2 статьи 43 Закона о государственной регистрации недвижимости). Таким образом, как было указано выше, в соответствии со ст. 43 Закона о регистрации предусмотрено одновременное внесение сведений об уточнении местоположения всех границ смежных земельных участков. Как указал Верховный Суд РФ в определении от 6 февраля 2017 года по делу № 310-ЭС16-10203 об установлении границы земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане: «Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости)». Такой подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 года № 4275/11, в соответствии с которой, резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости. Вместе с тем, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установленных на основании судебного акта границах земельного участка истца будет невозможно без исключения или исправления содержащихся в реестре ошибочных сведений о местоположении границ смежного земельного участка ответчика, поскольку возникнет пересечение границ этих участков. Из содержания ч. 7 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что исправление реестровой ошибки сводится к внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка. Исходя из пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество. В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 года № 54 «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество» и пункте 2 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» даны разъяснения, согласно которым иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество. Пересечение границ земельного участка означает, что одна и та же часть земной поверхности входит в границы нескольких земельных участков. Устранение пересечения путем исправления реестровой ошибки возможно только тогда, когда отсутствует спор о праве или границах, а имеет место лишь несоответствие сведений о границах, содержащихся в ЕГРН, действительному местоположению земельного участка. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 года № 504 «О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов», к элементам автомобильной дороги относится: земляное полотно, дорожная одежда, обочины, откосы, кюветы, водоотводные лотки, ливнестоки, канавы, дренаж, укрепительные сооружения, площадки отдыха и стоянки автотранспорта с эстакадами для осмотра днища автомобилей, упорными стенками и навесами (беседками), переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания, железнодорожные переезды, сигнальные столбики (тумбы), эстакады (подходы к автодорожным мостам и путепроводам с укрепительными сооружениями и без них), лестничные сходы, автобусные остановки и автопавильоны (с заездными карманами и посадочными площадками), очистные сооружения, водопропускные трубы, скотопрогоны, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, знаки дорожные, светофоры и средства для регулирования уличного движения прочие. Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ). ГК РФ устанавливает основополагающие принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, одними из которых являются принципы публичности и достоверности, то есть бесспорности зарегистрированных в реестре прав, отсутствия сомнений в наличии у объекта ошибок при определении границ. Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития. Учитывая изложенное, обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей. В силу вытекающего из сути недвижимых вещей принципа единства правовой судьбы земельного участка и расположенного на нем здания, строения исключительное право землепользования должно принадлежать тому лицу, чей объект ранее возведен на участке, а не тому, кто впоследствии приобрел титул на участок с размещенным на нем чужим объектом недвижимости. Данная правовая позиция отражена в постановлении суда апелляционной инстанции по делу А32-37208/2016. Кроме того, согласно правовой позиции Минэкономразвития России, выраженной в письме от 17.10.2014 года № 22780-ИМ/Д23, если на земельном участке располагаются принадлежащие третьим лицам объекты недвижимости при выполнении кадастровых работ по уточнению границы такого земельного участка необходимо исключать из состава указанного земельного участка части, занятые соответствующими объектами недвижимости. Таким образом, в межевом плане в отношении указанного уточняемого земельного участка должны отражаться контуры внутренних границ, в пределах которых располагаются соответствующий объект. Таким образом, при формировании земельного участка с кадастровым номером №, не был учтен факт расположения в их границах конструктивных элементов и полосы отвода автомобильной дороги экспертному заключению от 27.11.2019 года общества с ограниченной ответственностью «ГЕО Инвест-Информ», установлено: Вывод № 1. Признаки наличия реестровых ошибок в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №. В границах земельного участка №, внесенных в ЕГРН, выявлены дорожные инженерные устройства и обстановка автомобильной дороги , а именно: земляное полотно, укрепление обочины, дорожные знаки, съезд, сигнальные столбики. Согласно техническому паспорту автомобильной дороги федерального значения № 00 ОП ФЗ А-160 от 01.01.2012 года, конструктивный элемент «земляное полотно» (Ведомость геометрических параметров и типа покрытия элементов земляного полотна в местах замеров Э-23), конструктивный элемент «укрепление обочин» (Ведомость укрепления обочин Э-17), конструктивный элемент «дорожные знаки» (Ведомость наличия и технического состояния дорожных знаков на дороге), конструктивный элемент «съезд» (Ведомость съездов Э-18), конструктивный элемент «сигнальные столбики» (Ведомость направляющих устройств Э-14). Вывод № 2. Проведены геодезические работы по установлению фактического местоположения границы земельного участка с кадастровым номером №, смежные с границей земельного участка с кадастровым номером №, занятого автомобильной дорогой федерального значения А-160. Каталог координат прилагается в Таблице № 1. Каталог координат границ земельного участка с кадастровым номером №, смежного с границами земельного участка с кадастровым номером №.
