Дело № 2-830/2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Барнаул 09 апреля 2019 г.
Октябрьский районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Севостьяновой И.Б.,
при секретаре Романовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Гилевский элеватор», Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу о признании действий незаконными, возложении обязанности по прекращению направления финансовых документов индивидуальному предпринимателю Попову А.Д., запрете принимать к оплате затраты на хранение материальных ценностей государственного резерва и проводить их оплату, о взыскании суммы,
у с т а н о в и л :
прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к соответчикам: Закрытому акционерному обществу «Гилевский элеватор», Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу о признании незаконными действий ЗАО «Гилевский элеватор» по направлению индивидуальному предпринимателю Попову А.Д. финансовых документов, касающихся Хлебопродуктов, составляющих государственный резерв, хранимый на ЗАО «Гилевский элеватор»; о возложении на ЗАО «Гилевский элеватор» обязанности по прекращению направлению индивидуальному предпринимателю Попову А.Д. финансовых документов, касающихся Хлебопродуктов, составляющих государственный резерв, хранимый на ЗАО «Гилевский элеватор»; о признании незаконными действий Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу по приему к оплате затрат ЗАО «Гилевский элеватор» на хранение материальных ценностей государственного резерва по договору от ДД.ММ.ГГГГ № № с индивидуальным предпринимателем Поповым А.Д.; о запрете Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу принимать к оплате затраты ЗАО «Гилевский элеватор» на хранение материальных ценностей государственного резерва по договору от ДД.ММ.ГГГГ № № и проводить их оплату; о взыскании с ЗАО «Гилевский элеватор» в пользу Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации суммы 1428300 руб.
Исковые требования обоснованы прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о государственном материальном резерве при исполнении ЗАО «Гилевский элеватор» государственного контракта на ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, в ходе которой установлено, что Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (далее - Управление Росрезерва) с ЗАО «Гилевский элеватор» ежегодно заключаются государственные контракты на хранение материальных ценностей государственного резерва (далее - контракт), в частности, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№ и ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктом 1.2. госконтрактов государственный заказчик – Управление Росрезерва – поручает, в ответственный хранитель - ЗАО «Гилевский элеватор» - принимает на себя обязательства по приемке, размещению и ответственному хранению хлебопродуктов в объемах и ассортименте, определяемых специальным распоряжением Правительства Российской Федерации. Хлебопродукты, находящиеся на ответственном хранении, являются особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначены для использования в целях и порядке, предусмотренных Федеральным законом «О государственном материальным резерве».
Согласно п.1.4. госконтрактов ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ сумма затрат на хранение определяется исходя из стоимости одних суток хранения хлебопродуктов, фактического объема и количества суток их хранения. Калькуляция стоимости одних суток хранения хлебопродуктов производится на основании согласования сторонами такой калькуляции. Калькуляция с учетом вида хлебопродуктов и условий их хранения с расшифровкой и обоснованием каждой группы расходов согласовывается с Государственным заказчиком ежегодно, действует в течение одного финансового года и изменению ответхранителем не подлежит.
Стоимость и порядок возмещения затрат ответхранителю за хранение хлебопродуктов производится в соответствии с ч.5 ст. 11 Федерального закона « О государственном материальном резерве» и пунктов 4.4.,4.4.1,4.4.2,4.4.3-4.15 Контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ и пунктов 4.3.-4.10 контракта от ДД.ММ.ГГГГ определяется на основании калькуляции стоимости, определенной в приложении к государственным контрактам.
Действующим в настоящее время является контракт № от ДД.ММ.ГГГГ (далее Контракт), согласно п.2.1.6 которого Ответхранитель обязан вести складской и бухгалтерский учет наличия и движения хлебопродуктов и в количественном и стоимостном выражении отдельно от продукции других физических и юридических лиц, за балансом своей основной деятельности, в порядке и по формам, установленным государственным заказчиком (аналогичные положения изложены в п.2.1.6 ( п.2.1.7) ранее заключенных госконтрактов).
Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ Контракта ответхранитель обязан не разглашать сведения о наличии, объемах поставки и выпуска и другую информацию, касающуюся движения хлебопродуктов, ставшую известной ему в ходе выполнения обязательств по настоящему Контракту, использовать данные сведения, исключительно в целях выполнения обязательств по настоящему Контракту (аналогичные положения в п.ДД.ММ.ГГГГ. и п.ДД.ММ.ГГГГ ранее заключенных контрактов).
В ходе прокурорской проверки установлен факт передачи ЗАО «Гилевский элеватор» третьему лицу информации о наличии, объемах поставки и другой информации, касающейся движения Хлебопродуктов.
ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Гилевский элеватор» (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Поповым А.Д. (исполнитель) заключен договор № № на оказание услуг бухгалтерско-секретарскому обслуживанию, согласно п.1 которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать бухгалтерские услуги: осуществление делопроизводства и ведение бухгалтерского учета, изготовление первичных документов, составление и отправка бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности, расчет сумм налогов, сборов, платежей и иные услуги.
Прокурорской проверкой установлено, что 4 штатных бухгалтера Общества обеспечивают подготовку первичной документации ЗАО «Гилевский элеватор», которая впоследствии в полном объеме, в том числе в части хлебопродуктов, составляющих государственный резерв, направляется индивидуальному предпринимателю Попову А.Д. для обработки и составления общей отчетности. После окончательной обработки полученные финансовые документы Поповым А.Д. включаются в отчеты и балансы, которые направляются в контролирующие органы.
Выделенный бухгалтерский учет в отношении хлебопродуктов государственного резерва ЗАО « Гилевский элеватор» отдельно от общего учета не ведется в нарушение п.2.1.6 Контракта. Указанные обстоятельства являются также нарушением п.ДД.ММ.ГГГГ контракта. При этом какие-либо дополнительные соглашения, которые требуются в силу п.п.7.4.,7.5.,7.6. Контракта между ЗАО «Гилевский элеватор» и Управлением Росрезерва не заключались.
Проверкой с выходом на место установлено, что в обработке ИП Попова А.Д. находится переписка Управления Росрезерва и генерального директора ЗАО «Гилевский элеватор» по вопросам расторжения, переоформления ранее действующего государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, возврата для пересоставления финансовых документов ЗАО « Гилевский элеватор» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о выполнении Контракта с приложенными калькуляциями на возмещение ответственным хранителем затрат на хранение хлебопродуктов в ДД.ММ.ГГГГ, акты на перечисление принятого зерна и семян из государственного резерва в клиентское хранение ООО «Агроинициатива», отчеты за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ о движении хлебопродуктов и тары на элеваторах и складах из фонда государственного резерва, что подтверждает незаконность действий ЗАО «Гилевский элеватор» по передаче в распоряжение ИП Попова А.Д. информации о наличии и движении хлебопродуктов на складах Ответхранителя в нарушение п.п.2.1.6,ДД.ММ.ГГГГ Контракта.
Возмещение затрат произведено Управлением Росрезерва ЗАО « Гилевский элеватор» по государственным контрактам за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1269,6 тыс. руб. в удельном весе 52, 9 % от суммы договора с ИП Поповым А.Д. (2400 тыс. руб.), за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 888, 72 тыс. руб. в удельном весе 52, 9 % от суммы контракта с ИП Поповым 1680 тыс. руб.
