Дело №2-830/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Йошкар-Ола 19 февраля 2016 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Конышева К.Е.,
при секретаре Дисюк М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г.Йошкар-Олы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях для лиц, имеющих право на получение данного вида образования, путем создания дополнительных мест,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Йошкар-Олы обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях для лиц, имеющих право на получение данного вида образования, путем расширения сети дошкольных образовательных учреждений до <данные изъяты> на <данные изъяты> мест, до <данные изъяты> –на <данные изъяты> мест.
В ходе рассмотрения дела Прокурор г.Йошкар-Олы уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях для лиц, имеющих право на получение данного вида образования, возложить обязанность на ответчика по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях для лиц, имеющих право на получение данного вида образования, путем создания дополнительных мест: <данные изъяты>.
В обоснование исковых требований указано, что по сведениям Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» число несовершеннолетних, состоящих в очереди на получение места в дошкольной образовательной организации, на <данные изъяты> составляет <данные изъяты> человек, в том числе дети в возрасте от 3 до 4 лет – <данные изъяты>, от 2 до 3 лет – <данные изъяты>, от 1 до 2 лет – <данные изъяты>. План приема на 2016 год составляет <данные изъяты> ребенка. Таким образом, около <данные изъяты> детей в возрасте от 1 года до 4 лет в <данные изъяты> году не будут обеспечены местом в дошкольных образовательных организациях города. Несмотря на предпринимаемые администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» меры, все дети не имеют возможности получать дошкольное образование, что подтверждается имеющейся очередностью, что в свою очередь свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязанностей. Отсутствие мест в дошкольных образовательных учреждениях порождает социальную напряженность в обществе, о чем свидетельствует многочисленные обращения граждан, поступающие в прокуратуру города по вопросу необеспечения несовершеннолетних местами в дошкольных образовательных учреждениях.
Определением суда от 19.02.2016 прекращено производство по гражданскому делу №2-830/2016 по исковому заявлению Прокурора г.Йошкар-Олы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в части исковых требований о признании бездействия администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях для лиц, имеющих право на получение данного вида образования, незаконным.
Представитель истца – помощник прокурора г.Йошкар-Олы
Павлова В.А. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить в полном объеме, пояснила, что количество мест, указанное в исковых требованиях, является оптимальным.
Представитель администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО1 возражала против удовлетворения иска, пояснила, что суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления, разрешать вопрос о понуждении ответчика к исполнению возложенных на него обязанностей. Перераспределение бюджетных средств в компетенцию суда не входит. Администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» предпринимаются все возможные меры по организации дошкольного образования. Бюджет городского округа «Город Йошкар-Ола» является дефицитным, на создание новых мест денежные средства в 2016 году не заложены, на последующие годы бюджет еще не принят. Закон не предполагает обязанность администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» обеспечивать всех детей местом в дошкольном образовательном учреждении, он закрепляет лишь возможность получения такого образования с 2 месяцев.
Представитель третьего лица Финансового управления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО2 возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в отзыве на иск, также указала, что фактически прокурором заявлен иск в интересах определенного круга лиц – несовершеннолетних детей, находящихся на очереди за получением путевки. Кроме того, пояснила, что удовлетворение иска повлечет чрезмерно обременительные расходы для бюджета.
Представители третьего лица Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО3 и ФИО4 возражали против удовлетворения иска, указали, что в настоящее время органами местного самоуправления предпринимаются меры по увеличению количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, увеличивается количество групп в таких учреждениях, в текущем году начнет принимать детей созданное МБДОУ №43 «Жар-Птица» в новом здании в микрорайоне №9 г.Йошкар-Олы. Набор в группы уже идет, лицензия на осуществление образовательной деятельности будет получена в августе – сентябре 2016 года.