X | Y |
445329,45 | 2217547,30 |
445297,25 | 2217578,73 |
445277,32 | 2217598,18 |
445262,89 | 2217593,90 |
445249,34 | 2217606,78 |
445234,87 | 2217591,56 |
445216,75 | 2217608,79 |
445242,23 | 2217635,58 |
445212,61 | 2217666,46 |
445228,19 | 2217682,28 |
445213,56 | 2217696,71 |
445207,80 | 2217692,10 |
445078,63 | 2217560,53 |
445103,84 | 2217543,10 |
445117,49 | 2217533,36 |
445132,01 | 2217521,99 |
445146,07 | 2217511,63 |
445178,32 | 2217487,97 |
445180,01 | 2217487,15 |
445182,99 | 2217486,80 |
445187,15 | 2217489,82 |
445189,97 | 2217494,12 |
445201,67 | 2217486,11 |
445200,75 | 2217480,12 |
445201,17 | 2217473,09 |
445203,27 | 2217469,68 |
445213,30 | 2217458,12 |
445236,02 | 2217436,82 |
445271,58 | 2217450,85 |
445281,65 | 2217507,07 |
445361,1 2217536,25 | |
445352,70 | 2217568,74 |
445236,29 | 2217534,21 |
445236,29 | 2217534,41 |
445235,99 | 2217534,40 |
445235,99 | 2217534,20 |
Вывод №. Экспертом определен способ исправления реестровых ошибок в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, выявленных при производстве работ по настоящему экспертному заключению: исправление реестровых ошибок в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № целесообразно произвести одновременно с исправлением сведений о местоположении границ земельного участка под автомобильной дорогой с кадастровым номером № согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 года№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Указанное исправление реестровых ошибок возможно либо на основании личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей в акте согласования местоположения границ, либо на основании вступившего в законную силу решения суда. Согласно справке кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ№, уточняемый земельный участок с кадастровым номером № по части границ н469-н484 граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером №. Часть границы н469-н484, является общей только для двух участков - №, соответственно данная часть границы не является общей смежной границей с иными земельными участками. Согласно пункту 1.3. Устава ФКУ Упрдор «Черноморье», утвержденного распоряжением Минтранса от 24.08.2015 года № 801, учреждение предназначено для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасности и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Отсутствие согласования границ земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, ввиду несогласия ответчика нарушает права и законные интересы Российской Федерации, так как препятствует эксплуатации автомобильной дорогой ), а также нарушает права неопределенного круга лиц - пользователей автомобильной дороги А-160. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 года № 928, автомобильная дорога ) включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ, пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, соответственно у ФКУ Упрдор «Черноморье» отсутствует собственный интерес, не связанный с исполнением возложенных на нее государственных полномочий. Таким образом, ФКУ Упрдор «Черноморье», реализуя свое право на обращение в суд с настоящим иском, действует в пределах государственных полномочий, предоставленных Российской Федерацией на основании Земельного кодекса РФ, и заявляет соответствующие требования в целях обеспечения защиты публичных интересов в рамках статьи 46 ГПК РФ /т. 1 л.д. 5-18/.