Вышеуказанные нарушения со стороны ЗАО «Гилевский элеватор» препятствуют полноценному и оперативному осуществлению контроля поступления, движения и сохранности хлебопродуктов, составляющих имущество казны Российской Федерации, предназначенных для обеспечения интересов Российской Федерации для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания государственной поддержки различным отраслям экономики, гуманитарной помощи и другим), нарушают положения ч.6 ст. 11 Федерального закона «О государственном материальном резерве», ст.ст. 309 – 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из условий госконтрактов, действия Управления Росрезерва по принятию к оплате расходов ЗАО «Гилевский элеватор» на бухгалтерский учет материальных ценностей госрезерва, понесенных по договору с индивидуальным предпринимателем Поповым А.Д., являются незаконными, следовательно, уплаченная из федерального бюджета сумма подлежит возврату за весь период действия контракта с учетом коэффициента 52,9 % 2 158 320 руб.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Третьякова Н.Ю. на исковых требованиях настаивала по вышеуказанным основаниям, за исключением ссылки на п.6 ст. 11 Федерального закона «О государственном материальном резерве» о разглашении и ответчиком ЗАО «Гилевский элеватор» сведений, составляющих государственную тайну.
Представители ответчика ЗАО «Гилевский элеватор» Левина Н.Н. и Перов А.Ю. возражали против исковых требований, по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск (л.д. 226-228), пояснили, что запрет на привлечение третьих лиц, для осуществления бухгалтерского учета материальных ценностей государственного резерва в действующем законодательстве отсутствует, напротив, согласно п.5 Порядка возмещения ответственным хранителям затрат на хранение материальных ценностей государственного материального резерва, утвержденного Приказом Росрезерва от ДД.ММ.ГГГГ N 3 " расчет стоимости одних суток хранения материальных ценностей государственного резерва производится на основании калькуляции, являющейся неотъемлемой частью государственного контракта, включающей группы расходов, предусмотренные статьями 252 - 260 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Затраты на услуги по бухгалтерско-секретарскому обслуживанию ИП Попова А.Д. были согласованы в утверждаемой ежегодно калькуляции, являющейся приложением к договору, что не противоречит действующему законодательству. Передача ИП Попову Д.А. документов (переписки) между генеральным директором ЗАО «Гилевский элеватор» и заместителем руководителя Управления Росрезерва по вопросам, связанным с расторжением, заключением, переоформлением государственных контактов, возврата для пересоставления финансовых документов с приложенными калькуляциями, актом на перечисление принятого зерна и семян из государственного резерва в клиентское хранение ООО «Агроинициатива» не является нарушением п.п.2.1.6.,ДД.ММ.ГГГГ контракта, которые таких запретов не содержат. Полагали также, что прокурором пропущен срок исковой давности по требованиям о взыскании сумм, оплаченных за хранение хлебопродуктов госрезерва за ДД.ММ.ГГГГ, поскольку такая оплата производится ежемесячно в месяце, следующем за отчетным. Проверками сохранности и учета материальных ценностей госрезерва, проводимыми Управлением росрезерва, нарушений относительно сохранности и бухгалтерского учета таких ценностей не установлено.
Представители Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу Садыкова Р.С. и Пушнина О.Л. возражали против исковых требований, пояснили, что привлечение индивидуального предпринимателя для осуществления бухгалтерского учета материальных ценностей государственного резерва законодательством не запрещено, ЗАО «Гилевский элеватор» были представлены Управлению все необходимые документы, подтверждающие затраты элеватора на оплату услуг ИП Попова А.Д. по договору от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление бухгалтерского учета материального резерва, калькуляции согласовываются Управлением ежегодно, оплата за хранение материальных ценностей госрезерва осуществляется Управлением ежемесячно в течение месяца, следующего за отчетным на основании пункта 5 Порядка возмещения ответственным хранителями затрат на хранение материальных ценностей государственного резерва. Обществом ведется отдельный учет материальный ценностей госрезерва в соответствии с правилами бухгалтерского учета.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика - индивидуальный предприниматель Попов А.Д. в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ он оказывает ЗАО «Гилевский элеватор» услуги по бухгалтерскому учету, в том числе в отношении материальных ценностей государственного резерва, который осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учете». Ведение бухгалтерского учета без отражения фактов хозяйственной жизни невозможно, т.к. операции, связные с хранением зерна Росрезерва являются фактами хозяйственной жизни и влияют на финансовый результат деятельности ЗАО «Гилевский элеватор». Бухгалтер, ведущий учет, использует сведения об обязательствах, возникающих из фактов хозяйственной жизни при исполнении государственных контрактов по хранению зерна Росрезерва исключительно в целях ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности на основе данных регистров бухгалтерского учета, которые и являются инструментом раздельного учета, в частности, используется регистр учета счет 62 «Расчеты и покупателями и заказчиками», что обеспечивает раздельный учет фактов хозяйственной деятельности по каждому контрагенту, в том числе отдельно по Росрезерву, расходы ЗАО «Гилевский элеватор» по ведению бухгалтерского учета ИП Поповым А.Д. обоснованы, подтверждены актами выполненных работ, спецификациями, были предметом исследования специалистами Росрезерва при согласовании утверждаемой ежегодно калькуляции, являющейся приложением к договору. Тем самым стороны фактически согласовали ведение бухгалтерского учета третьим лицом, в связи с чем условиями контрактов не были изменены в одностороннем порядке. Документы, составляющие государственную тайну, к ИП Попова А.Д. не поступали.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона государственный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд.
