ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8310/2017 от 14.02.2018 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2018 года город Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Артеменко А.В.,

при секретаре Шамиевой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-967/2018 по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» о присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что в октябре 2017 года он обратился в Департамент социального развития ХМАО-Югры через филиал КУ «Центр социальных выплат» в г. Нижневартовске с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», указав на тот факт, что на основании приказа Министерства энергетики и электрификации С. от <дата> он был награжден Почетной грамотой Министерства энергетики и электрификации С. и ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности за долголетнюю и плодотворную работу, большой вклад, внесенный в развитие энергетики страны, и в связи с празднованием Дня энергетика. <дата> он получил ответ от Департамента, в котором ему протоколом от <дата> отказано в присвоении звания «Ветеран труда». Отказ мотивирован тем, что указанная Почетная грамота не включена в Перечень наград, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания Ветеран труда, утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от <дата> Истец считает такой отказ незаконным, так как указанная Почетная грамота отнесена к ведомственным наградам. К полномочиям КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» относится выдача удостоверения «Ветеран труда», однако в выдаче такого удостоверения ему было отказано. Просит признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Департамент социального развития ХМАО – Югры присвоить ему звание «Ветеран труда», обязать Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальных выплат» выдать ему удостоверение «Ветеран труда».

Истец ФИО1 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по доверенности ФИО2 в судебном заседании представила письменные возражения на исковое заявление, в которых указано, что истцом не представлены документы, подтверждающие награждение ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Представленная истцом Почетная грамота не значится в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Порядком присвоения звания «Ветеран труда» на Департамент не возложены функция расширительного толкования понятия «ведомственные знаки отличия в труде». Принятое решение Департаментом было осуществлено в пределах своих полномочий. Полагает, что истец должен оспаривать норму права, регламентирующую Перечень наград, а не процедуру присвоения звания «Ветеран труда». Кроме того, вопрос выдачи удостоверения «Ветеран труда» не входит в компетенцию филиала КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат». Выдача удостоверений «Ветеран труда» осуществляется многофункциональным центром. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Ответчик Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил.

В соответствии с ч.4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, извещенного о времени и месте слушания дела надлежащим образом.

Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика Департамента социального развития ХМАО-Югры, с учетом исследования и анализа письменных материалов дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, в том числе копиями трудовой книжки, пенсионного удостоверения, что истец имеет необходимый трудовой стаж и является получателем пенсии по старости с <дата>.

Как подтверждается Почетной грамотой и соответствующей записью в трудовой книжке истца, на основании приказа от <дата> Министерство энергетики и электрификации СССР и ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности награждают ФИО1, бригадира электролинейщиков МК-101, Почетной грамотой за долголетнюю и плодотворную работу, большой вклад, внесенный в развитие энергетики страны, и в связи с празднованием Дня энергетика.

<дата> письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» (протокол от <дата>) по причине отсутствия Почетной грамоты Министерства энергетики и электрификации СССР и ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от <дата>.

Ответчиком не оспариваются представленные стороной истца документы, подтверждающие награждение истца, наличие трудового стажа и другие, прилагаемые к исковому заявлению документы, подлинность представленных документов проверена ответчиком при принятии решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и так же не оспаривается. Судом учитывается, что отказ в присвоении звания «Ветеран труда» имеет одно основание принятого решения – Почетная грамота Министерства энергетики и электрификации СССР и ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от <дата>п.

Кроме того, в письменных возражениях ответчик указывает, что порядком присвоения звания «Ветеран труда» на Департамент не возложена функция расширенного толкования понятия «ведомственные знаки отличия в труде», в связи с чем, истец должен оспаривать норму права, регламентирующую Перечень наград. Суд считает данные доводы необоснованными, и приходит к следующим выводам по следующим основаниям.

Общественные отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2статьи 7Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с пунктом «ж» части 1статьи 72Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

Исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с пп. 2 п.1 ст.7 Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции ст. 3 Федерального закона от 29.12.2015г. № 388-ФЗ, вступившей в силу с <дата>, далее по тексту – Закон о ветеранах) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Федеральным законом от <дата> № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» ст. 7 Закона о ветеранах дополнена п.1.1, вступившим в силу с <дата>, согласно которому порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от <дата>, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Ввиду соблюдения вышеуказанных конституционных прав граждан, внося изменения в ст. 7 Закона о ветеранах, уменьшая с <дата> круг лиц, являющихся ветеранами труда, лицами, награжденными не любыми ведомственными знаками отличия в труде, а только ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) законодатель в ч.3 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 388-ФЗ (вступившей в силу с <дата>) установил, что за гражданами, которые по состоянию на <дата> награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Таким образом, присвоение звания «Ветеран труда» лицу, награжденному ведомственным знаком отличия до <дата>, осуществляется по ранее действовавшим основаниям, которыми являются: награждение ведомственными знаками отличия в труде, наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Статья 7 Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции до <дата>), а также ч.3 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 388-ФЗ, не содержат перечня и особых условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.

Не рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде: награды, учрежденные организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, войсковыми частями, структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных фестивалей народного творчества, ВДНХ, (ВСХВ), коммерческими структурами, свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ или о регистрации баз данных, дипломы, подтверждающие ученое звание или степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за победу или участие в спортивных и иныхсоревнованиях.

Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляли и осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.