Представитель истца ФКУ Упрдор «Черноморье» /т. 2 л.д. 115/, в судебное заседание не явился, однако представил суду письменное заявление, в котором просит суд рассмотреть гражданское дело № в отсутствие представителя ФКУ Упрдор «Черноморье», на удовлетворении исковых требований настаивает, против разрешения спора в порядке заочного производства не возражает /т. 2 л.д. 114/.
Ответчик ФИО1, будучи надлежащим образом, уведомленной о времени и месте рассмотрения дела /т. 2 л.д. 117/, в судебное заседание не явилась, оправдательных причин своей неявки суду не представила и не просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, будучи надлежащим образом, уведомленным о времени и месте рассмотрения дела /т. 2 л.д. 113/, в судебное заседание не явился, оправдательных причин своей неявки суду не представил и не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея, будучи надлежащим образом, уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, оправдательных причин своей неявки суду не представил и не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Белореченский район /т. 2 л.д. 56-57/, будучи надлежащим образом, уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, однако представил суду отзыв на исковое заявление, в котором просит суд вынести решение на усмотрение суда и рассмотреть исковое заявление в отсутствие представителя администрации /т. 2 л.д. 50-52/.
Исследовав в судебном заседании письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 314 ГК РФ, в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРП и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ЕГРН это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с п.п. 3, 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению, невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом, представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с ч. 10 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом, указанный в п. 6 ч. 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме, который включает в себя реестр объектов недвижимости.
В соответствии с ч. 6 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», с 01.01.2017 года сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 Закона о регистрации участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предусмотрен порядок исправления технических и реестровых ошибок, содержащихся в ЕГРН. Воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Если при государственном кадастровом учете, в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом, представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется.
В соответствии с ч. 7 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», исправление реестровой ошибки сводится к внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка.
В соответствии с п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 года № 54 «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество» и пункте 2 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество. Пересечение границ земельного участка означает, что одна и та же часть земной поверхности входит в границы нескольких земельных участков. Устранение пересечения путем исправления реестровой ошибки возможно только тогда, когда отсутствует спор о праве или границах, а имеет место лишь несоответствие сведений о границах, содержащихся в ЕГРН, действительному местоположению земельного участка.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 года № 504 «О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов», к элементам автомобильной дороги относится: земляное полотно, дорожная одежда, обочины, откосы, кюветы, водоотводные лотки, ливнестоки, канавы, дренаж, укрепительные сооружения, площадки отдыха и стоянки автотранспорта с эстакадами для осмотра днища автомобилей, упорными стенками и навесами (беседками), переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания, железнодорожные переезды, сигнальные столбики (тумбы), эстакады (подходы к автодорожным мостам и путепроводам с укрепительными сооружениями и без них), лестничные сходы, автобусные остановки и автопавильоны (с заездными карманами и посадочными площадками), очистные сооружения, водопропускные трубы, скотопрогоны, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, знаки дорожные, светофоры и средства для регулирования уличного движения прочие.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития.
Согласно правовой позиции Минэкономразвития России, выраженной в письме от 17.10.2014 года № 22780-ИМ/Д23, если на земельном участке располагаются принадлежащие третьим лицам объекты недвижимости при выполнении кадастровых работ по уточнению границы такого земельного участка необходимо исключать из состава указанного земельного участка части, занятые соответствующими объектами недвижимости. Таким образом, в межевом плане в отношении указанного уточняемого земельного участка должны отражаться контуры внутренних границ, в пределах которых располагаются соответствующий объект.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. В судебном заседании с достоверностью установлено, что ФКУ Упрдор «Черноморье» на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись №, занятый автомобильной дорогой . В целях проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ, в том числе и земельного участка с кадастровым номером №, между ФКУ Упрдор «Черноморье» и ООО «ГЕО Инвест-Информ» ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт №. В ходе проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, установлено, что необходимо произвести согласование смежных границ с земельным участком с кадастровым номером № /т. 1 л.д. 96-246/. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок с кадастровым номером 23:39:0710002:261 относится к государственной неразграниченной собственности и предоставлен на праве аренды ФИО1ФИО6ФИО1 /т. 1 л.д. 84-89/. Администрация муниципального образования согласовала местоположение границ земельных участков с кадастровыми номерами № /т. 1 л.д. 95/.
