ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8301/19 от 15.10.2019 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2019-010992-17 Дело № 2-8301/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Машкалевой О.А.

при секретаре Ухановой М.С.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика ГИТ в РК ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре

15 октября 2019 г. гражданское дело по иску ФИО1 к Государственной инспекции труда в Республике Коми о признании решения комиссии незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственной инспекции труда в Республике Коми о признании решения комиссии незаконным. В обоснование требований указал, что в период с ** ** ** он занимал должность ... в Сыктывкарском отделе к Государственной инспекции труда в Республике Коми. За период работы он рассмотрел более ста обращений граждан, восстанавливая их нарушенные трудовые права. Среди обращений было и поступившее в ** ** ** г. обращение ФИО3 с просьбой провести проверку соблюдения порядка расследования несчастного случая, произошедшего с ним в ООО «Жешартский ЛПК». В результате проверки им не было установлено нарушений со стороны работодателя. После того, как ФИО3 прошел экспертизу и направил обращение с просьбой провести дополнительное расследование, данное расследование было поручено ему. В результате расследования он не нашел вины работника, виновных в несчастном случае выявил в лице трех должностных лиц ООО «Жешартский ЛПК». Данные должностные лица были привлечены к административной ответственности. В связи с желанием получить профессиональные навыки, он в начале ** ** ** г. на сайте ... обнаружил вакансию руководителя Службы охраны труда, промышленной безопасности, ГО и ЧС в ООО «Жешартский ЛПК». После прохождения собеседования, он ** ** ** подал в отдел кадров Гострудинспекции заявление об увольнении. ** ** ** он официально трудоустроен в ООО «Жешартский ЛПК» в должности руководителя Службы охраны труда, промышленной безопасности, ГО и ЧС. При трудоустройстве он сообщил о том, что занимал должность государственного служащего. В связи с чем, ООО «Жешартский ЛПК» сообщило о заключении трудового договора с ним в Гострудинспекцию. ** ** ** ему поступил звонок от заместителя руководителя Гострудинспекции с приглашением на заседание комиссии. В ходе заседания комиссии, которое состоялось ** ** **, ему стало известно, что замещаемая им должность в ООО «Жешартский ЛПК» нарушает требования ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ. С результатами комиссии он не согласен, так как на заседании комиссии не были рассмотрены материалы дополнительного расследования в отношении ООО «Жешартский ЛПК». Также считает, что должностные обязанности руководителя Службы охраны труда, промышленной безопасности, ГО и ЧС не входили в функции государственного управления со стороны ГИТ в РК.

В судебном заседании истец требования поддержал.

Представитель ответчика с требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица ООО «Жешартский ЛПК» в судебном заседании отсутствует, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд письменный отзыв, в котором требования истца поддерживает.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы проверки в отношении ООО «Жешартский ЛПК», суд приходит к следующему.

Установлено, что приказом от ** ** **№...к ФИО1 назначен на старшую должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации категории «специалисты» государственным инспектором труда (по охране труда) в Сыктывкарский отдел Государственной инспекции труда в Республике Коми с ** ** ** г.

** ** ** между Государственной инспекцией труда в Республике Коми и ФИО1 заключен срочный служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы. Дополнительным соглашением от ** ** ** служебный контракт с ФИО1 заключен на неопределенный срок.

В соответствии с условиями служебного контракта ФИО1 обязался исполнять обязанности по должности государственный инспектор труда (по охране труда) в соответствии с прилагаемой к настоящему служебному контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Приказом от ** ** **№...к служебный контракт с ФИО1 был расторгнут ** ** ** по инициативе гражданского служащего по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

** ** ** истцу вручено уведомление, где ему разъяснены положения ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» и ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также об обязанности в течение двух лет при намерении замещать должности в других организациях сообщать об этом в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Государственной инспекцией труда в Республике Коми.

** ** ** истец обратился в ООО «Жешартский ЛПК» с заявлением о приеме его на работу на должность руководителя Службы охраны труда, промышленной безопасности, ГО и ЧС с ** ** **

Приказом от ** ** **№... истец принят с ** ** ** на должность <данные изъяты> в ООО «Жешартский ЛПК».

