РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2017 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Дятлова С.Ю., при секретаре Спесивой П.А., с участием в судебном заседании: представителя истца – ФИО1, представителя ответчика – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–831/2017 по иску Иркутского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения законодательства о железнодорожном транспорте и о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Иркутский транспортный прокурор обратился в Мещанский районный суд <адрес> с иском к ОАО «Российские железные дороги» об обязании:
- привести в соответствие с установленными требованиями ширину пассажирских платформ восточного и западного направления остановочного пункта «<данные изъяты>» Восточно-Сибирской железной дороги в трёхмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу;
- оборудовать остановочный пункт «<данные изъяты>» Восточно-Сибирской железной дороги в восточном и западном направлениях пешеходными настилами через железнодорожные пути в срок с момента вступления решения суда в законную силу;
- оборудовать остановочный пункт «<данные изъяты>» Восточно-Сибирской железной дороги информационными знаками для проезда и перехода через железнодорожные пути в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы следующим.
Иркутской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о правах пассажиров на остановочном пункте «<данные изъяты>» Восточно-Сибирской железной дороги, в ходе которой выявлены нарушения законодательства.
Данный остановочный пункт, расположенный на 5219 километре ВСЖД, не оборудован пешеходными настилами и отсутствуют знаки, обозначающие пешеходные переходы.
В соответствии с требованиями главы № 7 Отраслевых норм технологического проектирования железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования, утверждённых указанием МПС России от 31.12.1997 № О-1у, минимальная ширина боковой платформы должна составлять 4 метра.
Исключением являются малые вокзалы и железнодорожные линии III и IV категорий вне пределов расположения здания – не менее 3 метров.
Проведённой проверкой установлено, что, в нарушение указанных требований, ширина пассажирских платформ как с западного, так и с восточного направления остановочного пункта «Садовая», составляет 2,4 метра.
Данные обстоятельства явились основаниями для обращения прокурора с иском в суд.
Определением Мещанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дело направлено для рассмотрения по подсудности в Кировский районный суд г. Иркутска.
Определением суда от 14 апреля 2017 года производство по делу в части обязания ОАО «Российские железные дороги» оборудовать остановочный пункт «Садовая» Восточно-Сибирской железной дороги в восточном и западном направлениях пешеходными настилами через железнодорожные пути и информационными знаками для проезда и перехода через железнодорожные пути прекращено в связи с отказом истца от данной части исковых требований.
В судебном заседании представитель истца – ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика – ФИО2 не признала исковые требования, указывая, что пассажирские платформы остановочного пункта «<данные изъяты>» соответствуют установленным требованиям.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд пришёл к выводу, что исковые требования Иркутского транспортного прокурора удовлетворению не подлежат.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, Иркутской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о правах пассажиров на остановочном пункте «<данные изъяты>» Восточно-Сибирской железной дороги.
В ходе проверки было выявлено, что на остановочном пункте имеется 2 береговые пассажирские платформы в западном и восточном направлениях железнодорожных путей.
Ширина обеих платформ составляет 2,4 метра.
Данная ширина не соответствует требованиям, установленным главой № 7 Отраслевых норм технологического проектирования железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования, утверждённых указанием МПС России от 31.12.1997 № О-1у, согласно которым минимальная ширина боковой платформы должна составлять 4 метра.
Выявленные нарушения явились основаниями для обращения прокурора с иском в суд.
Исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1.1 Отраслевых норм технологического проектирования железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования (далее – Отраслевые нормы), утверждённых указанием МПС России от 31.12.1997 № О-1у, настоящие нормы распространяются на проектирование новых, реконструкцию и (или) техническое перевооружение (модернизацию) действующих железнодорожных вокзалов, предназначенных для обслуживания пассажиров дальнего следования (далее - прямого и местного сообщений) с расчетной вместимостью 50 пассажиров и более. Нормы обязательны для всех организаций и предприятий, осуществляющих проектирование и строительство вокзалов, сооружаемых как самостоятельно, так и в объединении с помещениями для пригородных пассажиров, электрической централизации (ЭЦ), связи, багажных отделений, товарных контор и других железнодорожных служб
Пассажирские платформы вокзалов предназначены для кратковременного ожидания поездов, посадки и высадки пассажиров, а также (в необходимых случаях по местным условиям для производства почтово-багажных операций (пункт 7.1 Отраслевых норм).
Согласно пункту 7.8 Отраслевых норм минимальная ширина платформы боковой (береговой) должна составлять не менее 6 метров.
На малых вокзала и линиях III и IV категорий – не менее 3 метров.
Распоряжением ОАО «РЖД» от 02.02.2017 № 212 пригородный железнодорожный участок <данные изъяты>, на котором расположен остановочный пункт «<данные изъяты>», относится к VI категории, с неинтенсивным движением пригородных поездов (8 пар пригородных поездов в сутки).
Требования Отраслевых норм относятся к проектированию и последующему строительству новых объектов для пассажиров дальнего следования.
Остановка поездов дальнего следования на остановочном пункте не предусмотрена. Платформы остановочного пункта предназначены только для посадки и высадки пассажиров пригородного сообщения.
В связи с этим, требования Отраслевых норм к платформам остановочного пункта «<данные изъяты>» не подлежат применению.
Согласно пункту 13.9 Строительно-технических норм Министерства путей сообщения Российской Федерации СТН Ц-01-95 «Железные дороги колеи 1510 мм» (далее – Строительно-технические нормы), введённых 01.01.1996, ширину основной боковой пассажирской платформы следует принимать не менее 6 м, а при переустройстве существующих станций, расположенных в трудных условиях – не менее 5 м в пределах расположения зданий вокзала и не менее 4 м на остальном протяжении (пункт 13.9 Строительно-технические нормы).
При этом, пунктом 1.1 данных Строительно-технических норм требования настоящего документа должны соблюдаться при проектировании новых железнодорожных линий, дополнительных (вторых, третьих и четвёртых) главных путей и усиления (реконструкции) существующих линий, отдельных сооружений и устройств железных дорог колеи 1520 мм общей сети Российской Федерации и внешних железнодорожных подъездных путей.
Платформы остановочного пункта «<данные изъяты>» построены в <данные изъяты> году, поэтому требования Строительно-технических норм к данным платформам не подлежат применению до проведения их реконструкции.
Таким образом, из материалов дела не следует, что платформы остановочного пункта «<данные изъяты>» не соответствуют каким-либо установленным нормативно-правовыми актами требованиям.
В связи с этим, исковые требования Иркутского транспортного прокурора не подлежат удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Иркутского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» об обязании привести в соответствие с установленными требованиями ширину пассажирских платформ восточного и западного направления остановочного пункта «<данные изъяты>» Восточно-Сибирской железной дороги в трёхмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течении месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий С.Ю. Дятлов
Мотивированное решение изготовлено 27.04.2017