РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Калачинский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Дементьева Е.П.,
при секретаре ФИО3,
с участием помощника Калачинского межрайонного прокурора ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Калачинского межрайонного прокурора в интересах РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования к главе Калачинского муниципального района <адрес> ФИО1 о признании незаконным действий главы администрации и обязании принятии мер к их устранению, суд
УСТАНОВИЛ:
Калачинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В заявлении указал, что Калачинской межрайонной прокуратурой в августе-сентябре 2012 года проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Калачинского муниципального района требований федерального законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, в ходе которой выявлены нарушения в указанной сфере. В ходе проведения настоящей проверки установлено, что согласно Решению избирательной комиссии Калачинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О результатах выборов главы Калачинского муниципального района <адрес>» избранным на должность главы Калачинского муниципального района является ФИО1. Распоряжением главы Калачинского муниципального района <адрес> № 21-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ приступил к исполнению полномочий главы <адрес>. Также установлено, что в соответствии с выписками из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 как физическое лицо является учредителем (участником) ООО «Завод металлоконструкций «Лазерформ» с долей уставного капитала 500 рублей, как физическое лицо является учредителем (участником) ООО «РегионПроект» с долей в уставном капитале 17 000 рублей. Указанные юридические лица осуществляют деятельность на территории <адрес>. Выявленные нарушения законодательства о коррупции и общих принципах организации органов местного самоуправления создают условия для коррупционных проявлений со стороны главы района в части использования муниципального имущества для деятельности указанных юридических лиц. На основании изложенного просит суд признать противоречащим законодательству, а именно требованиям п.п. 1-3 ч. 7 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» действия главы Калачинского муниципального района <адрес> ФИО1, выразившиеся в его участии в качестве учредителя ООО «Завод металлоконструкций «Лазерформ», ООО «РегионПроект», и обязать главу Калачинского муниципального района <адрес> ФИО1 устранить нарушение требований п.п. 1-3 ч. 7 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части его участия в качестве учредителя в ООО «РегионПроект», ООО «Завод металлоконструкций «Лазерформ».
В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 уточнил исковые требования, просил признать противоречащими законодательству Российской Федерации, а именно частям 9, 9.1 статьи 37, пунктам 1-3 части 7 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 2 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», частям 2.1, 6 статьи 25 Устава Калачинского муниципального района <адрес>, действия Главы администрации Калачинского муниципального района <адрес> ФИО1, выразившиеся в его участии в качестве учредителя Общества с ограниченной ответственностью «РегионПроект», Общества с ограниченной ответственностью «Завод металлоконструкций «Лазерформ» в период осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, и возложить на Главу администрации Калачинского муниципального района <адрес> обязанность в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, устранить нарушение указанных требований законодательства Российской Федерации, в части участия в качестве учредителя Общества с ограниченной ответственностью «Завод металлоконструкций «Лазерформ» в период осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления. Кроме того ФИО4 показал, что возмездного, либо безвозмездного отчуждения доли в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ФИО1 не производилось. Факт подачи заявления об исключении его из участников учредителей юридических лиц, и не принятия к тому мер регистрационного характера, не являются основанием к освобождению от ответственности. Согласно условиям представленных суду договоров о передаче управления долей в ООО «Завод металлоконструкций «Лазерформ», ООО «РегионПроект», переданы лишь полномочия по управлению долей третьему лицу, с обязанностью его ежемесячного отчета о проведенной деятельности перед ФИО1, что свидетельствует о сохранении контроля за управлением юридическим лицом, а кроме того, согласно условиям договоров, средства и имущество учредителя управления должны учитываться управляющем на отдельном балансе, а после окончания срока действия договора - денежные средства и имущество, полученные от деятельности обществ, должны быть переданы временным управляющим учредителю управления долей. Тем самым, ФИО1 фактически определен его представитель в хозяйствующих обществах, что не исключило действия ФИО1 в управлении обществами.
Ответчик ФИО1 был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела судом, в судебное заседание не явился, не просил об отложении разбирательства по делу, не сообщал об уважительности причин своего отсутствия.
Представитель ответчика ФИО5 действующая на основании доверенности, не соглашаясь с требованиями о признании противоречащими законодательству Российской Федерации, а именно частям 9, 9.1 статьи 37, пунктам 1-3 части 7 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 2 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», частям 2.1, 6 статьи 25 Устава Калачинского муниципального района <адрес>, действия Главы администрации Калачинского муниципального района <адрес> ФИО1, просила отказать в их удовлетворении, при этом не оспаривая требований в части обязания ФИО1 в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, устранить нарушение указанных требований законодательства Российской Федерации, показав при этом, что на момент возникновения у ФИО1 полномочий главы муниципального района, им был осуществлен выход из списка учредителей ряда юридических лиц, лишь два из которых, куда также были поданы о том заявления, мер регистрационного характера не предприняли. По данным обстоятельствам ФИО1 были заключены договоры доверительного управления в рамках действия указанных юридических лиц: ООО «РегионПроект» и ООО «Завод металлоконструкций «Лазерформ». В настоящее время из списка учредителей ООО «РегионПроект» ответчик исключен, а ООО «Завод металлоконструкций «Лазерформ», не осуществлявшей деятельности с момента возникновения, подано заявление о ликвидации, что свидетельствует об отсутствии деятельности ответчика в управлении указанными лицами и получении доходов.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в <адрес> ООО «РегионПроект» создано ДД.ММ.ГГГГ года, ООО «Завод металлоконструкций «Лазерформ» создано ДД.ММ.ГГГГ года, одним из учредителей данных хозяйствующих субъектов является ФИО1
Согласно Решению избирательной комиссии Калачинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О результатах выборов главы Калачинского муниципального района <адрес>» избранным на должность главы Калачинского муниципального района является ФИО1.