** ** ** ООО «Жешартский ЛПК» уведомило Государственную инспекцию труда в Республике Коми о заключении трудового договора с ФИО1

** ** ** на заседании комиссии Государственной инспекцией труда в Республике Коми по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов принято решение, что замещение ФИО1 на условиях трудового договора должности в коммерческой организации и (или) выполнение кВ коммерческой организации работ нарушают требования ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ. Комиссия рекомендовала руководителю Государственной инспекцией труда в Республике Коми проинформировать об указанных обстоятельствах в Прокуратуру Республики Коми и ООО «Жешартский ЛПК».

Приказом от ** ** **№... ФИО4 отстранен от работы с ** ** ** на период служебной проверки по факту нарушения требований ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся также в ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20.12.2016 № 2700-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО5 на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 3.1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», частью 1 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» и подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», в целях реализации основных принципов противодействия коррупции - законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер - в нормативных правовых актах установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора. В частности, в ч. 3.1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ч. первой ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и п.п. «а» п. 1 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрена возможность заключения бывшим государственным или муниципальным служащим такого договора с организациями, отдельные функции по государственному управлению которыми входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Установление данного правила направлено на повышение эффективности противодействия коррупции и основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, ориентировано на обеспечение безопасности государства. Соответственно, такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права граждан.

В силу п. 4 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» под функциями государственного, муниципального (административного) управления организацией понимаются полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Письмом Минтруда России от 15 октября 2012 г. № 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования» даны разъяснения о функциях государственного (муниципального) управления. Осуществление функций государственного управления предполагает, в том числе: осуществление государственного надзора и контроля; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования.

Должность государственного инспектора труда включена в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе по труду и занятости и ее территориальных органах, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Приказом Роструда от 01.02.2018 № №...-к.

Приказом Роструда от 27.02.2017 № 67-к утверждено Положение о комиссии Федеральной службы по труду и занятости по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с данным Положением основаниями для проведения заседания Комиссии являются: поступившее в отдел по вопросам государственной службы и кадров Управления делами Роструда обращение гражданина, замещавшего должность гражданской службы в Роструде, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с гражданской службы (абзац 2 п.п. «б» п. 14); поступившее в соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации в Роструд уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином, замещавшим должность гражданской службы в Роструде либо должность руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Роструда, трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, исполняемые во время замещения должности в Роструде либо должности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Роструда, при условии, что указанному гражданину Комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с данной организацией или вопрос о даче согласия такому гражданину на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации Комиссией не рассматривался (п.п. «д» п. 14).

При подготовке мотивированного заключения по результатам рассмотрения обращения, указанного в абз. 2 п.п. «б» п. 14 Положения, или уведомления, указанного в п.п. «д» п. 14 Положения, гражданский служащий отдела по вопросам государственной службы и кадров Управления делами Роструда, ответственный за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, имеет право проводить собеседование с гражданским служащим, представившим обращение или уведомление, получать от него письменные пояснения, а руководитель Роструда или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации в порядке, определенном п. 17.5 Положения N 821 (п. 18).

Заседание Комиссии проводится, как правило, в присутствии гражданского служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, или гражданина, замещавшего должность гражданской службы в Роструде или его территориальном органе, кроме случаев, предусмотренных п. 23 настоящего Положения (п. 22).

В соответствии с п. 28 Положения по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абз. 2 п.п. «б» п. 14 Положения, Комиссия принимает одно из следующих решений:

а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные обязанности;

б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные обязанности, и мотивировать свой отказ.

В соответствии с п. 33 Положения по итогам рассмотрения вопроса, указанного в п.п. «д» п. 14 Положения, Комиссия принимает в отношении гражданина, замещавшего должность гражданской службы в Роструде, одно из следующих решений:

а) дать согласие на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

б) установить, что замещение им на условиях трудового договора должности в коммерческой или некоммерческой организации и (или) выполнение в коммерческой или некоммерческой организации работ (оказание услуг) нарушают требования статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции". В этом случае Комиссия рекомендует руководителю Роструда проинформировать органы прокуратуры и уведомившую организацию об указанных обстоятельствах.

Материалами дела установлено, что в период с ** ** ** истец занимал должность ... в Сыктывкарском отделе Государственной инспекции труда в Республике Коми, которая включена в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе по труду и занятости.