Согласно ч.2 ст. 34 указанного Федерального закона при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В контракт включаются обязательные условия, в том числе о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки ( п.ё ч.13 ст. 34).
Пунктом 1 ст. 107 указанного Федерального закона установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Статьей 887 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено договором хранения, расходы хранителя на хранение вещи включаются в вознаграждение за хранение.
Хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 901 ГК РФ).
Убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются хранителем в соответствии со статьей 393 настоящего Кодекса, если законом или договором хранения не предусмотрено иное (ст. 902 ГК РФ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и составляет имущество казны Российской Федерации.
В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (в том числе мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст.3 названного Федерального закона государственный резерв предназначен для: обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации; обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; оказания государственной поддержки различным отраслям экономики, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке; оказания гуманитарной помощи; оказания регулирующего воздействия на рынок.
Статьей 11 названного Закона установлено, что материальные ценности государственного резерва размещаются в организациях, входящих в систему государственного резерва и специально предназначенных для хранения материальных ценностей государственного резерва, и у ответственных хранителей (ч.1).
Хранение материальных ценностей государственного резерва ответственными хранителями осуществляется на основании государственных контрактов (в том числе долгосрочных государственных контрактов), заключенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, или его территориальными органами, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (ч.2).
Ответственные хранители, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва своими силами и средствами (ч.4).
Согласно ч.6 ст. 11 Закона сведения о нормах накопления, о поставке, выпуске, закладке, об освежении, дислокации и фактических запасах государственного резерва являются государственной тайной, разглашение которой влечет за собой ответственность в установленном законом порядке.
Возмещение ответственным хранителям затрат на хранение материальных ценностей государственного резерва производится в соответствии с условиями государственных контрактов в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом. Порядок возмещения ответственным хранителям затрат на хранение материальных ценностей государственного резерва устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом (ч.11).
Статьей 18 данного Федерального Закона установлено, что отчетность о наличии запасов материальных ценностей государственного резерва и их движении, их учет и контроль осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Имущественная ответственность ответственного хранителя по операциям с материальными ценностями государственного резерва установлена ст. 16 указанного Федерального закона.
Приказом Росрезерва от ДД.ММ.ГГГГ N 3 утвержден Порядок возмещения ответственным хранителям затрат на хранение материальных ценностей государственного материального резерва", согласно которому возмещение ответственным хранителям затрат на хранение материальных ценностей государственного резерва осуществляется территориальными органами Росрезерва в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов, а также при предоставлении акта выполненных работ (оказанных услуг) и счета (или) счета-фактуры. Затраты возмещаются в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств ( п.2).