Представитель третьего лица Республики Марий Эл в лице Министерства финансов Республики Марий Эл ФИО5 возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в отзыве на иск. Указала, что удовлетворение иска повлечет возникновение дополнительных расходных обязательств Республики Марий Эл, поскольку субъектом предоставляются субвенции из бюджета республики в целях обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Марий Эл ФИО6 возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Представитель третьего лица Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО7 возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в отзыве на иск. Указала, что в бюджете городского округа «Город Йошкар-Ола» денежные средства для удовлетворения требований прокурора не заложены, бюджет является дефицитным.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы настоящего гражданского дела, административного дела №2а-7132/2015, гражданского дела №2-868/2012, исполнительное производство №12964/12/35/12 от 02.07.2012, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктами 1, 4, 5, 6 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования в частности относятся:
организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;
обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного и образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.05.2006 № 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
При этом исходя из смысла правовой нормы, изложенной в пункте 2 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», право ребенка на получение дошкольного образования возникает с момента достижения возраста 2 месяцев.
Данному праву корреспондирует соответствующая обязанность органа местного самоуправления предоставлять ребенку в лице законного представителя возможность получения дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях, закрепленная в положениях пунктов 1, 4, 5, 6 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» во взаимосвязи с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Судом установлено, что Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» осуществляет в пределах городского округа «Город Йошкар-Ола» полномочия органов местного самоуправления, закрепленные в части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 2.1 Положения об Управлении образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением Собранием депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22.04.2015 №143-VI).
Постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22.01.2014 №87 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка детей на учет для зачисления в муниципальные образовательные учреждения города Йошкар-Олы, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» (далее Административный регламент), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» при предоставлении данной муниципальной услуги.
Согласно пункту 3.6.2 Административного регламента выдача путевки для зачисления в МДОУ (муниципальное дошкольное образовательное учреждение) осуществляется комиссией по распределению мест в МДОУ с учетом даты регистрации в журнале учета поступления заявлений по устройству детей в детские дошкольные учреждения, возраста ребенка и наличия у заявителя права на внеочередное или первоочередное получение места в МДОУ. При выдаче путевки в каждую образовательную организацию обеспечивается прием детей, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», за которой закреплена указанная образовательная организация. Территории городского округа «Город Йошкар-Ола» закрепляются за МДОУ приказом управления образования. В выдаче путевки в образовательную организацию детям, проживающим на закрепленной за ней территории, может быть отказано только по причине отсутствия в указанной образовательной организации свободных мест.
Абзацем 2 пункта 3.6.10 Административного регламента установлено, что при отсутствии мест в МДОУ на дату обращения на комиссию согласно установленной очередности дата обращения заявителя на комиссию переносится на иные сроки.
Исходя из письма Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> в Управлении образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» зарегистрировано <данные изъяты> заявлений для получения места в детский сад, в том числе от 0 до 1 года – <данные изъяты>, от 1 до 2 лет – <данные изъяты>, от 2 до 3 лет – <данные изъяты>, от 3 до 4 лет – <данные изъяты>.
Иных сведений суду не представлено.
При этом в письме указано, что родители детей в количестве <данные изъяты> (которым исполнилось 3 года) желают посещать детский сад рядом с домом, поэтому ждут комплектование с <данные изъяты> года.
Представители Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» пояснили суду, что часть родителей отказываются от получения путевок, однако остаются на учете.
Вместе с тем, каких-либо доказательств в подтверждение данных утверждений и пояснений суду не представлено, соответствующего учета такой категории родителей Управлением образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» не ведется, установить их точное количество не представляется возможным. Как указано в письме Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <данные изъяты>, письменные отказы родителей от предложенных дошкольных образовательных учреждений Административным регламентом не предусмотрены.
Согласно письму Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <данные изъяты> план приема детей на 2016 год – <данные изъяты> детей. Данное количество мест обеспечивается за счет: наличия вакантных мест в МБДОУ №43 «Жар-птица» – <данные изъяты> мест; наличие вакантных мест в МБДОУ № 3 «Сказка» – <данные изъяты> мест; выпуск детей в школу – <данные изъяты> мест (факт.); создание дополнительных групп в МБДОУ №2 – <данные изъяты> мест (план.); рациональное использование площадей, объединение групп, в связи с переходом детей в логопедические группы – <данные изъяты> мест; создание нового 14-ти группового МДОУ в 9-ом микрорайоне в связи с передачей 12-ти группового детского сада УФСИН в муниципальную собственность – <данные изъяты> мест (увеличение на 2 группы с учетом типового проекта здания); сокращение количества логопедических групп в МДОУ № 22, 37, 42 – <данные изъяты> мест.