В соответствии должностным регламентом государственный инспектор труда обязан осуществлять следующие функции: беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц; осуществлять в соответствии с федеральным законодательством надзорно-контрольные функции по соблюдению трудового законодательства на закрепленной территории или организации; взаимодействовать с органами прокуратуры, другими надзорно-контрольными органами и профсоюзами при проведении совместной надзорно-контрольной деятельности; обеспечивать в полном объеме мер инспекторского реагирования при осуществлении надзорно-контрольной деятельности в соответствии с полномочиями, предоставленными трудовым и административным законодательством.

Государственный инспектор труда в соответствии со своей компетенцией вправе или обязан самостоятельно принимать следующие управленческие и (или) иные решения: ответы на заявления и иные обращения граждан о нарушении их трудовых прав; предписания об устранении выявленных нарушений трудового законодательства; акты по результатам проведенных комплексных, тематических, плановых и внеплановых проверок; протоколы о привлечении к административной ответственности работодателей и их должностных лиц, в случае нарушения ими требований трудового законодательства; отчеты о проделанной работе.

В период служебной деятельности ** ** ** руководителем Сыктывкарского отдела ГИТ в РК было дано распоряжение ФИО1 о проведении проверки ООО «Жешартский ЛПК» с целью защиты прав и интересов работника ФИО3, который просил провести проверку соблюдения порядка расследования несчастного случая, произошедшего с ним ** ** ** в ООО «Жешартский ЛПК».

В ходе внеплановой, выездной проверки в отношении ООО «Жешартский ЛПК» ФИО1 был составлен Акт проверки от ** ** **, согласно которому очевидных нарушений трудового законодательства по вопросу нарушения порядка расследования несчастного случая, произошедшего с ФИО3, не установлено.

В ходе дополнительной проверки ** ** ** ФИО1 было дано заключение, что несчастный случай, произошедший с ФИО3, подлежит квалификации как связанный с производством, оформлению актом формы <данные изъяты>, учету и регистрации в ООО «Жешартский ЛПК». Также ФИО1 в адрес ООО «Жешартский ЛПК» вынесено предписание об устранении нарушения трудового законодательства.

** ** ** ФИО1, как государственным инспектором труда, в отношении должностных лиц ООО «Жешартский ЛПК» (...) составлены протокола об административном правонарушении и вынесены постановления о назначении административного наказания.

Таким образом, истцом, как государственным инспектором труда, проводились проверки ООО «Жешартский ЛПК» с последующим принятием соответствующих решений.

В связи с этим, при трудоустройстве истца в данную коммерческую организацию ООО «Жешартский ЛПК» возможно возникновение конфликта интересов. Поэтому истец должен получить согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов на замещение должности в ООО «Жешартский ЛПК» на условиях трудового договора.

В данном случае Комиссией Государственной инспекции труда в Республике Коми по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов при рассмотрении уведомления ООО «Жешартский ЛПК» о заключении с ФИО1 трудового договора, были учтены положения должностного регламента истца по ранее замещаемой должности государственной гражданской службы по осуществлению государственного надзора и контроля за исполнением требований трудового законодательства, в том числе в отношении ООО «Жешартский ЛПК», и установив факт осуществления истцом в период государственной службы функций государственного управления в отношении ООО «Жешартский ЛПК», правомочным составом не дала согласие ФИО1 на замещение должности руководителя Службы охраны труда, промышленной безопасности, ГО и ЧС в ООО «Жешартский ЛПК». При этом данное решение принято членами указанной комиссии единогласно.

Согласно п.п. «а», «б» п. 2 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений.

В связи с этим, отсутствие конкретных фактов, препятствующих замещению истцом должности в ООО «Жешартский ЛПК», не является основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку в даче согласия комиссией может быть отказано не только при наличии конфликта интересов, но и с целью его предотвращения.

Таким образом, у суда не имеется оснований для признания решения комиссии от ** ** **, принятого в отношении истца, незаконным.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Государственной инспекции труда в Республике Коми о признании решения комиссии от 09.07.2019 незаконным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья О.А. Машкалева

Мотивированное решение вынесено ** ** **