В связи с тем, что границы земельного участка с кадастровым номером №:№ внесены в Единый государственный реестр недвижимости с достаточной точностью, что подтверждается сведениями ЕГРН, руководствуясь п. 82, 83, 84, 85 приказа Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требования к его подготовке», письмом от 29.06.2020 года ФКУ Упрдор «Черноморье», в целях согласования границ земельных участков в индивидуальном порядке, направило межевой план и акты согласования местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами № в адрес ответчика /т. 1 л.д. 92/. Письмо о согласовании границ ДД.ММ.ГГГГ направлено ответчику ФИО1 заказным письмом № 35000036934603 /т. 1 л.д. 93/ и было получено адресатом 14.07.2020 года /т. 1 л.д. 94/. Учитывая, что срок предоставления ответа (согласования границ либо предоставления письменных возражений) действующим законодательством прямо не урегулирован, в данном случае имеет место применение аналогии закона в соответствии со статьей 6 ГК РФ. Учитывая изложенное, ответчик должен был направить ответ не позднее 30-ти дней от даты получения обращения, однако до настоящего момента ответ не направлен истцу. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, год завершения строительства автомобильной дороги с кадастровым номером № (Автомобильная дорога Земельный участок с кадастровым номером № используется для эксплуатации указанной автомобильной дороги. Границы земельного участка под автомобильной дорогой определяются в соответствии с нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 года № 717. Кроме того, в соответствии с п. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», границами земельного участка считаются границы, закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ такого земельного участка. Согласно техническому паспорту автомобильной дороги федерального значения А-160 Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск, в полосе отвода автомобильной дороги в местах примыкания к смежным земельным участкам фактически располагаются дорожные инженерные устройства и обстановка автомобильной дороги федерального значения А-160 Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск. Таким образом, границы земельного участка под автомобильной дорогой фактически закреплены на местности объектами искусственного происхождения. К спорным правоотношениям применяются нормы Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В указанном случае, местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Таким образом, как было указано выше, в соответствии со ст. 43 Закона о регистрации предусмотрено одновременное внесение сведений об уточнении местоположения всех границ смежных земельных участков. Как указал Верховный Суд РФ в определении от 6 февраля 2017 года по делу № 310-ЭС16-10203 об установлении границы земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане: «Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости)». Такой подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 года № 4275/11, в соответствии с которой, резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости. Вместе с тем, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установленных на основании судебного акта границах земельного участка истца будет невозможно без исключения или исправления содержащихся в реестре ошибочных сведений о местоположении границ смежного земельного участка ответчика, поскольку возникнет пересечение границ этих участков. Таким образом, при формировании земельного участка с кадастровым номером №, не был учтен факт расположения в их границах конструктивных элементов и полосы отвода автомобильной дороги А
Согласно экспертному заключению ООО «ГЕО Инвест-Информ» от 27.11.2019 года, представленному в материалы дела истцом, установлено: Вывод № 1. Признаки наличия реестровых ошибок в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №. В границах земельного участка №, внесенных в ЕГРН, выявлены дорожные инженерные устройства и обстановка автомобильной дороги А-160 Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск км 4+200 - км 132+854, а именно: земляное полотно, укрепление обочины, дорожные знаки, съезд, сигнальные столбики. Согласно техническому паспорту автомобильной дороги федерального значения № 00 ОП ФЗ А-160 от 01.01.2012 года, конструктивный элемент «земляное полотно» (Ведомость геометрических параметров и типа покрытия элементов земляного полотна в местах замеров Э-23), конструктивный элемент «укрепление обочин» (Ведомость укрепления обочин Э-17), конструктивный элемент «дорожные знаки» (Ведомость наличия и технического состояния дорожных знаков на дороге), конструктивный элемент «съезд» (Ведомость съездов Э-18), конструктивный элемент «сигнальные столбики» (Ведомость направляющих устройств Э-14). Вывод № 2. Проведены геодезические работы по установлению фактического местоположения границы земельного участка с кадастровым номером №, смежные с границей земельного участка с кадастровым номером №, занятого автомобильной дорогой федерального значения А-160. Каталог координат прилагается в Таблице № 1. Каталог координат границ земельного участка с кадастровым номером №, смежного с границами земельного участка с кадастровым номером №.