При этом исходя из письма Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <данные изъяты> указанное количество мест является предполагаемым (за исключением <данные изъяты> вакантных мест в МБДОУ № 3 «Сказка»; а также <данные изъяты> мест в связи с выпуском детей в школу).
Приказом Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <данные изъяты> утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в муниципальных образовательных учреждениях, подведомственных управлению образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».
Приказом Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <данные изъяты> в приказ от <данные изъяты> внесены изменения, в частности утвержден подраздел 3 раздела I «Основные количественные характеристики сферы дошкольного образования». Согласно данному документу охват детей программами дошкольного образования (с 2-х до 7 лет) составляет 78% в 2015 году (аналогичный показатель закреплен на 2016-2018 годы). При этом потребность в увеличении числа мест в дошкольных образовательных организациях нарастает с каждым периодом (в 2015 году <данные изъяты>, в 2016 году – <данные изъяты>, в 2017 году – <данные изъяты>, в 2018 году – <данные изъяты>).
При таких обстоятельствах суд полагает установленным тот факт, что городской округ «Город Йошкар-Ола» на момент рассмотрения иска не обеспечен в достаточном количестве местами в дошкольных образовательных учреждениях.
В то же время суд первой инстанции соглашается с доводами представителя ответчика о том, что требования прокурора в части установления конкретного количества мест, на которое к определенным датам необходимо увеличить общее количество мест в дошкольных образовательных учреждениях г.Йошкар-Олы, являются необоснованными.
Как указала в судебном заседании помощник прокурора г.Йошкар-Олы Павлова В.А., указанные в требованиях числа, по мнению истца, являются оптимальными, вместе с тем соответствующих конкретных расчетов, их обосновывающих, представлено суду не было.
С учетом того, что сведения о количестве мест могут меняться под воздействием различных объективных факторов (увеличение либо снижение рождаемости, прибытие на постоянное проживание в населенный пункт либо выбытие детей из населенного пункта и т.п.) суд полагает невозможным указание в решении на конкретное количество дополнительных мест, поскольку это, в зависимости от числа детей (увеличения или уменьшения), может привести как к тому, что не все дети, достигшие определенного в законе возраста, будут обеспечены возможностью получить дошкольное образование, так и к тому, что будут созданы места, которые не будут заполнены.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности и необходимости удовлетворения исковых требований о возложении на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях для лиц, имеющих право на получение данного вида образования, но без указания при этом на конкретное количество мест, на которое должна увеличиться сеть дошкольных образовательных учреждениях.
Определяя срок, в который ответчику необходимо исполнить данную обязанность, суд соглашается с доводами администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и третьих лиц о том, что удовлетворение исковых требований повлечет дополнительные бюджетные расходы, в связи с чем следует учитывать текущее состояние бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола».
Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от <данные изъяты> «О бюджете городского округа «Город Йошкар-Ола» на 2016 год» утвержден бюджет городского округа «Город Йошкар-Ола» на 2016 год по доходам в сумме <данные изъяты> тыс. руб., по расходам в сумме <данные изъяты> тыс. руб. Соответственно, дефицит бюджета на 2016 год составляет <данные изъяты> тыс. руб. При этом расходы на дошкольное образование запланированы в размере <данные изъяты> тыс. руб.
Исходя из письма Финансового управления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <данные изъяты> в составе указанной суммы бюджетных назначений (<данные изъяты> тыс. руб.) расходы на увеличение числа мест в дошкольных образовательных учреждениях не предусмотрены.
На 2017, 2018 годы бюджет городского округа «Город Йошкар-Ола» не утвержден.