Возмещение ответственным хранителям затрат на хранение материальных ценностей государственного резерва осуществляется территориальными органами Росрезерва ежемесячно на основании счета и акта выполненных работ (оказанных услуг), представляемых ответственными хранителями до 10 числа очередного месяца или в сроки, установленные государственными контрактами (п.3).
Согласно пункту 4 Порядка сумма затрат на хранение материальных ценностей государственного резерва определяется исходя из стоимости одних суток хранения материальных ценностей государственного резерва, их объема и количества суток хранения.
Пунктом 5 Порядка установлено, что расчет стоимости одних суток хранения материальных ценностей государственного резерва производится на основании калькуляции, являющейся неотъемлемой частью государственного контракта, включающей группы расходов, предусмотренные статьями 252 - 260 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Калькуляция составляется с учетом вида материальных ценностей государственного резерва и условий их хранения.
Калькуляция стоимости одних суток хранения материальных ценностей государственного резерва с расшифровкой и обоснованием каждой группы расходов согласовывается территориальными органами Росрезерва с ответственными хранителями ежегодно и действует в течение одного финансового года.
До согласования калькуляции или при непредставлении ответственными хранителями калькуляции на очередной финансовый год возмещение затрат ответственным хранителям на хранение материальных ценностей государственного резерва производится по согласованной калькуляции предыдущего года.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (далее - Управление Росрезерва) с ЗАО «Гилевский элеватор» ежегодно заключаются государственные контракты на хранение материальных ценностей государственного резерва (далее – контракт, госконтракт), в частности: ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№ и ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктом 1.2 госконтрактов установлено государственный заказчик – Управление Росрезерва – поручает, в ответственный хранитель - ЗАО «Гилевский элеватор» - принимает на себя обязательства по приемке, размещению и ответственному хранению хлебопродуктов в объемах и ассортименте, определяемых специальным распоряжением Правительства Российской Федерации. Хлебопродукты, находящиеся на ответственном хранении, являются особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначены для использования в целях и порядке, предусмотренных Федеральным законом «О государственном материальным резерве».
Согласно п.1.4. госконтрактов ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ сумма затрат на хранение определяется исходя из стоимости одних суток хранения хлебопродуктов, фактического объема и количества суток их хранения. Калькуляция стоимости одних суток хранения хлебопродуктов производится на основании согласования сторонами такой калькуляции. Калькуляция с учетом вида хлебопродуктов и условий их хранения с расшифровкой и обоснованием каждой группы расходов согласовывается с Государственным заказчиком ежегодно, действует в течение одного финансового года и изменению ответхранителем не подлежит.
Стоимость и порядок возмещения затрат ответхранителю за хранение хлебопродуктов производится в соответствии с ч.5 ст. 11 Федерального закона « О государственном материальном резерве» и пунктов 4.4.,4.4.1,4.4.2,4.4.3-4.15 Контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ и пунктов 4.3.-4.10 контракта от ДД.ММ.ГГГГ определяется на основании калькуляции стоимости, определенной в приложении к государственным контрактам.
Действующим в настоящее время является контракт № от ДД.ММ.ГГГГ (далее Контракт), согласно п.2.1.6 которого Ответхранитель обязан вести складской и бухгалтерский учет наличия и движения хлебопродуктов и в количественном и стоимостном выражении отдельно от продукции других физических и юридических лиц, за балансом своей основной деятельности, в порядке и по формам, установленным государственным заказчиком (аналогичные положения изложены в п.2.1.6 ( п.2.1.7) ранее заключенных госконтрактов).
Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ Контракта ответхранитель обязан не разглашать сведения о наличии, объемах поставки и выпуска и другую информацию, касающуюся движения хлебопродуктов, ставшую известной ему в ходе выполнения обязательств по настоящему Контракту, использовать данные сведения, исключительно в целях выполнения обязательств по настоящему Контракту (аналогичные положения в п.ДД.ММ.ГГГГ. и п.ДД.ММ.ГГГГ ранее заключенных контрактов).