Распоряжением главы Калачинского муниципального района <адрес> № 21-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ приступил к исполнению полномочий главы <адрес>.
На основании договоров от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-46), ФИО1 передал принадлежащее имущество – право на долю в уставном капитале ООО «РегионПроект» и ООО «Завод металлоконструкций «Лазерформ» в доверительное управление управляющему – ФИО6
В соответствии с данными договорами, Управляющий осуществляет управление имуществом в интересах Учредителя (п.1.1), средства и имущество учредителя управления должны учитываться управляющим на отдельном балансе с ведением обособленного учета доходов, с обязательным отчетом перед Учредителем не реже одного раза в год (п.2.6), управляющий обязан передавать учредителю чистые доходы в срок не позднее трех месяцев после истечения соответствующего отчетного периода (п.2.8), а после окончания срока действия договора - денежные средства и имущество, полученные от деятельности обществ, должны быть переданы управляющим учредителю управления долей (п.2.9).
Таким образом, согласно условий указанных договоров, Учредителем предоставлены Управляющему права управления юридическим лицом, но с осуществлением контроля Учредителем в рамках годовой отчетности, и получения Учредителем доходов и иных платежей от данных юридических лиц, т.е. участия Учредителя, являющегося ответчиком, в осуществлении контроля и руководства с получением доходов в рамках хозяйственной деятельности данных юридических лиц.
Сведений о выходе ФИО1 из состава учредителей ООО «Завод металлоконструкций «Лазерформ» суду не представлено, напротив согласно выписки из ЕГРЮЛ (л.д.30-33) на ДД.ММ.ГГГГ он указан в числе учредителей, согласно выписке из ЕГРЮЛ на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-7), в качестве учредителей ООО «РегионПроект» зарегистрирован ФИО1, в то время как на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-29) из таковых исключен, являясь избранным на должность главы ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. На основании п.п. 1-3 ч. 7 ст. 40 Закона, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью, состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации ему не поручено участвовать в управлении этой организацией, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Введение данных ограничений обусловлено необходимостью обеспечить эффективную деятельность по исполнению полномочий главы муниципального образования и установить препятствия возможному злоупотреблению его своими полномочиями.
Кроме того, в соответствии с п. 7.1 данной статьи Закона выборное должностное лицо органа местного самоуправления должно соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Статьей 12.1 ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе: 1) замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления; 2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм; 3) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку ответчик ФИО1, являясь лицом, замещающим муниципальную должность, и осуществляющий свои полномочия на постоянной основе в нарушение п. 2 ст. 12.1. Федерального Закона, не прекратил своего участия в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм, сохранив, согласно условий договоров за собой не только права контроля управления обществами, но и получения доходов.
При разрешении спора суд учитывает положения ст. 206 ГПК РФ, мнение прокурора и представителя ответчика о необходимости установления срока, достаточного для исполнения решения суда, выхода ФИО1 по избранному им способу из состава учредителей хозяйствующих субъектов, внесения необходимых изменений в учредительные документы юридических лиц и внесение необходимых сведений в ЕГРЮЛ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Калачинского межрайонного прокурора района в интересах РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования к главе Калачинского муниципального района <адрес> ФИО1 о признании незаконным действий главы администрации и обязании принятии мер к их устранению удовлетворить.
Признать противоречащими законодательству Российской Федерации, а именно частям 9, 9.1 статьи 37, пунктам 1-3 части 7 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 2 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», частям 2.1, 6 статьи 25 Устава Калачинского муниципального района <адрес>, действия Главы администрации Калачинского муниципального района <адрес> ФИО1, выразившиеся в его участии в качестве учредителя ООО «РегионПроект», ООО «Завод металлоконструкций «Лазерформ» в период осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.
Возложить на Главу администрации Калачинского муниципального района <адрес> обязанность в срок, не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, устранить нарушение требований законодательства Российской Федерации, а именно частей 9, 9.1 статьи 37, пунктов 1-3 части 7 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 2 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», частей 2.1, 6 статьи 25 Устава Калачинского муниципального района <адрес> в части участия в качестве учредителя ООО «Завод металлоконструкций «Лазерформ» в период осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения
Судья
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья