ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-83 от 24.12.2010 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г.Саратова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г.Саратова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-83/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2010 года г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Корогодина О.А.,

при секретаре Макаровой Н.В.,

с участием заявителя Колчиной Е.А., представителя отдела УФМС России по Саратовской области Сергеевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колчиной Е.А. о признании незаконными заключение УФМС России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, отказ УФМС России по Саратовской области в Ленинском районе г. Саратова в выдаче паспорта, обязании выдать паспорт гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию,

УСТАНОВИЛ:

Колчина Е.А. обратилась в суд с заявлением в котором просила признать незаконным заключение УФМС России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, неправомерным отказ отдела УФМС России в Ленинском районе г. Саратова в оформлении паспорта гражданина РФ для выезда из РФ и въезда в РФ, обязать отдел УФМС России в Ленинском районе г. Саратова оформить паспорт гражданина РФ для выезда из РФ и въезда в РФ. Свои требования Колчина Е.А. мотивирует тем, что в ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в отдел УФМС России по Саратовской области в Ленинском районе г. Саратова с заявлением об оформлении паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. ДД.ММ.ГГГГ заключением служебной проверки УФМС России по Саратовской области обоснованности выдачи Колчиной Е.А. паспортов гражданина Российской Федерации паспорта были признаны выданными в нарушение действующего законодательства. УФМС России по Саратовской области в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказало в оформлении паспорта для выезда за границу и въезда в РФ ссылаясь на то, что заявительница не является гражданином Российской Федерации, поскольку её родители при приобретении ими гражданства РФ в ДД.ММ.ГГГГ году не внесли Колчину Е.А. в заявление о приобретении гражданства и сведения о ней отсутствуют в электронной базе данных. Считает данные действия неправомерными поскольку она является гражданином Российской Федерации по следующим основаниям. Заявительница родилась в ДД.ММ.ГГГГ году на территории бывшей Казахской ССР и проживала там до ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ года её родители перед отъездом на постоянное место жительство в РФ приобрели гражданство РФ через посольство РФ в Республике Казахстан. Колчина Е.А. считает, что она, будучи несовершеннолетней, приобрела гражданство Российской Федерации вместе со своими родителями на основании статей 3 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, пребывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, пребывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию. Колчина Е.А. постоянно проживает на территории РФ в г. Саратове с ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ году получила паспорт гражданина РФ № №, выданный Ленинским РОВД г. Саратова, реализовав тем самым свое право оформить имеющееся на тот момент гражданство РФ. В ДД.ММ.ГГГГ году по достижении двадцатилетнего возраста взамен прежнего, УВД Ленинского района г. Саратова Колчиной Е.А. был выдан паспорт №. Считает, что паспорт гражданина РФ был выдан Колчиной Е.А. в установленном порядке, не содержит признаков подделки, оформлен не на похищенном бланке.

В судебном заседании Колчина Е.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить и дала пояснения аналогичные изложенным выше обстоятельствам.

Представитель УФМС России по Саратовской области Сергеева Л.В., заявленные требования не признала, просила отказать Колчиной Е.А. в удовлетворении заявления и пояснила, что в соответствии с п.4 Приказа МВД РФ, МИД РФ и ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта и служебного паспорта, являющихся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носителя информации», паспорт гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию оформляется на основании письменного заявления гражданина Российской Федерации, достигшего 18-летнего возраста, поданного лично или через законного представителя. Колчина Е.А. обратился с заявлением о выдаче заграничного паспорта, предъявив паспорт гражданина Российской Федерации №, выданный УВД Ленинского района г. Саратова ДД.ММ.ГГГГ. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, которое предусматривает процедуру проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации. На основании п.51 названного Положения, была проведена проверка обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации Колчиной Е.А.. В целях указанной проверки ДД.ММ.ГГГГ в Генеральное консульство России в Алма-Ате направлен запрос о подтверждении факта приобретения гражданства Российской Федерации Колчиной Е.А.. Генеральное консульство России в Алма-Ате факт приобретения гражданства Колчиной Е.А. не подтвердило. Заключением служебной проверки УФМС России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ паспорта гражданина Российской Федерации серии № и серии №, оформленные на имя Колчиной Е.А. признаны необоснованно выданными и подлежащими изъятию. Таким образом, Колчина Е.А. гражданской Российской Федерации не является. В связи с этим выдать Колчиной Е.А. заграничный паспорт не представляется возможным.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, суд считает, что заявленные требования Колчиной Е.А. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В судебном заседании установлено, что Колчина Е.А. родилась в ДД.ММ.ГГГГ году на территории бывшей Казахской ССР и проживала там до ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ года её родители перед отъездом на постоянное место жительство в РФ приобрели гражданство РФ через посольство РФ в Республике Казахстан. С ДД.ММ.ГГГГ Колчина Е.А. проживает по адресу: . ДД.ММ.ГГГГ она получила паспорт гражданина РФ № №, выданный Ленинским РОВД г. Саратова. ДД.ММ.ГГГГ по достижении двадцатилетнего возраста взамен прежнего, УВД Ленинского района г. Саратова Колчиной Е.А. был выдан паспорт №. В ДД.ММ.ГГГГ года Колчина Е.А. обратилась в отдел УФМС России по Саратовской области в Ленинском районе г. Саратова с заявлением об оформлении паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. Согласно письму УФМС России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ года Колчиной Е.А. было отказано в принятии документов и оформлении заграничного паспорта гражданина России для временных выездов за пределы Российской Федерации. При проверке принадлежности Колчиной Е.А. к гражданству Российской Федерации по базе данных ДКС МИД России и по учетам АИС «Гражданство» установлено, что сведения о принятии гражданства России Колчиной Е.А. отсутствуют, т.к. её родители, К.Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и К.А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., приобрели гражданство Российской Федерации в посольстве РФ в Казахстане перед выездом на ПМЖ в Россию, не включив Колчину Е.А. в заявление.

Заключением служебной проверки УФМС России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ паспорта гражданина Российской Федерации серии № и серии №, оформленные на имя Колчиной Е.А. признаны необоснованно выданными и подлежащими изъятию. Как указано в заключении, Колчина Е.А. по базе ДКС МИД, как приобретавшая гражданство РФ не значится. По учетам АИС «Гражданство» УФМС Росси по Саратовской области сведения о приобретении гражданства РФ Колчиной Е.А. отсутствуют. Так как на период ДД.ММ.ГГГГ, т.е. дату вступления в силу Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ Колчина Е.А. на территории Российской Федерации не проживала, сведений о приобретении Российского гражданства не имеется, обстоятельства свидетельствующие о наличии гражданства РФ у Колчиной Е.А. не установлено, следовательно, можно сделать вывод о выдаче паспорта гражданина РФ №, и паспорт гражданина РФ № в нарушение Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 828 от 08.07.1997 года.

Как следует из факсимильного сообщения Генерального консульства России в Алма-Ате Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к нему документов, в электронной базе данных Генерального консульства России в Алма-Ате сведений, подтверждающих факт приобретения гражданства России Колчиной Е.А., не имеется. В электронной базе данных Генерального консульства России в Алма-Ате имеются сведения, подтверждающие факт приобретения гражданства России ДД.ММ.ГГГГ отцом К.А.Ф. на основании ст.3 Соглашения между РФ и РК от ДД.ММ.ГГГГ, матерью Колчиной Т.В., и сестрой К.И.А. на основании ст.18 п. «А» Закона РФ «О гражданстве РФ» от ДД.ММ.ГГГГ. Дочь Евгения в ходатайстве родителей о приобретении гражданства не указана.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" одним из основных документов, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признается паспорт.

Согласно статьи 8 указанного закона, паспорт оформляется и выдается гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению о выдаче паспорта, поданному лично или через его законного представителя, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, на территории Российской Федерации, а также дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Форма указанного заявления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Согласно пункту 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2003 N 1545) при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие или отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка наличия соответствующих обстоятельств.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.

Таким образом УФМС России по Саратовской области вправе было провести проверку наличия гражданства РФ у Колчиной Е.А..

В силу пункта "а" статьи 5 и части 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

В соответствии со статьей 1 Соглашения между Российской Федерацией и республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской федерации, прибывающими для постоянного проживания в республику Казахстан, и гражданами республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию от 20 января 1995 года, каждая Сторона предоставит своим гражданам, прибывающим на постоянное жительство на территорию другой Стороны, упрощенный (регистрационный) порядок приобретения гражданства при наличии одного из следующих условий:

а) если заявитель в прошлом состоял в гражданстве РСФСР или Казахской ССР и одновременно в гражданстве СССР, проживал на их территориях на 21 декабря 1991 года и проживает постоянно до вступления в силу настоящего Соглашения и/или

б) при наличии у заявителя близких родственников граждан Сторон: супруга (супруги), родителей (усыновителей), детей (в том числе усыновленных), сестер, братьев, деда или бабушки, постоянно проживающих и являющихся гражданами Стороны приобретаемого гражданства.

2. Порядок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, распространяется на граждан Сторон, постоянно проживающих на территории другой Стороны, независимо от срока проживания на территории Стороны приобретаемого гражданства.

Приобретение гражданства другой Стороны и выход из гражданства одной Стороны производится на основе свободного волеизъявления заинтересованных лиц.

В статье 3 Соглашения указано, что лицу, постоянно проживающему на территории одной Стороны, родившемуся на территории другой Стороны, или от родителей, хотя бы один из которых является или являлся гражданином этой Стороны и постоянно проживает или проживал на территории данной Стороны, и не оформившему ко дню вступления в силу настоящего Соглашения свою принадлежность к гражданству той или другой Стороны, каждая из Сторон гарантирует право свободно и по своему усмотрению избирать в течение года после вступления в силу Соглашения гражданство любой из Сторон.

Согласно статьи 4 указанного Соглашения, при изменении гражданства родителей, вследствие которого оба становятся гражданами другой Стороны, либо оба выходят из гражданства одной из Сторон, изменяется соответственно гражданство их несовершеннолетних детей.

В статье 2 Соглашения указано, что органы внутренних дел осуществляют регистрацию приобретения гражданства Сторон в упрощенном порядке в срок не более 3 месяцев с соблюдением требований, предусмотренных внутренним законодательством Сторон.

В соответствии со статьей 18 п.а Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 года № 1948-1 (в ред. Федерального закона от 06.02.95 N 13-ФЗ), в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации.

граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. (п.г ст.18)

Согласно статей 25 и 26 указанного Закона, гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия.

Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство Российской Федерации или у них прекращается гражданство Российской Федерации, то соответственно изменяется гражданство детей.

В соответствии с пунктом 3.2 Инструкции «Об организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденной Приказом МВД Российской Федерации «Об организации работы органов внутренних дел по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» от 30 июня 1994 г. N 330, граждане бывшего СССР, не являющиеся гражданами государств, входивших в состав бывшего СССР, прибывшие для проживания на территорию России из этих государств после 6 февраля 1992 года, приобретают гражданство Российской Федерации по заявлениям в порядке регистрации в соответствии с пунктом "г" статьи 18, а после прекращения срока действия этого пункта - по ходатайствам в результате приема в соответствии со статьей 19 Закона.

На основании пункта 3.4. указанной Инструкции, указанные в пунктах 3.1, 3.2 и 3.3 настоящей Инструкции категории лиц при наличии супруга либо родственников по прямой восходящей линии (отца, матери, деда, бабки и так далее), являющихся гражданами Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации по заявлениям в порядке регистрации в соответствии с пунктом "а" статьи 18 Закона независимо от срока проживания на территории России.

Согласно пункту 4.1 названной Инструкции, изменение гражданства детей возможно, в том числе, при изменении гражданства обоих родителей или единственного родителя - по заявлению или ходатайству одного или единственного родителя;

Во всех случаях гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется и сохраняется при наличии их письменного нотариально удостоверенного согласия. (п.4.2)

Судом установлено, что родители Колчиной Е.А. ДД.ММ.ГГГГ приобрели гражданство в порядке регистрации как граждане бывшего СССР, отец заявителя на основании ст.3 Соглашения между РФ и РК, мать заявительницы на основании ст.18 п.а Закона РФ «О гражданстве РФ». При подаче заявлений о приобретении гражданства РФ родители Колчиной Е.А., которой на то момент исполнилось 16 лет, не заявили ходатайства о приобретении их дочерью гражданства РФ. В то же время матерью заявительницы было заявлено ходатайство о приобретении гражданства её дочерью К.И.А., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения. Нотариально удостоверенного согласия, Колчина Е.А. на приобретение гражданства РФ не давала. При таких обстоятельствах, суд считает, что Колчина Е.А. не приобрела гражданства Российской Федерации в установленном законодательством РФ порядке. В связи с этим заключение УФМС России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым признаны необоснованно выданными на имя Колчиной Е.А. паспорта гражданина Российской Федерации серии № и серии №, и отказ в оформлении паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию являются законными, а в удовлетворении заявленных требований Колчиной Е.А. следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о признании неправомерными заключение УФМС России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, отказ УФМС России по Саратовской области в Ленинском районе г. Саратова в выдаче паспорта и обязании выдать паспорт гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию Колчиной Евгении Анатольевне отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова.

Судья: подпись.