Калькуляции стоимости одного тонно - дня хранения, являющиеся приложением к соответствующему государственному контракту согласованы Управлением Росрезерва: на 2015 год - ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 57) на ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62), на 2017 год - ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.66), на 2018 – ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 134).
Согласно предоставленной Управлением Росрезерва информации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50-55) в ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росрезерва произведено возмещение затрат ЗАО «Гилевский элеватор» по ответственному хранению материальных ценностей государственного резерва, за 2015 год, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и далее ежемесячно за предыдущий месяц всего: 67450771 руб. 81 коп., за ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и далее ежемесячно за предыдущий месяц всего: 77533456 руб. 47 коп.
ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Гилевский элеватор» (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Поповым А.Д. (исполнитель) заключен договор № № на оказание услуг бухгалтерско-секретарскому обслуживанию, согласно п.1 которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать бухгалтерские услуги: осуществление делопроизводства и ведение бухгалтерского учета, изготовление первичных документов, составление и отправка бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности, расчет сумм налогов, сборов, платежей и иные услуги.
Судом установлено не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что в ходе исполнения указанного договора ЗАО «Гилевский элеватор» ИП Попову А.Д., предоставлялись сведения, первичная бухгалтерская документация и иная информация о наличии, объемах поставки и другая информация, касающаяся движения Хлебопродуктов, составляющих государственный резерв в целях его бухгалтерского учета и формирования отчетности.
Согласно имеющимся в деле бухгалтерским документам ЗАО «Гилевский элеватор» с привлечением для этой цели ИП Попова А.Д. по договору велся отдельный от иных материальных ценностей других юридических и физических лиц учет материальных ценностей, составляющих государственный резерв, путем использования забалансового счета бухгалтерского учета - 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным Приказом Минфина РФ №н "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение", который предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, а также регистра счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" отдельно по Управлению Росрезерва в рамках госкотрактов, что подтверждается представленными ЗАО «Гилевский элеватор» карточками счетов, а также актами проверок Управлением Росрезерва наличия запасов и обеспечения количественной и качественной сохранности хлебопродуктов - материальных ценностей государственного резерва, состояния учета и отчетности от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п. 1,3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 статьи 6 настоящего Федерального закона, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
По смыслу указанных норм заключение договора на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета с третьим лицом допускается за исключением кредитной организации, где ведение такого учета возлагается на главного бухгалтера.
Таким образом, само по себе привлечение для осуществления бухгалтерского учета материальных ценностей государственного резерва третьего – лица – индивидуального предпринимателя, вышеуказанным Федеральным законам и иным нормативным правовым актам не противоречит, поскольку прямого запрета за совершение таких действий ответственным хранителем данные нормативно-правовые акты не содержат.
Согласно ч.2 ст. 1
Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
По смыслу указанной нормы ведение бухгалтерского учета предполагает обработку документов об объектах такого учета, в данном случае материальных ценностей государственного резерва, в связи с чем действия ответчика ЗАО «Гилевский элеватор» по направлению ИП Попову А.Д. финансовых документов, касающихся хлебопродуктов, составляющих государственный резерв, хранимый на ЗАО «Гилевский элеватор» действующему законодательству не противоречат, не повлекли причинения каких-либо убытков имуществу Российской Федерации применительно к сохранности материальных ценностей государственного резерва, что установлено в ходе вышеуказанных проверок.
Из содержания пунктов 2.1.6 (2.1.7), ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) госконтрактов, на нарушение которых ответчиком ЗАО «Гилевский элеватор» ссылался прокурор, не следует, что бухгалтерский учет наличия и движения хлебопродуктов должен вестись исключительно штатными сотрудниками ответственного хранителя.
Доказательств того, что предоставленная ИП Попову А.Д. информация, связанная с материальными ценностями государственного резерва, была использована не в целях их учета и вопреки целям исполнения ЗАО «Гилевский элеватор» своих обязательств по государственным контрактам, а также причинения каких-либо убытков в этой связи, прокурором не представлено.