Учитывая заявленные требования (исходя из которых, истец просит о поэтапном увеличении числа мест вплоть до 01.01.2019), принимая во внимание то, что администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» и Управлением образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» принимаются меры по исполнению указанной обязанности, руководствуясь принципом разумности, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда до 01.01.2019. По мнению суда, указанного периода времени ответчику будет достаточно для принятия всех возможных мер по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях для лиц, имеющих право на получение данного вида образования.
Доводы ответчика о неисполнимости решения суда в случае удовлетворения иска отклоняются как несостоятельные в связи со следующим.
Судом установлено, что решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22.03.2012 по делу № 2-868/2012 исковое заявление прокурора г.Йошкар-Олы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании бездействия незаконным и обязании предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях удовлетворено частично. На администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» возложена обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях лицам, имеющим право на получение данного вида образования в срок до 01.01.2013.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 07.06.2012 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Марий Эл от <данные изъяты> возбуждено исполнительное производство №<данные изъяты> в отношении администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на основании исполнительного листа № 2-868/2012, выданного во исполнение вышеуказанного решения Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22.03.2012.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Марий Эл от <данные изъяты> исполнительное производство окончено в связи с установлением порядка организации предоставления бесплатного дошкольного образования и выполнением решения суда в полном объеме.
Таким образом, отмеченное выше решение от 22.03.2012 было исполнено администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» в полном объеме, каких-либо объективных причин невозможности исполнения решения суда по настоящему делу с учетом установленного выше срока суд не усматривает.
При этом сам по себе факт вынесения аналогичного по сути решения по спору между теми же сторонами не влечет прекращение производства по делу, поскольку обстоятельства по настоящему делу – иные (факт наличия очереди на учете для получения путевки в муниципальные дошкольные образовательные учреждения установлен по состоянию на 01.01.2016).
Ссылка ответчика на то, что суд не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, является несостоятельной, поскольку противоречит требованиям закона, предусматривающего соответствующую обязанность органов местного самоуправления по обеспечению права на получение дошкольного образования. Решением суда не накладывается обязанность на ответчика по принятию каких-либо нормативных правовых актов в указанной сфере, не указывается на то, каким конкретным способом должна быть исполнена обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях для лиц, имеющих право на получение данного вида образования (путем создания новых муниципальных дошкольных учреждений, расширения существующих и т.п.).
Доводы об отсутствии необходимых денежных средств для исполнения решения суда в случае удовлетворения иска также отклоняются судом, поскольку само по себе данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в иске с учетом, в частности, особой значимости права на получение дошкольного образования в свете вышеприведенных положений Конвенции по правам ребенка и Конституции Российской Федерации. Кроме того, данное обстоятельство учтено выше при определении срока, в который администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» необходимо выполнить возложенную на нее обязанность.
Также суд отмечает, что в силу пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в муниципальных учреждениях, действующее законодательство закрепляет обязанность реализовывать это право также и за Республикой Марий Эл посредством предоставления субвенций бюджету муниципального образования «Город Йошкар-Ола».
С указанным выводом согласуется и позиция Министерства финансов Республики Марий Эл, изложенная в предоставленном отзыве на исковое заявление прокурора г.Йошкар-Олы.
Кроме того, недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований не может быть принята во внимание в силу приведенной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.05.2006 №5-П.
Является необоснованной ссылка ответчика и третьих лиц на то, что прокурор фактически обращается в интересах определенного круга лиц, поскольку на учете в Управлении образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» для получения путевки в муниципальную образовательную организацию находятся конкретные лица.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пояснениям представителей Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», а также исходя из Административного регламента прием заявлений и документов для постановки на учет детей, имеющих право на получение дошкольного образования, проживающих на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» (пункты 3.3.1, 3.3.2) ведется постоянно, следовательно, количество детей, состоящих на учете, не является постоянной величиной, оно меняется, не позволяя с абсолютной точностью выявить конкретный перечень лиц, состоящих на учете.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Возложить на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях для лиц, имеющих право на получение данного вида образования, в срок до <данные изъяты> года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.Е.Конышев
Мотивированное решение составлено 24.02.2016.