X | Y |
445329,45 | 2217547,30 |
445297,25 | 2217578,73 |
445277,32 | 2217598,18 |
445262,89 | 2217593,90 |
445249,34 | 2217606,78 |
445234,87 | 2217591,56 |
445216,75 | 2217608,79 |
445242,23 | 2217635,58 |
445212,61 | 2217666,46 |
445228,19 | 2217682,28 |
445213,56 | 2217696,71 |
445207,80 | 2217692,10 |
445078,63 | 2217560,53 |
445103,84 | 2217543,10 |
445117,49 | 2217533,36 |
445132,01 | 2217521,99 |
445146,07 | 2217511,63 |
445178,32 | 2217487,97 |
445180,01 | 2217487,15 |
445182,99 | 2217486,80 |
445187,15 | 2217489,82 |
445189,97 | 2217494,12 |
445201,67 | 2217486,11 |
445200,75 | 2217480,12 |
445201,17 | 2217473,09 |
445203,27 | 2217469,68 |
445213,30 | 2217458,12 |
445236,02 | 2217436,82 |
445271,58 | 2217450,85 |
445281,65 | 2217507,07 |
445361,15 | 2217536,25 |
445352,70 | 2217568,74 |
445236,29 | 2217534,21 |
445236,29 | 2217534,41 |
445235,99 | 2217534,40 |
445235,99 | 2217534,20 |
Вывод № 3. Экспертом определен способ исправления реестровых ошибок в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:39:0710002:261, выявленных при производстве работ по настоящему экспертному заключению: исправление реестровых ошибок в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № целесообразно произвести одновременно с исправлением сведений о местоположении границ земельного участка под автомобильной дорогой с кадастровым номером №, согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 года№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Указанное исправление реестровых ошибок возможно либо на основании личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей в акте согласования местоположения границ, либо на основании вступившего в законную силу решения суда /т. 2 л.д. 1-30/. Согласно справке кадастрового инженера от 01.04.2020 года № 1/01042020, уточняемый земельный участок с кадастровым номером № по части границ н469-н484 граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером №. Часть границы н469-н484, является общей только для двух участков - №, соответственно данная часть границы не является общей смежной границей с иными земельными участками /л.д. т. 2 л.д. 31-32/.
Согласно пункту 1.3. Устава ФКУ Упрдор «Черноморье», утвержденного распоряжением Минтранса от 24.08.2015 года № 801 /т. 1 л.д. 23-44/, учреждение предназначено для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасности и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Отсутствие согласования границ земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, ввиду несогласия ответчика нарушает права и законные интересы Российской Федерации, так как препятствует эксплуатации автомобильной дорогой а также нарушает права неопределенного круга лиц - пользователей автомобильной дороги А-160. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 года № 928, автомобильная дорога ) включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ, пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В целях установления юридически значимых обстоятельств по делу определением суда от 13.08.2021 года по ходатайству представителя истца была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено независимому эксперту ФИО3 /т. 2 л.д. 58-60/.
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы от 31.01.2022 года, установлены следующие выводы: имеет место реестровая ошибка в местоположении границы земельных участков с кадастровыми номерами №, а также экспертом разработан вариант устранения реестровой ошибки в местоположении границы земельных участков с кадастровыми номерами №, указанный в экспертном заключении /т. 2 л.д. 64-109/.
Таким образом, вариант исправления реестровой ошибки, предложенный независимым экспертом ФИО3 полностью совпадает с вариантом эксперта ООО «ГЕО Инвест-Информ».