В судебном заседании помощник прокурора не настаивала на нарушении ответчиком ЗАО «Гилевский элеватор» положений ч.6 ст. 11 Федерального закона «О государственном материальном резерве» относительно разглашения последним сведений, составляющих государственную тайну, сведений о передаче ответчиком каких–либо документов, имеющих гриф «секретно» (ст.2
Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5485-1 "О государственной тайне") ИП Попову А.Д. в судебном заседании не установлено.
В этой связи исковые требования прокурора <адрес> о признании незаконными действий ЗАО «Гилевский элеватор» по направлению ИП Попову А.Д. финансовых документов, касающихся Хлебопродуктов, составляющих государственный резерв, хранимый на ЗАО «Гилевский элеватор»; о возложении на ЗАО «Гилевский элеватор» обязанности по прекращению направлению индивидуальному предпринимателю Попову А.Д. финансовых документов, касающихся Хлебопродуктов, составляющих государственный резерв, хранимый на ЗАО «Гилевский элеватор» удовлетворению не подлежат.
Исковые требования прокурора о признании незаконными действий Управления Росрезерва по оплате ЗАО «Гилевский элеватор» затрат, понесенных последним за ведение бухгалтерского учета по хранению материальных ценностей государственного резерва по договору от ДД.ММ.ГГГГ № ПАД -22/2015 с ИП Поповым А.Д. и запрещению Управлению Росрезерва производить такую оплату удовлетворению не подлежат в силу следующего.
Как указано выше, возмещение суммы затрат на хранение материальных ценностей государственного резерва в силу положений п.п.4,5 Порядка возмещения ответственным хранителям затрат на хранение материальных ценностей государственного материального резерва производится исходя из стоимости одних суток хранения материальных ценностей государственного резерва, их объема и количества суток хранения. Расчет стоимости одних суток хранения материальных ценностей государственного резерва производится на основании калькуляции, являющейся неотъемлемой частью государственного контракта.
В судебном заседании истцом не представлено доказательств того, что возмещение затрат на хранение материальных ценностей государственного резерва ЗАО «Гилевский элеватор» было произведено Управлением Росрезерва не в соответствии с согласованными в установленном порядке сторонами государственного контракта калькуляциями на соответствующий год, калькуляции как неотъемлемые части государственных контрактов прокурором не оспорены.
При этом, исходя из представленных платежных документов, Управлением Росрезерва производилось возмещение затрат ЗАО «Гилевский элеватор» за хранение материальных ценностей госрезерва в общей сумме таких затрат без выделения отдельно затрат, понесенных последним за ведение бухгалтерского учета материальных ценностей государственного резерва по договору от ДД.ММ.ГГГГ № № с ИП Поповым А.Д.
Прокурором не представлено доказательств того, что предъявленные ко взысканию суммы возмещенных Управлением Росрезерва ЗАО «Гилевский элеватор» затрат составляют 52,9 % от суммы договора с ИП Поповым А.Д., расчет суммы таких затрат применительно к общему объему произведенных Управлением выплат в возмещение затрат ЗАО «Гилевский элеватор» за хранение за ДД.ММ.ГГГГ не представлен. Имеющийся в деле расчет (л.д. 49) содержит сведения возмещении затрат Управлением в ДД.ММ.ГГГГ году, однако согласно информации Управления ( л.д. 50-55) такие выплаты имели место в ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> по заявленным основаниям в полном объеме, в том числе и требование прокурора о взыскании с ответчика ЗАО «Гилевский элеватор» денежной суммы в размере 2158320 рублей, исходя из того, что указанная сумма получена последним за осуществление хранения материальных ценностей государственного резерва в соответствии с условиями государственных контрактов на основании согласованных сторонами калькуляций, являющихся их неотъемлемыми частями, которые прокурором в установленном законом порядке не оспорены.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Гилевский элеватор», Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: И.Б. Севостьянова