Пунктом 7 Общего положения о министерствах СССР, утвержденного Постановлением Советом Министров СССР от <дата> и пунктом 3 Положения о Министерстве энергетики и электрификации СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от <дата>, предусмотрено, что министерство энергетики и электрификации СССР является союзно-республиканским министерством. Министерства энергетики и электрификации союзных республик составляли единую систему Министерства энергетики и электрификации СССР.

Согласно пп. «т» п. 6 Положения и Министерстве энергетики и электрификации СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от <дата>, Министерство энергетики и электрификации СССР, наряду с осуществлением предусмотренных Общими положениями о министерствах СССР функций в области планирования, науки и техники, капитального строительства, материально-технического снабжения, финансов и кредита, кадров, труда и заработной платы, а также в области экономических, научно-технических и культурных связей с зарубежными странами, в установленном порядке награждает передовых работников системы Министерства нагрудными значками, почетными грамотами и применяет иные виды поощрения.

Содержание вышеприведенных норм позволяет суду сделать вывод, что Почетная грамота Министерства энергетики и электрификации СССР и ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности относится к ведомственному знаку отличия в труде, который дает право истцу для присвоения звания «Ветеран труда».

В статье 7 Федерального закона от <дата> №5-ФЗ «О ветеранах» указано, что ветеранами труда являются, в том числе лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Истцом к исковому заявлению приложены копии трудовой книжки и пенсионного удостоверения, подтверждающего, что истец является получателем пенсии по старости с <дата>.

В силу положений статьи 2.1 постановления Правительства ХМАО - Югры от <дата> N 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры» и выдачи удостоверений» звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами и медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Как было указано выше, Почетная грамота Министерства энергетики и электрификации СССР и ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности является ведомственным знаком отличия в труде. Истец имеет необходимый трудовой стаж, то есть полностью соответствует критериям и относится к категориям граждан, указанным в статье 7 Федерального закона от <дата> №5-ФЗ «О ветеранах» и в статье 2.1 постановления Правительства ХМАО - Югры от <дата>-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры» и выдачи удостоверений».

Ответчиком в решении об отказе в присвоении звания указано, что Почетная грамота Министерства энергетики и электрификации СССР и ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности не включена в Перечень наград, утвержденных постановлением Правительства ХМАО-Югры от <дата>-П в целях принятия решения о присвоении звания ветерана труда. Вместе с тем ссылка в обоснование своего решения на отсутствие награды истца в данном перечне, не позволяющее принять ответчику решение о присвоении звания «Ветеран труда», основан на неправильном толковании пункта 4 статьи 7 Федерального закона от <дата> №5-ФЗ «О ветеранах» (порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации) и постановления Правительства ХМАО - Югры <дата>-П «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий ХМАО - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда ХМАО - Югры.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5статьи 76Конституции Российской Федерации).

Действительно, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако, по смыслу данной нормы федерального законодательства под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Федерального закона от <дата> №5-ФЗ «О ветеранах» к лицам, перечень которых является исчерпывающим.

Таким образом, при принятии решения по исковому заявлению ФИО1 суд исходит из того, что региональный законодатель, определяя понятие ведомственного знака отличия в труде, не может сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, так как это не согласуется со статьей 7 Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции до <дата>) и ч.3 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 388-ФЗ.

Ответчиком – Департаментом социального развития ХМАО - Югры не было представлено суду доказательств законности принятого решения.

Порядок присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО - Югры» и выдачи удостоверений утвержден постановлением Правительства ХМАО - Югры от <дата>-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры» и выдачи удостоверений».

В пункте 1 данного Постановления установлено, что Департамент социального развития ХМАО-Югры является уполномоченным исполнительным органом государственной власти ХМАО - Югры, осуществляющим присвоение званий «Ветеран труда».

На основании изложенного, суд считает, что истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», а отказ Департамента социального развития ХМАО – Югры в присвоении ему этого звания является незаконным.

В соответствии с Порядком присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО - Югры» (в редакции постановления Правительства ХМАО - Югры от <дата>-п,постановления Правительства ХМАО - Югры от <дата>-п) оформление удостоверения «Ветеран труда» осуществляется управлениями социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Управления), удостоверения «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» - Центром социальных выплат. Выдача удостоверений «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» осуществляется многофункциональным центром (п.1.3.). Копии решений о присвоении званий (отказе в присвоении званий) в течение семи календарных дней со дня вынесения решения направляются в Управления и Центр социальных выплат для оформления и выдачи удостоверений (п. 2.7). Управления и Центр социальных выплат оформляют удостоверения в течение пяти рабочих дней со дня получения приказа Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и передают по акту приема-передачи оформленные удостоверения в многофункциональный центр для выдачи их гражданам (п.4.1.).

Таким образом, из вышеуказанных норм порядка следует, что полномочиями по оформлению и выдаче удостоверений «Ветеран труда» ответчик КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» не наделен.

На основании изложенного, суд полагает, что требования истца обязать КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» в г. Нижневартовске выдать истцу удостоверение «Ветеран труда» удовлетворению в настоящее время не подлежат, как заявленные к лицу, не наделенному соответствующими полномочиями по выдаче соответствующего удостоверения, а также не отказывавшему истцу в выдаче требуемого удостоверения.

Таким образом, в требованиях истца к КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать за ФИО1 право на присвоение ему звания «Ветеран труда».

Обязать Департамент социального развития Ханты – Мансийского автономного округа – Югры принять решение о присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда».

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижневартовский городской суд.

Судья Артеменко А.В.

Копия верна

Судья Артеменко А.В.