Оснований не доверять данному экспертному заключению у суда не имеется, поскольку оно выполнено квалифицированным специалистом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеющим соответствующее образование, квалификацию и стаж работы. Выводы и анализ в заключении изложены достаточно полно и ясно, с учетом всех поставленных в определении суда вопросов, по своему содержанию экспертное заключение полностью соответствует нормам и требованиям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», предъявляемым к заключению экспертов, исследовательская часть базируется, на исследованных в полном объеме экспертом материалов гражданского дела, оснований не доверять выводам указанной экспертизы не имеется. Доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, суду не представлено, ее результаты иными допустимыми доказательствами по делу не опровергнуты, каких-либо противоречий в заключении эксперта не содержится.
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, заключение судебной экспертизы оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности.
Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
Поскольку результаты судебной экспертизы сторонами не опровергнуты, суд руководствуется данным экспертным заключением, признавая его допустимым доказательством по делу, поскольку оно соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, содержит подробное описание проведенного исследования.
При таких обстоятельствах, исходя из положений ч. 9 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», у суда имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Черноморье») в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ, лица участвующие в деле извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии со статьей 115 ГПК РФ, судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Согласно материалам дела /л.д. 113, 117/, ответчик ФИО1 и представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю своевременно и надлежащим образом, были уведомлены о месте и времени слушания дела, однако в судебное заседание не явились, оправдательных причин своей неявки в суд не представили и не просили суд рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель истца не возражает на рассмотрение дела в порядке заочного производства. Таким образом, у суда имеются достаточные основания для рассмотрения дела в порядке заочного производства.
В соответствии со ст. 98, 100 ГПК РФ, с ответчика ФИО1 следует взыскать в доход МО Белореченский район государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-238 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Черноморье») к ФИО1ФИО7ФИО1, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании сведений, содержащихся в ЕГРН реестровой ошибкой, осуществление изменений местоположения границ и площади земельного участка, внесение соответствующих сведений в ЕГРН,
удовлетворить в полном объеме.
Признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, реестровой ошибкой, указав, что решение по настоящему делу является основанием для исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении части границы земельного участка с кадастровым номером №, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером № и осуществления управлением Росреестра по Краснодарскому краю учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № в следующих координатах:
Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером № | |
Уточненные координаты, м | |
X | Y |
445329,45 | 2217547,30 |
445297,25 | 2217578,73 |
445277,32 | 2217598,18 |
445262,89 | 2217593,90 |
445249,34 | 2217606,78 |
445234,87 | 2217591,56 |
445216,75 | 2217608,79 |
445242,23 | 2217635,58 |
445212,61 | 2217666,46 |
445228,19 | 2217682,28 |
445213,56 | 2217696,71 |
445207,80 | 2217692,10 |
445078,63 | 2217560,53 |
445103,84 | 2217543,10 |
445117,49 | 2217533,36 |
445132,01 | 2217521,99 |
445146,07 | 2217511,63 |
445178,32 | 2217487,97 |
445180,01 | 2217487,15 |
445182,99 | 2217486,80 |
445187,15 | 2217489,82 |
445189,97 | 2217494,12 |
445201,67 | 2217486,11 |
445200,75 | 2217480,12 |
445201,17 | 2217473,09 |
445203,27 | 2217469,68 |
445213,30 | 2217458,12 |
445236,02 | 2217436,82 |
445271,58 | 2217450,85 |
445281,65 | 2217507,07 |
445361,15 | 2217536,25 |
445352,70 | 2217568,74 |
445236,29 | 2217534,21 |
445236,29 | 2217534,41 |
445235,99 | 2217534,40 |
445235,99 | 2217534,20 |
Решение по настоящему делу является основанием для осуществления управлением Росреестра по Краснодарскому краю учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:39:0710002:261 и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, а также подготовки кадастровым инженером межевого плана.
Взыскать с ФИО1ФИО8 государственную пошлину в доход муниципального образования Белореченский район в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции гражданской коллегии Краснодарского краевого суда через Белореченский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Решение суда в окончательной форме принято 26 марта 2022 года.
Судья А.С. Кириенко